Решение Самарского областного суда от 23 января 2019 г. N 3а-104/2019
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-104/2019 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "К." о признании недействующим нормативного правового акта в части, с участием прокурора В.В.Ш., представителя публичного акционерного общества "К." С.В.М., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., установил:
публичное акционерное общество "К." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, со дня принятия.
Требование обосновано тем, что вышеуказанное нежилое здание не отвечает указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признакам объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости в связи с тем, что спорный объект недвижимости предназначен для бесплатного отдыха и оздоровления сотрудников административного истца, длительное время не используется. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено указанное здание, не позволяет размещать на нем объекты бытового обслуживания, общественного питания, офисные или торговые объекты.
Представитель административного истца С.В.М. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В. заявленные требования не признала, сослалась на то, что объект включен в Перечень в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости как объект бытового обслуживания.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год /далее Перечень/.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)),"Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)).
В пункт N указанного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером: N, расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Согласно пунктам 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 39,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности публичному акционерному обществу "К.". Указанное нежилое здание имеет назначение: нежилое здание, наименование: баня.
Земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположено это здание, имеет разрешенное использование: под базу отдыха "Тополя", которое не подразумевает размещение на нём объектов бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту нежилое здание (баня), 1980 года постройки, имеет площадь 39,9 кв. м. и состоит из раздевалки площадью 7,7 кв. м., комнаты отдыха (10,9 кв. м), сауны (9,4 кв. м), бойлерной - (5,5 кв. м.), душевой (6,4 кв. м).
Правилами бытового обслуживания населения Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025 (далее Правила), разработанными в соответствии с законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" регулируются отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Исходя из анализа вышеизложенных Правил, основанием для признания объекта недвижимости объектом бытового обслуживания является осуществление в нём услуг гражданам по возмездным договорам.
Между тем, нежилое помещение с кадастровым номером N не отвечает указанным признакам.
Согласно уставу основным видом деятельности общества является производство двигателей летательных аппаратов, сведения об осуществлении обществом деятельности по оказанию бытовых услуг населения отсутствуют.
База отдыха "Тополя", на территории которой расположена баня, входит в организационную структуру управления социально-бытового обеспечения общества, что подтверждается Руководящим документом общества от 12 октября 2015 года.
Из пояснений представителя административного истца следует, что расположенные на базе отдыха объекты недвижимости, в том числе, баня использовались сотрудниками предприятия, направляемыми на базу отдыха для оздоровления, бесплатно.
Из акта осмотра объекта недвижимого имущества, подготовленного сотрудниками Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Центр размещения рекламы" ФИО1, ФИО2 от 21 ноября 2018 года следует, что по результатам визуального осмотра здание с кадастровым номером N включает в себя: раздевалку площадью 7,7 кв. м., комнату отдыха - 10,9 кв. м., сауну - 9,4 кв. м., бойлерную - 5,5 кв. м., душевую - 6,4 кв. м.
Вместе с тем, по приложенным к акту осмотра фотографиям видно, что здание бани фактически не используется, находится в заброшенном состоянии, помещения внутри него требуют капитального ремонта.
В соответствии с приказом ПАО "К." от 14 февраля 2014 года N 155 "Об утверждении Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах в ОАО "К.", штатным расписанием от 28 декабря 2018 года, на территории предприятия действует пропускной и внутриобъектовой режим, имеется сторож, в силу чего беспрепятственный доступ посторонних лиц на прилегающую к объекту территорию отсутствует.
Согласно штатному расписания общества на базе отдыха Тополя по штатному расписанию числятся только сторожа (вахтёры) в количестве 4 единиц.
Доказательств тому, что в вышеуказанный объект используется для оказания бытовых услуг, административным ответчиком не представлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорное нежилое здание не соответствует критериям его включения в Перечень.
В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2018 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требование публичного акционерного общества "К." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 23 января 2019 г. N 3а-104/2019
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании