Решение Самарского областного суда от 1 марта 2018 г. N 3а-625/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-625/2018 по административному исковому заявлению А.В.В. о признании недействующим в части приказа министерства имущественных отношений Самарской области, установил:
А.В.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, со дня принятия.
В обоснование требований указано, что под пунктом N в названный Перечень включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно технической документации объект является нежилым помещением, которое находится в многоквартирном жилом доме, расположенном на земельном участке с разрешенным использованием: для эксплуатации десятиэтажного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной трехэтажной автостоянкой.
В судебном заседании представитель административного истца В.Д.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что в настоящее время принято решение об отсутствии оснований для включения спорного объекта в Перечень, приказ об исключении нежилого помещения из Перечня проходит процедуру согласования.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица АО "Т." в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен письменный отзыв, в котором просил заявленные требования удовлетворить.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора С.Г.Ю., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год" /далее Перечень/. 25 декабря 2015 года министерством издан приказ N 3265 о дополнении Перечня.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, части 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица принимают (издают) нормативные правовые акты в форме приказов по вопросам, входящим в их компетенцию.
Таким образом, с учетом действующего законодательства, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в пределах компетенции, в предусмотренной законом форме. Опубликование приказа на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области в день принятия административным истцом не оспаривается.
Под пунктом N в указанный Перечень включено нежилое помещение, площадью 1 961, 20 кв. м (1 этаж комнаты N 78-80, 91-96; 2 этаж комнаты N 25-36; 3 этаж комнаты N 24-34; 4 этаж комната N 24; подземный этаж N 4 поз. 1.2) с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что собственником спорного нежилого помещения является А.В.В., что подтверждается договором купли-продажи от 23.03.2011 г., свидетельством о государственной регистрации права от 05.04.2011 г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, основанием для включения принадлежащего административному истцу нежилого помещения в Перечень на 2016 год послужили сведения, содержащиеся об объекте в Едином государственном реестре недвижимости.
С доводами административного ответчика суд не может согласиться.
По данным, предоставленным из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 1 961, 20 кв. м расположен по адресу: <адрес> и имеет наименование и назначение - "нежилое помещение".
Указанное нежилое помещение, включает в себя комнаты, расположенные на 1, 2, 3, 4 и подземном 4-ом этажах и является пристроем к зданию, имеющему назначение: "жилой дом" и наименование "десятиэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой с инженерно-техническим обеспечением".
Спорный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 9 768 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации десятиэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземной трехэтажной автостоянкой.
Согласно документам технического учета - технического паспорта от 27.02.2009 г., части помещений в спорном объекте имеют назначение: 1 этаж - тамбуры, лестничные клетки, эл.щитовая, торговое; 2 этаж - лестничная клетка, сан.узлы, подсобное, торговое; 3 этаж - лестничная клетка, сан.узлы, подсобное, торговое.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное нежилое помещение не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Исходя из вида разрешенного использования земельного участка, назначение спорного нежилого помещения не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорного помещения на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.
Установлено, что между А.В.В. и ЗАО "Т." 11.04.2014 года заключен договор аренды нежилых помещений N 78, 79, 80, 91, 92. 94, 96, 97, расположенных на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на срок 10 лет, что подтверждается соответствующим договором и актом приема-передачи, представленными в материалы дела.
Согласно п. 1.3 договора аренды, помещения предоставлены для организации розничной торговли смешанными группами товаров (торговая площадь 361, 15 кв. м).
В ходе судебного разбирательства по поручению министерства имущественных отношений Самарской области уполномоченным Государственным казенным учреждением "Региональный центр недвижимости" осуществлен осмотр спорного помещения.
В соответствии с актом осмотра от 29.01.2018 г. основная часть помещений являются пустующими, торгово-офисные объекты в нежилом помещении с кадастровым номером N занимают 350, 5 кв. м, что составляет менее 20% от общей площади всех помещений (1961, 2 кв. м).
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая предназначение и фактическое использование нежилого помещения КН N, суд полагает, что оно не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у министерства имущественных отношений Самарской области правовых и фактических оснований для включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества на 2016 год.
В связи с этим, требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, в части включения под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2016 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск А.В.В. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2016 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 1 марта 2018 г. N 3а-625/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве