Решение Самарского областного суда от 11 октября 2018 г. N 3а-1520/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1520/2018 по административному исковому заявлению непубличного акционерного общества "С." о признании недействующими нормативных правовых актов в части, с участием прокурора Г.Е.С., представителя непубличного акционерного общества "С." по доверенности К.А.В., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., установил:
Непубличное акционерное общество "С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, и пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Требования обоснованы тем, что в названные пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку объект недвижимости предназначен и фактически используется как складское помещение. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено указанное здание, - для размещения базы, не позволяет располагать на нём офисные здания делового, административного и коммерческого назначения, а также объекты торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц по повышенной налоговой ставке, что влечет нарушение его прав.
В судебном заседании представитель непубличного акционерного общества "С." по доверенности К.А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что объект недвижимости включен в Перечни как объект бытового обслуживания в связи с его наименованием - мойка.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Статьёй 1.1 Законом Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" от 25 ноября 2003 года N 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/.
В пункт N указанного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован в газете "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в газете "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), в газете "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение).
В Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства от 18 октября 2017 года N 1647 и опубликованный в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)), в газете "Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)), в газете "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)), в газете "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)), вышеуказанное здание включено под пунктом N .
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что непубличному акционерному обществу "С." на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером: N, площадью 245,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с разрешенным использованием: для размещения базы.
По сведениям технического паспорта спорный объект является нежилым зданием, на 1 этаже которого располагается основное помещение - 131,7 кв. м., подсобное помещение - 11,3 кв. м., эл. щитовая - 7,3 кв. м., умывальник - 6,1 кв. м., туалет - 1,3 кв. м., душ - 0,9 кв. м., раздевалка - 17,5 кв. м., тамбур - 2,4 кв. м., склад - 7 кв. м., на 2 этаже - вентиляционные комнаты (21,5 кв. м., 2,7 кв. м., 27, 5 кв. м., 4,6 кв. м), коридор - 21,5 кв. м.
Сведения технического учета и разрешенное использование земельного участка не позволяли министерству однозначно отнести данный объект к объектам делового, коммерческого назначения или к объектам торговли, бытового обслуживания или общественного питания.
Мероприятия по определению фактического использования данного помещения на момент утверждения Перечней министерством не проводились.
В материалах дела представлен акт осмотра объекта недвижимости, подготовленный кадастровым инженером ООО "П." - ФИО1, из которого следует, что фактически нежилое здание используется в качестве склада, также по результатам осмотра установлено, что складские помещения составляют 138,7 кв. м. или 56,6% от общей площади, подсобные и вспомогательные помещения составляют 106,4 кв. м. или 43,4% от общей площади.
В соответствии с уставом непубличного акционерного общества "С." основным видом деятельности общества является сдача внаем собственного недвижимого имущества.
Из пояснений представителя административного истца следует, что с 1 января 2018 года нежилое здание сдается в аренду ФИО2 на основании договора аренды имущественного комплекса N 1 от 01 января 2018 года. Согласно п. 1.4. договора нежилые помещения предоставляются арендатору под осуществление предпринимательской деятельности (сдача в субаренду).
Доказательств тому, что в указанном объекте осуществляется торговля или он используется для оказания бытовых услуг, административным ответчиком не представлено.
С доводами административного ответчика о том, что наименование здания (мойка) является достаточным основанием для включения объекта недвижимости в Перечни, суд не может согласиться.
Наименование нежилого здания (мойка) содержится только в свидетельстве о государственной регистрации права, выданном обществу 12 февраля 2014 года.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 14 июня 2017 года нежилое здание с кадастровым номером N именуется как склад.
Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня на 2017 год, не предусматривала наименование помещения в качестве основания для включения объекта недвижимости в Перечень.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что указанное здание не соответствует критериям офисных помещений, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующими Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N и Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2017, 2018 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации в пользу административного истца с министерства имущественных отношений Самарской области подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 9000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования непубличного акционерного общества "С." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, со дня принятия.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу непубличного акционерного общества "С." государственная пошлина в размере 9000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 11 октября 2018 г. N 3а-1520/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании