Решение Самарского областного суда от 1 марта 2018 г. N 3а-577/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "А." о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "А." (далее ООО "А.) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в названный пункт Перечня включено принадлежащее обществу на праве собственности нежилое здание - Административно-бытовой комплекс с кадастровым номером N , площадью 2281,0 кв. м, по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: под производственную базу, что не предполагает размещение на нем административно-деловых и торговых центров (комплексов), а предполагает его использование в хозяйственной деятельности общества. Содержащиеся в технических документах сведения не позволяют с достоверностью утверждать, что более 20% общей площади помещений, расположенных в указанном здании, предназначены для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Все помещения здания, включая гараж, используются сотрудниками предприятия.
Считает свои права нарушенными, поскольку включение принадлежащего ему нежилого здания в Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца С.А.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ соответствует требованиям действующего законодательства.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора К.А.И., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Статьёй 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год" /далее Перечень/.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года и в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, N 316 (29862) 29.11.2016 (продолжение), N 318 (29864) 30.11.2016 (продолжение), что не оспаривается.
Под пунктом N в указанный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером N , площадью 2 281,0 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что собственником спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N является ООО "А.", что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 26.02.2004 г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) от 02.11.2017, 22.02.2018 г.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По данным Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости с кадастровым номером N , площадью 2 281, 0 кв. м, имеет назначение: "нежилое здание (сооружение)" и наименование: "Административно-бытовой комплекс", включающий в себя:
- административное здание с гараж-стоянкой на 4 автомашины, литера А, А1, площадью 652, 3 кв. м;
- бытовую канализацию, литера К, протяженность - 101,49п. м;
- хозпитьевой водопровод, литера В, протяженность - 90,48 п. м;
- тепловые сети, литера Т, протяженность - 113,75 п. м;
- воздушную кабельную линию, литера Эк, протяженность - 239, 4п. м;
- воздушную телефонную линию, литера Тл, протяженность - 114,0 п. м;
- асфальтированную площадку, литера Б, площадью 1227, 7 кв. м.
Указанный административно-бытовой комплекс расположен на принадлежащем ООО "А." земельном участке с кадастровым номером N , площадью 3 841 +/-22 кв. м, с видом разрешенного использования: под производственную базу, по адресу ориентира: <адрес>.
Согласно документам технического учета - технического паспорта от 05.01.2004 г., административное здание с гараж-стоянкой включает в себя: 1 этаж - гаражи, вентиляционные камеры, эл. щитовая, узел управления, бытовки, раздевалка, 2 кабинета, сан. узлы, душевую, коридор, лестничные клетки, тамбур; 2 этаж - коридор, санузлы, комната отдыха, лестничная клетка, 6 кабинетов, балкон. По данным технического паспорта прилегающая к зданию асфальтобетонная площадка имеет площадь 1227, 7 кв. м.
Таким образом, сведения об объекте с кадастровым номером N , содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, прямо не предусматривают размещение административно-деловых либо торговых центров (комплексов), офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из вида разрешенного использования земельного участка, назначение нежилого здания (административно-бытовой комплекс) не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорного здания на момент формирования и утверждения Перечня на 2017 год, не проводилось.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что все помещения здания, включая гараж и асфальтированную площадку, в аренду не сдаются, используются исключительно в хозяйственной, производственной деятельности общества.
Вместе с тем, технической документацией на спорный объект недвижимости не предусмотрено размещение в здании производственных помещений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и Устава общества, основным видом деятельности ООО "А." является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах; дополнительными - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, деятельность агентов по оптовой торговле твердым и жидким и газообразным топливом и связанными продуктами, торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами, деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, деятельность стоянок для транспортных средств и пр.
Однако, производственная деятельность не указана ни в числе основных, ни в числе дополнительных видов деятельности общества.
Как видно из акта осмотра кадастровым инженером объекта недвижимого имущества от 17.11.2017 г., представленного административным истцом, на 1 этаже административного здания расположен кабинет (приемная) N 20, 21, площадью 14, 5 и 15, 5 кв. м; на 2 этаже - кабинеты директора общества N 6, площадью 24, 7 кв. м, секретаря N 7, площадью 16 кв. м, зам. директора N 8-16, 6 кв. м, главного бухгалтера N 9-16, 3 кв. м, бухгалтерии N 10-16, 3 кв. м, архив N 11-15, 3 кв. м.
Согласно фотоматериалам названные помещения оснащены офисной мебелью и техникой; к зданию прилегает асфальтированная площадка, обеспечивающая парковку автотранспортных средств к административно-бытовому комплексу.
В ходе судебного разбирательства министерством имущественных отношений назначен осмотр здания, который проведен уполномоченной организацией - Государственным казённым учреждением "Региональный центр недвижимости".
Как видно из Акта от 26.02.2018 г., подготовленного по результатам визуального осмотра объекта, к фактически используемым в качестве офисных отнесены помещения площадью 101, 7 кв. м (поз.1, 2, 3); к объектам офисной инфраструктуры - асфальтированная площадка площадью 1227, 7 кв. м, используемая в качестве площадки для парковки автомашин, а всего 1329, 4 кв. м от общей площади комплекса.
Учитывая, что основным видом деятельности общества является торговля, администрация и иные службы ООО "А." расположены в офисах по юридическому адресу в здании административно-бытового комплекса, где как следует из объяснений представителя административного истца ведется хозяйственная и деловая деятельность общества - проводятся встречи, переговоры, заключаются сделки, оформляется иная документация, принимая во внимание, что в состав комплекса входит и используемая для парковки автотранспорта асфальтированная площадка, обеспечивающая подъезд к зданию, суд приходит к выводу о том, что более 20% общей площади спорного объекта фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Таким образом, учитывая положения подпункта 1 пункта 1 и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое здание (сооружение) - административно-бытовой комплекс с кадастровым номером N , площадью 2 281, 0 кв. м, обоснованно включено в Перечень объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, поскольку фактически используется ООО "А." для осуществления самостоятельной административной и деловой деятельности.
Суд полагает, что в ходе судебного разбирательства объективно подтверждено фактическое использование спорного административно-бытового комплекса в целях, перечисленных в п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно в целях делового, административного назначения, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "А." о признании недействующим со дня его принятия Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года в части включения в него под пунктом N нежилого здания - административно-бытовой комплекс с кадастровым номером N , площадью 2 281 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.03.2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 1 марта 2018 г. N 3а-577/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании