Решение Самарского областного суда от 14 мая 2018 г. N 3а-1008/2018
Самарский областной суд в составе, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1008/2018 года по административному иску ООО "Н" к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, взыскании судебных расходов, установил:
ООО "Н" обратилось в Самарский областной суд с административным иском к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просило признать недействующими пункты N , N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, взыскать с административного ответчика в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей.
В обосновании требований административный истец указал, что приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", под пунктом N N в вышеуказанный перечень включен объект недвижимого имущества - административное здание лодочной станции (Блок А) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>, под пунктом N N включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N - административное здание лодочной станции (Блок Б), расположенное по адресу: <адрес>.
Включение указанных нежилых зданий в Перечень является незаконным, противоречащим нормам НК РФ, поскольку здания не относятся к объектам, обозначенным в подпунктах 1 и 2 п. 2, а также пунктах 3, 4 ст. 378.2 НК РФ.
Оба нежилых здания расположены на земельном участке с кадастровым номером N , с разрешенным видом использования: под здания лодочной станции, принадлежащем административному истцу на праве собственности.
Нежилое здание (Блок А) фактически не используется, отсутствует внутренняя отделка помещений, разводка коммуникаций: электроснабжения, водоснабжения, канализации, отопления, кроме помещений на 1 этаже, поз.1, 2, площадью 30,3 кв. м., предназначенных для размещения охраны. Помещения на 1 этаже, поз.1, 2, площадью 30,3 кв. м., составляют 2% от общей площади всех помещений нежилого здания. Основная часть нежилого здания, площадью 1 453,0 кв. м., что составляет 98% от общей площади не используется.
Нежилое здание (Блок Б) подвергнуто консервации, что подтверждается приказом директора ООО "Н" от 20.12.2016 года N 5, актом консервации объекта от 30.12.2016 года. Фактически нежилое здание не используется, также отсутствует внутренняя отделка помещений, разводка коммуникаций: электроснабжения, водоснабжения, канализации, отопления.
Территория, где расположены нежилые здания, ограждена металлическим забором, охрана объектов осуществляется силами административного истца, доступ на территорию ограничен, осуществляется через контрольно-пропускной пункт.
Включение объектов недвижимости в Перечень возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. В связи с чем, просит административный иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от 02.10.2017 года Ч.А.В. административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил.
Прокурор полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативно-правовой акт в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца, в части налогообложения, исходя из его кадастровой стоимости.
Суд, выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению здания, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете "Волжская коммуна" N 218 (30176), от 01.11.2017 года N 283 (30178), от 02.11.2017 года N 285 (30180), от 16.11.2017 года N 297 (30192).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятия, а также по порядку его опубликования.
В вышеуказанный перечень под номером N включен объект недвижимого имущества - нежилое здание лодочной станции (Блок А) с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>, под пунктом N N включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером N - административное здание лодочной станции (Блок Б), расположенное по адресу: <адрес>.
Указанные нежилые здания принадлежат на праве собственности ООО "Н" на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 14.10.2010 года N N , что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 29.03.2011 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14.12.2017 года.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 14.12.2017 года, свидетельству о государственной регистрации права от 29.03.2011 года, нежилое здание - Административное здание лодочной станции (Блок А) имеет назначение: нежилое здание.
Из технического паспорта на здание следует, что административное здание лодочной станции (блок А) 2010 года постройки, общее количество этажей 3 (1), состоит из: подвал: подсобные помещения, площадью 55,5 кв. м., 14, 3 кв. м., 177,8 кв. м., 192,9 кв. м., 9,0 кв. м., 17,3 кв. м., коридор, площадью 30,7 кв. м., 1 этаж: помещения, площадью 21,0 кв. м., 12,4 кв. м., 9,3 кв. м., 6,9 кв. м., 30,9 кв. м., 158,2 кв. м., 121,9 кв. м., подсобные помещения, площадью 2,0 кв. м., 7,2 кв. м., санузел, площадью 2,6 кв. м., 1,9 кв. м., 2,5 кв. м., 1,7 кв. м., котельной, площадью 8,6 кв. м., коридоров, площадью 36,7 кв. м., 4,1 кв. м., 3,6 кв. м., 15,6 кв. м., 29,0 кв. м., 14,1 кв. м., 3,4 кв. м., 2 этаж: помещения, площадью 25,4 кв. м., 15,6 кв. м., 15,5 кв. м., 15,6 кв. м., 15,5 кв. м., 19,8 кв. м., 25,4 кв. м., 13,4 кв. м., 19,6 кв. м., 10,1 кв. м., 13,6 кв. м., 7,8 кв. м., 9,4 кв. м., 10,7 кв. м., 12,4 кв. м., 49,3 кв. м., 22,1 кв. м., 4,1 кв. м., подсобных помещений, площадью 4,0 кв. м., 4,1 кв. м., 4,0 кв. м., 4,0 кв. м., 2,6 кв. м., 1,4 кв. м., 4,0 кв. м., 5,4 кв. м., 7,6 кв. м., 10,9 кв. м., 4,2 кв. м., 6,0 кв. м., 1,4 кв. м., 6,0 кв. м., коридоров, площадью 14,8 кв. м., 73,2 кв. м., 11,9 кв. м., 2,9 кв. м., 18,4 кв. м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 14.12.2017 года, свидетельству о государственной регистрации права от 29.03.2011 года, нежилое здание - Административное здание лодочной станции (Блок Б) имеет назначение: нежилое здание.
Из технического паспорта на здание следует, что административное здание лодочной станции (блок Б) 2010 года постройки, общее количество этажей 2, состоит из: 1 этаж: помещений, площадью 31,8 кв. м., 24,0 кв. м., 17,7 кв. м., 21,1 кв. м., 16,0 кв. м., 51,8 кв. м., 15,3 кв. м., 18,9 кв. м., 32,1 кв. м., 32,1 кв. м., 17,6 кв. м., 32,6 кв. м., подсобных помещений, площадью 5,7 кв. м., 6,3 кв. м., 5,2 кв. м., 6,5 кв. м., 7,3 кв. м., коридоров, площадью 4,5 кв. м., 14,7 кв. м., 3,8 кв. м., 20,9 кв. м., 124,1 кв. м., санузлов, площадью 1,0 кв. м., 1,0 кв. м., 1,0 кв. м., 1,2 кв. м., 2 этаж: помещений, площадью 31,0 кв. м., 32,6 кв. м., 35,1 кв. м., 51,3 кв. м., 5,5 кв. м., 14,1 кв. м., 11,1 кв. м., 15,5 кв. м., 15,5 кв. м., 32,2 кв. м., 16,0 кв. м., 16,1 кв. м., 15,0 кв. м., 33,3 кв. м., подсобных помещений, площадью 5,9 кв. м., 5,6 кв. м., 6,3 кв. м., 5,3 кв. м., 0,9 кв. м., 5,2 кв. м., 8,0 кв. м., коридоров, площадью 14,4 кв. м., 11,9 кв. м., 120,0 кв. м.
Административный истец обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об определении вида фактического использования зданий.
Министерство имущественных отношений Самарской области указало, что согласно полученным сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N являются административными зданиями лодочной станции, и приняло решение об определении вида фактического использования объектов недвижимого имущества как объектов административного назначения, что позволяет отнести их к объектам недвижимого имущества, налоговая база которых определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, оснований для исключения из Перечня указанных объектов отсутствуют.
Согласно заключению кадастрового инженера от 19.12.2017 года и фотоматериалов к нему, по результатам осмотра спорных нежилых зданий в целях определения их фактического использования установлено, что:
- объект с кадастровым номером N , площадью 1082, 3 кв. м., подвергнут консервации, фактически не используется, отсутствует внутренняя отделка помещений, разводка коммуникаций: электроснабжения, водоснабжения, канализации, отопления;
- объект с кадастровым номером N , площадью 1 483, 2 кв. м., фактически не используется, отсутствует внутренняя отделка помещений, разводка коммуникаций, кроме помещений на 1 этаже, поз. 1, 2 площадью 30, 3 кв. м. (2% от общей площади всех помещений), предназначенных для размещения охраны.
По всему периметру земельного участка с кадастровым номером N проходит металлическое ограждение, доступ на лодочную станцию ограничен, осуществляется через контрольно-пропускной пункт. Инфраструктура под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания отсутствует.
В соответствии с приказом директора ООО "Н" от 20.12.2016 года нежилое здание, общей площадью 1 082,3 кв. м., законсервировано и не используется.
Согласно Акту о консервации основного средства от 30.12.2016 года, причиной консервации объекта является невозможность полноценного использования нежилого здания в хозяйственной деятельности общества. Перед консервацией территория здания очищена от мусора, закрыты оконные и дверные проемы. Консервация произведена до 01.01.2019 года.
Согласно Уставу, основными целями деятельности ООО "Н" являются: организация строительно-монтажных работ, изготовление и монтаж строительных конструкций и сооружений, строительство гидротехнических сооружений, производство бетонных и железобетонных работ, монтаж металлических строительных конструкций и др.
Доказательств фактического использования зданий в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов не представлено.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким органом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (действовавших на момент включения объекта, принадлежащего административному истцу, в оспариваемый Перечень) определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);
земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7);
земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N , площадью 3 558 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под здания лодочной станции, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности административному истцу.
По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 28.11.2017 г. указанный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: часть в зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4), часть в зоне центра рекреационных территорий (Р-1).
При этом, основными видами разрешенного использования земельного участка в зоне Р-1 являются спорт, природно-познавательный туризм, туристическое обслуживание, охота, рыбалка, причалы для маломерных судов; в зоне Р-4 - земельные участки (территории) общего пользования.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем офисных зданий делового и коммерческого назначения и не может быть признан безусловно определенным, в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ, в связи с тем, что содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Решением Самарского областного суда от 12.02.2018 года, вступившем в законную силу 19.03.2018 года, удовлетворены административные исковые требования ООО "Н", признано недействующим со дня его принятия "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года в части включения в него: под пунктом N N административного здания лодочной станции (Блок А) с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>; под пунктом N N административного здания лодочной станции (Блок Б) с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости, находящихся на праве собственности у ООО "Н" критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорных объектов недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорных объектов в Перечень произведены в целях налогообложения на 2018 год, обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом суд полагает, что являются обоснованными и требования о взыскании с административного ответчика судебных расходов в сумме 4 500 рублей, оплаченная при обращении в суд государственная пошлина, поскольку в соответствии с положениями части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Решение суда постановлено в пользу административного истца, факт несения расходов по оплате государственной пошлины подтвержден чеком-ордером от 30.03.2018 года.
При таких обстоятельствах, судебные расходы подлежат полному возмещению стороной административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ООО "Н" к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, взыскании судебных расходов, удовлетворить.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, в части включения в него
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>,
- под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области за счет казны Самарской области в пользу ООО "Н" в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 14 мая 2018 г. N 3а-1008/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании