Решение Самарского областного суда от 18 декабря 2018 г. N 3а-1790/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1790/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С." о признании недействующими в части приказов министерства имущественных отношений Самарской области, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С." (далее ООО "С.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими:
пункт NN Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907;
пункт NN Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647, со дня их принятия.
В обоснование требований указано, что под названными пунктами в Перечни на 2017 и 2018 годы включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание конторы с кадастровым номером N не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не является административно-деловым или торговым центром, не предназначено для размещения офисов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, чем нарушаются права и законные интересы общества как плательщика налога на имущество организаций, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта.
В судебном заседании представитель административного истца А.Ю.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области Ш.Н.Г., действующая на основании доверенности, пояснила, что спорный объект включен в Перечни на 2017 и 2018 г.г. на основании п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, исходя из его наименования, содержащегося в сведениях ЕГРН - контора, что соответствует административному зданию, в связи с чем проверка его фактического использования не проводилась.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора С.А.С., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Из материалов дела следует, что ООО "С." на праве собственности принадлежит объект капитального строительства с кадастровым номером N, площадью 165, 4 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.08.2010 г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 07.12.2018 г.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица принимают (издают) приказы по вопросам, входящим в их компетенцию.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год; приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года и в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, N 316 (29862) 29.11.2016 (продолжение), N 318 (29864) 30.11.2016 (продолжение).
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1647 от 18.10.2017 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год; приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в газете "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017; N 283 (30178), 01.11.2017, N 285 (30180), 02.11.2017; N 297 (30192), 16.11.2017 и вступил в силу с 01.01.2018 года.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты изданы уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Под пунктом NN в Перечень на 2017 год и под пунктом NN в Перечень на 2018 год включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N .
В обоснование возражений на заявленные требования представитель министерства имущественных отношений Самарской области ссылается на то, что наименование спорного объекта по сведениям ЕГРН, полученным в порядке информационного взаимодействия, соответствует критериям, установленным п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
С доводами административного ответчика о наличии оснований для включения спорных объектов недвижимости в Перечни, суд не может согласиться.
По данным Единого государственного реестра недвижимости объект капитального строительства с кадастровым номером N имеет назначение "нежилое здание" и наименование "контора".
Согласно документам технического учета - экспликации к техническому паспорту, здание конторы включает в себя следующие помещения: красный уголок, 2 туалета, кабинет гл. бухгалтера, склад, холл, касса, коридор.
Таким образом, сведения об объекте капитального строительства - нежилое здание конторы, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривают размещение в нем административно-деловых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Данные, подтверждающие, что наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади зданий в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, отсутствуют.
Установлено также, что нежилое здание расположено на земельном участке, площадью 38268 кв. м, с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования: "для производственной базы".
С учетом установленных обстоятельств, разрешенное использование земельного участка также не предполагает размещение на нем административно-деловых и торговых центров (комплексов), офисных объектов.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям из ЕГРН в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.
Размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения предполагает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки, что не тождественно таким понятиям как здание административного назначения, административное здание, и, в частности, здание конторы.
Суд полагает, что при установленных обстоятельствах, одно только наименование нежилого здания не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорного объекта на момент формирования и утверждения Перечней на 2017 и 2018 гг., не проводилось.
По результатам рассмотрения заявления ООО "С." от 30.07.2018 г. министерством имущественных отношений Самарской области дан ответ от 08.08.2018 г. об отсутствии оснований для исключения объекта КН N из Перечней.
В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика от проведения осмотра объекта на предмет его фактического использования отказался.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.11.2018 г., основным видом деятельности общества является строительство жилых и нежилых зданий, дополнительными - строительство автомобильных дорог, автомагистралей, железных дорог, метро, производство кровельных работ, прочих отделочных и завершающих работ и пр.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что здание конторы было приобретено в 2010 году и до настоящего времени обществом не используется, в аренду помещения не сдаются, что не опровергнуто.
В материалы дела представлен акт осмотра нежилого здания силами ООО "С." от 14.12.2018 г. и фотоматериалы к нему.
Как видно из акта, нежилое здание находится в ветхом, разрушенном состоянии, отсутствуют крыша, окна, двери, подходы к зданию завалены мусором. Все помещения в здании конторы находятся в непригодном для эксплуатации состоянии и не используются.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером N не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не является административно-деловым, офисным центром, в связи с чем у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения данного объекта в Перечни объектов недвижимого имущества на 2017 и 2018 гг.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание данных норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск общества с ограниченной ответственностью "С." удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в него:
под пунктом NN нежилого здания конторы с кадастровым номером N, площадью 165, 4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него:
под пунктом NN нежилого здания конторы с кадастровым номером N, площадью 165, 4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.12.2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 18 декабря 2018 г. N 3а-1790/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании