Решение Самарского областного суда от 20 августа 2018 г. N 3а-1145/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1145/2018 по административному иску первого заместителя прокурора Самарской области к Самарской Губернской Думе о признании недействующим в части Закона Самарской области от 31.01.2011 года N 3-ГД (в редакции Закона Самарской области от 28.12.2017 года N 132-ГД) "О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской области, установил:
31.01.2011 года принят закон Самарской области N 3-ГД "О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской области".
28.12.2017 года Самарской Губернской Думой принят закон Самарской области N 132-ГД "О внесении изменений в статьи 2.1 и 4 закона Самарской области "О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской области".
Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru 28.12.2017 года, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.12.2017 года, в газете "Волжская коммуна" N 2 (30237) 10.01.2018, вступил в законную силу.
Пункт 2 части 1 Закона Самарской области от 31.01.2011 года N 3-ГД (в редакции закона Самарской области от 31.01.2017 года N 132-ГД) "О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской области" устанавливает, что на территории Самарской области в дополнение к ограничениям розничной продажи алкогольной продукции, установленным федеральным законодательством, запрещается розничная продажа алкогольной продукции организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания:
в объектах с общей площадью зала обслуживания посетителей менее 50 квадратных метров, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, в том числе встроенных и встроенно-пристроенных;
в объектах с общей площадью зала обслуживания посетителей менее 50 квадратных метров с 22 (в воскресенье - с 17 часов) до 10 часов, за исключением объектов, находящихся внутри административно-деловых центров или торговых центров (комплексов).
Абзац 1 части 4 статьи 4 Закона Самарской области от 31.01.2011 года N 3-ГД устанавливает, что дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции, предусмотренные пунктами 1, 3 части 1 и частью 2 настоящей статьи, не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг в объектах с общей площадью зала обслуживания посетителей 50 и более квадратных метров.
Административный истец обратился в Самарский областной суд с иском о признании недействующими с момента вступления в законную силу судебного акта, с последующим уточнением иска, просил признать недействующим с момента вступления в законную силу судебного акта положения пункта 2 части 1 и абзаца 1 части 4 статьи 4 Закона Самарской области от 31.01.2011 года N 3-ГД (в редакции Закона Самарской области от 28.12.2017 года N 132-ГД) "О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской области".
В обосновании административного иска указал, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат требованиям федерального законодательства, в частности статье 16 Федерального Закона Российской Федерации от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", поскольку в полномочия органов государственной власти Самарской области не входит регулирование вопросов розничной продажи алкогольной продукции в объектах общественного питания.
В судебном заседании представитель административного истца В.С.Ш. поддержала административный иск в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель Самарской Губернской Думы по доверенности от 09.01.2018 года NN Л.Р.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что признание утратившими силу норм, касающихся дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг в объектах с небольшой площадью зала обслуживания, расположенных в многоквартирных домах, создаст условия, способствующие увеличению точек продажи алкогольной продукции в помещениях, расположенных в многоквартирных домах. Это может повлечь за собой увеличение уровня алкоголизации населения, а также негативным образом затронуть права и свободы граждан, проживающих в Самарской области. Самарской Губернской Думой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесены два проекта федеральных законов, направленные на совершенствование законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в отношении которых до настоящего времени решение не принято.
Представитель Губернатора Самарской области по доверенности от 27.12.2017 года NN Р.Д.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал и пояснил, что признание оспариваемых положений закона недействующими создаст условия, способствующие увеличению точек продажи алкогольной продукции в помещениях, расположенных в многоквартирных жилых дома, вследствие чего данное обстоятельство может повлечь за собой увеличения уровня алкоголизации населения, а также негативным образом затронуть права и свободы граждан, проживающих в Самарской области.
Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении иска, указав, что снятие ограничений создаст условия для роста числа заведений, так называемого "псевдообщепита". В настоящее время на внесенные Самарской Губернской Думой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации два проекта федеральных законов, направленные на совершенствование законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, министерство подготовило и направило положительные отзывы.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом Российской Федерации от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции".
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (статья 1 ФЗ РФ от 22.11.1995 года N 171-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции", законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 16 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 года N 171-ФЗ устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
На основании пункт 9 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции" (в редакции от 29.07.2017 года N 278-ФЗ), не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Согласно пункту 2 части 1 Закона Самарской области от 31.01.2011 года N 3-ГД (в редакции закона Самарской области от 31.01.2017 года N 132-ГД) "О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской области", на территории Самарской области в дополнение к ограничениям розничной продажи алкогольной продукции, установленным федеральным законодательством, запрещается розничная продажа алкогольной продукции организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания:
в объектах с общей площадью зала обслуживания посетителей менее 50 квадратных метров, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, в том числе встроенных и встроенно-пристроенных;
в объектах с общей площадью зала обслуживания посетителей менее 50 квадратных метров с 22 (в воскресенье - с 17 часов) до 10 часов, за исключением объектов, находящихся внутри административно-деловых центров или торговых центров (комплексов).
Абзацем 1 части 4 статьи 4 Закона Самарской области от 31.01.2011 года N 3-ГД предусмотрено, что дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции, предусмотренные пунктами 1, 3 части 1 и частью 2 настоящей статьи, не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг в объектах с общей площадью зала обслуживания посетителей 50 и более квадратных метров.
Федеральное законодательство определило, что вопросы, связанные с торговлей алкогольной продукции находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Экспертным заключением по результатам проведения правовой экспертизы на Закон Самарской области от 31.01.2011 года N 3-ГД "О мерах по ограничению употребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской области" Управления министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 08.02.2018 года NN установлено, что пункт 2 части 1 и части 4 статьи 4 Закона Самарской области N 3-ГД не соответствует абзацу первому и второму части 9 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что субъектам Российской Федерации не предоставлены полномочия по установлению особенностей осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Постановлением Самарской Губернской Думы от 27.03.2018 года N 500 был удовлетворен протест прокуратуры Самарской области на положения пункта 2 части 1 и части 4 статьи 4 Закона Самарской области от 31.01.2011 года N 3-ГД (в редакции Закона Самарской области от 28.12.2017 года N 132-ГД) "О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской области".
09.04.2018 года Губернатор Самарской области отклонил Закон Самарской области "О внесении изменений в статьи 2.1 и 4 Закона Самарской области "О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской области".
До настоящего времени изменения в Закон Самарской области от 31.01.2011 года N 3-ГД (в редакции Закона Самарской области от 28.12.2017 года N 132-ГД) не внесены.
Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что в случае удовлетворения иска высока вероятность нарушения конституционных прав граждан на охрану здоровья, государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, не могут служить основанием для отказа в административном иске, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
Внесение Самарской Губернской Думой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации двух проектов федеральных законов, направленных на совершенствование законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции NNN, N , в которых предлагается внести изменения в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", также не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, так как до настоящего времени решение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по указанным проектам не приняты, в ведении Российской Федерации остаются вопросы о регулировании розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный иск первого заместителя прокурора Самарской области обоснован и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", принимая во внимание, что положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и были реализованы права граждан и организаций, суд полагает, что указанный акт подлежит признанию не действующими в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства, в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица
Согласно статьи 4 Закона Самарской области от 10.05.1995 года N 3-ГД "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области", официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста с пометкой "официальное опубликование" в газетах "Волжская коммуна", "Российская газета", "Самарские известия" или первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), официальном сайте Правительства Самарской области в подразделе "Официальное опубликование" раздела "Документы" (www.pravo.samregion.ru).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск первого заместителя прокурора Самарской области к Самарской Губернской Думе о признании недействующим в части Закона Самарской области от 31.01.2011 года N 3-ГД (в редакции Закона Самарской области от 28.12.2017 года N 132-ГД) "О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской области удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения пункта 2 части 1 и абзац 1 части 4 статьи 4 Закона Самарской области от 31.01.2011 года N 3-ГД (в редакции Закона Самарской области от 28.12.2017 года N 132-ГД) "О мерах по ограничению потребления (распития) алкогольной продукции на территории Самарской области".
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете "Волжская коммуна".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 августа 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 20 августа 2018 г. N 3а-1145/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании