Решение Самарского областного суда от 19 сентября 2018 г. N 3а-1408/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1408/2018 по административному иску ООО "Р." о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, установил:
ООО "Р." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания - административно-бытовой корпус, с кадастровым номером N и о взыскании с административного ответчика расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Требования обоснованы тем, что в названный выше пункт "Перечня..." включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание - административно-бытовой корпус, с кадастровым номером N, площадью 405,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, не подпадающее под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вышеуказанный объект недвижимости используется только в целях удовлетворения производственных потребностей предприятия. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено указанное здание, не позволяет размещать на нем офисные здания делового, административного и коммерческого назначения.
В судебном заседании представитель административного истца С.Э.А., действующая на основании доверенности от 14 декабря 2017 года N, административные исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело без его участия.
Прокурор А.О.А. полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 в части включения в "Перечень..." нежилого здания - административно-бытовой корпус, с кадастровым номером N не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца в части налогообложения исходя из его кадастровой стоимости.
Суд, проверив дело, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшей иск подлежащим удовлетворению, считает, что административное исковое заявление ООО "Р." подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Статьей 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база, как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год".
В пункт N указанного выше "Перечня..." включено нежилое здание - административно-бытовой корпус, с кадастровым номером N, площадью 405,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из материалов дела следует, что ООО "Р." на праве собственности принадлежит нежилое здание - административно-бытовой корпус, с кадастровым номером N, площадью 405,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 июля 2018 года N .
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 июля 2018 года N, земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположено указанное выше здание, имеет разрешенное использование: для дальнейшего пользования, которое не предусматривает размещение на нем объектов делового, административного или коммерческого назначения.
В техническом паспорте содержатся сведения о том, что спорный объект недвижимости является административно-бытовым корпусом, при этом сведения о назначении помещений в техническом паспорте отсутствуют.
В этой связи документы технического учета не могут однозначно подтверждать принадлежность здания к объекту делового, административного или коммерческого назначения.
В соответствии с пунктом 12 "Порядка определения вида фактического использования зданий (строений) и помещений", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2017 года N 402, ГКУ Самарской области "Региональный Центр недвижимости" 25 мая 2018 года произвело осмотр спорного объекта недвижимости, в ходе которого установило, что помещения общей площадью 220,3 кв. м. являются офисами, помещения общей площадью 129,1 кв. м. занимают коридоры, лестницы, тамбур, на площади 12,8 кв. м. - комната приема пищи, на площади 11,0 кв. м. - санузлы, на площади 10,6 кв. м. - теплоузел, в два помещения здания доступ предоставлен не был.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду дату постановления Правительства Самарской области N 402 следует читать как "от 25 июля 2016 года"
Вместе с тем, установлено, что помещения, обозначенные в акте осмотра как офисы, являются кабинетами, предназначенными для размещения сотрудников бухгалтерии, отделов сбыта, снабжения, маркетинга, юристов, руководителей предприятия.
Основным видом деятельности ООО "Р." является производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах, что не предполагает сдачу нежилого здания в аренду под офисы.
Здание расположено на огороженной территории, охраняемой ООО <данные изъяты> по договору оказания охранных услуг от 1 июля 2014 года, на территории действует пропускной и внутриобъектовый режим, в силу чего беспрепятственный доступ посторонних лиц на прилегающую к объекту территорию отсутствует.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание - административно-бытовой корпус, с кадастровым номером N, составляющее инфраструктуру промышленного предприятия и предназначенное для размещения сотрудников своего предприятия, не соответствует критерию административно-делового центра по смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим, требования административного истца о признании недействующим пункта N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемого нормативного правового акта (2018 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня ее принятия.
Согласно пункту 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные истцом по уплате госпошлины в размере 4 500 рублей, подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ООО "Р." о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, удовлетворить.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания - административно-бытовой корпус, с кадастровым номером N, площадью 405,6 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "Р." расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РФ через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 сентября 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 19 сентября 2018 г. N 3а-1408/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании