Решение Самарского областного суда от 18 декабря 2017 г. N 3а-828/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-828/2017 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "С." о признании недействующим Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539, в части установления красных линий на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, в части установления двух территориальных зон на земельном участке по адресу: <адрес>, с участием представителей публичного акционерного общества "С." С.Е.В., В.О.С., Думы г.о. Самары К.П.А., Департамента градостроительства г.о. Самары А.О.С., Департамента управления имуществом г.о. Самары Г.Е.Ю., Администрации г.о. Самары Г.Е.А., установил:
публичное акционерное общество "С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнения просило признать недействующим Генеральный план городского округа Самары, утверждённый решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 (в редакции решений Думы от 7 февраля 2012 года N 181, от 6 сентября 2012 года N 252, от 25 июля 2013 года N 350, от 24 апреля 2014 года N 421, от 20 сентября 2016 года N 124), в части установления красных линий на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с даты нанесения их на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", утверждённой решением Думы от 7 февраля 2012 года N 181, также просило признать недействующими Правила застройки и землепользования в городе Самаре с даты их утверждения постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2011 года N 61, в части установления на земельном участке по адресу: <адрес>, территориальной зоны среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (зона Ж - 3).
Свои требования общество мотивировало тем, что оно является собственником административного здания, расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок под этим зданием предоставлен ему на праве аренды с правом выкупа в собственность 787,20 кв. м. Администрация г.о. Самары постановлением от 31 августа 2016 года N 1204 отказала ему в представлении указанного земельного участка в собственность. Решением Арбитражного суда Самарской области от 1 июля 2017 года отказано в удовлетворении заявления общества об отмене вышеуказанного постановления администрации. Основанием для принятия такого решения послужило наличие красных линий - территорий общего пользования на спорном земельном участке, установленных Генеральным планом, утверждённым решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539. По мнению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт, устанавливающий красные линии без учёта существующей застройки, противоречит пунктам 1, 3.1, 3.3, 5.3.4, подпунктам 8, 9 пункта 3.1.5, подпунктам 6, 7 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, и нарушает его права. Кроме того, на карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, отражено, что земельный участок располагается в двух территориальных зонах: зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (зона Ж - 3) и в зоне деловых и коммерческих предприятий в исторической части центрального района (Ц - 1), что противоречит требованиям статей 30 и 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители административного истца С.Е.В., Воробьева О.С. поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении и в дополнительных письменных объяснениях.
Представитель Думы г.о. Самары К.П.А. просил отказать в удовлетворении заявленных требований в соответствии с доводами, изложенными в возражениях и дополнительных возражениях.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самары А.О.С. просила отказать в удовлетворении заявленных требований в соответствии с доводами, изложенными в письменных объяснениях.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самары Г.Е.Ю. и представитель Администрации г.о. Самары Г.Е.А. полагали, что оснований для удовлетворении заявленных требований не имеется.
Администрация г.о. Самары представила возражения относительно заявленных требований.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары с последующим внесением в него изменений решениями Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года N 181, от 6 сентября 2012 года N 252, от 25 июля 2013 года N 350, от 24 апреля 2014 года N 421, от 20 сентября 2016 года N 124.
Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета", N 59 (3852), 03 апреля 2008 (карты и схемы), N 64 (3857), 10 апреля 2008 года. Изменения, внесённые Решением Думы городского округа Самара от 20 сентября 2016 года N 124, опубликованы в "Самарской Газете" от 27 сентября 2016 года.
Правила застройки и землепользования в городе Самаре утверждены постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 и официально опубликованы в издании "Самарская неделя" N 24 от 16 июня 2001 года.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах своей компетенции, официально опубликованы и по процедуре их принятия не оспариваются.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса российской федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой приказом Госстроя России от 29 октября 2012 года N 150, графические материалы генерального плана включают: план современного использования территорий (опорный план), схему комплексной оценки территории, генеральный план (основной чертёж), схему зонирования территорий, схему транспортной инфраструктуры, схему инженерной инфраструктуры и благоустройства территории.
Положениями статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ установлено, что утверждённая до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Генеральный план г. Куйбышева был утверждён постановлением Совета Министров Российской Федерации от 1 июня 1987 года N 226.
Указанным Генеральным планом были установлены красные линии на территории г. Самары в соответствии с ранее действующим законодательством. Согласно схеме планировочных ограничений г. Куйбышева, утверждённой постановлением Совета Министров Российской Федерации от 1 июня 1987 года N 226, границы ул. Спортивной были установлены.
В составе действующего Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539, отображены красные линии, утверждённые ранее принятой градостроительной документацией, и они нанесены на схему N 1 "Основной чертёж. Проектное решение".
Решением Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года N 181 красные линии застройки были перенесены со схемы N 1 "Основной чертёж. Проектное решение" на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры".
Административный истец является собственником нежилого административного здания с кадастровым номером N площадью 2 645,40 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> (запись регистрации в Едином государственном реестре недвижимости выполнена от 28 апреля 2001 года N ).
Указанное здание поставлено на кадастровый учёт 2 июля 2011 года.
Постановлением Главы города Самары от 17 ноября 2005 года N 3084 утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанным постановлением земельный участок площадью 822, 90 кв. м предоставлен публичному акционерному обществу "С." в аренду, в том числе с правом выкупа в собственность предоставлен земельный участок площадью 787,20 кв. м., а без права выкупа - земельные участки площадью 15,50 кв. м и 20,20 кв. м., находящиеся в красных линиях.
Таким образом, земельный участок площадью 823 кв. м был обременён изначально красными линиями, на кадастровый учёт с указанной площадью был поставлен 27 октября 2004 года за номером N .
Земельный участок площадью 787 кв. м., занимаемый административным зданием, был сформирован как объект права с обозначением координат поворотных точек Х, Y и поставлен на кадастровый учёт с присвоением ему кадастрового номера N 21 марта 2013 года, после утверждения красных линий в Генеральном плане.
Согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самары указанный земельный участок частично принадлежит территории общего пользования (площадь наложения составляет примерно 15 см).
Из пояснений представителя Департамента градостроительства г.о. Самары следует, что границы улиц и дорог определены действующим документом территориального планирования городского округа - Генеральным планом, отражены красными линиями, которые не изменялись. Земельный участок частично относится к территории общего пользования (автодорога и тротуар как элемент автодороги) и с учётом площади наложения и даты постановки земельного участка на кадастровый учёт полагает, что допущена ошибка при формировании земельного участка.
В связи с вышеприведёнными обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что поскольку земельный участок под нежилым административным зданием сформирован после утверждения красных линий и после принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары, оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права и законные интересы административного истца.
Доводы административного истца о том, что красные линии нанесены без учёта существующей застройки, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку красные линии в Генеральном плане утверждены до того момента, когда нежилое здание было поставлено на кадастровый учёт.
Частью 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон могут устанавливаться по:
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.
Действующими Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утверждёнными постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, земельный участок отнесён к двум территориальным зонам: зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж - 3) и общественно-деловая зона в границах исторической части города (Ц - 1).
Территориальное зонирование указанного земельного участка было определено ранее, чем был сформирован земельный участок, в связи с этим оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и в силу этого не нарушает прав административного истца.
Доказательств возможности установления границ по каким-либо границам, соответствующим требованиям части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на указанном земельном участке административным истцом не предоставлено.
Доводы административного истца о том, что при утверждении Правил застройки и землепользования следовало учитывать сведения, содержащиеся в технической документации здания, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в техническом паспорте здания схематический план земельного участка составлен только по состоянию на 24 сентября 2003 года.
Ссылка административного истца на то, что Дума г.о. Самары имела возможность в порядке самоконтроля внести изменения в Правила застройки и землепользования, не служит основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта, поскольку предметом рассмотрения данного административного дела является не проверка действий (бездействия) Думы г.о. Самары, а соответствие нормативного правового акта требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В этой связи административный истец вправе использовать земельный участок без установления срока приведения его в соответствие с градостроительным регламентом. Также общество не лишено права обратиться в административном порядке с заявлением о внесении изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования путём разработки документации по планировке территории, а также с заявлением о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре.
Принимая во внимание пояснения сторон, а также оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного истца о признании недействующим Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решений от 7 февраля 2012 года N 181, от 6 сентября 2012 года N 252, от 25 июля 2013 года N 350, от 24 апреля 2014 года N 421, от 20 сентября 2016 года N 124) в части установления красных линий на участке, расположенном по адресу: <адрес>, Правил застройки и землепользования, утверждённых постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, в части установления на земельном участке по ул. <адрес> территориальной зоны среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж - 3), не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства, суд решил:
В удовлетворении требований публичного акционерного общества "С." о признании недействующим Генерального плана городского округа Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 года N 539 в редакции решений от 7 февраля 2012 года N 181, от 6 сентября 2012 года N 252, от 25 июля 2013 года N 350, от 24 апреля 2014 года N 421, от 20 сентября 2016 года N 124) в части установления красных линий на участке, расположенном по адресу: <адрес>, Правил застройки и землепользования, утверждённых постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, в части установления на земельном участке по ул. <адрес> территориальной зоны среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж - 3), отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 18 декабря 2017 г. N 3а-828/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании