Решение Самарского областного суда от 21 февраля 2018 г. N 3а-384/2018
Самарский областной суд рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-384/2018 по административному исковому заявлению И.В.Ю. о признании недействующим в части приказа министерства имущественных отношений Самарской области, установил:
И.В.Ю. и В.О.Б. обратились в Самарский областной суд с административными исковыми заявлениями к министерству имущественных отношений Самарской области, в которых просят признать недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, со дня принятия.
Определением суда от 24.01.2018 г. административные дела по указанным искам объединены в одно производство.
В обоснование требований указано, что под пунктом N в названный Перечень включено принадлежащее административным истцам на праве долевой собственности нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес> не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание не является административно-деловым или торговым центром (комплексом), в силу чего не может быть признано объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость. Согласно технической документации объект является нежилым зданием - материальный склад, расположено на земельном участке с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации комплекса зданий и сооружений рыбокомбината.
Административные истцы полагают, что необоснованное включение нежилого здания в Перечень нарушает их права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административных истцов К.П.Ю., действующий на основании доверенностей, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в уточненном административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области Б.Е.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора У.Т.А., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год" /далее Перечень/.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица принимают (издают) приказы по вопросам, входящим в их компетенцию.
Данный приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года и в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, N 316 (29862) 29.11.2016 (продолжение), N 318 (29864) 30.11.2016 (продолжение).
Таким образом, с учетом действующего законодательства, оспариваемый нормативный правовой акт - приказ издан уполномоченным органом в пределах компетенции, в предусмотренной законом форме, что административными истцами не оспаривается.
Под пунктом N в указанный Перечень включено нежилое здание, площадью 2 415 кв. м с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что собственниками спорного нежилого здания в ? доле каждый являются И.В.Ю. и В.О.Б., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.06.2013 г. и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 09.02.2018 г.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, нежилое здание включено в Перечень объектов на 2017 год, исходя из сведений, содержащихся об объекте в Едином государственном реестре недвижимости, как нежилое здание.
С доводами административного ответчика суд не может согласиться.
По данным Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 2 415, 8 кв. м расположенный по адресу: <адрес> имеет назначение - "нежилое здание" и наименование - "материальный склад".
Согласно документам технического учета - технического паспорта на здание, материальный склад представляет собой объект 1976 года постройки и включает в себя помещения, имеющие назначение: подсобные, туалеты, гараж, раздевалки, кабинеты, склады, проезд, коридоры, комнаты охраны, касса, помещения, подсобное помещение и коридоры.
Указанное нежилое здание расположено на принадлежащем административным истцам земельном участке с кадастровым номером N, площадью 6 125 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации комплекса зданий и сооружений рыбокомбината по тому же адресу.
Таким образом, учитывая требования подпунктов 1, 2 пункта 1 и пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оснований полагать, что принадлежащее И.В.Ю. и В.О.Б. нежилое здание по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, отвечало признакам административно-делового или торгового центра (комплекса), а помещения в нем предназначены для размещения офисов либо объектов общественного питания или бытового обслуживания, у административного ответчика не имелось.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, предполагает размещение промышленного предприятия рыбокомбината и, соответственно, также не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Мероприятий, необходимых для установления фактического использования здания на момент издания приказа от 14.11.2016 г. N 1907 министерством не проводилось.
Вместе с тем установлено, что по вопросу об исключении нежилого здания из Перечня административные истцы 22.12.2017 г. обратились в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением.
Министерством назначен осмотр здания, который проведен уполномоченной организацией - Государственным казённым учреждением "Региональный центр недвижимости".
Как видно из Акта от 25.12.2017 г., подготовленного по результатам визуального осмотра объекта, к фактически используемым в качестве офисных отнесены помещения, площадью 135, 3 кв. м, что составляет значительно менее 20% общей площади всех помещений здания.
Согласно уведомлению министерства имущественных отношений Самарской области от 11.01.2018 г. в адрес истцов, по результатам осмотра объекта недвижимости с кадастровым номером N установлено, что данный объект является нежилым зданием, используемым под склад, в связи с чем принято решение об определении вида фактического использования здания как объекта складского назначения.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу, что включение нежилого помещения в Перечень на 2017 год не соответствует критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемым нормативным правовым актом нежилое здание с кадастровым номером N необоснованно включено в Перечень объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
В связи с этим, требование административных истцов о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2017 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск И.В.Ю. и В.О.Б. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 21 февраля 2018 г. N 3а-384/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании