Решение Самарского областного суда от 5 марта 2018 г. N 3а-693/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-693/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С." к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, установил:
общество с ограниченной ответственностью "С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, и взыскать с министерства уплаченную государственную пошлину в размере 4500 руб.
Требования общества обоснованы тем, что в названный пункт Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером N , в котором располагаются принадлежащие обществу нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N . Включение вышеуказанного здания не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку офисные помещения в нём занимают менее 20% от общей площади здания. Земельный участок, на котором располагается указанное здание, имеет разрешенное использование: под швейную фабрику. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представители административного истца Ч.Е.Е. и Г.А.В. поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Статьёй 1.1 Законом Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" от 25 ноября 2003 года N 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/.
В пункт N указанного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru 24 ноября 2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24 ноября. 2016 года, газете "Волжская коммуна" N 316 (29862) 29 ноября 2016 года (продолжение), газете "Волжская коммуна" N 318 (29864) 30 ноября 2016 года (продолжение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу положений пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Из материалов дела следует, что нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1 807, 8 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, 29 августа 2017 года разделено на нежилые помещения с кадастровыми номерами N (площадью 944,8 кв. м) и N (площадью 863 кв. м.), принадлежащие на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "С."
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с разрешенным использованием: под швейную фабрику, которое не предусматривает размещение на этом земельном участке объектов делового, административного назначения, а также объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания.
По сведениям технического паспорта нежилое здание имеет назначение административное и склад, указанные в нём основные и подсобные помещения не позволяли министерству с достоверностью определить их назначение и использование.
Мероприятия по определению фактического назначения нежилого здания административным ответчиком не проводились.
Между тем, административным истцом представлен акт осмотра нежилого помещения с кадастровым номером N от 14 февраля 2018 года, выполненного самим обществом с приложением фотографий, из которого следует, что нежилые помещения на 1 этаже N N 1, 3, 4, 5 предназначены под складские цели, и они не используются, помещения на 2 этаже N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 фактически не используются, судя по фотографиям они предназначены по склады. Остальные помещения являются лестничными клетками.
Согласно акта осмотра нежилого помещения с кадастровым номером N , выполненного административным истцом 1 марта 2018 года, следует, что помещения, расположенные на 1 этаже N N 7, 8, 9, 10, 20, 21, 22, 23 площадью 237,9 кв. м, фактически не используются, судя по фотографиям они предназначены под складские цели.
Помещения на 1 этаже N N 6, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 26, 27, 2, 8, 29, 30 площадью 118, 7 кв. м, а также помещения на 2 этаже N N 10, 12, 14, 17, 18, 19, 20, 26, 28, 29, 30, 32, 33, 38 площадью 186,7 кв. м используются под производственно-складские цели, размещение инженерно-технических работников предприятия, охрану.
Помещения 2 этажа N N 9, 11 площадью 17,7 кв. м не используются, и судя по фотографиям эти помещения имеют складское назначение.
Часть помещений 1 этажа N N 11, 12, 24, 25 площадью 72,8 и часть помещений 2 этажа N N 13, 15, 16, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 34, 35, 36, 27 площадью 229,2 кв. м общество сдает в аренду под офисы. Площадь арендованных офисных помещений составляет 302 кв. м., что от общей площади здания составляет 16,7%.
Доказательств, опровергающих вышеуказанные акты осмотра, административным ответчиком не представлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания с кадастровым номером 63:08:0101020:712 не соответствует критерию административно-делового или торгового центра по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку имевшиеся у министерства сведения не позволяли с достоверностью определить нежилое здание как объект административного, делового, офисного назначения, либо как объект торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2017 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
В соответствии с часть 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что решение вынесено в пользу административного истца, понесенные им судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в размере 4500 руб. подлежат взысканию в пользу общества с административного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "С." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, д. 31, со дня принятия.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "С." расходы по государственной пошлине в размере 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 5 марта 2018 г. N 3а-693/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании