Решение Самарского областного суда от 18 января 2018 г. N 3а-21/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-21/2018 по административному исковому заявлению А.В.М. о признании недействующими абзацы 6, 7 статьи 3 Закона Самарской области от 13 февраля 2017 года N 27-ГД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области", установил:
Законом Самарской области от 13 февраля 2017 года N 27- ГД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области", вступившим в силу с 1 марта 2017 года, внесены изменения в статью 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 года N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", в соответствии с которыми ежемесячная денежная выплата предоставляется гражданам, не осуществляющим трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что размер их пенсии не превышает 19 500 рублей.
В этой связи статьёй 3 Закона Самарской области от 13 февраля 2017 года N 27-ГД предусмотрено приостановление со дня вступления в силу этого закона предоставления ежемесячных денежных выплат на основании сведений, предоставляемых государственным учреждением - Отделением Пенсионного фона Российской Федерации по Самарской области в рамках действующего соглашения об информационном взаимодействии с министерством, гражданам:
1) осуществляющим трудовую и (или) иные виды деятельности, указанные в статье 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
2) информация о пенсии которых отсутствует в сведениях, предоставляемых государственным учреждением - отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области.
Абзацами 5, 6, 7 статьи 3 вышеуказанного закона предусмотрено, что:
возобновление предоставления ежемесячной денежной выплаты гражданам осуществляется при условии, что размер их пенсии не превышает 19 500 руб.:
с даты приостановления ежемесячной денежной выплаты - для лиц, обратившихся в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона в уполномоченные учреждения с заявлением и документами об отсутствии трудовой деятельности и размере пенсии;
с первого числа месяца обращения - для лиц, обратившихся в уполномоченные учреждения с заявлением и документами об отсутствии трудовой деятельности и размере пенсии по истечении трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Данный закон официально опубликован в газете "Волжская коммуна" N 37 (29932), 14 февраля 2017 года, а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 14 февраля 2017 года.
А.В.М. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать недействующими абзацы 6, 7 статьи 3 Закона Самарской области от 13 февраля 2017 года N 27-ГД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области" в части сроков возобновления предоставления ежемесячной денежной выплаты.
В обоснование своих доводов административный истец указал, что как ветеран труда он является получателем ежемесячной денежной выплаты. На основании оспариваемого нормативного правового акта с 1 марта 2017 года выплата ему была приостановлена и возобновлена только с 1 августа 2017 года, после того, как он представил письменное заявление и документы об отсутствии трудовой деятельности и размере пенсии. Об изменениях условий назначения ежемесячной денежной выплаты заранее не был информирован и узнал об этом только в августе 2017 года из ответа на своё обращение по вопросу задержки выплаты. По его мнению, абзацы 6, 7 статьи 3 Закона Самарской области от 13 февраля 2017 года N 27-ГД противоречат принципам гарантированности ежемесячной денежной выплаты, предусмотренным преамбулой Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, и нарушают его права и законные интересы.
В судебном заседании А.В.М. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, оспариваемые нормы просил признать недействующими со дня принятия.
Представители Самарской Губернской Думы Р.С.С., Я.Е.А. возражали против удовлетворения заявленных требований, поддержали доводы, изложенные в возражениях, сославшись на то, что при принятии Закона Самарской области N 27-ГД Самарская Губернская Дума действовала в рамках предоставленных ей Федеральным законом N 5 полномочий, меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, оспариваемые нормы установлены в целях соблюдения принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, принятый закон дал возможность льготополучателям при прекращении выплаты обратиться за ее получением в трехмесячный срок с сохранением данной выплаты, административный истец имел возможность обратиться за продлением выплат.
Представитель Главного управления социальной защиты населения Самарского округа Н.Е.С. и представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области И.А.А. заявленные требования не признали, поддержали позиции, изложенные в возражениях, в которых указали, что административный ответчик не располагал сведениями о размере пенсии административного истца, поскольку пенсия ему была назначена по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, поэтому ежемесячная денежная выплата ему возобновлена с 1-го числа месяца, в котором А.В.М. предоставил необходимые документы. Об изменениях в законодательстве получатели ежемесячной денежной выплаты информировались путём направления уведомлений, соответствующая информация опубликована на сайтах, информационных стендах в обособленных подразделениях административного ответчика.
Правительство Самарской области, надлежаще извещённое о времени и месте рассмотрения дела, не направило в суд своего представителя, представило письменные возражения, в них оно сослалось на то, что оспариваемый закон не отменяет ежемесячную выплату, а лишь предусматривает введение критериев нуждаемости в части предоставления ее ветеранам труда. Приостановление выплаты коснулось пенсионеров силовых ведомств, информация о размере пенсии которых отсутствует Пенсионном Фонде, поэтому им необходимо было предоставить соответствующие документы в срок, который является разумным и достаточным для совершения необходимых действий.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные А.В.М. требования следует удовлетворить частично.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне правоотношения, связанные с социальной поддержкой ветеранов труда, регулируются Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
В силу подпунктов 1-5 пункта 1 статьи 13 указанного закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе получение ежемесячной денежной выплаты.
Согласно статье 22 вышеупомянутого закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ предусмотрено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации возложено на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из системного анализа вышеприведенных норм федерального законодательства следует, что субъект Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать вопросы социальной поддержки ветеранов, в том числе определять круг лиц, которым надлежит предоставлять меры социальной поддержки, и определять условия их предоставления.
В то же время полномочия законодательного органа субъекта Российской Федерации в части определения круга лиц и мер социальной поддержки граждан, оказываемых за счет бюджета субъекта, не являются произвольными, и могут быть реализованы только с учетом конституционно-правовых норм и принципов, действующих в правовой системе Российской Федерации, в том числе принципа равенства всех перед законом и судом, закрепленного в части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, принципов социальной справедливости, стабильности социальных прав граждан, недопустимости подрыва доверия населения к социальной политике государства.
Так, согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охраняется труд и здоровье граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных закона (статьи 7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
По смыслу приведённых конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской федерации, которые призваны обеспечивать эффективные механизмы социальной защищённости граждан, в том числе всех граждан из числа лиц, отнесённых законодательством субъекта к категориям, обеспечиваемым мерами социальной поддержки из бюджета субъекта Российской Федерации.
В рамках предоставленных федеральным законом полномочий Самарская Губернская Дума приняла Закон Самарской области "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" от 28 декабря 2004 года N 169-ГД, которым установила меры социальной поддержки граждан, в том числе право на получение ежемесячной денежной выплаты.
Законом Самарской области от 13 февраля 2017 года N 27-ГД уточнены условия предоставления ежемесячной денежной выплаты, предусмотрены основания приостановления ежемесячной денежной выплаты.
Абзацами 6, 7 статьи 3 оспариваемого закона предусмотрены сроки возобновления предоставления выплаты в зависимости от сроков предоставления соответствующих документов.
Исходя из оспариваемых положений закона от 13 февраля 2017 года N 27-ГД право на получение ежемесячной денежной выплаты за весь период ее приостановления гарантировано только тем гражданам, в отношении которых имеются сведения, предоставленные государственным учреждением- Отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Самарской области, а также тех, которые в трехмесячный срок со дня вступления в силу закона предоставили соответствующие документы.
Той категории граждан, которые обратились с заявлением и документами по истечении трех месяцев со дня вступления в силу закона, возобновление выплаты предусмотрено с первого числа месяца обращения.
Право этой категории граждан на получение ежемесячной денежной выплаты со дня её приостановления ограничено лишь на том основании, что они предоставили необходимые документы по истечении трёх месяцев со дня вступления в силу закона, при этом правовой механизм восстановления пропущенного срока по объективным или иным уважительным причинам категории граждан, нуждающихся в особой социальной защите, оспариваемым законом не предусмотрен, что не соответствует требованиям статьи 19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, а также принципам социальной справедливости, устойчивости правового положения гражданина и недопустимости произвольного лишения его социальных гарантий, право на которые приобретено на основании действующего законодательства.
Как следует из преамбулы Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, включая ветеранов труда, обусловлены их социальным статусом, и ограничение права на получение гарантированной законом выплаты, подтверждённой необходимыми документами, нельзя признать соответствующим закону.
Принимая закон от 13 февраля 2017 года N 27-Г, законодатель Самарской области не учел, что в соответствии с приказом Минтруда России от 22 января 2015 года N 35н "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской федерации" приостановление, продление и возобновление ежемесячной денежной выплаты производится в порядке, определённом для выплаты страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 3 статьи 4 вышеуказанного закона наряду с определением сроков возобновления выплаты страховой пенсии определен порядок выплаты недополученных сумм за всё время приостановления.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о том, что абзацы 6, 7 статьи 3 Закона Самарской области от 13 февраля 2017 года N 27-Г следует признать недействующими в той мере, в какой они ограничивают возобновление ежемесячной денежной выплаты гражданам со дня её приостановления, ставя возобновление её предоставления в зависимость от сроков подачи документов.
Вопреки доводам Самарской Губернской Думы решение суда в вышеприведённом контексте не повлечет произвольного толкования Закона Самарской области.
Доводы Самарской Губернской Думы о том, что права административного истца оспариваемым нормативным актом не нарушены, поскольку он вправе был обратиться за продлением выплаты или оспорить отказ в назначении выплаты со дня приостановления, не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемый закон не предусмотрел продление или восстановление сроков этой выплаты.
В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемой нормативный акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно пункта 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" от 29 ноября 2007 года N 48, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется со дня его принятия, на основании этого акта были реализованы права граждан, суд признает оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации, суд решил:
Требования А.В.М. удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 6, 7 статьи 3 Закона Самарской области "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области" от 13 февраля 2017 года N 27-Г в той мере, в какой эти положения ограничивают возобновление ежемесячной денежной выплаты гражданам со дня её приостановления, ставя возобновление её предоставления в зависимость от сроков подачи документов.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 18 января 2018 г. N 3а-21/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании