Решение Самарского областного суда от 6 марта 2018 г. N 3а-809/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-809/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "А." к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия, установил:
общество с ограниченной ответственностью "А." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Требования общества обоснованы тем, что в названный пункт Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером N , в котором расположено нежилое помещение с кадастровым номером N , ранее принадлежащее административному истцу, а с 15 декабря 2017 года его собственником является общество с ограниченной ответственностью "О.". Нежилое помещение с кадастровым номером N фактически не используется, осмотр вышеуказанного объекта недвижимости не производился. Само здание с кадастровым номером N необоснованно включено в Перечень, поскольку оно разделено на самостоятельные нежилые помещения, которые подлежат включению в Перечень как отдельные объекты. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Т.Ю.В. поддержала заявленные требования и указала, что в нежилом здании, включенном в Перечень, более 20% площади предназначено для объектов торгового назначения, однако, полагает, что включение нежилого здания в Перечень является необоснованным, поскольку в нежилом здании располагаются нежилые помещения, которые должны включаться в Перечень как самостоятельные объекты.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Ш.Н.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что нежилое здание является Центральным универмагом, и он обоснованно включен в Перечень как торговый центр.
Заинтересованное лицо общество с ограниченной ответственностью "О." не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Статьёй 1.1 Законом Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" от 25 ноября 2003 года N 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/.
В пункт N указанного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером N , расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Вилоновская, д. 138.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru 24 ноября 2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24 ноября. 2016 года, газете "Волжская коммуна" N 316 (29862) 29 ноября 2016 года (продолжение), газете "Волжская коммуна" N 318 (29864) 30 ноября 2016 года (продолжение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "А." на дату утверждения Перечня являлось собственником нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 6 314,8 кв. м., расположенного в нежилом здании с кадастровым номером N .
Нежилое здание с кадастровым номером N площадью 14 273,9 кв. м имеет наименование - Центральный универсальный магазин "С.", расположено на земельном участке с кадастровым номером: N с разрешенным с использованием: центры обслуживания туристов.
Согласно технического паспорта в подвале указанного здания располагаются вспомогательные помещения.
На первом этаже здания располагаются основные помещения площадью 78,6 кв. м, 21, 1 кв. м, 22 кв. м, 31 кв. м., 1458,3 кв. м., 54,9 кв. м., 66,2 кв. м., 57,1 кв. м, 32 кв. м., 30,1 кв. м, 45,8 кв. м, 45,1 кв. м, 32,3 кв. м, 12 кв. м, 306 кв. м, 2,2 кв. м, а также вспомогательные помещения.
На втором этаже здания располагаются торговые залы площадью 80,2 кв. м, 27,9 кв. м, 18,8 кв. м, 21,8 кв. м, 15,7 кв. м, 90,9 кв. м, 31,1 кв. м, 1947,9 кв. м, 118,8 кв. м, 91,1 кв. м, 31,8 кв. м., остальные - вспомогательные помещения.
На третьем этаже торговый зал занимает площадь 1955 кв. м.
На четвертом и пятом этажах располагаются кабинеты, площадь которых составляет менее 20% от общей площади здания, а также вспомогательные помещения.
Общая площадь торговых площадей здания составляет 4 431 кв. м, что от общей площади здания составляет 31,04%.
В силу вышеизложенного указанное нежилое здание является торговым центром, поскольку в соответствии с документами технического учета назначение торговых помещений этого здания составляет более 20 процентов общей площади этого здания.
То обстоятельство, что ряд помещений в здании не используется из-за отсутствия арендаторов, не является основанием для признания недействующим Перечня, поскольку при включении здания в Перечень соблюдено одно из условий, предусмотренных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - предназначение нежилого здания для использования в качестве объекта торговли.
Доводы представителя административного истца о том, что включение нежилого здания в Перечень является необоснованным в силу того, что в Перечень должны быть включены нежилые помещения, расположенные в здании, суд признает несостоятельными, поскольку закон не ограничивает право уполномоченного органа на включение в Перечень как самих зданий, так и помещений в зданиях.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания с кадастровым номером N соответствует критерию торгового центра по смыслу пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку имевшиеся у министерства сведения позволяли с достоверностью определить нежилое здание как объект торговли.
В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "А." о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 6 марта 2018 г. N 3а-809/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании