Решение Самарского областного суда от 2 февраля 2018 г. N 3а-147/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-147/2018 по административному исковому заявлению Ч.А.И. о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, установил:
Ч.А.И. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в названный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве общей долевой собственности нежилое помещение с кадастровым номером: N, расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вышеуказанный объект недвижимости используется в качестве мест общего пользования. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца П.Е.Н. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Б.Е.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что нежилое здание обоснованно включено в Перечень как объект, расположенный в торговом здании.
Сособственники нежилого помещения Д.О.Б, Е.Н.С., Д.А.В., З.В.А., З.Д.В., З.А.В., Д.А.Б., Д.М.А., Б.А.Н., З.Ю.С., Б.Т.Н., З.Ю.Н., И.Т.М., А.Л.С., Л.Т.А., К.Ю.Н., С.Л.Н., С.Ю.А., К.Е.В., П.О.Н., П.Н.С., К.Ю.Л., К.Е.В., К.А.В., С.Н.Е., К.А.И., К.О.Н., П.Л.Г., Т.А.М., П.В.С., М.А.А., С.В.М., С.М.И., Т.М.Х., П.В.А., М.Т.Е., Б.С.Л., П.В.Н., К.Г.А., З.С.Н., З.А.В., З.О.В., К.С.В., Г.М.В., П.Д.А., А.А.Г., З.Э.М., ООО "Р.", привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, заявленные требования поддержали.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации/.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с частью 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год.
В пункт 17261 указанного Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Ч.А.И. праве общей долевой собственности (доля в праве х/х/ принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером: N площадью 729,30 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 2 августа 2017 года.
Указанные нежилые помещения находятся в здании, которое согласно технической документации имеет наименование физкультурно-оздоровительный комплекс и в котором по сведениям технического паспорта размещены офисы, кабинеты, торговые залы, комната связи, спортивные залы, теннисный зал, бильярдный зал, служебные и административные помещения, а также вспомогательные помещения.
В этой связи доводы административного ответчика о том, что нежилые помещения располагаются в здании, имеющем торговое назначение, являются несостоятельными.
Нежилые помещения с кадастровым номером N общей площадью 729,30 кв. м являются местами общего пользования: помещения на -1 этаже N 2, 3, 4, 5, на 1 этаже N 23, 24, 25, 29, 30, 31, на 3 этаже N 12 являются санузлами. На -1 этаже помещения N 6, на 1 этаже N 26, 42, на 3 этаже N 19, 20, на -1 этаже N 29, 31- коридоры. Помещения на -1 этаже N 30, 32, на 1 этаже N 44, 45, на 3 этаже N 27, 28, на 2 этаже N 7, 8, на 4 этаже N 1, 2 являются лестничными клетками. На -1 этаже помещение N 33, на 1 этаже помещения N 41, 43 являются тамбурами. Помещения на 1 этаже N 22, 27 значатся как электрощитовые, помещение N 12 на -1 этаже - теплопунктом.
Государственное казённое учреждение Самарской области "Региональный Центр недвижимости" 16 января 2018 года осмотрело вышеуказанный объект недвижимости, в ходе которого установило, что в нём фактически располагаются коридоры и лестницы площадью 649,3 кв. м., санузлы площадью 20,7 кв. м. теплоузел и электрощитовая площадью 26 кв. м, склады площадью 17 кв. м., комната охраны площадью 16,3 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположен объект недвижимого имущества, имеет разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации физкультурно-оздоровительного комплекса, и не предполагает размещение на нем торговых объектов, объектов офисного, делового, коммерческого назначения, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что у министерства не имелось оснований для включения нежилого помещения в Перечень, поскольку оно не соответствует критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требование административного истца о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2016 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Ч.А.И. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 2 февраля 2018 г. N 3а-147/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве