Во исполнение требований статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации и в соответствии с Типовым Положением о системе управления охраной труда, утвержденном Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 N 438н приказываю:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в департаменте управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на ведущего инженера управления юридического и кадрового обеспечения департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области (Сергееву).
Врио руководителя департамента |
В.Н. Коматовский |
Утвержден
приказом департамента
управления делами Губернатора
Самарской области и Правительства
Самарской области
от 08.02.2018 N 17п
Положение
о системе управления охраной труда в департаменте управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда в Департаменте управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области (далее - Департамент) разработано во исполнение требований статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с Типовым Положением о системе управления охраной труда, утвержденным Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н.
1.2. Положение о системе управления охраной труда в Департаменте обеспечивает соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, а также требования охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда и содержит следующие разделы:
- политика в области охраны труда;
- цели в области охраны труда;
- обеспечение функционирования системы управления организации охраны труда (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами в Департаменте);
- процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда;
- определение (идентификация) опасностей (рисков);
- планирование мероприятий по реализации процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда;
- контроль функционирования системы управления охраны труда в Департаменте и мониторинг реализации процедур;
- планирование улучшений функционирования системы управления охраной труда в Департаменте;
- реагирование на несчастные случаи и профессиональные заболевания;
- управление документами системы управления охраной труда.
1.3. Система управления охраной труда в Департаменте представляет собой единство:
- организационных структур управления руководителя Департамента с фиксированными обязанностями его должностных лиц;
- локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование системы управления охраной труда в Департаменте, включая планирование и реализацию мероприятий по улучшению условий труда и организацию работ по охране труда;
- устанавливающей (локальные нормативные документы) и фиксирующей документации (журналы) системы управления охраной труда в Департаменте.
1.4. Требования Положения о системе управления охраной труда в Департаменте обязательны для всех сотрудников Департамента.
2. Политика в области охраны труда
2.1. Политика в области охраны труда является публичной документированной декларацией руководителя Департамента о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
2.2. Политика по охране труда руководителя Департамента обеспечивает:
- приоритет сохранения жизни и здоровья сотрудников в процессе их трудовой деятельности;
- соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
- выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья сотрудников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
- учет индивидуальных особенностей сотрудников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты;
- непрерывное совершенствование и повышение эффективности системы управления охраной труда в Департаменте;
- обязательное привлечение должностных лиц к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.
3. Цели в области охраны труда
3.1. Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами в Департаменте осуществляется руководителем Департамента с использованием уровней управления.
3.2. Организация работ по охране труда возлагается на руководителя Департамента, руководителей структурных подразделений в Департаменте, штатного специалиста по охране труда.
В качестве уровней управления могут рассматриваться:
- уровень руководителя Департамента;
- уровень штатного специалиста по охране труда;
- уровень руководителей структурного подразделения;
- уровень сотрудников.
Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц в Департаменте устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя или принимающего участие в управлении сотрудника.
3.3. Руководитель Департамента обязуется:
- соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия соглашений и трудовых договоров;
- предоставлять сотрудникам работу, обусловленную трудовым договором;
- обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
- обеспечивать сотрудников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
- обеспечивать сотрудникам равную оплату за труд равной ценности;
- выплачивать в полном размере причитающуюся сотрудникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
- предоставлять сотрудникам полную и достоверную информацию по охране труда;
- знакомить сотрудников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;
- своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- рассматривать представления соответствующих органов о выявленных нарушениях трудового законодательства н иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам;
- обеспечивать бытовые нужды сотрудников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
- осуществлять обязательное социальное страхование сотрудников в порядке, установленном федеральными законами;
- возмещать вред, причиненный сотрудникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области трудового законодательства;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
3.4. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в Департаменте введена должность ведущего инженера управления юридического и кадрового обеспечения, с возложенными обязанностями специалиста по охране труда (далее - ведущий инженер).
3.5. Ведущий инженер подчиняется непосредственно заместителю руководителя Департамента и руководствуется в своей деятельности государственными нормативными требованиями и локальными нормативными актами в области охраны труда, в том числе настоящим Положением о системе управления охраной труда Департамента.
3.6. Ведущий инженер обязуется:.
