Решение Самарского областного суда от 17 сентября 2018 г. N 3а-1398/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1398/2018 по административному иску ООО "ТС" о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, установил:
ООО "ТС" обратилось в Самарский областной суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание - инженерный корпус (заводоуправление), с кадастровым номером N, площадью 2 930,8 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год". В данный "Перечень..." включено под пунктом N принадлежащее ООО "ТС" на праве собственности указанное выше нежилое здание с кадастровым номером N.
Административный истец полагает, что включение нежилого здания с кадастровым номером N в "Перечень...", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, является необоснованным, поскольку спорный объект недвижимости не отвечает признакам административного, офисного, торгового объекта, либо объекта общественного питания или бытового обслуживания, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ. Более того, нежилое здание с кадастровым номером N фактически не используется, находится в полуразрушенном состоянии.
На основании изложенного, ООО "ТС" просит суд признать недействующим со дня его принятия пункт N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907.
В судебном заседании представитель ООО "ТС" О.Е.С., действующая на основании доверенности от 27 июля 2018 года, административный иск поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело без его участия.
Прокурор А.О.А. полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 в части включения в "Перечень..." нежилого здания с кадастровым номером N не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца в части налогообложения исходя из его кадастровой стоимости.
Суд, проверив дело, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшей иск подлежащим удовлетворению, считает, что административное исковое заявление ООО "ТС" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 КАС РФ, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 12 и п. 2 ст. 372 этого же Кодекса).
Статей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Согласно статье 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 определен состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Каких-либо особенностей данный состав сведений не имеет, согласно Приложению к постановлению, подлежит указанию кадастровый номер объекта недвижимого имущества, его местонахождение. Уполномоченным органом на утверждение Перечня определено министерство имущественных отношений Самарской области.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год". Приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области "www.mio.samregion.ru" 24 ноября 2015 года, а также в газете "Волжская коммуна" от 24 ноября 2016 года N 313 (29859), от 29 ноября 2016 года N 316 (29862) и от 30 ноября 2016 года N 318 (29864).
В указанный выше "Перечень..." включено под пунктом N принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание - инженерный корпус (заводоуправление), с кадастровым номером N, площадью 2 930,8 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от 2 декабря 2011 года, постановлением Главы городского округа Самара от 18 февраля 2010 года N 162 "О присвоении наименований адресным единицам и переименовании адресных единиц городского округа Самара", уведомлением о внесении изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости от 30 августа 2017 года NN, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17 августа 2017 года NN, от 13 октября 2017 года NN и от 31 октября 2017 года.
Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, ООО "ТС" не оспаривает соблюдение министерством имущественных отношений Самарской области порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме приказа министерства имущественных отношений Самарской области, подписан уполномоченным лицом, опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области "www.mio.samregion.ru" и в газете "Волжская коммуна" до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта и к процедуре его принятия.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;...
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ установлено, что в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений Налогового кодекса РФ, отнесение недвижимого имущества к объектам делового, административного или коммерческого назначения, а также к объектам бытового обслуживания осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), и фактического использования помещений.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что принадлежащее ООО "ТС" нежилое здание с кадастровым номером N включено в "Перечень...", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, на основании информации, полученной от территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. Были запрошены сведения о зарегистрированных правах и кадастровые сведения об объектах, подпадающих под определения, закрепленные в положениях статьи 378.2 НК РФ. Актов фактического использования объекта недвижимости не составлялось.
При этом, нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N с категорией земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: фактически занимаемый земельный участок территорией завода, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 31 октября 2017 года и от 11 сентября 2017 года NN, а также кадастровым паспортом земельного участка от 7 декабря 2012 года NN.
Вместе с тем, из материалов настоящего административного дела усматривается, что согласно Уставу ООО "ТС" и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 20 августа 2018 года основным видом деятельности Общества является строительство жилых и нежилых зданий, а к дополнительным видам деятельности относятся: подготовка строительной площадки; производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ; работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки; работы по монтажу стальных строительных конструкций и т.п.
Как следует из выписки из технической документации на помещение, спорное нежилое здание 1965 года постройки, площадью 2 930,8 кв. м., состоит из подвала и трех этажей.
В здании находятся:
- в подвале: производственное помещение площадью 315,5 кв. м.; склады площадями 16,2 кв. м. и 146,9 кв. м.; лестница площадью 16,5 кв. м.; коридор площадью 5,0 кв. м.; кабинет площадью 7,5 кв. м.;
- на первом этаже: производственное помещение площадью 484, 0 кв. м.; вентиляционные камеры площадями 3,1 кв. м.; 9,9 кв. м., 6,8 кв. м. и 2,1 кв. м.; лестница площадью 34,7 кв. м.; кабинеты площадями 35,9 кв. м., 15,3 кв. м., 7,5 кв. м. и 8,2 кв. м.; подсобные помещения площадями 3,5 кв. м. и 2,8 кв. м.; мастерская площадью 62,4 кв. м.; коридоры площадями 3,6 кв. м., 7,2 кв. м., 2,3 кв. м., 3,4 кв. м. и 2,8 кв. м.; санузел площадью 2,6 кв. м.; склад площадью 76,3 кв. м.;
- на втором этаже: вентиляционная камера площадью 39,0 кв. м.; помещения площадями 49,8 кв. м., 48,7 кв. м., 75,0 кв. м., 18,9 кв. м., 46,1 кв. м., 25,5 кв. м., 14,8 кв. м., 10,1 кв. м., 19,5 кв. м., 52,4 кв. м., 28,2 кв. м., 35,0 кв. м., 18,3 кв. м.; склады площадями 48,5 кв. м., 46,7 кв. м.; санузлы площадями 8,0 кв. м., 6,7 кв. м., 2,1 кв. м., 2,3 кв. м.; коридоры площадями 35,0 кв. м., 4,8 кв. м., 4,5 кв. м., 2,9 кв. м., 8,1 кв. м., 3,0 кв. м., 25,0 кв. м.; лестница площадью 24,9 кв. м.; кабинеты площадями 11,8 кв. м., 7,3 кв. м., 19,9 кв. м., 9,2 кв. м., 12,4 кв. м., 10,6 кв. м.; мастерская площадью 18,0 кв. м.; раздевалка площадью 6,0 кв. м.;
- на третьем этаже: кладовые площадями 3,4 кв. м., 2,9 кв. м., 4,5 кв. м., 2,4 кв. м., 12,4 кв. м.; вентиляционная камера площадью 25,4 кв. м.; кабинеты площадями 25,2 кв. м., 24,4 кв. м., 17,8 кв. м., 17,8 кв. м., 36,9 кв. м., 39,6 кв. м., 17,5 кв. м., 19,0 кв. м., 46,3 кв. м., 14,2 кв. м., 23,3 кв. м., 41,3 кв. м., 10,2 кв. м., 24,1 кв. м., 15,1 кв. м., 9,9 кв. м., 18,8 кв. м., 9,2 кв. м., 12,0 кв. м., 8,6 кв. м., 17,2 кв. м., 29,3 кв. м., 10,1 кв. м., 11,2 кв. м., 11,9 кв. м., 8,2 кв. м., 9,0 кв. м., 9,7 кв. м., 22,4 кв. м., 10,7 кв. м., 6,4 кв. м.; коридоры площадями 9,7 кв. м., 27,2 кв. м., 1,8 кв. м., 15,4 кв. м., 10,2 кв. м., 22,6 кв. м., 11,8 кв. м., 23,7 кв. м., 4,2 кв. м., 8,6 кв. м., 4,1 кв. м., 3,4 кв. м., 2,2 кв. м., 2,1 кв. м., 13,4 кв. м.; санузлы площадями 7,4 кв. м., 8,5 кв. м., 2,2 кв. м., 1,9 кв. м.; лестница площадью 25,0 кв. м.; склады площадями 4,0 кв. м., 5,7 кв. м.; подсобное помещение площадью 5,9 кв. м.
Вместе с тем, согласно заключению кадастрового инженера ФИО1 от 14 сентября 2018 года NN и фотоматериалам нежилое здание с кадастровым номером N, 1965 года постройки, имеет три надземных этажа и подвал. Общая площадь здания 2 930,8 кв. м. Данное здание длительное время не эксплуатируется. Внутренняя отделка здания находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта, в некоторых помещениях отсутствуют дверные и оконные блоки. Здание имеет подключение к отоплению, водопроводу, электричеству, но поскольку длительное время ими не пользовались и не осуществлялись профилактические меры по их содержанию, состояние коммуникаций также аварийное и использование их без предварительного проведения ремонтных строительных работ невозможно. Эксплуатация здания возможна лишь после проведения комплекса ремонтно-строительных работ.
Таким образом, нежилое здание - инженерный корпус (заводоуправление), с кадастровым номером N не соответствует критериям ст. 378.2 НК РФ и, более того, фактически не используется для осуществления самостоятельной деловой или коммерческой деятельности, либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что помещения в нежилом здании - инженерный корпус (заводоуправление), с кадастровым номером N используются для осуществления самостоятельной деловой или коммерческой деятельности, не связанной с обеспечением деятельности ООО "ТС", либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, что согласовывалось бы со статьей 378.2 НК РФ, суду не представлено.
При этом, суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нежилое здание - инженерный корпус (заводоуправление), с кадастровым номером N, площадью 2 930,8 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о признании недействующим пункта N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного, суд также полагает обоснованными требования административного истца о признании недействующим в части "Перечня...", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, со дня его принятия, поскольку действие названного выше нормативного правового акта имеет ограниченный срок применения, а потому признание его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу или иного указанного судом времени не будет способствовать восстановлению законных прав и защите нарушенных интересов административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ООО "ТС" о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, удовлетворить.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания - инженерный корпус (заводоуправление), с кадастровым номером N, площадью 2 930,8 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РФ через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 сентября 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 17 сентября 2018 г. N 3а-1398/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании