Решение Самарского областного суда от 25 января 2018 г. N 3а-34/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-34/2018 по административному исковому заявлению Ш.Э.Р. о признании недействующим в части приказа министерства имущественных отношений Самарской области, установил:
Ш.Э.Р. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2016 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, со дня принятия.
В обоснование требований указано, что под пунктом N в названный Перечень включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку помещение расположено в здании, которое не является административно-деловым или торговым центром (комплексом), в силу чего помещение в таком здании, не может быть признано объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость. Согласно технической документации объект является нежилым помещением, которое находится в цокольном этаже многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке с разрешенным использованием: для строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной а/с.
В судебном заседании представитель административного истца Х.Р.Р. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что для включения спорного объекта в Перечень имелись основания - сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора А.О.А., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год" /далее Перечень/. 25 декабря 2015 года министерством издан приказ N 3265 о дополнении Перечня.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица принимают (издают) приказы по вопросам, входящим в их компетенцию.
Таким образом, с учетом действующего законодательства, оспариваемый нормативный правовой акт - приказ издан уполномоченным органом в пределах компетенции, в предусмотренной законом форме. Опубликование приказов на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области в день принятия административным истцом не оспаривается.
Под пунктом N в указанный Перечень включено нежилое помещение, площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N , расположенное по адресу: г. <адрес>.
Из материалов дела следует, что собственником спорного нежилого помещения является Ш.Э.Р., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
По вопросу об исключении нежилого помещения из Перечня Ш.Э.О. обращалась в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением.
Министерством назначен осмотр помещения, который проведен уполномоченной организацией - Государственным казённым учреждением "Региональный центр недвижимости".
Согласно Акта от ДД.ММ.ГГГГ по результатам визуального осмотра объекта, расположенные в нем помещения общей площадью <данные изъяты> кв. м являются офисами, <данные изъяты> кв. м - склады, <данные изъяты> кв. м - санузлы, <данные изъяты>.м - комната приема пищи, <данные изъяты> кв. м - пустые помещения, <данные изъяты> кв. м - коридоры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ).
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, нежилое помещение включено в Перечень на 2016 год исходя из сведений, содержащихся об объекте в ЕГРН.
По данным Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером N , площадью <данные изъяты> кв. м расположен по адресу: <адрес> и имеет наименование и назначение - нежилое помещение.
Указанное нежилое помещение расположено в цокольном этаже нежилого здания с кадастровым номером N , имеющего назначение - многоквартирный жилой дом, наименование: жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой.
Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N , площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, по адресу ориентира: <адрес>.
Согласно документам технического учета - технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, части помещений в спорном объекте имеют назначение: помещения, подсобное помещение и коридоры.
Таким образом, учитывая требования подпунктов 1, 2 пункта 1 и пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оснований полагать, что принадлежащее Ш.Э.Р. нежилое помещение по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, отвечало признакам административно-делового или торгового центра, помещения для размещения офисов либо объектов общественного питания или бытового обслуживания, у административного ответчика не имелось.
Мероприятий, необходимых для установления фактического использования помещения на момент издания приказов от 14.11.2015 г., 25.12.2015 г. министерством не проводилось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемым нормативным правовым актом нежилое помещение с кадастровым номером N необоснованно включено в Перечень объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год.
Ссылки представителя министерства имущественных отношений Самарской области на акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ о фактическом использовании помещения в целях размещения офисов, не могут быть учтены судом. Проверка фактического использования помещения в период 2017 года не входит в предмет доказывания по настоящему делу, поскольку административным истцом оспаривается Перечень на 2016 год.
Как видно из материалов дела, в период 2016 года спорное нежилое помещение имело черновую отделку, не использовалось, по договору от ДД.ММ.ГГГГ заключенному с ФИО1 в помещении выполнялись ремонтно-отделочные работы по чистовой отделке, которые были сданы по акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу, что включение нежилого помещения в Перечень на 2016 год не соответствует критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим, требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2016 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Ш.Э.Р. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2016 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.01.2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 25 января 2018 г. N 3а-34/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании