Решение Самарского областного суда от 2 марта 2018 г. N 3а-786/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-786/2018 года по административному иску АО "СЭМЗ" к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907, взыскании судебных расходов, установил:
АО "СЭМЗ" обратилось в Самарский областной суд с административным иском к министерству имущественных отношений Самаркой области, в котором просило признать недействующим пункт N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907, взыскать с административного ответчика в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей.
В обосновании требований административный истец указал, что приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год" под пунктом N N в вышеуказанный перечень включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>.
Включение указанного нежилого помещения в Перечень является незаконным, противоречащим нормам НК РФ, поскольку здание не относится к объектам, обозначенным в подпунктах 1 и 2 п. 2, а также пунктах 3, 4 ст. 378.2 НК РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "здание не относится к объектам, обозначенным в подпунктах 1 и 2 п. 1, а также пунктах 3, 4 ст. 378.2 НК РФ"
Рассматриваемое нежилое здание имеет назначение - нежилое помещение (служебно-производственные участки, управление), расположено на земельном участке с кадастровым номером N, с разрешенным использованием земельного участка: для размещения промышленных объектов.
АО "СЭМЗ" включен в перечень организаций Оборонного промышленного комплекса (п. 243 приказа Минпромторга России от 03.07.2015 года N 1828), является исполнителем Государственного оборонного заказа. Во исполнении Государственного оборонного заказа у АО "СЭМЗ" имеется лицензия N 2728, выданная ФСБ РФ от 25.08.2017 года. В связи с этим, на территории АО "СЭМЗ" организован режим повышенной безопасности, что выражается в наличии пропускного режима. На территории АО "СЭМЗ" расположены служебные помещения, доступ в которые разрешен лицам, имеющим соответствующую форму допуска к сведеньям, содержащим государственную тайну.
Включение объекта недвижимости в Перечень возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. В связи с чем, просит административный иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от 09.01.2018 года N N ФИО1. административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности от 26.12.2017 года N N ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, полагая, что оснований для его удовлетворения не имеется.
Прокурор полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативно-правовой акт в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца, в части налогообложения, исходя из его кадастровой стоимости.
Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. N 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению здания, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, в газете "Волжская коммуна" N 316 (29862) 29.11.2016 (продолжение), в газете "Волжская коммуна" N 318 (29864) 30.11.2016 (продолжение).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятия, а также по порядку его опубликования.
В вышеуказанный перечень под номером N включен объект - нежилое здание (служебно-производственные участки, управление), назначение: производственное здание (сооружение), площадь 5 623,4 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер N.
Указанное нежилое здание принадлежит на праве собственности АО "СЭМЗ" на основании передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "СЭМЗ", утвержденного руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области ФИО3 от 07.09.2011 года, что подтверждается копией свидетельством о государственной регистрации права от 16.04.2012 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02.11.2017 года.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.11.2017, свидетельству о государственной регистрации права от 16.04.2012 года, нежилое здание (служебно-производственные участки, управление) имеет назначение: нежилое здание, производственное здание.
Из технического паспорта на здание следует, что здание - корпус 4 Служебно-производственные участки, управление, пятиэтажное, 1967 года постройки, общей площадью 5 623,4 кв. м., состоит из: 1 этаж: комната ТС, площадью 1,6 кв. м., кладовая зап.частей, площадью 2,7 кв. м., генераторная, площадью 4,5 кв. м., коридор, площадью 10,2 кв. м., 2,2 кв. м., 10,3 кв. м., 19,3 кв. м., 3,1 кв. м., 7,5 кв. м., 7,7 кв. м., 28,5 кв. м., 10,8 кв. м., 6,3 кв. м., 4,9 кв. м., эл.щитовая, площадью 7,6 кв. м., лестничная площадка, площадью 14,8 кв. м., измерительная лаборатория, площадью 270,8 кв. м., мастерская, площадью 19,0 кв. м., 28,6 кв. м., 2,6 кв. м., 6,3 кв. м., 9,4 кв. м., 65,5 кв. м., 26,8 кв. м., 14,5 кв. м., 13,9 кв. м., 15, 3 кв. м., склад, площадью 5,1 кв. м., 4,0 кв. м., 10,1 кв. м., кабинет ОК, площадью 16,7 кв. м., 10,2 кв. м., 16,7 кв. м., 17,2 кв. м., 6,0 кв. м., 16,8 кв. м., 15,9 кв. м., кладовая 1,6 кв. м., 15,3 кв. м., 24,5 кв. м., сан.узел, площадью 3,3 кв. м., 1,7 кв. м., склад, площадью 1,7 кв. м.,
2 этаж: коридор, площадью 2,1 кв. м., 5,3 кв. м., 33,1 кв. м., мастерская, площадью 29,0 кв. м., 5,1 кв. м., 8,9 кв. м., 10,2 кв. м., 6,6 кв. м., 5,2 кв. м., 20,3 кв. м., 16,2 кв. м., 8,7 кв. м., 20,3 кв. м., 16,5 кв. м., 35,8 кв. м., 38,9 кв. м., 19,0 кв. м., 26,6 кв. м., 30,7 кв. м., 14,0 кв. м., 8,8 кв. м., 20,8 кв. м., 136,2 кв. м., аптека, площадью 10,4 кв. м., холл, площадью 4,2 кв. м., 4,6 кв. м., 4,7 кв. м., 7,6 кв. м., торговый зал, площадью 74,6 кв. м., сан.узел, площадью 1,0 кв. м., 1,7 кв. м., 3,6 кв. м., 1,5 кв. м., 1,3 кв. м., 6,8 кв. м., склад, площадью 21,5 кв. м., 15,0 кв. м., 17,8 кв. м., 13,5 кв. м., 37,2 кв. м., 27,6 кв. м., административное помещение, площадью 5,5 кв. м., 10,3 кв. м., вент.камера, площадью 7,4 кв. м., 16,6 кв. м., 1,8 кв. м., 1,8 кв. м., душевая, площадью 5,9 кв. м., 4,8 кв. м., производственный цех, площадью 350,0 кв. м., лестничная площадка, площадью 14,5 кв. м.,
3 этаж: кладовая, площадью 4,3 кв. м., 6,8 кв. м., 4,5 кв. м., каб. начальника ПДО, площадью 32,6 кв. м., служебный кабинет, площадью 15,8 кв. м., 17,8 кв. м., кабинет физ-ры и спорта, площадью 35,6 кв. м., кабинет ПЭО, площадью 18,3 кв. м., кабинет ПДО, площадью 14,8 кв. м., коридор, площадью 39,8 кв. м., 22,6 кв. м., 20,5 кв. м., 37,9 кв. м., 5,6 кв. м., 36,8 кв. м., 38,9 кв. м., 80,4 кв. м., 5,3 кв. м., 3,5 кв. м., 3,4 кв. м., мастерская, площадью 30,4 кв. м., 19,2 кв. м., 9,0 кв. м., холл, площадью 4,7 кв. м., 2,8 кв. м., гардероб, площадью 22,7 кв. м., 106,5 кв. м., 41,9 кв. м., 42,5 кв. м., 42,4 кв. м., лестничная клетка, площадью 14,1 кв. м., комната исполн., площадью 13,1 кв.. м, склад инструментов, площадью 9,7 кв. м., сан.узел, площадью 2,5 кв. м., 6,8 кв. м., 9,2 кв. м., 8,1 кв. м., душевая, площадью 9,2 кв. м., 7,9 кв. м., раздевалка, площадью 6,6 кв. м., умывальная, площадью 20,8 кв. м., склад уборщиц, площадью 5,5 кв. м., архив ОТК, площадью 6,7 кв. м., кладовая ФСО, площадью 13,9 кв. м., склад, площадью 13,4 кв. м., архив, площадью 9,9 кв. м., склад ЛОИ, площадью 13,0 кв. м., хоз. Отдел, площадью 7,5 кв. м., 1-ый отдел, площадью 21,7 кв. м., кабинет нач. 1-го отдела, площадью 12,2 кв. м., каб. Зам. Нач. инструм. Отдела, площадью 11,9 кв. м., инструментальное бюро, площадью 34,1 кв. м., ПЭО, площадью 36,0 кв. м., кабинет юристов, площадью 17,4 кв. м., ЛОИ, площадью 17,2 кв. м., служебный кабинет, площадью 3,4 кв. м.,
4 этаж: служебный кабинет, площадью 17,1 кв. м., 35,2 кв. м., 16,5 кв. м., 11,9 кв. м., 21,6 кв. м., 14,1 кв. м., 12,4 кв. м., 15,6 кв. м., 30,0 кв. м., 22,3 кв. м., 16,5 кв. м., 15,9 кв. м., 15,6 кв. м., 51,2 кв. м., 18,5 кв. м., 35,2 кв. м., 14,0 кв. м., 17,5 кв. м., 11,9 кв. м., 17,8 кв. м., 5,9 кв. м., 11,2 кв. м., 10,8 кв. м., кладовая, площадью 10,2 кв. м., 2,3 кв. м., 1,2 кв. м., лестничная клетка, площадью 15,1 кв. м., коридор, площадью 20,3 кв. м., 48,0 кв. м., 46,3 кв. м., 31,5 кв. м., 39,9 кв. м., 20,0 кв. м., 2,9 кв. м., сан.узел, площадью 3,7 кв. м., 9,3 кв. м., 9,0 кв. м., 8,3 кв. м., душевая, площадью 17,8 кв. м., 9,8 кв. м., преддушевая, площадью 13,4 кв. м., умывальная, площадью 31,1 кв. м., склад, площадью 7,5 кв. м., комната уборщика, площадью 8,6 кв. м., гардероб, площадью 109,0 кв. м., холл, площадью 2,7 кв. м., 5,1 кв. м.,
5 этаж: библиотека, площадью 41,8 кв. м., 32,7 кв. м., 39,6 кв. м., 57,1 кв. м., 23,1 кв. м., худ. Библиотека, площадью 115,0 кв. м., секретарь, площадью 15,7 кв. м., кабинет начальника 91 отд., площадью 18,0 кв. м., кабинет начальника 70 отд., площадью 53,0 кв. м., коридор, площадью 42,4 кв. м., 21,3 кв. м., 3,5 кв. м., 65,9 кв. м., архив, площадью 45,0 кв. м., БНС, площадью 37,8 кв. м., лестничная клетка, площадью 14,2 кв. м., венткамера, площадью 9,6 кв. м., 10,4 кв. м., 3,7 кв. м., склад, площадью 2,9 кв. м., сан.узел, площадью 10,1 кв. м., 2,7 кв. м., 6,9 кв. м., 8,2 кв. м., 91 отд., площадью 29,4 кв. м., тех. Архив 70 отд., площадью 57,1 кв. м., 15,5 кв. м., кабинет конструкторов, площадью 187,5 кв. м., 70 отд., площадью 137,7 кв. м., цил., площадью 92,2 кв. м.
Административный истец обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об определении вида фактического использования здания.
Согласно представленному суду акту осмотра от 27.11.2017 года, в отношении нежилого здания с кадастровым номером N, произвести осмотр объекта не представляется возможным, в связи с тем, что фотосъемка объекта была запрещена заявителем. Доступ на прилегающую к объекту территорию осуществляется по пропускам. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц не представляется возможным.
Согласно сообщению ГКУ Самарской области "Региональный центр недвижимости", Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 года N 402, не оговорены условия осуществления допуска на режимные объекты и получения форм допуска к государственной тайне. При этом сотрудники, имеющие доступ к государственной тайне и наделенный полномочиями по проведению осмотров в соответствии с должностными инструкциями, в ГКУ СО "РЦН" отсутствуют.
Министерство имущественных отношений Самарской области сообщило об отсутствии оснований для определения вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N, поскольку отсутствует доступ членов комиссии для осмотра в нежилое здание.
На территории АО "СЭМЗ" осуществляется охрана на основании договора оказания услуг по защите охраняемых объектов ОАО "СЭМЗ" ведомственной охраной Государственной корпорации "Ростехнологии" от 18.09.2012 года N N.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 12.01.2018 года, уставу АО "СЭМЗ", утвержденному решением единственного акционера от 21.04.2017 года N N, основной вид деятельности АО "СЭМЗ" - производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры, разработка вооружений военной техники, производство и реализация вооружений и военной техники.
Административному истцу выданы лицензии на проведении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники.
Представленная административным истцом фототаблица не дает оснований для отнесения рассматриваемого здания к объектам, определенным в ст. 378.2 НК РФ.
Доказательств фактического использования помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов не представлено.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (действовавших на момент включения объекта, принадлежащего административному истцу, в оспариваемый Перечень) определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);
земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7);
земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 17 298 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: фактически занимаемый площадкой N 2, расположенный по адресу: <адрес>, часть кадастрового квартала - центральная, принадлежит на праве собственности ОАО "СЭМЗ" на основании передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "СЭМЗ", утвержденного руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области ФИО3 от 07.09.2011 года.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем офисных зданий делового и коммерческого назначения и не может быть признан безусловно определенным, в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ, в связи с тем, что содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у АО "СЭМЗ" критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечень произведены в целях налогообложения на 2017 год, обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом суд полагает, что являются обоснованными и требования о взыскании с административного ответчика судебных расходов в сумме 4 500 рублей, оплаченная при обращении в суд государственная пошлина, поскольку в соответствии с положениями части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Решение суда постановлено в пользу административного истца, факт несения расходов по оплате государственной пошлины подтвержден платежным поручением от 26.01.2018 года N N.
При таких обстоятельствах, судебные расходы подлежат полному возмещению стороной административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск АО "СЭМЗ" к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907, удовлетворить.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу АО "СЭМЗ" в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 2 марта 2018 г. N 3а-786/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве