Решение Самарского областного суда от 11 января 2018 г. N 3а-27/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-27/2018 по административному исковому заявлению Ш.С.П. о признании недействующим в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
Ш.С.П. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, со дня принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в названный пункт Перечня включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N , площадью 758, 80 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вышеуказанный объект недвижимости не является административно-деловым либо торговым центром, и в нём не размещаются офисы, объекты бытового обслуживания или общественного питания. В техническом паспорте объекта указано, что помещения предназначены для занятий физкультурой и спортом. Указанное нежилое помещение расположено на земельных участках с кадастровыми номерами N и N , видом разрешенного использования которых является "для строительства кафе с бильярдным клубом".
В судебном заседании представитель административного истца Ч.В.М., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что спорный объект включен в Перечень как объект общественного питания, поскольку расположен в здании, имеющем наименование кафе с бильярдным клубом.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО "Г." в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором полагал заявленные требования обоснованными, указав, что Общество является арендатором спорного помещения на основании договора аренды от 01.04.2015 года. С указанного времени нежилое помещение используется для размещения спортивного комплекса, который располагается на 2 и 3 этажах здания. Управление комплексом осуществляет обособленное подразделение ООО "Г." - спортивный клуб "А.", код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 96.04 "Деятельность физкультурно-оздоровительная".
Заинтересованные лица Г.М.А. и Е.Е.Е. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления, в которых выразили согласие с административным иском и просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора А.О.А., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Статьёй 1.1 Закона Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" от 25 ноября 2003 года N 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год" /далее Перечень/. В указанный приказ внесены изменения приказом министерства от 25 декабря 2015 года N 3265.
Под пунктом N в указанный Перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером N , площадью 758, 80 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Приказ издан в установленном законом порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области в день принятия, что не оспаривается.
Из материалов дела следует, что спорное нежилое помещение с кадастровым номером N , площадью 758, 80 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности принадлежит Ш.С.П., Г.М.А. и Е.Е.Е., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 21.06.2012 г., выпиской из ЕГРН от 25.09.2017 г.
26.09.2017 г. Ш.С.П. обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об определении вида фактического использования объекта недвижимости.
11.10.2017 г. министерством в адрес Ш.С.П. направлено уведомление, из которого следует, что согласно сведениям, полученным из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимого имущества с кадастровым номером N является нежилым помещением в нежилом здании кафе с бильярдным клубом, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами N и N с разрешенным использованием "для строительства кафе с бильярдным клубом", в связи с чем, согласно п. п. 1, 4 статьи 378.2 ч. 2 НК РФ, п. 12 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 г. N 402, министерство принимает решение об определении вида фактического использования спорного объекта как объекта общественного питания и, соответственно, об отсутствии оснований для исключения спорного объекта из Перечня.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании п. 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно технического паспорта нежилого помещения с кадастровым номером N , в указанном помещении располагаются электрощитовые (1,7 и 2, 3 кв. м), тренажерные залы (402, 0 кв. м, 69, 9 кв. м, 60, 3 кв. м), раздевалки (71, 5 кв. м, 52, 9 кв. м), умывальник (1, 9 кв. м), душевые (9, 5 кв. м, 8, 2 кв. м) туалеты (1, 2 кв. м, 1, 3 кв. м), подсобное помещение (4,4 кв. м), коридор (35. 4 кв. м), солярии (5, 6 и 5, 9 кв. м), моечная (3, 4 кв. м), кабинет (21, 4 кв. м).
В этой связи оснований полагать, что нежилое помещение является объектом общественного питания, у административного ответчика не имелось.
Мероприятия по определению фактического использования указанного нежилого помещения административным ответчиком не производились.
В обоснование того, что спорное нежилое помещение не является объектом общественного питания, административный истец представил заключение кадастрового инженера ФИО1 от 04 декабря 2017 года N , из которого следует что нежилое помещение с кадастровым номером N является помещением, используемым для занятий спортом. Объект по своему фактическому расположению и конструктивным решениям используется совместно с нежилым помещением с КН N , общей площадью 789, 60 кв. м, этаж 2 и составляет спортивный комплекс.
Из представленных в материалы дела договоров аренды от 01.04.2015 г., 01.03.2016 г., 01.02.2017 г. также следует, что спорное нежилое помещение, площадью 758, 8 кв. м с 01.04.2015 года собственниками передано в аренду ООО "Г.", одним из видов деятельности которого, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является "Деятельность физкультурно-оздоровительная".
По условиям договоров аренды (п. 1.1) нежилое помещение предоставлено арендатору в целях использования для занятий физкультурой и спортом; арендатор обязуется использовать помещение исключительно по его назначению, указанному в п. 1.1 договора (п. 2.2.1).
Согласно сведениям налогового органа, по месту нахождения нежилого помещения: <адрес> поставлено на учет обособленное подразделение ООО "Г." - спортклуб А.
Суду представлены утвержденные директором ООО "Г." 01.06.2015 г. Правила посещения спортклуба.
Установлено также, что нежилое помещение с кадастровым номером N располагается в нежилом здании с кадастровым номером N , имеющим наименование: кафе с бильярдным клубом.
Вместе с тем, суд учитывает, что, в данном случае, в Перечень объектов недвижимого имущества на 2016 год оспариваемым приказом министерства имущественных отношений Самарской области включено не здание кафе с бильярдным клубом (применительно к пункту 4 ст. 378.2 НК РФ, где приведены критерии торгового центра (комплекса) - здание (строение, сооружение)), а расположенное в нем отдельно взятое нежилое помещение. Назначение спорного помещения, согласно выпискам из ЕГРН - нежилое, вид его разрешенного использования не определен.
Установлено также, что указанное здание располагается на земельных участках с кадастровыми номерами N и N . Вид разрешенного использования перечисленных земельных участков: "для строительства кафе с бильярдным клубом", что предполагает их использование для строительства указанного объекта, но не предусматривает размещение на них объектов общественного питания. Единый участок под объект недвижимости по окончании строительства не сформирован, вид его разрешенного использования не определен.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая предназначение и фактическое использование нежилого помещения, принадлежащего на праве долевой собственности Ш.С.П., суд приходит к выводу о том, что указанное помещение не соответствует критерию объекта общественного питания по смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данные о том, что более 20% площади нежилого помещения используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания также отсутствуют.
В связи с этим требование административного истца о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2016 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Ш.С.П. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес> со его дня принятия.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.01.2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 11 января 2018 г. N 3а-27/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании