Решение Самарского областного суда от 5 июня 2018 г. N 3а-1114/2018
Самарский областной суд в составе, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1114/2018 по административному исковому заявлению акционерного общества "Ж."о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части, с участием представителя акционерного общества "Ж."адвоката И.А.Н., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Н.С.В., установил:
акционерное общество "Ж."обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N а также о взыскании с административного ответчика расходов по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
Требования обоснованы тем, что в названные пункты Перечня включены принадлежащие административному истцу на праве собственности 2 здания: здание конторы завода с кадастровым номером N и административное здание (ГПК) цех N 3 с кадастровым номером N, расположенные по адресу: <адрес> и не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они используются только в целях удовлетворения производственных потребностей предприятия.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат И.А.Н. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Н.С.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что нежилые здания включены в Перечень как объекты административного, делового, коммерческого назначения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Статьёй 1.1 Законом Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области"от 25 ноября 2003 года N 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/.
В пункт N указанного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером N, в пункт N Перечня - нежилое здание с кадастровым номером N, расположенные по адресу: <адрес>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован в газете "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016, на официальный сайт Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из материалов дела следует, что акционерному обществу "Ж."на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 2 169,1 кв. м, имеющее наименование: административное здание (ГПК) цех N 3, расположенное по адресу: <адрес> и нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1257,9 кв. м., имеющее наименование: здание конторы завода, расположенное по тому же адресу.
Указанные здания располагаются на земельных участках с кадастровыми номерами N и N с разрешенным использованием - под завод, не предусматривающим размещение на земельных участках объектов делового, административного или коммерческого назначения.
Из содержания технических паспортов на указанные здания и в соответствии с заключением кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Азимут-Плюс" ФИО 5 от 5 июня 2018 года, выполненного на основании осмотра указанных объектов, указанные объекты недвижимости составляют инфраструктуру предприятия, а их помещения (кабинеты) входят в состав в качестве объектов вспомогательного назначения и направлены на обеспечение производственной деятельности предприятия в целом.
Основным видом деятельности акционерного общества "Ж." является производство изделий из бетона для использования в строительстве.
На предприятии действует пропускной режим, обеспечиваемый обществом с ограниченной ответственностью "Частное Охранное Предприятие "<данные изъяты>" не позволяющий посторонним лицам беспрепятственно проходить на территорию предприятия.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилые здания, составляющие инфраструктуру промышленного предприятия и предназначенные для размещения его сотрудников, не соответствует критерию административно-делового центра по смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него в пункт N нежилого здания с кадастровым номером N и в пункт N нежилого здания с кадастровым номером N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2017 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
Согласно пункту 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные истцом по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб., подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования акционерного общества "Ж."удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, и под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу акционерного общества "Ж."государственную пошлину в размере 4 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 5 июня 2018 г. N 3а-1114/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве