Решение Самарского областного суда от 7 марта 2018 г. N 3а-689/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-689/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "А." к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , установил:
общество с ограниченной ответственностью "А." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N .
Требования общества обоснованы тем, что в названный пункт Перечня включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вышеуказанный объект недвижимости имеет назначение: отапливаемый склад с АБК. Земельный участок, на котором располагается указанное здание, имеет разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации здания и сооружений завода. По Правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти объект расположен в санитарно-защитной зоне заводов и иных промышленных объектов, на закрытой территории, в отношении которой действует пропускной и внутриобъектовый режим, что исключает свободный доступ неограниченного круга лиц на спорный объект. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца З.А.Д. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что объект с наименованием склад приравнен министерством к торговым объектам, в котором возможно осуществление торговой деятельности с выкладкой товаров.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Статьёй 1.1 Законом Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" от 25 ноября 2003 года N 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/.
В пункт N указанного Перечня включено здание с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru 24 ноября 2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24 ноября. 2016 года, газете "Волжская коммуна" N 316 (29862) 29 ноября 2016 года (продолжение), газете "Волжская коммуна" N 318 (29864) 30 ноября 2016 года (продолжение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью "А." на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1320,8 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений завода, которое не предусматривает размещение на земельном участке объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания.
Суду представлен технический паспорт нежилого здания, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Новозаводская, дом 6, из которого следует, что в нём располагаются кабинеты площадью 11,9 кв. м., 13,1 кв. м, 9,5 кв. м, 10,7 кв. м, 11,1 кв. м, 10,3 кв. м, 21, 5 кв. м, 30,3 кв. м. Склады занимают площади 750,1 кв. м, 168,7 кв. м, 175,7 кв. м. Остальные помещения являются вспомогательными помещениями: лестницы, коридоры, раздевалка, туалет, душевая, подсобное помещение. Общая площадь кабинетов по техническому паспорту (118,4 кв. м) от общей площади здания составляет 8,96%.
Вышеуказанному объекту недвижимости постановлением мэрии г.о. Тольятти от 23 июня 2010 года N присвоен адрес: <адрес>.
Из сведений технического учета следует, что содержащиеся в технических документах сведения не позволяли министерству с достоверностью прийти к выводу о том, что более 20% общей площади помещений, расположенных в указанном здании, предназначены для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению фактического назначения нежилого здания административным ответчиком не проводились.
Между тем, административным истцом представлено заключение кадастрового инженера ФИО1 от 11 декабря 2017 года N , из которого следует, что нежилое здание с кадастровым номером N - отапливаемый склад с АБК фактически используется следующим образом: помещения (комнаты) N 1, 2, 6, 7, 8, 9, 13, 14, 18, 20 площадью 112,9 кв. м являются вспомогательными помещениями; помещения (комнаты) N 3, 4, 5, 10, 11, 22 площадью 893,9 кв. м являются складами; помещения (комнаты) N 12, 21 являются производственными помещениями; помещения (комнаты) N 15, 16,17, 19 площадью 62,4 кв. м являются офисами. Процентное соотношение площади административно-бытовых помещений к общей площади объекта составляет 4,41%.
Из указанного заключения и приложенных к нему фотографий не следует, что в указанных помещениях имеются признаки осуществления торговой деятельности.
Доказательств, опровергающих представленные суду доказательства, административный ответчик не предоставил.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания с кадастровым номером N не соответствует критерию административно-делового центра по смыслу пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку имевшиеся у министерства сведения не позволяли с достоверностью определить нежилое здание как объект торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2017 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "А." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 7 марта 2018 г. N 3а-689/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании