Решение Самарского областного суда от 12 февраля 2018 г. N 3а-351/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-351/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Н." об оспаривании в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Н." (далее ООО "Н.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года в части включения в него под пунктом N административного здания лодочной станции (Блок А) с кадастровым номером N и под пунктом N административного здания лодочной станции (Блок Б) с кадастровым номером N.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что в Перечень необоснованно включены принадлежащие обществу нежилые здания, предназначение и фактическое использование которых не соответствует критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, поскольку размещение в них административно-деловых и торговых центров, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не предусмотрено. Вышеуказанные объекты недвижимости располагаются на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования под здания лодочной станции, и включены в Перечень без фактического осмотра ответчиком.
Административный истец полагает, что необоснованное включение названных нежилых зданий в Перечень нарушает его права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Просит заявленные требования удовлетворить, взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска в суд в сумме <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области ФИО2 действующая на основании доверенности, требования не признала, пояснила, что включение спорных объектов в Перечень осуществлялось по данным, полученным из регистрирующего органа, в соответствии с их назначением - административное здание по п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора С.Г.Ю., полагавшей, что заявленные требования являются обоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск ООО "Н." подлежит удовлетворению.
В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Из материалов дела следует, что ООО "Н." является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами N - 2-х этажное административное здание лодочной станции (Блок А) лит. А, площадью 1 483, 2 кв. м, и N - 2-х этажное административное здание лодочной станции (Блок Б) лит. Б, площадью 1082, 3 кв. м, расположенных по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.03.2011 и 30.09.2013 г., выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 14.12.2017 г.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/.
Данный приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года и в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, N 316 (29862) 29.11.2016 (продолжение), N 318 (29864) 30.11.2016 (продолжение).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и официально опубликован. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В вышеуказанный Перечень включены принадлежащее административному истцу нежилые здания с кадастровым номером N - под пунктом N, N - по пунктом N.
06 октября 2017 года ООО "Н." обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями об определении вида фактического использования зданий и помещений и исключении казенных объектов недвижимого имущества из Перечня.
В ответ на данные заявления административный ответчик своим письмом от 13.10.2017 г. сообщил о принятии решения об определении вида фактического использования нежилых зданий как объектов административного назначения и об отказе в исключении их из Перечня ввиду отсутствия оснований для этого.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, нежилые здания с кадастровыми номерами N и N имеют назначение: нежилые здания и наименование: административные здания лодочной станции Блок А и Блок Б.
Установлено и подтверждается данными технических паспортов на объекты недвижимости от 11.10.2010 г., что здания с кадастровыми номерами N, площадью 1 483, 2 кв. м и N, площадью 1082, 3 кв. м, включают: подсобные помещения, коридоры, помещения, санузлы.
Вышеуказанные здания расположены на принадлежащем ООО "Н." на праве собственности земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером N, площадью 3 558 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - под здания лодочной станции, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.09.2013 г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14.12.2017 г.
По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 28.11.2017 г. указанный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: часть в зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4), часть в зоне центра рекреационных территорий (Р-1).
При этом, основными видами разрешенного использования земельного участка в зоне Р-1 являются спорт, природно-познавательный туризм, туристическое обслуживание, охота, рыбалка, причалы для маломерных судов; в зоне Р-4 - земельные участки (территории) общего пользования.
Таким образом, сведения об объектах, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривают размещение в спорных зданиях административных либо торговых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены спорные здания, также не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Исходя из вида разрешенного использования земельного участка, назначение нежилых зданий (административные здания лодочной станции) не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорных зданий на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.
Согласно Уставу, основными целями деятельности ООО "Н." являются: организация строительно-монтажных работ, изготовление и монтаж строительных конструкций и сооружений, строительство гидротехнических сооружений, производство бетонных и железобетонных работ, монтаж металлических строительных конструкций и др.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с приказом директора ООО "Н." от 20.12.2016 г. нежилое здание общей площадью 1082, 3 кв. м законсервировано и не используется, что подтверждается соответствующим приказом и Актом консервации основного средства от 30.12.2016 г.
Как видно из Акта, причиной консервации объекта является невозможность полноценного использования нежилого здания в хозяйственной деятельности общества. Перед консервацией территория здания очищена от мусора, закрыты оконные и дверные проемы. Консервация произведена до 01.01.2019 г.
В соответствии с представленным административным истцом заключением кадастрового инженера от 19.12.2017 г. и фотоматериалов к нему, по результатам осмотра спорных нежилых зданий в целях определения их фактического использования установлено, что:
- объект с кадастровым номером N, площадью 1082, 3 кв. м, подвергнут консервации, фактически не используется, отсутствует внутренняя отделка помещений, разводка коммуникаций: электроснабжения, водоснабжения, канализации, отопления;
- объект с кадастровым номером N, площадью 1 483, 2 кв. м, фактически не используется, отсутствует внутренняя отделка помещений, разводка коммуникаций, кроме помещений на 1 этаже, поз. 1, 2 площадью 30, 3 кв. м (2% от общей площади всех помещений), предназначенных для размещения охраны.
Из заключения также следует, что по всему периметру земельного участка с кадастровым номером N проходит металлическое ограждение, доступ на лодочную станцию ограничен, осуществляется через контрольно-пропускной пункт. Инфраструктура под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания отсутствует.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая предназначение и фактическое использование нежилых зданий, принадлежащих на праве собственности административному истцу, суд приходит к выводу о том, что спорные здания не соответствует критериям объектов недвижимости, указанным в подпункте 1 пункта 1 и приведенным в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы административного ответчика о том, что для отнесения нежилых зданий к категории административно-делового центра достаточно указания наименования здания (административное здание лодочной станции) в технических паспортах и сведениях ЕГРН, суд не может принять во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм права. Сведения технического учета не отражают такие обязательные признаки, установленные налоговым законодательством, как наличие централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисное оборудование, парковки. Следовательно, наименование спорных зданий как административных, наличие в них подсобных помещений, коридоров, помещений, санузлов, недостаточно для отнесения их к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
В нарушение требований ч. 8, 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательств, свидетельствующих о том, что спорный объект отвечает установленным ст. 378.2 НК РФ критериям объектов, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованными требования административного истца о признании недействующим в оспариваемой части приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 г. N 1907.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (2017 год), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия данного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
Поскольку заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, понесенные при подаче административного иска расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей подлежат взысканию в пользу ООО "Н." с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается чек-ордером от 21.12.2017 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Н." удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 г. в части включения в него:
- под пунктом N административного здания лодочной станции (Блок А) с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом N административного здания лодочной станции (Блок Б) с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Н." судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 12 февраля 2018 г. N 3а-351/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве