Решение Самарского областного суда от 12 ноября 2018 г. N 3а-1452/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1452/2018 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "А." о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 г. N 1647, установил:
Закрытое акционерное общество "А." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов N N, N, N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1647 от 18.10.2017 года, со дня принятия.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что под названными пунктами в Перечень необоснованно включены принадлежащие обществу нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, N, расположенные по адресу: <адрес>, которые не отвечают требованиям статьи 378.2 НК РФ, поскольку размещение в них административно-деловых и торговых центров, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не предусмотрено. Спорные здания составляют единый производственный комплекс и расположены на земельных участках, имеющих разрешенное использование: "для эксплуатации нежилых помещений", "для эксплуатации административно-бытового комплекса и установки для приготовления битумных мастик". Административный истец полагает, что необоснованное включение объектов капитального строительства в Перечень нарушает его права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организации в завышенном размере.
Представитель административного истца С.А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, доводы административного иска поддержал в полном объеме, просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил.
Представитель заинтересованного лица - ООО "Т." в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил, ранее представил в материалы дела письменный отзыв, в котором просил требования административного истца удовлетворить в полном объеме.
Изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения части 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1647 от 18.10.2017 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год /далее Перечень/.
Оспариваемый приказ принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
Судом установлено, что в вышеуказанный перечень включены:
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 887,3 кв. м., имеющее назначение - административно-бытовой корпус, расположенное по адресу: <адрес>,
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером 63:0960102157:571, площадью 1 898,8 кв. м., имеющее назначение: производственное (промышленное) здание, расположенное по адресу: <адрес>,
- под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1678,8 кв. м., имеющее назначение - производственно-складской корпус, расположенное по адресу: <адрес>.
Указанные объекты недвижимости принадлежит на праве собственности ЗАО "А.", что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права, а также выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ в целях указанной статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) может быть одновременно признано административно-деловым центром и торговым центром (комплексом).
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), предназначения либо фактического использования помещений.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка должно предусматривать размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
По данным Единого государственного реестра недвижимости от 24.09.2018 года:
- объект капитального строительства с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое здание" и наименование "производственно-складской корпус";
- объект капитального строительства с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое здание" и наименование "производственный корпус";
- объект капитального строительства с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое здание" и наименование "административно-бытовой корпус". Согласно документам технического учета - экспликации к техническим паспортам спорные объекты включают в себя помещения следующего назначения:
КН N - проходной зал, помещение охраны, сан. узлы, склады, кабинеты, водомерный узел, душевая, умывальная, раздевалки, эл. щитовая, тепловой узел, рабочие залы, вент. камера, подсобные;
КН N - коридоры, склады, производственные и подсобные помещения, раздевалки, сан. узлы, тамбуры, комн. приема пищи, лестницы, помещение охраны, кабинеты;
КН N - тамбуры, холл, подсобные, коридоры, сан. узлы, кухня, обеденный зал, кухня, душевая, лестницы, помещения, кабинеты.
Как видно из выписок из ЕГРН от 12.10.2018 г., спорные нежилые здания расположены на земельных участках с кадастровыми номерами N, площадью 22 804 кв. м, и N, площадью 5235 кв. м, имеющих вид разрешенного использования: "для эксплуатации административно-бытового корпуса и установки для приготовления битумных мастик", "для эксплуатации нежилых помещений".
Таким образом, сведения об объектах капитального строительства, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривают размещение в них административно-деловых и торговых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Разрешенное использование земельных участков также не предполагает размещение на них административно-деловых и торговых центров (комплексов), офисов, объектов торговли, объектов бытового обслуживании или общественного питания.
По смыслу закона, основания для включения объектов капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
Размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения не тождественно таким понятиям как административно-бытовой корпус, производственно-складской корпус, производственный корпус, поэтому наименование спорных нежилых зданий не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось административным ответчиком, мероприятий по определению фактического использования спорных объектов на момент формирования и утверждения Перечня на 2018 год не проводилось.
В материалы дела представлены акты осмотра нежилых зданий от 30.10.2018 г., подготовленные уполномоченной министерством имущественных отношений организацией ГБУ СО "ЦРР".
Как видно из актов:
- в нежилом здании КН N, площадью 1678,8 кв. м, расположены цеха, мастерские, склады, помещения для размещения мебели и хоз. инвентаря, комната приема пищи, раздевалки, технические помещения (компрессорная, электрощитовая, тепло узел), душевая, сан. узлы, проходная, коридоры, лестницы, комната охраны; помещения площадью 66, 9 кв. м используются как офисы;
- в нежилом здании КН N, площадью 887, 3 кв. м, расположены централизованное приемное помещение, лаборатории, мастерская, склады, раздевалки, сан. узлы, душевая, технические помещения (электрощитовая, тепло. узел), коридоры, тамбуры, лестницы, а также офисы - 282, 9 кв. м, объект общественного питания 87, 1 кв. м, цех пищевого производства - 50, 1 кв. м, мойка - 10,7 кв. м;
- в нежилом здании КН N, площадью 1898, 8 кв. м, расположены централизованное приемное помещение, комната охраны, цеха, склады, комната отдыха и приема пищи, раздевалка, сан. узлы, техническое помещение (тепло. узел), коридоры, тамбур, лестница, а также офисы - 122 кв. м.
При этом, согласно актам, на прилегающую к объектам территорию беспрепятственный доступ отсутствует. Возможность получения услуг в объектах неограниченному кругу лиц не установлена.
Из Устава ЗАО "А." следует, что целью деятельности общества является разработка материалов, способствующих снижению шумов и вибрации автомобилей.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ЗАО "А." является производство электрического и электронного оборудования для автотранспортных средств и др.
Часть помещений производственно-складского корпуса КН N, площадью 1354,8 кв. м., по договору от 01.09.2018 г. ЗАО "А." сдает в аренду ООО "Т.".
По условиям договора аренды ООО "Т." использует вышеуказанные помещения для производства продукции и комплектующих для автомобильной промышленности, что, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, соответствует основному виду деятельности ООО "Т.".
Как видно из материалов дела, помещения в зданиях, обозначенные в актах осмотра от 30.10.2018 г. как офисные, фактически используются для размещения администрации и различных служб производственных предприятий, в столовой услуги оказываются только сотрудникам предприятия, что не опровергнуто.
Здания расположены на огороженной охраняемой территории промышленного предприятия, где действует пропускной режим. Свободный доступ на территорию отсутствует.
Таким образом, исследованными доказательствами подтверждено, что нежилые здания административно-бытового корпуса, производственно-складского корпуса и производственного корпуса предназначены для обеспечения деятельности производственного предприятия, как единого комплекса.
В нарушение требований части 9 статьи 213 КАС РФ административным ответчиком не представлено доказательств, что спорные здания имеют самостоятельное офисное либо торговое назначение и не предназначены для обслуживания производства, а, соответственно, не доказан факт соответствия объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности ЗАО "А.", критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, N не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не являются административно-деловыми либо торговыми центрами, предприятиями бытового обслуживания либо общественного питания, не предоставлялись для этих целей и земельные участки где расположены вышеуказанные здания, в связи с чем у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения данных объектов в Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании не действующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорных объектов в Перечень произведено в целях налогообложения на 2018 год.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме.
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные ЗАО "А." по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб., подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением N 155 от 03.04.2018 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск закрытого акционерного общества "А." удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 г. N 1647, в части включения в него:
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ЗАО "А." расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.11.2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 12 ноября 2018 г. N 3а-1452/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании