Во исполнение подпункта "е" пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по созданию и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.
2. Управлению обеспечения деятельности министерства департамента административной работы и информатизации в АПК министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (Авдеевой):
обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
довести настоящий приказ до сведения структурных подразделений министерства.
Министр сельского хозяйства |
Н.В. Абашин |
Утверждено
приказом министерства сельского хозяйства
и продовольствия Самарской области
от 8.02.2019 N 36-п
Положение
по созданию и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях обеспечения соответствия деятельности министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - министерство) требованиям антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения в деятельности министерства.
1.2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - Федеральная антимонопольная служба и Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании в министерстве антимонопольного комплаенса;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности антимонопольного комплаенса (Совет при Губернаторе Самарской области по содействию развитию конкуренции в Самарской области, положение о котором и его состав утверждены постановлением Губернатора Самарской области от 30.05.2016 N 124);
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" ("компла- енс-риски") - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - структурные подразделения министерства, осуществляющие внедрение и контроль за исполнением в министерстве антимонопольного комплаенса.
1.3. Цели антимонопольного комплаенса министерства: обеспечение соответствия деятельности министерства требованиям антимонопольного законодательства;
профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности министерства.
1.4. Задачи антимонопольного комплаенса министерства:
выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства (далее - комплаенс-риски);
управление комплаенс-рисками;
контроль за соответствием деятельности министерства требованиям антимонопольного законодательства;
оценка эффективности функционирования министерства антимонопольного комплаенса.
1.5. При организации антимонопольного комплаенса министерство руководствуется следующими принципами:
заинтересованность руководства министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в эффективности антимонопольного комплаенса;
регулярность оценки комплаенс-рисков;
информационная открытость функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса;
непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в министерстве;
совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль за организацией антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется министром сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - министр), который:
вводит в действие правовой акт об антимонопольном комплаенсе, утверждает внутренние документы министерства, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса, в том числе правовые акты по внесению изменений в настоящее Положение;
применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение гражданскими служащими (далее - служащие) министерства правил антимонопольного комплаенса;
рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
утверждает карту комплаенс-рисков министерства; утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса в министерстве;
утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков министерства;
подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе министерства.
2.2. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, осуществляет управление правового и кадрового обеспечения министерства.
2.3. К компетенции управления правового и кадрового обеспечения министерства относятся следующие функции:
подготовка и представление министру на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе, внесение в него изменений, а также внутриведомственных документов министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
организация взаимодействия со структурными подразделениями министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
подготовка на основе поступающей в управление правового и кадрового обеспечения от структурных подразделений министерства информации карты комплаенс-рисков, и внесение её на утверждение министру;
консультирование служащих министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
подготовка предложений по инициированию проверок, связанных с нарушениями служащими министерства требований антимонопольного законодательства и участие в них в порядке, установленном действующим законодательством и правовыми актами министерства;
подготовка в соответствии с методикой расчета ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса, разрабатываемой Федеральной антимонопольной службой, перечня ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса министерства и внесение его на утверждение министру;
подготовка и внесение на утверждение министру плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков министерства;
подготовка для подписания министром и утверждения Коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
организация систематического обучения служащих министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;
выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений министерства, разработка предложений по их исключению;
проведение проверок в случаях, предусмотренных пунктом 7.4. раздела VII настоящего Положения;
информирование министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
ознакомление гражданина Российской Федерации с настоящим Положением при поступлении на государственную службу в министерство;
координация взаимодействия министерства с коллегиальным органом.
III. Выявление и оценка комплаенс-рисков
3.1. Выявление и оценка комплаенс-рисков министерства осуществляется структурными подразделениями министерства в пределах своей компетенции.
3.2. В целях выявления комплаенс-рисков структурные подразделения министерства проводят постоянно в течение отчетного года:
3.2.1. Анализ проектов нормативных правовых актов, разработанных структурным подразделением в отчетном году, посредством:
а) размещения на официальном сайте министерства (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) сбора и проведения оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
3.2.2. Систематическую оценку эффективности реализации структурным подразделением плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков министерства, разработанную в соответствии с разделом V настоящего Положения.
3.2.3. Мониторинг и анализ практики применения структурным подразделением антимонопольного законодательства (в части соответствующих обзоров и обобщений) посредством осуществления на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в структурном подразделении.
3.2.4. Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности структурного подразделения за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) посредством:
осуществления сбора сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства в структурном подразделении;
составления перечня нарушений антимонопольного законодательства в структурном подразделении, который содержит:
классифицированные по сферам деятельности министерства сведения о выявленных за последние три года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению);
информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом); позицию антимонопольного органа; сведения о мерах по устранению нарушения;
сведения о мерах, предпринятых структурным подразделением на недопущение повторения нарушения.
3.2.5. Анализ нормативных правовых актов, разработанных структурными подразделениями министерства, а также их правовых актов, направленных на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и адресованных неопределенному кругу лиц, которые могут иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства (публичные заявления, письма, консультации и т.д.) посредством:
разработки и размещения на официальном сайте министерства в срок не позднее 15 мая отчетного года исчерпывающего перечня нормативных правовых актов, разработанных структурным подразделениям (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, который размещается на официальном сайте министерства размещения на официальном сайте министерства в срок не позднее 15 мая отчетного года уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов, разработанных структурным подразделением министерства сбора и анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов в период с мая по август отчетного года.
3.2.6. На основе обобщения результатов реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 3.2. настоящего Положения, структурные подразделения министерства:
ежегодно в срок не позднее 15 января года, следующего за отчетным формируют и направляют в управление правового и кадрового обеспечения министерства:
аналитическую справку о результатах проведения структурным подразделением в отчетном году, предусмотренных пунктом 3.2. настоящего Положения мероприятий;
аналитическую справку об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в отчетном году;
информацию о ходе реализации в отчетном году структурным подразделением плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков министерства и достижению ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в министерстве;
перечень комплаенс-рисков и результатов их оценки с присвоением каждому из них соответствующего уровня рисков в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению в срок не позднее трех месяцев после утверждения настоящего Положения, далее - ежегодно в срок не позднее 1 октября отчетного года;
перечень мероприятий по снижению выявленных министерством комплаенс-рисков на очередной отчетный год в срок не позднее одного месяца после утверждения министром карты комплаенс-рисков министерства, далее - ежегодно в срок не позднее 1 ноября отчетного года;
доклад с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты, разработанные структурным подразделением, в срок не позднее 10 сентября отчетного года.
3.2.7. Управление правового и кадрового обеспечения министерства: на основании обобщения результатов мониторинга и анализа практики применения структурными подразделениями министерства антимонопольного законодательства, предусмотренных абзацем третьим пункта
3.2.6 настоящего Положения:
осуществляет подготовку аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в министерстве;
проводит рабочие совещания с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в министерстве не реже одного раза в год;
на основании обобщения докладов структурных подразделений, предусмотренных абзацем третьим пункта 3.2.6. настоящего Положения формирует и представляет министру сводный доклад с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты министерства в срок не позднее 01 октября отчетного года;
на основании обобщения информации, предусмотренной абзацем шестым пункта 3.2.6 настоящего Положения, разрабатывает проект карты комплаенс-рисков министерства с упорядочиванием комплаенс-рисков в порядке убывания их уровня, а также описанием рисков в срок не позднее четырех месяцев после утверждения настоящего Приказа, далее - ежегодно в срок не позднее 1 ноября отчетного года:
в срок не позднее одного месяца после утверждения министром карты комплаенс-рисков министерства, далее - ежегодно в срок не позднее 1 декабря отчетного года:
на основании обобщения информации, предусмотренной подпунктом абзацем седьмым пункта 3.2.6 настоящего Положения, разрабатывает проект Плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков министерства на очередной год;
разрабатывает проект перечня ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в министерстве;
разрабатывает проект доклада об антимонопольном комплаенсе министерства в срок не позднее 5 февраля года, следующего за отчетным.
IV. Карта комплаенс-рисков министерства
4.1. Карта комплаенс-рисков министерства разрабатывается управлением правового и кадрового обеспечения министерства в соответствии с приложением 2 к настоящему Положению, в сроки, определенные пунктом 3.2.7 настоящего Положения.
4.2. Карта комплаенс-рисков министерства утверждается министром и размещается на официальном сайте министерства в срок не позднее 3 рабочих дней после её утверждения.
V. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков министерства
5.1. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс- рисков министерства (далее - План мероприятий) разрабатывается управлением правового и кадрового обеспечения министерства в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению ежегодно в сроки, определенные пунктом 3.2.7 настоящего Положения.
При этом в случае внесения изменений в карту комплаенс-рисков министерства План мероприятий подлежит актуализации.
5.2. План мероприятий утверждается министром в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего отчетному, и размещается на официальном сайте министерства в срок не позднее 3 рабочих дней после её утверждения.
5.3. Управление правового и кадрового обеспечения ежегодно проводит оценку исполнения в министерстве Плана мероприятий.
VI. Перечень ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в министерстве
6.1. Перечень ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в министерстве (далее - перечень ключевых показателей) разрабатывается управлением правового и кадрового обеспечения на основе методики расчета указанных показателей, рекомендованной Федеральной антимонопольной службой в сроки, определенные пунктом 3.2.7.настоящего Положения.
Перечень ключевых показателей разрабатывается как для каждого уполномоченного подразделения, так и для министерства в целом.
6.2. Перечень ключевых показателей утверждается министром в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего отчетному и размещается на официальном сайте министерства в срок не позднее 3 рабочих дней после её утверждения.
6.3. Управление правового и кадрового обеспечения министерства ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей как уполномоченными подразделениями, так и министерством в целом.
VII. Ознакомление государственных служащих министерства с антимонопольным комплаенсом министерства и обучение требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
7.1. При поступлении на государственную службу в министерство управление правового и кадрового обеспечения обеспечивает ознакомление гражданина Российской Федерации с настоящим Положением.
7.2. Управление правового и кадрового обеспечения министерства " организует систематическое обучение сотрудников министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
вводный (первичный) инструктаж;
целевой (внеплановый) инструктаж;
повышение квалификации;
иных формах, организуемых министерством совместно с антимонопольным органом.
Методы проведения указанных форм обучения определяются управлением кадрового и правового обеспечения министерства самостоятельно.
7.3. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и настоящим Положением проводится при приеме сотрудников на работу.
7.4. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства и настоящего Положения, а также при выявлении антимонопольным органом или управлением правового и кадрового обеспечения министерства признаков нарушения (или установлении факта нарушения) антимонопольного законодательства в деятельности министерства.
7.5. Целевой (внеплановый) инструктаж может осуществляться в форме доведения до служащих министерства информационных писем или оперативных совещаний.
VIII. Оценка эффективности организации и функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса
Оценка эффективности организации и функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется Коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
IX. Доклад об антимонопольном комплаенсе министерства
9.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе министерства должен содержать информацию:
о результатах проведенной в министерстве оценки комплаенс-рисков в соответствии с разделами III и IV настоящего Положения;
о результатах реализации мероприятий по снижению комплаенс- рисков в министерстве в соответствии с разделом V настоящего Положения;
о достижении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в министерстве в соответствии с разделом VI настоящего Положения;
о проведении ознакомления служащих с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении для них обучающих мероприятий по антимонопольному комплаенсу и требованиям антимонопольного законодательства в соответствии с разделом VII настоящего Положения.
9.2. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется управлением правового и кадрового обеспечения министерства:
а) на подпись министру ежегодно не позднее 5 февраля года, следующего за отчетным;
б) на утверждение Коллегиальному органу ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
9.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе размещается на официальном сайте министерства в течение 3 дней с момента его утверждения Коллегиальным органом.
Приложение 1
к Положению по созданию и организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям антимонопольного
законодательства (антимонопольного комплаенса)
в министерстве сельского хозяйства
и продовольствия Самарской области
Матрица комплаенс-рисков
министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий уровень |
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности министерства по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
Незначительный уровень |
вероятность выдачи министерству предупреждения |
Существенный уровень |
вероятность выдачи министерству предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий уровень |
вероятность выдачи министерству предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Приложение 2
к Положению по созданию и организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям антимонопольного
законодательства (антимонопольного комплаенса)
в министерстве сельского хозяйства
и продовольствия Самарской области
Карта комплаенс-рисков
министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области на год
Уровень риска |
Вид риска (описание) |
Причины и условия возникновения (описание) |
Общие меры по минимизации и устранению рисков |
Наличие (отсутствие) остаточных рисков |
Вероятность повторного возникновения рисков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
к Положению по созданию и организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям антимонопольного
законодательства (антимонопольного комплаенса)
в министерстве сельского хозяйства
и продовольствия Самарской области
План мероприятий ("дорожная карта")
по снижению комплаенс-рисков в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в году
Комплаенс-риск |
Общие меры по минимизации и устранению рисков (согласно карте риска) |
Предложенные действия |
Необходимые ресурсы |
Распределение ответственности и полномочий |
Календарный план выполнения работ |
Критерии качества работы |
Требования к обмену информацией и мониторингу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 8 февраля 2019 г. N 36-п "Об утверждении Положения по созданию и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области"
Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования
Текст приказа официально опубликован не был