- принимать участие в организации и координации работ по охране труда в Департаменте;
- принимать участие в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в Департаменте, в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами Департамента, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда;
- принимать участие в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками в Департаменте на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач Департамента;
- осуществлять контроль за соблюдением в структурных подразделениях Департамента законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в Департаменте, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда;
- информировать сотрудников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите сотрудников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
- выявлять потребность в обучении сотрудников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда;
- проводить вводный инструктаж, контролировать проведение инструктажей (первичных, повторных, внеплановых, целевых) сотрудников по вопросам охраны труда;
- участвовать в проведении контроля за исполнением бюджета Департамента в сфере охраны труда и проводит оценку эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач;
- разрабатывать предложения по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- осуществлять контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- принимать участие в работе комиссии по специальной оценке условий труда на рабочих местах в Департаменте, организовать взаимодействие членов комиссии специальной оценки условиям труда, созданной в Департаменте в установленном порядке;
- участвовать в подготовке мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Департаменте, а также прав и обязанностей сотрудников и руководства Департамента в области соблюдения требований охраны труда. Контролировать работу по подготовке предложений по улучшению условий и охраны труда от структурных подразделений Департамента;
- оказывать методическую помощь руководителям структурных подразделений Департамента в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы;
- организовывать работу по подготовке технических заданий на выполнение услуг в области охраны труда;
- проводить анализ государственных нормативных требований охраны труда, передового отечественного и зарубежного опыта в области охраны труда;
- участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению;
- участвовать в разработке мероприятий по повышению уровня заинтересованности сотрудников в улучшении, условий и охраны труда. Совместно с руководителями структурных подразделений Департамента участвовать в разработке планов и программ по улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных рисков;
- составлять и предоставлять отчет по охране труда по установленной форме.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ руководитель Департамента обеспечивает проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой, в случаях и порядке, установленным Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и в соответствии с методикой проведения, утвержденной Приказом Минтруда России от 1/24/2014 N 33н. Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются экспертной организацией в виде отчета, форма которого утверждена Приложением N 3 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н и применяются для:
- разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда сотрудников;
- информирования сотрудников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
- обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
- осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
- установления сотрудникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
- установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда;
- решения вопроса о связи, возникших у сотрудников заболеваний, с воздействием на сотрудников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между сотрудниками и работодателем и (или) их представителями;
- определения видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения сотрудников, их объема и условий их предоставления;
- принятия решения об установлении ограничений для отдельных категорий сотрудников.
3.7. Руководители структурных подразделений обязаны:
- обеспечивать безопасные условия труда на каждом рабочем месте вверенного ему подразделения, в соответствии с нормами и правилами охраны труда;
- разрабатывать и согласовывать в установленном порядке инструкции по охране труда для сотрудников вверенного ему структурного подразделения;
- проводить инструктаж по охране труда на рабочем месте;
- контролировать соблюдение подчиненными сотрудниками правил и инструкций по охране труда и производственной санитарии, выполнение Правил внутреннего трудового распорядка;
- знать порядок расследования несчастных случаев на работе, профессиональных заболеваний, уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшим при несчастном случае;
- не допускать к работе лиц, не прошедших соответствующего обучения и инструктажа на рабочем месте;
- отстранять от работы лиц, нарушающих правила, нормы, инструкции по охране труда и производственной санитарии;
- останавливать работу неисправного оборудования, которое угрожает жизни и здоровью работников, с извещением об этом руководителя Департамента.
3.8. Сотрудник обязан:
- соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением о системе управления охраны труда и инструкциями по охране труда;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях в виде инструктажей по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный; внеплановый, целевой);
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
4. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда
С целью организации процедуры подготовки сотрудников по охране труда работодатель, исходя из специфики своей деятельности, определяет:
- требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда сотрудников (в должностных обязанностях);
- перечень должностей сотрудников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда;
- перечень должностей сотрудников, проходящих подготовку по охране труда у работодателя;
- сотрудников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях работодателя;
- вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
- порядок организации подготовки по вопросам оказания доврачебной помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
- порядок организации и проведения инструктажа по охране труда.
В ходе организации процедуры подготовки сотрудников по охране труда работодатель учитывает необходимость подготовки работников исходя из характера и содержания выполняемых ими работ, имеющейся у них квалификации и компетентности, необходимых для безопасного выполнения своих должностных обязанностей.
5. Определение (идентификация) опасностей (рисков)
5.1. С целью организации процедуры организации и проведения оценки условий труда руководитель Департамента, исходя из необходимости, Приказом устанавливает:
- порядок создания и функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также права, обязанности и ответственность ее членов;
- особенности функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда при наличии у работодателя обособленных структурных подразделений;
- организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работодателя в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
- порядок осуществления отбора и заключения гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, учитывающий необходимость привлечения к данной работе наиболее компетентной в отношении вида деятельности работодателя;
- порядок урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда;
- порядок использования результатов специальной оценки условий труда.
5.2. На основании результатов специальной оценки условий труда работодатель издает приказ с указанием плана мероприятий по улучшению условий труда.
5.3. На основании результатов специальной оценки условий труда сотрудников информируют об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях.
5.4. Информирование сотрудников осуществляется в форме:
- включения соответствующих положений в трудовой договор работника;
- ознакомления сотрудника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
- проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров.
5.5. К мероприятиям по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха сотрудников относятся:
- обеспечение рационального использования рабочего времени;
- обеспечение перерывов для отдыха работников, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий;
- поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости сотрудников.
6. Планирование мероприятий по реализации процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда
Мероприятия по реализации процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда разрабатываются на основе:
- материалов анализа состояния условий труда на рабочих местах;
- финансирование мероприятий по охране труда;
- данные по проверкам надзорных органов.
Разработка мероприятий осуществляется под организационным и методическим руководством ведущего инженера (лица, исполняющим функции специалиста по охране труда).
7. Контроль функционирования системы управления охраны труда в Департаменте и мониторинг реализации процедур
С целью организации контроля функционирования системы управления охраны труда в Департаменте и мониторинга реализации процедур ведущий инженер (лицо, исполняющее функции специалиста по охране труда) ежегодно предоставляет отчет, содержащий следующую информацию:
- оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;
- информацию для определения результативности и эффективности процедур системы управления охраной труда в Департаменте;
- получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию системы управления охраной труда в Департаменте.
8. Планирование улучшений функционирования системы управления охраной труда в Департаменте
С целью организации планирования улучшения функционирования системы управления охраной труда в Департаменте работодатель ежегодно по результатам отчета, предоставляемого ведущим инженером (лицо, исполняющее функции специалиста по охране груда), распорядительным документом (Приказом) устанавливает зависимость улучшения функционирования системы управления охраной труда в Департаменте от результатов контроля функционирования системой управления охраной труда в Департаменте и мониторинга реализации процедур, а также устанавливает обязательность учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений сотрудников.
9. Реагирование на несчастные случаи и профессиональные заболевания
9.1. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при разработке инструкций по охране труда в обязательном порядке указываются потенциально возможные аварийные ситуации и порядок действий в случае их возникновения.
9.2. При установлении порядка действий при возникновении аварии разработчиками инструкций учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:
- защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;
- возможность сотрудников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;
- не возобновление работы в условиях аварии;
- предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними;
- оказание доврачебной помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве и при необходимости вызов скорой медицинской помощи, выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне.
9.3. Расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с сотрудниками, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при исполнении ими трудовых обязанностей.
9.4. Расследуются и подлежат учету несчастные случаи в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
9.5. Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошел с сотрудником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
9.6. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве регламентируются действующим законодательством о труде и отраслевыми нормами и правилами.
10. Управление документами системы управления охраной труда
10.1. С целью организации управления документами системы управления охраной труда устанавливаются формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями, обеспечивающие функционирование системы управления охраной труда.
10.2. Определяются лица, ответственные за разработку и утверждение документов системы управления охраной труда на каждом уровне управления. Устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов системы управления охраной труда, сроки их хранения.
10.3. В качестве особого вида документов системы управления охраной труда, которые не подлежат пересмотру, обновлению и изменению, являются контрольно-учетные документы:
- журналы регистрации, вытекающие из осуществления системы управления охраной труда;
- журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
- протоколы замеров вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
- результаты контроля функционирования системы управления охраной труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области от 8 февраля 2018 г. N 17п "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в департаменте управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области"
Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования
Текст приказа официально опубликован не был