Решение Самарского областного суда от 6 февраля 2018 г. N 3а-3/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3/2018 по административному исковому заявлению М.С.В., А.И.Д. о признании недействующим в части Решения Думы городского округа Тольятти, установил:
М.С.В., А.И.Д. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующим со дня принятия решение Думы городского округа Тольятти от 23.09.2015 года N 810 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденные решением Думы г.о. Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059" в части установления по границам земельного участка с кадастровым номером N, площадью 12 662 кв. м, с местоположением: <адрес>
В обоснование заявленного требования указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, площадью 12 662 кв. м с кадастровым номером N с разрешенным использованием - офисные объекты. До внесения изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти земельный участок был расположен в территориальной зоне Ц-1 - делового, общественного и коммерческого назначения. Оспариваемым решением участок отнесен к территориальной зоне Р-1 - территории озеленения общего пользования, что не позволяет административным истцам использовать земельный участок в целях, для которых он был приобретен - для строительства офисных объектов. Полагают, что оспариваемое решение Думы противоречит ст.ст. 30, 34, 36 Градостроительного кодекса РФ, нарушает их права и законные интересы.
В судебное заседание административные истцы не явились, извещены надлежащим образом. Представитель административных истцов по доверенности ФИО3 представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие стороны административных истцов. Административный иск поддерживают по доводам в нем изложенным.
Представитель Думы г.о. Тольятти по доверенности ФИО1 поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, просила отказать в удовлетворении заявленного требования.
Представитель администрации г.о. Тольятти по доверенности ФИО2 поддержала доводы об отказе в удовлетворении заявленного требования, изложенные в письменном отзыве.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требование административных истцов не подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ФЗ N 131 от 06.10.2003 года утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно подпункта 26 части 1 статьи 7 Устава г.о. Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 г. N 155, утверждение правил землепользования и застройки отнесено к компетенции Думы г.о. Тольятти.
Решением Думы г.о. Тольятти N 1059 от 24.12.2008 года утверждены Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти.
23.09.2015 года Дума г.о. Тольятти приняла решение N 810 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденные решением Думы г.о. Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059", которое было опубликовано в газете "Городские ведомости" 13.10.2015 г. N 74 (1852).
Указанным решением внесены изменения в Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти от 24 декабря 2008 года N 1059, в соответствии с которыми на карте градостроительного зонирования городского округа Тольятти /приложение N 1 к правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти / территория, ограниченная с севера - по северной границе земельного участка с кадастровым номером: N, с востока - по восточной границе земельных участков с кадастровыми номерами N и N, по западной границе земельного участка с кадастровым номером N до красной линии Ленинского проспекта: с юга - по красной линии Ленинского проспекта; с запада - по красной линии улицы Революционной, включая, таким образом, весь принадлежащий административным истцам участок, отнесена к зоне Р-1 - зона территорий озеленения общего пользования.
Решение принято уполномоченным органом, опубликовано в установленном законом порядке в средствах массовой информации и по этим основаниям не оспаривается.
Земельный участок с кадастровым номером: N площадью 12 662 кв. м. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: офисные объекты, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит административным истцам на праве общей долевой собственности (доля в праве ?).
Частью 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено право физических и юридических лиц оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке, если у них есть основания полагать, что нарушаются их права или законные интересы.
На момент принятия оспариваемого решения М.С.В. являлся правообладателем земельного участка с кадастровым номером: N на основании договора купли-продажи земельного участка от 11.02.2014 года и акта приема-передачи от 25.02.2014 года. С 23.12.2014 года М.С.В. является собственником указанного земельного участка. 29.03.2015 года произведена регистрация права общей долевой собственности на земельный участок М.С.В. и А.И.Д.
Таким образом, административные истцы обладают правом на оспаривание решения Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.
Административные истцы оспаривают решение Думы в связи с тем, что на момент его утверждения внесенные в Правила землепользования и застройки изменения не соответствовали генеральному плану.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации /далее ГрК РФ/ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта /части 5 и 6 статьи 31 ГрК РФ/, официальную публикацию сообщения о принятии такого решения /часть 7 статьи 31 ГрК РФ/, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям техническим регламентов, документам территориального планирования / часть 9 статьи 31 ГрК РФ/, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку/ части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ/, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту /части 12,13, 14 статьи 31 ГрК РФ/, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации /часть 15 статьи 31 ГрК РФ/, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления /часть 16 статьи 31 ГрК РФ/.
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний / часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ/.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения /части 1-3 статьи 32 ГрК РФ/.
Пунктом 1 статья 33 ГрК РФ предусмотрено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1). несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования в муниципальном районе изменений; 2). поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов /ч. 2 ст. 33 ГрК РФ/.
Как следует из материалов административного дела, инициатором внесения изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти явилась Дума г.о. Тольятти. В связи с ее обращением мэрия г.о. Тольятти вынесла постановление N 167-п/1 от 26.01.2015 года, в котором предложила подготовить проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки в части установления территориальной зоны Р-1 по границам земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N.
Постановление опубликовано в газете "Городские ведомости" 27.01.2015 года N 5 /1783/.
Публичные слушания по проекту решения Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки были назначены на 18.05.2015 года, о чем доведено до сведения населения в газете "Городские ведомости" 14.04.2015 года N 25 /1803/.
По результатам публичных слушаний проект решения Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки был единогласно одобрен. Результаты публичных слушаний официально опубликованы в газете "Городские ведомости" 13.10.2015 года N 74 /1852/.
В силу требований ч. 3 статьи 9, ч. 9 и 10 статьи 31 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану. Территориальные зоны, установленные в правилах землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков, без изменения при этом назначения территории, отнесенной к функциональным зонам.
Согласно Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы от 24.12.2008 N 1059 и действовавших до внесения в них изменений, земельный участок с кадастровым номером: N, расположенный по адресу: <адрес>.
Оспариваемым решением Думы территориальная зона изменена на зону Р-1, основным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства являются зеленые насаждения, сады, парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи, причалы, берегоукрепления, лодочные станции, стоянки для хранения автотранспорта, линии электропередачи, тепловые сети и сооружения, объекты наружного противопожарного водоснабжения, сети водоснабжения и сооружения на них, подземные канализационные сети и сооружения на них.
Согласно Карте функционального зонирования, являющейся приложением к генеральному плану г.о. Тольятти от 09.07.2004 года N 1190, в редакции от 02.03.2011 N 480, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, земельный участок с кадастровым номером: N располагался в зоне делового, общественного и коммерческого назначения /Ц-1/.
При принятии решения административный ответчик не произвел проверку проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти на соответствие требованиям генерального плана.
Вместе с тем, установлено, что решением Думы г.о. Тольятти в редакции от 09.11.2016 года N 1245 внесены изменения в генеральный план, в соответствии с которыми указанная выше территория также отнесена к зоне Р-1.
Таким образом, на момент обращения М.С.В. и А.И.Д. с административным иском в суд, а также в настоящее время, какие либо противоречия между Правилами землепользования и застройки и Генеральным планом г.о. Тольятти отсутствуют.
Ссылки административных истцов на то, что ранее утвержденный распоряжением мэрии г.о. Тольятти от 27.01.2014 г. N 424-р/5, градостроительный план земельного участка не отвечает требованиям ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, в связи с чем утрачена возможность получения разрешения на строительство запланированного объекта и они лишены возможности использовать свой земельный участок в целях, для которых он был приобретен, не могут быть учтены судом.
В связи с изменениями, внесенными в ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 373-ФЗ, вступившими в силу с 01.01.2017 г., а также принятым во исполнение законодательных изменений постановлением Правительства Самарской области постановления от 11.04.2017 г. N 227 "Об установлении срока использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка", информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу Федерального закона N 373-ФЗ, может быть использована в течение трех лет со дня вступления в силу названного федерального закона для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого участка, выдачи разрешений на строительство.
Частью 3 статьи 9 Федерального закона N 373-ФЗ закреплено, что в случае, если разрешение на строительство объекта капитального строительства получено после дня вступления в силу данного Федерального закона на основании градостроительного плана земельного участка, указанного в части 1 указанной статьи, в течение установленного в соответствии с частью 1 указанной статьи срока его действия, разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию выдается на основании такого градостроительного плана земельного участка.
По смыслу закона, основанием для принятия решения суда о признании нормативного правового акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействующим, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Однако, исследованные доказательства свидетельствуют о том, что решение Думы г.о. Тольятти Самарской области N 810 от 23.09.2015 года "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденные решением Думы г.о. Тольятти от 24.12.2008 года N 1059", в настоящее время соответствует Генеральному плану г.о. Тольятти и не противоречит градостроительному законодательству, возможность реализации М.С.В. и А.И.Д. ранее утвержденного градостроительного плана земельного участка не утрачена, а, соответственно, отсутствуют основания полагать, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены права и законные интересы административных истцов.
Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск М.С.В. и А.И.Д. о признании недействующим со дня принятия решения Думы г.о. Тольятти Самарской области N 810 от 23.09.2015 года "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденные решением Думы г.о. Тольятти от 24.12.2008 года N 1059" - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 6 февраля 2018 г. N 3а-3/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве