Решение Самарского областного суда от 20 марта 2018 г. N 3а-489/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-489/2018 по административному исковому заявлению Г.В.А. о признании недействующим в части приказа министерства имущественных отношений Самарской области, установил:
Г.В.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, со дня его принятия.
В обоснование требований указано, что под указанным пунктом в Перечень на 2017 год включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку его наименование и фактическое использование не предусматривает размещение административно-деловых, торговых центров, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Согласно сведениям регистрирующего органа и технической документации, объект является складом и расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - под производственную базу.
В судебном заседании представитель административного истца Т.И.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области, а также привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО "С." в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя истца, заключение прокурора В.С.Ш., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 1 Закона Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица принимают (издают) приказы по вопросам, входящим в их компетенцию.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
Данный приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года, газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, газете "Волжская коммуна" N 316 (29862) 29.11.2016 (продолжение), газете "Волжская коммуна" N 318 (29864) 30.11.2016 (продолжение).
Таким образом, с учетом действующего законодательства, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в пределах компетенции, в предусмотренной законом форме и официально опубликован, что не оспаривается.
Под пунктом N в Перечень на 2017 год включено нежилое здание, площадью 265, 7 кв. м с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>
Собственником спорного нежилого здания является Г.В.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.01.2002 г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно позиции министерства имущественных отношений Самарской области, принадлежащее административному истцу нежилое здание включено в Перечень на 2017 год исходя из сведений, содержащихся об объекте в Едином государственном реестре недвижимости, как здание, которое может быть использовано под объект торговли.
С доводами административного ответчика о наличии оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень, суд не может согласиться.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности Г.В.А. от 18.01.2002 г., наименование спорного объекта действительно указано как - нежилое здание (магазин).
Вместе с тем, согласно кадастровой выписки на здание от 03.11.2016 г. назначение объекта указано - нежилое здание, наименование - склад.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 02.02.2018 г. объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 265, 7 кв. м, расположен по адресу: <адрес> и имеет назначение - "нежилое здание" и наименование "Склад".
Установлено также, что указанное нежилое здание расположенного на принадлежащем Г.В.А. земельном участке, площадью 598 кв. м с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования - занимаемый производственной базой, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.02.2018 г.
Согласно документам технического учета - технического паспорта от 30.03.2007 г., нежилое здание "Склад", в соответствии с экспликацией, включает в себя: помещения, склад, помещение охраны, проходную, имеющие назначение: нежилые помещения.
Таким образом, сведения об объекте с кадастровым номером N, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, прямо не предусматривают размещение в здании административно-деловых либо торговых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Не предусматривает размещение подобных объектов и вид разрешенного использования земельного участка.
При таких обстоятельствах, назначение нежилого здания не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечня на 2017 год, не проводилось.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что спорное помещение им передано в аренду ООО "С.", о чем представлены договоры аренды от 01.01.2017 года и от 01.12.2017 года, каждый из которых заключен на период 11 месяцев.
По условиям договоров аренды (п. 1.1, 1.2) нежилые помещения, площадью 265, 7 кв. м, предоставлены ООО "С." для использования под склад.
Как видно из представленного административным истцом заключения кадастрового инженера ФИО1 от 22.12.2017 г., в ходе выполнения кадастровых работ на объект недвижимости - нежилое здание, общей площадью 265, 7 кв. м, находящегося по адресу: <адрес>, установлено, что объект используется в качестве склада.
В ходе судебного разбирательства по поручению министерства имущественных отношений Самарской области уполномоченным Государственным казенным учреждением "Региональный центр недвижимости" осуществлен осмотр спорного помещения.
В соответствии с актом осмотра от 06.03.2018 г. по результатам визуального осмотра нежилого здания с кадастровым номером N установлено, что помещения, площадью 215, 1 кв. м являются складскими, 17, 2 кв. м - раздевалка, 16, 7 кв. м - техническое помещение (теплоузел), 16, 4 кв. м - комната приема пищи; беспрепятственный доступ на прилегающую к объекту территорию отсутствует.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование спорного нежилого здания, а также и земельного участка, на котором оно расположено, суд приходит к выводу о том, что оно не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества на 2017 год.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание данных норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Г.В.А. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания, площадью 265, 7 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> со дня принятия.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 20 марта 2018 г. N 3а-489/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве