Решение Самарского областного суда от 18 мая 2018 г. N 3а-986/2018
Самарский областной суд в, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-986/2018 года по административному иску ООО "Н" к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907, признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, взыскании судебных расходов, установил:
ООО "Н" обратилось в Самарский областной суд административным иском с последующим уточнением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просило признать недействующими пункты N , N , N , N , N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907, признать недействующими пункты N , N , N , N , N , N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, а также просило взыскать с административного ответчика в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4500 рублей.
В обосновании требований административный истец указал, что приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год".
В Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год под пунктами NNN, N, N, N, N включены соответственно объекты недвижимости:
- здание мойки для автомашин Литер П, назначение: нежилое здание, площадью 469,6 кв. м., этажность 2, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер N,
- здание шиномонтажной мастерской Литер Н, назначение: нежилое здание, площадью 292,3 кв. м., этажность 2, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер N ,
- здание мастерской по ремонту автомашин, Литер Г, Г2, Г3, Г4, назначение: нежилое здание, площадью 2 725,1 кв. м., количество этажей 2, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер N ,
- административное здание со складом на 1 этаже, Литер Л, назначение: нежилое здание, площадью 890,9 кв. м., количество этажей 2, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер N ,
- административное здание с диспетчерской и столовой на 1 этаже Литер Д, назначение: нежилое здание, площадью 835,2 кв. м., количество этажей 2, в том числе подземных: 1, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер N .
В Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год под пунктами N N N , N , N , N , N , N включены соответственно объекты недвижимости:
- сооружение комплекса АЗС Литер А, А1, П1, П, назначение: нежилое здание, площадью 1340,8 кв. м., этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер N ,
- здание мойки для автомашин Литер П, назначение: нежилое здание, площадью 469,6 кв. м., этажность 2, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер N ,
- здание шиномонтажной мастерской Литер Н с кадастровым номером N , указанное выше,
- здание мастерской по ремонту автомашин литер Г, Г2, Г3, Г4 с кадастровым номером N , указанное выше,
- административное здание со складом на 1 этаже Литер Л с кадастровым номером N , указанное выше,
- административное здание с диспетчерской и столовой на 1 этаже Литер Д с кадастровым номером N .
Включение указанных нежилых зданий в Перечни является незаконным, противоречащим нормам НК РФ, поскольку здания не относятся к объектам, обозначенным в подпунктах 1 и 2 п. 2, а также пунктах 3, 4 ст. 378.2 НК РФ.
Совокупность объектов недвижимого имущества фактически представляет единую территорию. Ранее собственником указанных объектов было транспортное предприятие ООО ТП "С". Таким образом, наименование объектов предопределялось характером деятельности предприятия, которое располагалось, а впоследствии являлось собственником рассматриваемых объектов недвижимого имущества. Объекты недвижимости расположены на земельных участках с разрешенным видом использования - под производственную базу, что не предполагает размещение объектов делового, офисного или коммерческого использования. В связи с неудовлетворительным техническим состоянием, на указанных объектах производится капитальный ремонт, согласно данным бухгалтерского учета, объекты не введены в эксплуатацию. Сооружение комплекса АЗС не эксплуатируется в качестве автозаправочной станции, у истца отсутствуют какие-либо разрешительные документы на эксплуатацию. Территория огорожена забором, на территории действует пропускной режим, в аренду помещения объектов недвижимости не сдаются.
Основной вид деятельности административного истца - Торговля оптовая прочими машинами (ОКВЭД - 46.69), дополнительный в том числе, производство оборудования, монтаж и строительство. Услуги, связанные с транспортом - мойка, ремонт и т.д., административным истцом не оказываются. Административный истец является официальным дистрибьютором и производителем специфического оборудования для нефтяной и газовой отраслей. Для продажи участвует в закупочных процедурах, заключает контракты и поставляет оборудование на условиях доставки
Включение объектов недвижимости в Перечни возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. В связи с чем, просит административный иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от 24.07.2017 года NN Ч.М.Г. административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности от 26.12.2017 года NN Ш.Н.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.
Прокурор полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативно-правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца, в части налогообложения, исходя из их кадастровой стоимости, а также подлежат взысканию судебные расходы.
Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, считавшего возможным удовлетворить административный иск, полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению здания, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.102017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, в газете "Волжская коммуна" N 316 (29862) 29.11.2016 (продолжение), в газете "Волжская коммуна" N 318 (29864) 30.11.2016 (продолжение), приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете "Волжская коммуна" N 218 (30176), от 01.11.2017 года N 283 (30178), от 02.11.2017 года N 285 (30180), от 16.11.2017 года N 297 (30192).
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год включены:
- под номером N - Здание автомойки для автомашин Литер П, назначение: нежилое здание, площадью 469,6 кв. м., этажность 2, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер N ,
- под номером N - Здание шиномонтажной мастерской Литер Н, назначение: нежилое здание, площадью 292,3 кв. м., этажность 2, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер N ,
- под номером N - Здание мастерской по ремонту автомашин, Литер Г, Г2, Г3, Г4, назначение: нежилое здание, площадью 2 725,1 кв. м., количество этажей 2, в том числе подземных 1, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер N ,
- под номером N - Административное здание со складом на 1 этаже, Литер Л, назначение: нежилое здание, площадью 890,9 кв. м., количество этажей 2, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер N ,
- под номером N - Административное здание с диспетчерской и столовой на 1 этаже Литер Д, назначение: нежилое здание, площадью 835,2 кв. м., количество этажей 2, в том числе подземных: 1, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер N , принадлежащие на праве собственности ООО "Н" на основании договора о присоединении от 07.02.2017 года, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 21.08.2017 года.
В Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год включены:
- под номером N - сооружение комплекса АЗС Литер А, А1, П1, П, назначение: нежилое здание, площадью 1340,8 кв. м., этажность 1, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер N ,
- под номером N - здание мойки для автомашин Литер П с кадастровым номером N ,
- под номером N - здание шиномонтажной мастерской Литер Н с кадастровым номером N ,
- под номером N - здание мастерской по ремонту автомашин литер Г, Г2, Г3, Г4 с кадастровым номером N ,
- под номером N - административное здание со складом на 1 этаже Литер Л с кадастровым номером N ,
- под номером N - административное здание с диспетчерской и столовой на 1 этаже Литер Д с кадастровым номером N , принадлежащие на праве собственности ООО "Н" на основании договора о присоединении от 07.02.2017 года, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 21.08.2017 года, от 22.08.2017 года.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права на объект недвижимости с кадастровым номером N , объект недвижимости - здание мойки для автомашин Литер П имеет назначение: нежилое здание.
Из технического паспорта на нежилое здание усматривается, что нежилое здание литера П, 1977 года постройки, число этажей 2, общей площадью помещений 469,6 кв. м., нежилое здание состоит: 1 этаж: комната отд., площадью 16,0 кв. м., склад - 5,0 кв. м., 12,6 кв. м., бытовое пом.-4,8 кв. м., 14,8 кв. м., помывочная - 199,8 кв. м., 97,0 кв. м., операторная - 16,0 кв. м., подсобное пом.-16,2 кв. м., 2 этаж: вентиляторная - 4,3 кв. м., 55,8 кв. м., подсобное пом.-11,9 кв. м., склад - 15,4 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права на объект недвижимости с кадастровым номером N , объект недвижимости - здание шиномонтажной мастерской Литер Н имеет назначение: нежилое здание.
Из технического паспорта на нежилое здание усматривается, что нежилое здание литера Н, 1959 года постройки, число этажей 2, общей площадью помещений 292,3 кв. м., состоит: 1 этаж: вулканизаторная, площадью 47,3 кв. м., шиномонтажная - 100,6 кв. м., 2 этаж: кабинет - 49,2 кв. м., холл - 46,6 кв. м., кабинет - 22,9 кв. м., 25,7 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права на объект недвижимости с кадастровым номером N , объект недвижимости - здание мастерской по ремонту автомашин Литер Г, Г2, г3, Г4, имеет назначение: нежилое здание.
Из технического паспорта на нежилое здание усматривается, что нежилое здание литера Г, 1971 года постройки, число этажей 1, общей площадью помещений 2 645,0 кв. м., состоит: бокс ТО, площадью 478,5 кв. м., трансформаторная, площадью 18,9 кв. м., 19,8 кв. м., распределительная - 4,4 кв. м., слесарная - 38,5 кв. м., склад - 38.8 кв. м., коридор - 9,9 кв. м., прачечная - 24,1 кв. м., сушилка - 9,6 кв. м., с/узел - 5,1 кв. м., коридор - 1,5 кв. м., умывальня - 7,5 кв. м., коридор - 3,9 кв. м., душевая - 1,8 кв. м., 1,8 кв. м., 1,8 кв. м., 1,8 кв. м., раздевалка - 50,6 кв. м., бокс ТО - 220,4 кв. м., кузнеч. цех - 489 кв. м., мал. агрегатная - 47,6 кв. м., боль. агрегатная - 99,1 кв. м., производств.-99,6 кв. м., 95,9 кв. м., электро цех - 46,9 кв. м., жестян. цех - 20,0 кв. м., топлив. цех - 48,5 кв. м., аккумуляторная - 22,2 кв. м., 23,6 кв. м., медницкий цех - 48,6 кв. м., производств.-799,9 кв. м., склад - 45,7 кв. м., 20,3 кв. м., 20,1 кв. м., 44,8 кв. м., коридор - 7,8 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права на объект недвижимости с кадастровым номером N , объект недвижимости - административное здание со складом на 1 этаже Литер Л имеет назначение: нежилое здание.
Из технического паспорта на нежилое здание усматривается, что нежилое здание литера Л, 1976 года постройки, число этажей 2, общей площадью помещений 890,9 кв. м., состоит: 1 этаж: склад - 428,9 кв. м.. кабинет - 31,6 кв. м., 48,8 кв. м., 20,3 кв. м., 31,4 кв. м., 30,8 кв. м., 31,6 кв. м., 14,9 кв. м., 16,5 кв. м., 31,6 кв. м., 12,7 кв. м., 12,6 кв. м., 24.9 кв. м., 9,9 кв. м., 11,4 кв. м., 19,4 кв. м., 21,9 кв. м., лестн. площ.-19,6 кв. м., 8,6 кв. м., коридор, 1,8 кв. м., 53,1 кв. м., с/узел - 4,3 кв. м., кладовая - 3,7 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права на объект недвижимости с кадастровым номером N , объект недвижимости - административное здание с диспетчерской и столовой Литер Д имеет назначение: нежилое здание.
Из технического паспорта на нежилое здание усматривается, что нежилое здание литера Д, 1974 года постройки, число этажей 2, общей площадью помещений 789,7 кв. м., состоит: 1 этаж: кабинет - 18.6 кв. м., 12,7 кв. м., 27,6 кв. м., 44,4 кв. м., 21,3 кв. м., 10,3 кв. м., 30,4 кв. м., торговая - 74,4 кв. м., 46,8 кв. м., лестн. площ.-21,0 кв. м., коридор - 5,8 кв. м., 44,4 кв. м., 7,8 кв. м., подсобная - 1,5 кв. м., душевая - 3,2 кв. м., с/узел - 2,6 кв. м., 2,4 кв. м., моечная - 31,8 кв. м., 2 этаж: кабинет - 21,0 кв. м., 22,2 кв. м., 31,2 кв. м., 13,2 кв. м., 21,0 кв. м., 21,7 кв. м., 13,3 кв. м., 14,8 кв. м., 14,8 кв. м., 32,7 кв. м., 6,5 кв. м., 5,7 кв. м., 14,8 кв. м., коридор - 71,0 кв. м., акт. зал - 75,0 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права на объект недвижимости с кадастровым номером N , объект недвижимости - сооружение комплекса АЗС Литера А, А1, П1, П имеет назначение: нежилое здание.
Из технического паспорта на нежилое здание усматривается, что нежилое здание литера Н, 1959 года постройки, число этажей 1, общей площадью помещений 40,0 кв. м., состоит: операторная, площадью 7,4 кв. м., склад - 6,9 кв. м., 7,1 кв. м., коридор - 10,2 кв. м., каб. начальника - 8,4 кв. м.
В соответствии со справкой ООО "Н", согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на 31.12.2017 года не введены в эксплуатацию:
- здание мойки для автомашин Литер П с кадастровым номером N ,
- здание шиномонтажной мастерской Литер Н с кадастровым номером N ,
- здание мастерской по ремонту автомашин Литер Г, Г2, Г3, Г4 с кадастровым номером N ,
- административное здание со складом на 1 этаже Литер Л с кадастровым номером N ,
- административное здание с диспетчерской и столовой на 1 этаже Литер Д с кадастровым номером N ,
- сооружение комплекса АЗС Литер А, А1, П1, П с кадастровым номером N .
Из заключения кадастрового инженера В.М.В. от 07.05.2018 года и фотоматериалов к нему следует, что был произведен выезд на место выполнения кадастровых работ, то есть на территорию, образованную земельными участками с кадастровыми номерами: N , N , N , N , N , N , N , расположенными по адресу: Самарская область, Красноярский район, пос. г.т. Волжский, ул. Пионерская, дом 5, вид разрешенного использования: под производственную базу. Совокупность земельных участков фактически представляют единую территорию производственной базы, которая огорожена забором. На территории действует пропускной режим.
В результате обследования и анализа представленных документов кадастровым инженером установлено, что нежилое здание с кадастровым номером N (Здание мойки для автомашин) находится в стадии реконструкции и фактически не используется, нежилое здание с кадастровым номером N - здание шиномонтажной мастерской отсутствует, в связи со сносом, нежилое здание с кадастровым номером N - здание мастерской по ремонту автомашин находится в ветхом состоянии и требует капитального ремонта, нежилое здание с кадастровым номером N - административное здание со складом на 1 этаже находится в ветхом состоянии и требует капитального ремонта, нежилое здание с кадастровым номером N - административное здание с диспетчерской и столовой на 1 этаже частично разрушено из-за ветхого состояния конструкций, дальнейшая эксплуатация здания не возможна, нежилое здание с кадастровым номером N - сооружение комплекс АЗС - представляет собой асфальтированную площадку, используется для стоянки транспортных средств. Топливораздаточные колонки отключены от технологических трубопроводов и резервуаров. Сооружение комплекс АЗС не эксплуатируется по назначению. Описанные объекты недвижимости расположены в границах производственной базы, которая расположена на выше указанных земельных участках, принадлежащих ООО "Н".
Согласно приказу ООО "С" от 27.01.2016 года, запрещен доступ на территорию, в здания, расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно приказу ООО "Н" от 09.02.2018 года N N , запрещен свободный доступ в офисное здание Общества в выходные и нерабочие праздничные дни, осуществляется доступ только по согласованию с руководителем структурного подразделения и директором.
Из устава ООО "Н", утвержденного протоколом общего собрания участников 19.02.2018 года следует, что основным видом деятельности Общества является торговля оптовая прочими машинами и оборудованием.
Толкование пункта 1 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 года N 402, в его системной взаимосвязи со ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Помещения с наименованием "кабинет" не могут быть отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку в них подлежат расположению служебные помещения административно-управленческого персонала и работников различных службы общества. Указанные здания, составляет инфраструктуру единого комплекса, который в настоящее время административным истцом не используется, в связи с его ветхостью и не подразумевает использование его в качестве объектов офисного, делового или коммерческого назначения. Кроме того, здание шиномонтажной мастерской демонтировано, сооружение комплекса АЗС также не используется по своему функциональному назначению, что подтверждается представленными административным истцом доказательствами.
С учетом изложенного, доказательств фактического использования спорных нежилых зданий в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов суду не представлено.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (действовавших на момент включения объекта, принадлежащего административному истцу, в оспариваемый Перечень) определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);
земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7);
земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
Земельные участки с кадастровыми номерами N , N , N , N , N , N , N , на которых расположены спорные нежилые здания, имеют вид разрешенного использования: для размещения производственной базы, находятся в собственности ООО "Н", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 19.05.2017 года, 21.08.2017 года.
Таким образом, отсутствуют доказательства размещения на земельных участках офисных зданий делового и коммерческого назначения, что не может быть признано безусловно определенным, в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ в связи с тем, что содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости, находящихся на праве собственности ООО "Н", критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечни спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативно-правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорных объектов в Перечни произведены в целях налогообложения на 2017, 2018 годы, обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2017, 2018 гг.), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом суд полагает, что являются обоснованными и требования о взыскании с административного ответчика судебных расходов в сумме 4 500 рублей, оплаченная при обращении в суд государственная пошлина, поскольку в соответствии с положениями части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Решение суда постановлено в пользу административного истца, факт несения расходов по оплате государственной пошлины подтвержден платежным поручением от 13.11.2017 года N N .
При таких обстоятельствах, судебные расходы подлежат полному возмещению стороной административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ООО "Н" к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907, признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, взыскании судебных расходов удовлетворить.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 N 1907, в части включения в него
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>,
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>,
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>,
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>,
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 N 1647, в части включения в него
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>,
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>,
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>,
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>,
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>,
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области за счет казны Самарской области в пользу ООО "Н" в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 18 мая 2018 г. N 3а-986/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании