Решение Самарского областного суда от 11 апреля 2018 г. N 3а-774/2018
Самарский областной суд рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-774/2018 по административному исковому заявлению Гаражно-эксплуатационного кооператива N 128 "Г." о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
Гаражно-эксплуатационный кооператив N 128 "Г." (далее ГЭК "Г." обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, в части включения в него под пунктами N N и N нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: <адрес>, со дня его принятия;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него под пунктами N N и N нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, расположенных по тому же адресу, со дня его принятия;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в него под пунктами N N и N N вышеуказанных нежилых помещений со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в названные пункты Перечней включены принадлежащее ГЭК N 128 "Г." на праве собственности нежилые помещения, не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они не являются административно-деловыми, офисными помещениями, в них не располагаются объекты бытового обслуживания или общественного питания. Фактически нежилые помещения являются местами общего пользования в помещении Гаражно-эксплуатационного кооператива, используются исключительно для нужд кооператива, для проезда транспортных средств. С помещениями торгового центра гаражный кооператив сообщения не имеет, въезд в ГЭК N 128 "Г." осуществляется с противоположной от входа в торговый центр стороны. Земельный участок имеет вид разрешенного использования, в том числе, и для дальнейшей эксплуатации подземных гаражей.
В судебном заседании представитель административного истца Л.Р.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился. В предыдущих заседаниях представитель административного ответчика З.Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что спорные объекты обоснованно включены в Перечни, поскольку по данным ЕГРН помещения ГЭК "Г." расположены в торгово-офисном здании (п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц А.В.В., Б.В.М., Б.Н.Н., В.В.А., В.М.Г., Д.А.В., З.И.Г., Л.В.В., М.В.Р., Н.Л.В., С.А.В., С.А.Г., Ш.В.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора У.Т.А., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Статьёй 1.1 Закона Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" от 25 ноября 2003 года N 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица принимают (издают) приказы по вопросам, входящим в их компетенцию.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 30 ноября 2015 года N 3033, которым утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год". В указанный приказ внесены изменения приказом министерства от 25 декабря 2015 года N 3265, которым Перечень дополнен.
- от 14 ноября 2016 года N 1907, которым утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год";
- от 18 октября 2017 года N 1647, которым утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год".
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2016, 2017 и 2018 г.г. включены нежилые помещения с кадастровыми номерами N, площадью 28, 10 кв. м (-2 этаж комн. N 137; -1 этаж комн. N 23) и N, площадью 4271,00 кв. м (-2 этаж комн. N 150; -1 этаж комн. N 52; 1 этаж комн. N 66, 68, 69), расположенные по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что собственниками нежилых помещений являются:
КН N - ГЭК N 128 "Г.";
КН N - ГЭК N 128 "Г.", А.В.В., Б.В.М., Б.Н.Н., В.В.А., В.М.Г., Д.А.В., З.И.Г., Л.В.В., М.В.Р., Н.Л.В., С.А.В., С.А.Г., Ш.В.В., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.08.2007 г. и от 20.04.2010 г., а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
По вопросу об определении вида фактического использования спорных объектов недвижимости ГЭК N 128 "Г." 24.03.2017 г., 13.06.2017 г., 03.07.2017 г., 02.11.2017 г. обращалось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями.
Согласно уведомлению от 15.11.2017 года министерство имущественных отношений указало на отсутствие оснований для исключения нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N из Перечней, поскольку вид их фактического использования определен как объекты торгово-офисного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
На основании п. 4.1. ст. 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ).
Как следует из материалов дела, по данным Единого государственного реестра недвижимости нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N расположены в нежилом здании с кадастровым номером N, площадью 20756, 1 кв. м., имеющем назначение: "нежилое здание" и наименование "торгово-офисное здание".
Однако, с наличием оснований для включения спорных нежилых помещений в Перечни объектов на 2016, 2017, 2018 г.г. суд не может согласиться.
Сведения о создании ГЭК N 128 "Г." внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 28.11.1996 г., на учет в налоговом органе гаражный кооператив поставлен 04.12.1996 года, что подтверждается соответствующими свидетельствами.
В соответствии с Уставом, основной целью гаражно-эксплуатационного кооператива является удовлетворение потребностей участников добровольного объединения граждан и юридических лиц на основе членства в гаражах и стоянках для автомобилей в Автозаводском районе г. Тольятти. Для достижения указанных целей кооператив обеспечивает строительство гаражей и стоянок и эксплуатацию гаража.
Как следует из договора купли-продажи от 11.08.1997 года гаражный кооператив N 128 "Г." приобрел у ООО "А." недвижимое имущество - подземные гаражи с подземными проездами, комнатой сторожей расположенные по адресу: <адрес>
По условиям договора купли-продажи (п. 1.2), подземные гаражи представляют собой двухэтажное подземное сооружение, общей площадью 11146, 2 кв. м, согласно технического паспорта, количество гаражей - 282 бокса. Средством платежа по настоящему договору являются паевые взносы членов кооператива, выплаченные по учетным карточкам за период строительства объекта недвижимости.
Согласно представленного списка, по состоянию на 01.01.2018 года ГЭК N 128 "Г." имеет 274 пайщика - физических лица.
Из материалов дела также следует, что постановлением мэра г. Тольятти от 28.11.1997 года прекращено право бессрочного пользования ТОО "А." на земельный участок, площадью 7 340 кв. м. Земельный участок площадью 3 456 кв. м предоставлен ГЭК N 128 "Г." в бессрочное пользование для дальнейшей эксплуатации подземных гаражей по <адрес> и площадью 1700 кв. м - для санитарного содержания прилегающей территории на основании договора купли-продажи между ООО "А." и ГЭК N 128 "Г." от 11.08.1997 г.
Этим же постановлением мэра ООО Техно-торговый центр "Т." предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 49, 6 кв. м для дальнейшей эксплуатации части здания по <адрес> и 16 кв. м для санитарного содержания прилегающей территории на основании договора купли-продажи между ООО "А." и ООО ТТЦ "Т." от 11.12.1996 г.
В настоящее время земельный участок КН N находится в собственности Муниципального образования г.о. Тольятти и на основании постановлений мэра г. Тольятти от 27.09.2000 г., 23.08.2000 г., 09.12.2000 г., предоставлен в бессрочное пользование, соответственно, ГЭК N 128 "Г." (доля в праве 111462/129201), Ш.В.В. (доля в праве 1079/129201), А.В.В. (доля в праве 2176/129201), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28.02.2018 г.
В свидетельстве о государственной регистрации права собственности ГЭК N 128 "Г.", выданном 24.11.2000 г., объект права указан как земельный участок, площадью 8 149, 00 кв. м (доля 111462/129201), предоставленный для дальнейшей эксплуатации подземных гаражей.
Как следует из материалов дела, спорные нежилые помещения КН N и КН N по данным регистрирующего органа имеют назначение и наименование: "нежилое" и, как и здание, в состав которого они включены, расположены на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 8149 кв. м, имеющем вид разрешенного использования - "для дальнейшей эксплуатации подземных гаражей, бани-сауны и нежилых помещений".
Исходя из этого, вид разрешенного использования земельного участка по данным ЕГРН не предусматривает размещение на нем торговых и офисных объектов и предполагает его использование, в том числе для эксплуатации подземных гаражей.
Согласно документам технического учета - технического паспорта:
- нежилое помещение КН N, площадью 28, 1 кв. м включает в себя помещения (-) 2 этажа N 137 - электрощитовая, площадью 12, 2 кв. м и (-) 1 этажа N 23 - бойлерная, площадью 15, 9 кв. м;
- нежилое помещение КН N включает помещения (-) 2 этажа N 150 - коридор, площадью 1993, 1 кв. м, (-) 1 этажа N 52 - коридор, площадью 2 114, 6 кв. м, 1 этажа N 66 - туалет, площадью 1,7 кв. м, N 68 - коридор, площадью 80,8 кв. м, N 69 - коридор, площадью 80,8 кв. м.
По заключению кадастрового инженера Е.Е.В., предоставленного административным истцом, при выполнении кадастровых работ выявлено, что спорные нежилые помещения КН N и КН N представляют собой места общего пользования - коридоры, обеспечивающие проход (проезд) к расположенным в пределах (-)2, (-)1 и 1 этажей гаражным боксам (поз.150, поз.52, поз. 68, 69) и сан. узел (1 этаж поз. 66), тепловой узел (- 1 этаж поз.23), электрощитовая (- 2 этаж поз. 137), что соответствует данным технической документации.
Таким образом, наименование и назначение спорных нежилых помещений по данным ЕГРН и документам технического учета не предусматривает размещение в них офисов и торговых объектов.
К тому же, положения ст. 378.2 НК РФ в качестве объектов, подлежащих включению в Перечень для целей налогообложения из кадастровой стоимости, предусматривают "административно-деловой центр", "торговый центр (комплекс)" и помещения в них. Таким образом, наименование объекта "торгово-офисное здание" само по себе не соответствует предусмотренным в п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание противоречия в наименовании здания и виде разрешенного использования земельного участка на котором оно расположено, о чем было известно административному ответчику при принятии оспариваемых приказов, назначение спорных нежилых помещений не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорных помещений на момент формирования и утверждения Перечней в 2016, 2017, 2018 г.г. не проводилось.
При этом, из материалов дела следует и не опровергнуто административным ответчиком, что сооружение подземных гаражей, где расположены спорные помещения, по-существу является изолированным объектом - нежилым помещением гаражно-эксплуатационного кооператива, включающим 284 гаражных бокса, находящихся во владении и пользовании физических лиц - пайщиков кооператива, имеет отдельный от торгово-офисных помещений вход с противоположной стороны здания. При этом спорные нежилые помещения являются местами общего пользования ГЭК N 128 "Г." и не предназначены для обеспечения деятельности торгово-офисных помещений того же здания.
Доказательства, подтверждающие наличие в спорных помещениях торговых и офисных объектов либо осуществление иной коммерческой деятельности, суду не представлены.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу, что спорные нежилые помещения используются ГЭК "128 "Г." исключительно в целях эксплуатации гаражных боксов членами гаражного кооператива, расположены на земельном участке предназначенном для этих целей, в связи с чем не соответствуют критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащих административном истцу нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N в Перечни объектов недвижимого имущества на 2016, 2017 и 2018 г.г.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Гаражно-эксплуатационного кооператива N 128 "Г." удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года N 3265, в части включения в него под пунктами N N и N нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него под пунктами N N и N нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, расположенных по тому же адресу;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в него под пунктами N N и N N нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, расположенных по тому же адресу.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 11 апреля 2018 г. N 3а-774/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании