Решение Самарского областного суда от 5 марта 2018 г. N 3а-696/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-696/2018 по административному исковому заявлению З.И.Г. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим пункта 21284 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, установил:
З.И.Г. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 21284 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, со дня принятия.
Требования обосновал тем, что в названный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером: <...>, расположенное по адресу: <...>, не подпадающее под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вышеуказанный объект недвижимости не является административно-деловым либо торговым центром. Согласно технической документации нежилое помещение входит в состав нежилого здания - гаражи с кадастровым номером <...>. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что объект складского назначения включен в Перечень как объект, в котором возможно осуществлять торговую деятельность.
Заинтересованное лицо З.В.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с частью 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год /далее Перечень/.
В пункт 21284 указанного Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что З.И.Г. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером <...> площадью 479,9 кв. м, расположенное по адресу: <...>. На момент принятия оспариваемого Перечня сособственником указанного нежилого помещения в <...> доле является также З.В.Г.
Указанное нежилое помещение располагается в нежилом здании с кадастровым номером <...>, имеющем наименование гаражи.
По сведениям технического паспорта в нежилом помещении с кадастровым номером <...> площадью 479,9 кв. м располагаются нежилые помещения. Указанные сведения не позволяли министерству с достоверностью прийти к выводу о том, что указанный объект предназначен в качестве объекта торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
Фактическое использование указанного нежилого помещения установлено в результате осмотра, выполненного Государственным казенным учреждением "Р." от 26 февраля 2018 года. По результатам этого осмотра был составлен акт, в котором отражено, что в нежилом помещении с кадастровым номером <...> располагается офис площадью 52,5 кв. м, коридор площадью 31,6 кв. м, склад площадью 335,3 кв. м, помещение для размещения мебели площадью 47, 5 кв. м, пустое помещение площадью 13 кв. м.
Из акта осмотра следует, что офисное и пустующее помещение общей площадью 65,5 кв. м составляет 13,6% от общей площади нежилого помещения, включенного в Перечень. Склад, занимающий площадь 335,3 кв. м, не отвечает признакам объектов торговли, поскольку сведений о демонстрации в нем товаров не имеется.
Земельный участок, на котором расположено нежилое помещение, не сформирован и в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация об основных характеристиках земельного участка по указанному адресу.
В этой связи оснований полагать, что нежилое помещение отвечало признакам торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания у административного ответчика не имелось.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что назначение нежилого помещения и его фактическое использование не предполагают размещение на нем объектов торгового назначения, объектов общественного питания или бытового обслуживания и в силу этого включение объекта недвижимого имущества в Перечень не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033 в части включения в него в пункт 21284 нежилого помещения с кадастровым номером <...> подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2016 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования З.И.Г. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года N 3033, в части включения в него под пунктом 21284 нежилого помещения с кадастровым номером <...>, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 5 марта 2018 г. N 3а-696/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании