Решение Самарского областного суда от 1 февраля 2018 г. N 3а-150/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-150/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью З.Л.О. о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, и Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, с участием представителя З.Л.О. К.Д.Н., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Б.Е.А., установил:
З.Л.О. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2016 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265 в части включения в него под пункт N нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N. Также З.Л.О. просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N- нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в названные пункты Перечней включены принадлежащие административному истцу на праве собственности здания, относящиеся к категории производственного и складского назначения, не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца К.Д.Н. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Б.Е.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, однако, основания для включения в Перечни объектов, принадлежащих административному истцу, не привела.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с частью 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2016 года N 3033 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год /далее Перечень/. В указанный приказ внесены изменения приказом Министерства имущественных отношений от 25 декабря 2015 года N 3265.
В соответствии с данным приказом в пункт N Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером N, в пункт N - нежилое здание с кадастровым номером N, в пункт N - нежилое здание с кадастровым номером N, в пункт N - нежилое здание с кадастровым номером N, в пункт N - нежилое здание с кадастровым номером N, в пункт N - нежилое здание с кадастровым номером N, в пункт N - нежилое здание с кадастровым номером N.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
В указанный Перечень в пункт N включено нежилое здание с кадастровым номером N, в пункт N - нежилое здание с кадастровым номером N, в пункт N - нежилое здание с кадастровым номером N, в пункт N - нежилое здание с кадастровым номером N, в пункт N - нежилое здание с кадастровым номером N, в пункт N - нежилое здание с кадастровым номером N, в пункт N - нежилое здание с кадастровым номером N.
Приказы Министерства изданы в установленном порядке уполномоченным органом и опубликованы на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Частью 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что З.Л.О. на праве собственности принадлежат следующие объекты капитального строительства:
здание мехмастерских СУ-91 с кадастровым номером N площадью 435,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
здание склада СУ-93 с кадастровым номером N площадью 358,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
нежилое здание- ремонтно-механическая мастерская на 50-70 условных ремонтов с кадастровым номером N площадью 345,8 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
нежилое здание- мастерская с кадастровым номером N площадью 471,3 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
нежилое здание - материальный склад СУ-827 с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>;
нежилое здание - прирельсовый материальный склад с кадастровым номером N площадью 1209,7 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>;
нежилое здание -открытая стоянка дорстроя, автогараж с кадастровым номером N площадью 270,8 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
На все вышеперечисленные объекты представлена техническая документация, из которой следует, что в здании мехмастерских СУ- 91 располагаются склады площадью 279, 1 кв. м., 17,8 кв. м., 85,6 кв. м., кабинет 36,0 кв. м., подсобная 17,1 кв. м.
В здании склада СУ-93 располагается склад площадью 358,5 кв. м., в здании рем.мех.мастерской на 50-70 условных ремонтов располагаются производственные помещения и бытовка.
В мастерской лит. 5 располагаются производственные помещения и подсобная, в здании материального склада СУ-827- складские помещения и кабинет, в прирельсовом материальном складе -склады и вспомогательные помещения, на открытой стоянке дорстроя располагается гараж.
Земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположены указанные здания, имеет разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации производственной базы в составе: гаража на 400а/м с административно-бытовым корпусом /лит. АА1/, здания автобазы 98, диспетчерской /лит. А3/, здания рем.мех.мастерских на 50-70 условных ремонтов /лит. А4/, здания мастерской /лит. А5/, конторы автобазы 98 /лит. А6/. материального склада СУ-827 /лит. А7/, здания открытой стоянки дорстроя, автогаража /лит. А11/, прирельсового материального склада /лит. А13/.
В соответствии с пунктом 12 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений) и помещений, утверждённого постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2017 года N 402, Государственное казённое учреждение Самарской области "Региональный Центр недвижимости" 16 января 2018 года осмотрело объекты недвижимости, в ходе которого установило, что в здании с кадастровым номером N располагаются офис площадью 16,7 кв. м, цеха площадью 633,3 кв. м, склады площадью 494, 9 кв. м, комнаты отдыха и приёма пищи площадью 26 кв. м, раздевалки площадью 168,9 кв. м, санузлы (3,2 кв. м), теплоузел (12,9 кв. м), коридоры (81,8 кв. м).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Самарской области N 402 следует читать как "от 25 июля 2016 года"
Из акта осмотра нежилого здания с кадастровым номером N следует, что в указанном здании располагается офис площадью 9,5 кв. м, цех (256,3 кв. м), комната приёма пищи (14,5 кв. м), санузлы (5 кв. м).
В здании с кадастровым номером N фактически располагаются гараж (162,2 кв. м), цеха (174,7 кв. м), комната отдыха (12,5 кв. м), склад (71 кв. м), электрощитовая (5,4 кв. м), помещение площадью 116,5 кв. м.
Согласно акта осмотра в нежилом здании с кадастровым номером N располагается склад площадью 358,5 кв. м
В здании с кадастровым номером N фактически располагается склад (101,6 кв. м), санузлы (17,8 кв. м), комната отдыха (14 кв. м.), раздевалка (17,1 кв. м), тамбур (9 кв. м), помещение площадью 400,7 кв. м пустует.
В нежилом здании с кадастровым номером N помещения пустуют.
В нежилом здании с кадастровым номером N располагается офис (4,7 кв. м), склад (418,4 кв. м), комната для приёма пищи (22,6 кв. м).
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что помещения в вышеперечисленных нежилых зданиях имеют производственно-складское назначение.
Доказательств того, что указанные здания используются для ведения деловой, административной, коммерческой деятельности, а также в качестве объектов торгового назначения, общественного питания или бытового обслуживания, суду не представлено.
В силу изложенного включение нежилых зданий в Перечни на 2016 год и на 2017 год не соответствует критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требования административного истца о признании нормативных правовых актов недействующими в части подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм /2016 и 2017 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования З.Л.О. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, в части включения в него в пункт N нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него в пункт N нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N, в пункт N - нежилого здания с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 1 февраля 2018 г. N 3а-150/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве