Решение Самарского областного суда от 12 декабря 2018 г. N 3а-1596/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1596/2018 года по административному иску ООО "Л." о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Л." обратилось в Самарский областной суд административным иском к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими пункты N, N, N, N, N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907.
В обоснование требований административный истец указал, что под указанными пунктами в Перечень включены принадлежащие обществу нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, расположенные по адресу: <адрес>, которые не соответствуют критериям объектов, предусмотренным положениями ст. 378.2 НК РФ, поскольку являются производственными помещениями и находятся в промышленной зоне города на огороженной территории предприятия, где установлен контрольно-пропускной режим.
Включение объектов недвижимости в Перечень возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере, в связи с чем общество полагает свои права нарушенными.
В судебном заседании представитель административного истца Т.А.С., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях представитель административного ответчика Ш.Н.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что по данным ЕГРН спорные объекты отвечают критериям ст. 378.2 НК РФ, поскольку наименования нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, N соответствует объектам бытового обслуживания, а нежилые здания с кадастровыми номерами N и N могут быть использованы как офисные и торговые, то есть в коммерческих целях, в связи с чем обоснованно включены в Перечень объектов на 2017 год.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО "П." своего представителя в суд не направило, представило письменный отзыв, в котором просит заявленные требования удовлетворить, рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора С.А.С., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/.
Оспариваемый приказ принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
В вышеуказанный Перечень включены объекты капитального строительства, расположенные по адресу <адрес>:
под пунктом N - нежилое здание, корпус 2 с кадастровым номером N ;
под пунктом N - нежилое здание, корпус 4 с кадастровым номером N ;
под пунктом N - нежилое здание, корпус 3, строение А4 с кадастровым номером N ;
под пунктом N - нежилое здание с кадастровым номером N ;
под пунктом N - нежилое здание с кадастровым номером N.
Указанные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности ООО "Л.", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 05.03.2013 г., выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 10.10.2018 г.
Оценивая обоснованность включения объектов недвижимого имущества в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п. 4.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 10.10.2018 года, включенные в Перечень на 2017 год объекты капитального строительства, имеют следующее назначение: "нежилое здание" и наименование: КН N - "Автомойка"; КН N - "Склад запасных частей"; КН N - "Станция технического обслуживания"; КН N - "Оружейная"; КН N - "Мойка агрегатов".
Указанные объекты расположены на арендуемом административным истцом у ООО "С." для размещения производственно-складской базы земельном участке, находящемся в территориальной зоне ПК-2 с кадастровым номером N, площадью 26391 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: "объекты промышленного назначения Ш класса опасности", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.10.2018 г., выпиской из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности администрации г.о. Тольятти от 02.10.2018 г., договором аренды от 28.10.2014 г., исполнительной съемкой границ земельного участка, подготовленной ООО НПО "СИ".
Согласно позиции административного ответчика основанием для включения нежилых зданий в Перечень на 2017 год явилось их наименование.
Однако, до внесения изменений в п.п. 3, 4 ст. 378.2 НК РФ федеральным законом от 30.11.2016 г., вступившим в силу с 01.01.2017 г., наименование нежилых зданий основанием для включения объектов в Перечень не являлось, в связи с чем на момент принятия приказа министерство было вправе учитывать лишь данные ЕГРН о назначении объектов капитального строительства либо сведения технической документации. Вместе с тем, данными технической документации (экспликации к техническим паспортам) на объекты недвижимости при принятии оспариваемого нормативного правового акта административный ответчик не располагал.
С учетом установленных обстоятельств, сведения ЕГРН о назначении объектов капитального строительства ("нежилые здания") и виде разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены ("объекты промышленного назначения Ш класса опасности"), не предполагают размещение административно-деловых либо торговых центров (комплексов), объектов общественного питания или бытового обслуживания, а поэтому не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ.
В связи с этим требовалось установление фактического использования объектов недвижимости.
Однако, мероприятий по определению фактического использования спорных нежилых зданий на момент формирования и утверждения Перечня на 2017 год министерством не проводилось.
По вопросу об определении вида фактического использования объектов недвижимости 03.07.2017 г., 31.07.2017 г. ООО "Л." обращалось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением.
По результатам проверки, уполномоченной организацией ГКУ Самарской области "Региональный центр недвижимости" составлены акты осмотра от 24.07.2017 г.
Согласно актам:
в нежилом здании КН N, общей площадью 199, 8 кв. м, помещения площадью 24, 2 кв. м отнесены к офисам; 59, 6 кв. м - склады, 20, 1 кв. м - технические помещения (электрощитовая), 58, 9 кв. м - мойка, 14, 7 кв. м - комната отдыха, 20, 7 - коридор, 1, 6 кв. м - санузел (фактическое использование - автомойка);
в нежилом здании КН N, общей площадью 801, 9 кв. м, помещения площадью 202, 8 кв. м отнесены к офисам, 332, 9 кв. м - склады, 19,8 кв. м - комната отдыха, 13, 1 кв. м - санузел, 4, 7 кв. м - серверная, 62, 9 кв. м - раздевалка, 34, 9 кв. м - доступ не представлен, 130, 8 кв. м - коридор, лестницы (фактическое использование - склад запасных частей);
в нежилом здании КН N, общей площадью 415, 5 кв. м, помещения площадью 53, 7 кв. м отнесены к офисам, 4, 5 кв. м - склад, 296, 8 кв. м - мастерская, 6, 5 кв. м - санузел, 9, 1 кв. м - лестница, коридор, 44, 8 кв. м - комната отдыха (фактическое использование - станция технического обслуживания);
в нежилом здании КН N, общей площадью 48, 5 кв. м, помещения площадью 21, 2 кв. м отнесены к офисам, 23, 4 кв. м - склад, 3, 9 кв. м - коридор (фактическое использование - оружейная);
в нежилом здании КН N, общей площадью 44, 1 кв. м, помещения площадью 19, 1 кв. м отнесены к офисам, 3, 3 кв. м - коридор, 6, 1 кв. м - склад, 15, 6 кв. м. - техническое помещение (котельная) (фактическое использование - мойка агрегатов).
С учетом результатов осмотра, министерством имущественных отношений Самарской области 08.08.2017 г. дан ответ о том, что более 20% общей площади нежилых зданий занимают офисные помещения и помещения бытового обслуживания (автомобильная мастерская, автомобильная мойка), отвечающие критериям ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем основания для исключения объектов из Перечня на 2017 год отсутствуют.
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ N 1471 от 10.05.2016 г. утверждена собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности "Бытовые услуги" к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), которая включает в себя услуги:
45.20 |
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств |
45.20.1 |
Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств |
45.20.2 |
Техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств |
45.20.3 |
Мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг |
45.20.4 |
Техническая помощь на дорогах и транспортирование неисправных автотранспортных средств к месту их ремонта или стоянки |
45.40.5 |
Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов и мототранспортных средств |
В тоже время, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.12.2018 г. и Устава общества, в числе видов деятельности ООО "Л." оказание бытовых услуг, в том числе на станциях технического обслуживания, автомойках, не предусмотрено.
Из объяснений представителя административного истца следует, что все здания используются исключительно для размещения персонала общества, складирования материалов, мойки и ремонта принадлежащих юридическому лицу транспортных средств. Юридическим адресом общества является: г. Тольятти, ул. Коммунальная, 12, по месту нахождения спорных нежилых зданий.
В подтверждение данных доводов в материалы дела представлены технические паспорта на 13 автомобилей, являющихся собственностью ООО "Л.", штатное расписание общества от 10.01.2017 г., из которого видно, что в структуру общества входят дирекция, бухгалтерия, финансовых отдел, отдел переработки и продаж неликвидных изделий, отдел по режиму, служба главного инженера, отдел продаж запасных частей. При этом, должности автослесарей, автомойщиков и пр. в штате общества отсутствуют. Мойка автомашин, контроль за их техническим состоянием и ремонт, согласно должностным инструкциям, входят в обязанности водителей отдела по режиму. Сам по себе факт размещения сотрудников общества в кабинетах, оборудованных необходимой мебелью, не может рассматриваться как дающий основание отнести нежилые здания к офисным объектам.
Из материалов дела также следует, что в нежилом здании КН N, площадью 199, 8 кв. м, одно из помещений - кабинет N 6, площадью 33, 1 кв. м, передано в аренду ООО "П." для размещения сотрудников, о чем представлен договор аренды от 10.07.2015 г. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.11.2018 г. к видам деятельности арендатора относятся торговля оптовая отходами и ломом, сбор опасных и неопасных отходов, утилизация отсортированных материалов. Арендуемое помещение составляет менее 20% общей площади здания.
Кроме того, установлено, что помимо нежилых зданий КН N, КН N, КН N, КН N, КН N на указанном выше земельном участке по адресу: г. Тольятти, Коммунальная, 12 расположены также принадлежащие ООО "Л." нежилые здания: домик для охраны и бухгалтерии, ангар, склад запасных частей, склад, арочный склад, котельная, КПП, составляющие в целом единую инфраструктуру предприятия.
Как отмечено в актах осмотра объектов ГКУ СО "Региональный центр недвижимости" от 24.07.2017 г., все нежилые здания расположены на огороженной территории. Наличие или отсутствие беспрепятственного доступа на прилегающую к нежилым зданиям территорию, а также возможность получения услуг в зданиях неограниченному кругу лиц не установлена.
Вход на огороженную территорию ООО "Л." осуществляется через КПП, действует внутриобъектовый пропускной режим, который обеспечивают сотрудники Отдела по режиму, о чем представлены должностные инструкции.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Однако, доказательств фактического использования нежилых зданий в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов бытового обслуживания, административным ответчиком не представлено.
Таким образом, суд полагает, что административным ответчиком не доказан факт соответствия указанных выше объектов недвижимости, находящихся в собственности ООО "Л.", критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В данном случае, включение спорных объектов в Перечень произведено в целях налогообложения на 2017 год, обязанность по уплате (взысканию) налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующими с момента принятия этого акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
Административный иск общества с ограниченной ответственностью "Л." к министерству имущественных отношений Самарской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907, в части включения в него:
под пунктом N - нежилого здания, корпус 2 с кадастровым номером N ;
под пунктом N - нежилого здания, корпус 4 с кадастровым номером N ;
под пунктом N - нежилого здания корпус 3 с кадастровым номером N ;
под пунктом N - нежилого здания с кадастровым номером N ;
под пунктом N - нежилого здания с кадастровым номером N, расположенных по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.12.2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 12 декабря 2018 г. N 3а-1596/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании