Решение Самарского областного суда от 14 декабря 2017 г. N 3а-996/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-996/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "К." об оспаривании в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "К." (далее ООО "К.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что в Перечень необоснованно включено принадлежащее обществу нежилое здание (корпус 422Г. Мойка автомобилей гаража) с кадастровым номером N , предназначение и фактическое использование которого не соответствует критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, поскольку размещение в нем административно-деловых и торговых центров, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не предусмотрено. Вышеуказанный объект недвижимости располагается на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования под производственную базу, и включен в Перечень без фактического осмотра ответчиком.
Административный истец полагает, что необоснованное включение названного нежилого здания в Перечень нарушает его права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Просит заявленные требования удовлетворить, взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска в суд в сумме 4 500 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца С.Д.В., являющийся директором ООО "К.", поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., действующая на основании доверенности, требования не признала, пояснила, что включение спорного объекта в Перечень осуществлялось по данным, полученным из регистрирующего органа, в соответствии с его назначением - мойка автомобилей гаража, как предприятия бытового обслуживания. В ходе судебного разбирательства нежилое здание осматривалось ГКУ "Региональный центр недвижимости", было выявлено, что в здании располагаются гараж, склад, тамбур и пустые помещения, в настоящее время вопрос о его исключении из Перечня не разрешен.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора С.А.С., полагавшей, что заявленные требования являются обоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск ООО "К."" подлежит удовлетворению.
В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Из материалов дела следует, что ООО "К." является собственником нежилого здания (Корпус 422Г. Мойка автомобилей гаража), назначением: нежилое здание, площадью 596 кв. м, с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.05.2016 г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15.11.2017 г.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Как следует из пункта 3 статьи 402 НК РФ, кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/.
Данный приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года и в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, N 316 (29862) 29.11.2016 (продолжение), N 318 (29864) 30.11.2016 (продолжение).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и официально опубликован. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В вышеуказанный Перечень под пунктом N включено принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером N .
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п. 4.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно Уставу ООО "К." и выписки из ЕГРЮЛ от 24.10.2017 г. основным видом деятельности общества является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
Установлено и подтверждается техническим паспортом, составленным Самарским областным отделением Средне-Волжского филиала АО "Р.", что объект недвижимости с кадастровым номером N имеет назначение - нежилое здание (корпус 422Г. Мойка автомобилей гаража), литеры Б, Б1, двухэтажное здание 1991 года постройки.
В выписке из ЕГРН об основных характеристиках здания имеется примечание: объект недостроен.
Вышеуказанное здание, расположено на принадлежащем ООО "К." на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N , площадью 23 144, 8 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - занимаемый производственной базой по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.05.2016 г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14.11.2017 г.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка на котором расположен спорный объект недвижимости, не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Исходя из вида деятельности заявителя и разрешенного использования земельного участка, назначение нежилого здания "Корпус 422Г.Мойка автомобилей гаража", не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, акт о фактическом использовании спорного объекта недвижимости на момент формирования и утверждения Перечня не составлялся.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания, имеющейся в техническом паспорте, оно включает в себя следующие нежилые помещения: мойка, коридоры, производственные и подсобные помещения, венткамеры.
В ходе судебного разбирательства по заданию министерства имущественных отношений Самарской области уполномоченной организацией - Государственным бюджетным учреждением Самарской области "Региональный центр недвижимости" проведены мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания (корпус 422Г. Мойка автомобилей гаража).
Согласно представленному акту осмотра от 16.11.2017 года и фотоматериалов к нему, вышеуказанное здание с кадастровым номером N , площадью 596 кв. м., включает в себя: помещение гаража 290, 4 кв. м, склад 266, 2 кв. м, тамбур 2 кв. м, пустое помещение 35, 4 кв. м.
Кроме того, инженером ГКУ СО "РЦН" в акте осмотра сделана отметка, что беспрепятственный доступ на прилегающую к объекту территорию отсутствует. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу населения установить не удалось.
Административным истцом также представлено заключение кадастрового инженера ФИО6 от 23.11.2017 г. о фактическом использовании объекта недвижимого имущества.
Из заключения видно, что результаты натурного обследования спорного нежилого здания свидетельствуют об отсутствии обеспеченности здания инженерными системами водоснабжения, водоотведения и канализации, а также необходимым специализированным оборудованием для мойки автотранспорта, что исключает возможность его использования в указанных целях, равно как и для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из объяснений представителя административного истца следует, что здание используется в качестве гаража для автомобиля директора ООО "К.", а также как складское помещение в производственных целях предприятия.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка, установленного на территории складского комплекса по адресу: <адрес>, утвержденными директором ООО "К." 16.09.2016 г., территория складского комплекса ограждена забором, на ней расположены погрузочные и разгрузочные площади, автогаражи, стоянка.
Установлено также, что территория складского комплекса является охраняемой, посетителям для прохода на территорию выдаются разовые пропуска, что подтверждается установленным пропускным режимом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что нежилое здание - Мойка автомобилей гаража, как и иные расположенные на земельном участке с кадастровым номером N объекты, обеспечивающие деятельность ООО "К.", в своей совокупности составляют единую производственную базу (комплекс).
В нарушение требований ч. 8, 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательств, свидетельствующих о том, что спорный объект отвечает установленным ст. 378.2 НК РФ критериям административно-делового центра, торгово-офисного или иного коммерческого назначения, ответчиком не представлено, как отсутствуют данные о том, что здание используется в качестве объекта торговли, бытового обслуживании или общественного питания.
При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованными требования административного истца о признании недействующим в оспариваемой части приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 г. N 1907.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (включение спорных зданий в Перечень произведено в целях налогообложения на 2017 год), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия данного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
Поскольку заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, понесенные при подаче административного иска расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей подлежат взысканию в пользу ООО "К." с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением N от 24.10.2017 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "К." удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 г. в части включения в него
под пунктом N нежилого здания (корпус 422Г. Мойка автомобилей гаража) с кадастровым номером N , площадью 596 кв. м., расположенных по адресу: <адрес>.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "К." судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.12.2017 г.
Решение Самарского областного суда от 14 декабря 2017 г. 3а-996/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-996/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "К." об оспаривании в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "К." удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 г. в части включения в него под пунктом N нежилого здания (корпус 422Г. Мойка автомобилей гаража) с кадастровым номером N , площадью 596 кв. м., расположенных по адресу: <адрес>.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "К." судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 14 декабря 2017 г. N 3а-996/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании