Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации муниципального образования
Гусь-Хрустальный район Владимирской области
от 2 августа 2016 г. N 695
Основные направления
налоговой политики Гусь-Хрустального района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
Основные направления налоговой политики Гусь-Хрустального района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 03 декабря 2015 года, решением Совета народных депутатов района от 25.12.2013 N 330 (ред. 14.08.2015) "О бюджетном процессе в Гусь-Хрустальном районе".
Налоговая политика района определена с учетом основных направлений налоговой политики области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, приоритетами которой в среднесрочной перспективе являются дальнейшее повышение эффективности налоговой системы без роста существующей налоговой нагрузки на экономику по основным видам налогов, а также совершенствование и оптимизация системы налогового администрирования.
I. Основные итоги и проблемы налоговой политики
В 2015 году налоговая политика района способствовала продолжению работы по повышению налогового потенциала района за счет увеличения налогооблагаемой базы, улучшения администрирования платежей, увеличения собираемости налогов.
1.1. Основные итоги социально-экономического развития района в 2015 году
В 2015 году обеспечен рост основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие района.
В течение 2015 года на территории района активно осуществляли свою деятельность 19 предприятий различных форм собственности. Из них - 10 промышленных предприятий, в том числе:
- 2 предприятия по добыче полезных ископаемых (ООО "Добрятинское карьероуправление", ООО "Мезиновское торфопредприятие");
- 8 предприятий обрабатывающей промышленности это: 6 стекольных заводов (ООО "Завод Символ", ООО "Великодворский стеклотарный завод", ООО "РАСКО", ООО "Красное Эхо", ООО "Стекольный завод "Гласс Декор", АО ТК "ЭВИС") и 2 деревообрабатывающих предприятия (ОАО "Гусевской леспромхоз", ИП Кузнецов Н.Н.).
Стекольные заводы занимают более 90% в объеме отгруженных товаров собственного производства.
Оборот организаций по видам экономической деятельности за 2015 год составил 5 699,8 млн. рублей, что на 12,2% выше уровня 2014 года.
Активные инвестиционные вложения в 2015 году на таких предприятиях, как ЗАО "Добрятинский завод производства извести", ООО "Добрятинский комбинат минеральных порошков" п. Добрятино, ООО "Великодворские пески" п. Великодворский, строительство цеха для производства листового стекла в ООО "Завод Символ" г. Курлово принесли свои плоды в 2015 году, так объем отгруженных товаров собственного производства в 2015 году на 10,9% выше, чем в 2014 году (таблица 1).
Таблица 1
Показатели
социально-экономического развития Гусь-Хрустального района за 2014-2015 годы
Показатели |
2014 год |
2015 год |
% роста (снижения) |
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей |
270,5 |
1 122,8 |
свыше 200% |
Объем промышленного производства (в действующих ценах), млн. рублей |
4 936,9 |
5 457,8 |
110,6 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. рублей |
3 997,5 |
4 435,4 |
110,9 |
Фонд заработной платы работников (без субъектов малого предпринимательства), млн. рублей |
1 326,5 |
1 325,6 |
99,9 |
Среднемесячная заработная плата (рублей) |
24 733,3 |
24 889,6 |
100,6 |
На протяжении всего отчетного периода отмечена положительная динамика формирования доходной части консолидированного бюджета района, по итогам 2015 года обеспечен темп роста поступлений на уровне 11,7%.
Общий объем мобилизованных за 2015 год в консолидированный бюджет района налоговых и неналоговых доходов составил 252,0 млн. рублей, из них 190,0 млн. рублей (75,4%) поступило в местный бюджет, 62,0 млн. рублей (24,6%) - в бюджеты муниципальных образований (поселений) Гусь-Хрустального района.
Положительными результатами завершилась работа по выполнению плановых заданий консолидированного бюджета района по налогам на имущество (выполнение 100,5%), единому налогу на вмененный доход (100,1%), единому сельскохозяйственному налогу (100,5%), доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства (101,5%) (таблица 2).
Улучшение налогового администрирования, погашение задолженности, увеличение размера налоговых ставок в отношении земельных участков предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, объектов торговли, а также реализация "дорожных карт" по мобилизации доходов в бюджет повысило роль имущественных налогов в формировании местных бюджетов. Поступления земельного налога и налога на имущество физических лиц составили 32,7 млн. рублей, что на 8,0% или на 2,3 млн. руб. выше показателей аналогичного периода прошлого года.
Таблица 2
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет района за 2015 год
млн. рублей
Показатели |
Исполнено за 2014 год (в сопоставимых условиях к 2015 г) |
Уточненный план на 2015 год |
Исполнено за 2015 год |
% исполнения факта 2015 года |
|
к уточненному плану на 2015 год |
к 2014 году |
||||
Налоговые и неналоговые доходы, всего |
263,8 |
263,6 |
252,0 |
95,6 |
95,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Налоговые доходы |
205,7 |
222,4 |
213,4 |
96,0 |
103,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
Налоги на прибыль, доходы |
143,4 |
157,0 |
148,0 |
94,2 |
103,2 |
Акцизы по подакцизным товарам |
20,4 |
20,5 |
20,5 |
100,0 |
100,5 |
Налоги на совокупный доход |
10,3 |
11,2 |
11,2 |
100,0 |
108,7 |
Налоги на имущество |
30,4 |
32,5 |
32,7 |
100,6 |
107,6 |
Неналоговые доходы |
58,1 |
41,2 |
38,6 |
93,7 |
66,4 |
Наиболее крупными налогоплательщиками по итогам 2015 года стали: ООО "Красное Эхо", Нижегородский ИВЦ ОАО "РЖД", Курловское потребительское общество, ООО "Раско", ФГУП "Космическая связь".
1.2. Основные проблемы налоговой политики
Для бюджетной системы района по-прежнему сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от сырьевых отраслей экономики и внешнеэкономической конъюнктуры.
Несмотря на относительно устойчивое социально-экономическое развитие района в последние годы существует значительный ряд проблем, решение которых может быть осуществлено в долгосрочной перспективе.
В 2015 году крупными и средними организациями Гусь-Хрустального района получен убыток в действующих ценах на сумму 399,4 млн. рублей (в 2014 году убыток составил 521,3 млн. рублей).
Кредиторская задолженность крупных и средних организаций на 1 января 2016 года составила 1 809,5 млн. рублей, из нее просроченная - 214 млн. рублей, или 11,8% от общей суммы кредиторской задолженности.
Общая дебиторская задолженность крупных и средних организаций на 1 января 2016 года составила 1 704,1 млн. рублей, в том числе просроченная - 59,5 млн. рублей, или 3,5% от общего объема дебиторской задолженности.
Замедление темпов экономического развития района снижает возможности для увеличения доходной базы местного бюджета.
Консолидированный бюджет района несёт значительные потери по причине выплаты "теневых" зарплат.
Совместно с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России (далее - МИФНС России) N 1 по Владимирской области проводится работа по легализации доходов физических лиц и выявлению применения работодателями "серых схем" выплаты заработной платы.
Индивидуальная работа с налоговыми агентами, занижающими фонд заработной платы, проводится через комиссии, созданные при МИФНС России N 1 по Владимирской области и в администрациях муниципальных образований (поселений) района.
По итогам 2015 года на заседаниях Координационных Советов при администрациях муниципальных образований (поселений) района заслушано 18 работодателей, выплачивающих заработную плату ниже среднего показателя по виду экономической деятельности.
Проблемными для муниципальных образований (поселений) района остаются вопросы установления на федеральном уровне налоговых льгот по местным налогам, что приводит к сокращению доходов местных бюджетов по имущественным налогам.
Налоговые льготы принимают значительный объем. Так, за 2015 год по причине предоставления федеральным законодательством льгот по местным налогам консолидированный бюджет Гусь-Хрустального района недополучил доходов на сумму 3,9 млн. рублей.
При этом потери местных бюджетов не компенсируются из федерального бюджета.
II. Основные направления налоговой политики района на 2017-2019 годы
Основными направлениями налоговой политики являются:
- обеспечение неизменности налоговой политики района;
- удержание уровня налоговой нагрузки на экономику;
- расширение налогооблагаемой базы на основе роста предпринимательской деятельности, инвестиционного потенциала, денежных доходов населения;
- усиление мер по укреплению налоговой дисциплины налогоплательщиков;
- повышение эффективности управления муниципальным имуществом Гусь - Хрустального района.
В трехлетней перспективе будет продолжена работа по укреплению доходной базы консолидированного бюджета Гусь-Хрустального района за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов.
Основные усилия должны быть направлены на мобилизацию всех резервов повышения налоговых поступлений.
В целях обеспечения устойчивого роста налоговых поступлений необходимо определить пути расширения налоговой базы основных видов налогов.
Рост бюджетных поступлений планируется достичь за счет:
- создания благоприятных условий для расширения производства, новых рабочих мест, инвестиционной и инновационной активности;
- осуществления содействия среднему и малому бизнесу для развития предпринимательской деятельности;
- усиления работы по неплатежам в бюджеты разных уровней;
- выявления и пресечения схем минимизации налогов, совершенствования методов контроля легализации "теневой" заработной платы;
- совершенствования методов налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в консолидированный бюджет района;
- проведения оценки социальной и бюджетной эффективности местных налоговых льгот и отмены неэффективных налоговых льгот;
- совершенствования управления муниципальной собственностью путем:
а) повышения эффективности управления муниципальным имуществом и земельными участками;
б) обеспечения сохранности муниципального имущества;
в) проведения инвентаризации муниципального недвижимого имущества и внесения предложений по результатам инвентаризации в части дальнейшего использования имущества;
г) обеспечения надлежащего контроля над деятельностью руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
Координация работы органов местного самоуправления по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Гусь-Хрустального района будет осуществляться в рамках деятельности межведомственных рабочих групп по платежам в бюджеты разных уровней и легализации объектов налогообложения.
На 2017 - 2019 годы сохраняется преемственность следующих направлений налоговой политики.
2.1. Совершенствование налогообложения Налоги на прибыль, доходы
Особое место в налоговой политике района занимает регулирование основной группы налогов - "налогов на прибыль, доходы", которые относятся к федеральным налогам.
В целях совершенствования налогообложения на федеральном уровне предусматривается внесение изменений в действующее налоговое законодательство:
по налогу на доходы физических лиц:
- в целях снижения административной нагрузки на налогоплательщиков - физических лиц предусматривается освобождение от налогообложения доходов физических лиц в виде процентов, выплачиваемых российскими организациями по обращающимся облигациям;
- освобождение от налогообложения доходов, получаемых от некоммерческих организаций спортсменами за призовые места на Олимпийских и Паралимпийских играх;
- уточнение порядка освобождения от налогообложения доходов, получаемых при увольнении гражданскими служащими, военнослужащими и судьями;
- совершенствование законодательства Российской Федерации о добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках в рамках деофшоризации.
Для исчисления налога на доходы иностранных граждан от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента принят Закон Владимирской области от 27 ноября 2015 года N 161-ОЗ, устанавливающий на 2016 год коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда во Владимирской области, в размере 1,651. В результате стоимость патента для иностранных граждан с учетом установленного коэффициента составляет три тысячи рублей в месяц.
Акцизы по подакцизным товарам
Федеральным законом от 29 февраля 2016 года N 34-ФЗ на 2017 год снижены ставки акцизов:
- на автомобильный бензин 5 класса - на 23%;
- на автомобильный бензин, не соответствующий 5 классу, и прямогонный бензин - на 6%;
- на дизельное топливо - на 4%;
- на моторные масла - на 10%.
Предусматривается изменение нормативов распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 145-ФЗ.
В федеральный бюджет норматив зачисления составит 12%, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 88%.
Снижен норматив зачисления в бюджет области акцизов на нефтепродукты с 0,9609% в 2016 году до 0,9602% в 2017 году.
В связи с внесенными изменениями в налоговое и бюджетное законодательство сумма потерь бюджета Владимирской области по доходам от уплаты акцизов на нефтепродукты составит в 2017 году 674,1 млн. рублей, в том числе консолидированного бюджета района - 0,4 млн. рублей.
Налоги на совокупный доход
В целях стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса предполагается на областном уровне:
- увеличение пороговых размеров дохода для применения специальных налоговых режимов налогообложения с 60 до 120 млн. рублей;
- корректировка механизма установления значения коэффициента-дефлятора, используемого в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
- обеспечение продления действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход до 2020 года;
- введение для граждан, осуществляющих приносящую доход деятельность и незарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, возможности добровольного уведомления об осуществлении указанной деятельности с освобождением их на три года от уплаты налогов и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, а также освобождение указанных граждан от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности;
- введение налоговых вычетов в части понесенных расходов в связи с приобретением контрольно-кассовой техники нового образца индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы в виде единого налога на вмененный доход и патентной системы налогообложения, деятельность которых ранее не требовала применения контрольно-кассовой техники.
Налоги на имущество
По налогу на имущество физических лиц осуществлен переход к порядку исчисления налога исходя из кадастровой стоимости объектов имущества.
Всеми представительными органами местного самоуправления района приняты нормативные правовые акты о введении налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости.
В целях развития предпринимательства органами местного самоуправления будет рассмотрен вопрос об установлении пониженных ставок по земельному налогу для организаций, применяющих специальные налоговые режимы и осуществляющих свою деятельность в производственной, сельскохозяйственной, научной и социальных сферах, при условии использования этих земельных участков по целевому назначению.
2.2. Стимулирование инвестиционной деятельности и осуществление содействия среднему и малому бизнесу
В число важнейших факторов развития здоровой экономики района входят привлечение в район инвестиций и работа с инвесторами.
В 2015 году объем инвестиций в основной капитал составил 1 122,8 млн. рублей.
В целях проведения работы по улучшению инвестиционного климата, между администрацией муниципального образования Гусь-Хрустальный район (далее - администрация района) и Акционерным обществом "Корпорация развития Владимирской области" в мае 2015 года заключено соглашение о сотрудничестве. Это новый импульс в установлении взаимовыгодных отношений между деловыми кругами.
На активной стадии реализации находятся следующие инвестиционные проекты:
- ООО "Завод Символ" г. Курлово: проект - цех по разливу напитков, планируемый объем инвестиций - 350 млн. рублей, срок реализации проекта - 2016 - 2017 гг.;
- ООО "Завод Символ" г. Курлово: проект - строительство цеха листового стекла, планируемый объем инвестиций - 900 млн. рублей, срок реализации проекта - 2015 - 2016 гг.;
- ООО "Великодворский перерабатывающий комбинат" п. Великодворский, реконструкция и строительство, планируемый объем инвестиций - 2100 млн. рублей, срок реализации проекта - октябрь 2017 года;
- ООО "Великодворские пески" п. Великодворский, строительство, планируемый объем инвестиций - 1600 млн. рублей, срок реализации проекта - 2013 - 2016 гг.;
- ЗАО "Добрятинский завод производства извести" п. Добрятино строительство завода по производству извести и муки известняковой, планируемый объем инвестиций - 595 млн. рублей, срок реализации проекта - 2016 - 2018 гг.
Положительный вклад в прирост инвестиций вносит реализация комплексных планов развития монопрофильных территорий с привлечением средств Фонда развития моногородов, а также развитие жилищного строительства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года N 1398-р утвержден перечень монопрофильных муниципальных образований Владимирской области, один из которых г. Курлово - город с наиболее сложной экономической ситуацией. Администрацией г. Курлово разработан комплексный инвестиционный план развития моногорода. Для привлечения инвестиций и реализации проектов развития города определены 7 инвестиционных площадок. Для создания условий по развитию трех инвестиционных площадок начаты подготовительные работы по переводу земельных участков из состава земель лесного фонда в состав земель населенных пунктов.
Основные направления работы администрации района в 2016 году по привлечению инвесторов и снижению административных барьеров:
1. Консультации и информационная работа с приходящими инвесторами, помощь в подборе промышленных площадок, отвечающих необходимым требованиям.
2. Решение вопросов по оформлению земельных участков и приобретению недвижимости.
3. Ведение реестра инвестиционных проектов, принятых к реализации на территории района.
4. Снижение ставок арендной платы за землю для привлечения инвестора при реализации высокоэффективных проектов за счет увеличения поступающего НДФЛ.
5. Своевременное обновление информации об инвестиционных площадках на интерактивной карте Владимирской области.
Реализация на территории района инвестиционных проектов оказывает положительное влияние на увеличение доходной части консолидированного бюджета района и развитие налогового потенциала района в целом.
Основным источником экономического роста является развитие малого и среднего бизнеса.
В этих целях во Владимирской области принят ряд законов по усовершенствованию системы налогообложения и снижению налоговой нагрузки на предпринимателей.
В первую очередь это относится к предприятиям и индивидуальным предпринимателям, занятым в производственной, сельскохозяйственной, научной и социальной сферах.
Для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей установлены двухлетние налоговые каникулы по упрощенной и патентной системам налогообложения.
Снижены ставки по упрощенной системе налогообложения с 6 до 4% - для налогоплательщиков с налогооблагаемой базой в виде "доходов" и с 15 до 5% - для налогоплательщиков с налогооблагаемой базой в виде "доходов за вычетом расходов".
Расширены возможности применения патентной системы налогообложения по 63 видам предпринимательской деятельности.
Таким образом, одним из приоритетных направлений налоговой политики является обеспечение комфортных условий для ведения бизнеса на территории Гусь-Хрустального района. Это очень важно, так как инвесторы, особенно иностранные, никогда не разделяют экономическую и социальную привлекательность. В первую очередь они принимают во внимание стабильность района, понятные условия для работы, существующие льготы и преференции, а также обеспеченность всеми видами ресурсов.
Для выполнения этой задачи необходимо проведение ряда мероприятий:
- предоставление налоговых преференций в целях поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов;
- предоставление гарантий.
Важно, что данные мероприятия должны организовываться на всех уровнях государственного управления, начиная с федерального, на уровне Владимирской области и непосредственно в муниципальных образованиях (поселениях) района.
2.3. Сохранение налоговых преференций и льгот, проведение оценки их эффективности
В целях повышения эффективности налогового стимулирования необходимо продолжить обязательное ежегодное проведение оценки налоговых льгот, установленных нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, и в случае низкой бюджетной и (или) социальной эффективности налоговых льгот принимать решения по их отмене.
Приоритеты в предоставлении налоговых льгот должны быть отданы тем категориям налогоплательщиков, которые получают реальный экономический эффект за счет соответствующего снижения себестоимости на суммы эффекта.
Кроме того, налоговые льготы должны предоставляться на ограниченный срок. Соответствующие изменения будут внесены в муниципальные правовые акты.
Таблица 3
Налоговые преференции и льготы, предоставленные на территории Гусь-Хрустального района за 2016 - 2019 годы
млн. рублей
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Налоговые преференции, льготы и вычеты, всего |
3,98 |
4,01 |
4,04 |
4,05 |
в том числе: |
|
|
|
|
- установленные федеральным законодательством |
3,92 |
3,95 |
3,97 |
3,98 |
- установленные органами местного самоуправления |
0,06 |
0,06 |
0,07 |
0,07 |
По итогам 2015 года предоставленные налоговые льготы признаны эффективными.
В 2017 - 2019 годах будет продолжена работа по проведению оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот по местным налогам в соответствии с "дорожной картой" "Оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам".
2.4. Совершенствование методов налогового администрирования
В последние годы вопросам совершенствования методов налогового администрирования уделяется много внимания на федеральном, региональном и местном уровнях.
На федеральном уровне планируется:
- в целях повышения открытости и прозрачности российских компаний дополнить статью 102 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрев перечень сведений о налогоплательщике, которые не должны относиться к режиму налоговой тайны;
- для улучшения налогового администрирования и расширения информационного взаимодействия урегулировать вопросы об ограниченном доступе налоговых органов к документам, составляющим аудиторскую тайну, касающимся исчисления и уплаты налогов, которые не представлены налогоплательщиком в налоговый орган, что будет способствовать выявлению налоговых правонарушений, борьбе с уклонением от уплаты налогов и финансовыми мошенничествами;
- закрепить в Налоговом кодексе Российской Федерации общие правила, запрещающие налогоплательщикам учитывать в целях налогообложения факты хозяйственной жизни, основной целью которых является неуплата или неполная уплата сумм налога;
- установить пределы осуществления прав и исполнения обязанностей налогоплательщиками в налоговых правоотношениях, в связи с чем ввести принцип добросовестности налогоплательщика, определить понятие "злоупотребление правом", а также условие ограничения налоговым органом налогоплательщика в правах, предусмотренных законодательством о налогах и сборах в случае неправомерного уменьшения им своих налоговых обязательств;
- ввести механизм ежегодного проведения анализа и оценки налоговых льгот в порядке, устанавливаемом соответствующим финансовым органом в соответствии с общими требованиями Министерством финансов Российской Федерации;
- передать администрирование страховых взносов в налоговые органы, что позволит создать "одно окно" для страхователей и налоговых агентов, уплачивающих различные платежи с фонда оплаты труда, минимизировать отчетность и количество платежных документов, создать единый орган контроля за полнотой и правильностью уплаты налогов и страховых взносов, повысить эффективность процедур и правил нормативно-правового регулирования;
- исключить из Налогового кодекса Российской Федерации нормы о применении налоговых вычетов в случае возврата покупателями производителям ранее отгруженной алкогольной продукции, что позволит устранить заинтересованность в создании схем по уклонению от уплаты акцизов путем осуществления фиктивных возвратов алкогольной продукции.
Налоговая политика трехлетнего периода, так же как и предыдущих лет, будет направлена на проведение целенаправленной и эффективной работы с федеральными, областными и местными администраторами доходов бюджета Гусь-Хрустального района с целью пополнения доходами бюджет района, выявления скрытых резервов, повышения уровня собираемости налогов, сокращения недоимки, усиления налоговой дисциплины путем:
- установления главным администраторам доходов бюджета Гусь-Хрустального района годового задания по мобилизации администрируемых ими налоговых и неналоговых доходов;
- проведения ежеквартально совещания с главными администраторами доходов местного бюджета, на которых будут рассматриваться вопросы полноты мобилизации платежей в бюджет;
- проведения индивидуальной работы на заседаниях межведомственных комиссий (Координационных советов) в органах местного самоуправления с организациями и физическими лицами, имеющими задолженность по платежам в бюджет Гусь-Хрустального района, и средняя заработная плата которых ниже среднеотраслевого уровня;
- установления телефонов горячей линии для сообщения жит
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.