Решение Самарского областного суда от 12 марта 2018 г. N 3а-700/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-700/2018 по административному исковому заявлению У.Ю.Б. о признании недействующим в части приказа министерства имущественных отношений Самарской области, установил:
У.Ю.Б. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, со дня принятия.
В обоснование требований указано, что под пунктом N в названный Перечень включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно технической документации объект является складом и расположен на земельном участке в промышленной зоне Центрального района г. Тольятти, что не предполагает размещения на нем административно-деловых и торговых центров (комплексов).
В судебном заседании представитель административного истца У.О.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области Ф.А.О., действующая на основании доверенности, пояснила, что по итогам проверки фактического использования спорного помещения решается вопрос об исключении его из Перечня.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Г.Е.С., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица принимают (издают) приказы по вопросам, входящим в их компетенцию.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год" /далее Перечень/. 25 декабря 2015 года министерством издан приказ N 3265 о дополнении Перечня.
Таким образом, с учетом действующего законодательства, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в пределах компетенции, в предусмотренной законом форме. Опубликование приказа на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области в день принятия административным истцом не оспаривается.
Под пунктом N в указанный Перечень включено нежилое помещение, площадью 329, 90 кв. м (1 этаж комната N 1 (здание Лит. А3) - Склад с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что собственником спорного нежилого помещения является У.Ю.Б., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.04.2003, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в Перечень на 2016 год исходя из сведений, содержащихся об объекте в Едином государственном реестре недвижимости.
С доводами административного ответчика суд не может согласиться.
По данным Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 329, 90 кв. м расположен по адресу: <адрес> и имеет наименование и назначение - "нежилое помещение".
Указанное нежилое помещение, включает в себя комнату N 1 (здание Лит. 3) - "склад" и является частью нежилого здания с кадастровым номером N, имеющего назначение - нежилое здание и наименование - здание (производственный корпус).
Спорный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 3 464 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственной базы (лит. А, А1, А3).
Согласно документам технического учета - технического паспорта, спорный объект имеет наименование - часть здания "Склад лит. А3" и, в соответствии с экспликацией, включает в себя помещение с наименованием склад, площадью 329, 90 кв. м.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, наименование и назначение частей спорного нежилого помещения, по данным ЕГРН и документам технического учета не предусматривают размещение в нем административно-деловых либо торговых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Учитывая требования подпунктов 1, 2 пункта 1 и пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оснований полагать, что принадлежащее У.Ю.Б. нежилое помещение (назначение, разрешенное использование или наименование помещений) по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости отвечает признакам помещения расположенного в административно-деловом или торговом центре либо предназначено для размещения офисов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, у административного ответчика не имелось.
Мероприятий, необходимых для установления фактического использования помещения на момент издания приказов от 14.11.2015 г., 25.12.2015 г. министерством не проводилось.
Как видно из представленного административным истцом акта обследования от 13.02.2018 г., подготовленного кадастровым инженером ФИО1, на момент обследования нежилого помещения выявлено: фактическое использование - холодный склад; помещение не используется для ведения предпринимательской деятельности.
В ходе судебного разбирательства по поручению министерства имущественных отношений Самарской области уполномоченным Государственным казенным учреждением "Региональный центр недвижимости" осуществлен осмотр спорного помещения.
В соответствии с актом осмотра от 06.03.2018 г. по результатам визуального осмотра нежилого помещения с кадастровым номером N установлено, что помещение пустующее, частично занято стеллажами.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая предназначение и фактическое использование нежилого помещения с кадастровым номером N, суд приходит к выводу о том, что оно не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения помещения в Перечень объектов недвижимого имущества на 2016 год.
При таких обстоятельствах требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, в части включения под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2016 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск У.Ю.Б. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2016 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 12 марта 2018 г. N 3а-700/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве