Решение Самарского областного суда от 19 марта 2018 г. N 3а-385/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-385/2018 по административному исковому заявлению Ш.В.К. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года N 3258, в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N, о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N, о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N, установил:
Ш.В.К. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года N 3258, в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в названные пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером: N, расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вышеуказанный объект недвижимости не относится к объектам бытового обслуживания, поскольку используется под детский сад. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Л.А.Б. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в уточненном административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что объект недвижимости, расположенный в здании многоквартирного дома, включен в Перечень либо как объект офисного назначения либо как объект торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр недвижимости" не направил в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с частью 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года N 3258 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, в пункт N которого включено нежилое помещение с кадастровым номером N.
Приказом министерства от 30 ноября 2015 года N 3033 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, в пункт N которого включено вышеуказанное нежилое помещение.
Указанное помещение включено также в пункт N Перечня, утвержденного приказом министерства от 14 ноября 2016 года N 1907 на 2017 год.
Оспариваемые приказы изданы в установленном порядке уполномоченным органом и опубликованы на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Ш.В.К. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 86,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Указанное помещение располагается в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N.
По сведениям технического паспорта нежилое помещение с кадастровым номером N имеет помещение площадью 84,9 кв. м и санузел площадью 1, 7 кв. м.
Указанные сведения технического учета не позволяли министерству с достоверностью прийти к выводу о том, что указанный объект предназначен в качестве объекта торговли, общественного питания или бытового обслуживания, либо в качестве объекта офисного назначения.
Фактически нежилое помещение используется под детский сад, что подтверждается актом осмотра, выполненным Государственным казённым учреждением "Региональный Центр Недвижимости" от 6 марта 2018 года, по результатам которого установлено, что в нежилом помещении с кадастровым номером N располагается игровая комната площадью 45,6 кв. м, комната отдыха площадью 24,7 кв. м, комната для приема пищи площадью 9 кв. м, санузлы площадью 4,2 кв. м, раздевалка площадью 3 кв. м, тамбур площадью 4,7 кв. м.
Использование нежилого помещения в качестве детского сада подтверждается представленным договором аренды нежилого помещения, заключенным Ш.В.К. с Автономной некоммерческой организацией " <данные изъяты>" от 1 июня 2012 года, дополнительными соглашениями от 1 мая 2013 года, от 1 апреля 2014 года, от 1 мата 2015 года, от 1 февраля 2016 года, договором аренды, заключенным 1 июня 2016 года с индивидуальным предпринимателем Л.А.Б., договором аренды от 1 сентября 2017 года, заключенным с индивидуальным предпринимателем ФИО1., а также патентами, выданными Л.А.Б. и ФИО1. на применение патентной системы налогообложения, подтверждающими осуществление ими предпринимательской деятельности по уходу за детьми. Из выписки из Единого государственного реестра Автономной некоммерческой организацией "<данные изъяты>" следует, что основным видом деятельности организации является дошкольное образование.
В этой связи оснований полагать, что нежилое помещение в периоды включения его в Перечни на 2015, 2016, 2017 годы отвечало признакам торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания, объекта офисного назначения у административного ответчика не имелось.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что назначение нежилого помещения и его фактическое использование не предполагают размещение на нём объектов офисного назначения, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания и в силу этого включение объекта недвижимого имущества в Перечни не соответствует критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года N 3258, в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N, о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N, о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм /2015, 2016, 2017 г.г./, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Ш.В.К. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2015 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28 ноября 2014 года N 3258, в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в пункт N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 19 марта 2018 г. N 3а-385/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве