Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации Муромского района Владимирской области
от 12 сентября 2016 г. N 690
Основные направления
налоговой политики Муромского района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
Основные направления налоговой политики Муромского района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 03 декабря 2015 года, статьи 6 решения Совета народных депутатов Муромского района "О бюджетном процессе в Муромском районе".
При их разработке учитывались положения основных направлений налоговой политики, бюджетной политики и долговой политики Владимирской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденных постановлением Губернатора Владимирской области от 27.06.2016 N 550, приоритетами которой в среднесрочной перспективе являются дальнейшее повышение эффективности налоговой системы без роста существующей налоговой нагрузки на экономику по основным видам налогов, а также совершенствование и оптимизация системы налогового администрирования.
I. Основные результаты и проблемы налоговой политики
В 2015 году реализованы мероприятия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, направленные на повышение налогового потенциала района за счет увеличения налогооблагаемой базы, улучшения администрирования платежей, увеличения собираемости налогов.
1.1. Основные итоги социально-экономического развития района в 2015 году
В 2015 году обеспечена позитивная динамика основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие Муромского района.
За 2015 год в район привлечено инвестиций более 107000 тыс. рублей. Произошло увеличение бюджетного инвестирования с 12600 тыс. рублей до 31000 тыс. рублей. Вложение инвестиций производилось в строительство и ремонт объектов социальной сферы, модернизацию объектов агропромышленного комплекса, газификацию сельских населенных пунктов.
На протяжении всего отчетного периода отмечена положительная динамика доходов консолидированного бюджета района, по итогам 2015 года обеспечен темп роста поступлений на уровне 1,07% к уровню 2014 года в сопоставимых условиях.
Общий объем мобилизованных за 2015 год в консолидированный бюджет района налоговых и неналоговых доходов составил 68739,1 тыс. рублей при плановых показателях в сумме 66099,0 тыс. рублей (выполнение обеспечено на 104,0 %), из них в бюджет района в сумме 52419,9 тыс. рублей, бюджеты поселений в сумме 16319,2 тыс. рублей. По сравнению с 2014 годом поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет района в сопоставимых условиях увеличилось на 1,5 %.
Из них наибольшими темпами увеличились налоги, характеризующие качественное состояние экономики района, в том числе:
- налог на доходы физических лиц поступил в сумме 30185,0 тыс. рублей или с ростом 111,4 % к уровню 2014 года в сопоставимых условиях;
- налоги на совокупный доход мобилизованы в сумме 4628,3 тыс. рублей или на 131,1 % к аналогичному периоду 2014 года.
Улучшение налогового администрирования, реализация "дорожных карт" по мобилизации доходов в бюджет повысило роль имущественных налогов в формировании местных бюджетов. Поступления земельного налога и налога на имущество физических лиц составили 12413,7 млн. рублей или с ростом на 20,6 % к уровню 2014 года.
Таблица 1. Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет района за 2015 год
тыс. рублей
Показатели |
Исполнено за 2014 год |
Уточненный план на 2015 год |
Исполнено за 2015 год |
% исполнения факта 2015 года |
|
к уточненному плану на 2015 год |
к 2014 году |
||||
Налоговые и неналоговые доходы, всего |
67705,5 |
66099,0 |
68739,1 |
104,0 |
101,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Налоговые доходы |
51851,4 |
56252,0 |
58386,3 |
103,8 |
112,6 |
из них: |
|
|
|
|
|
Налог на доходы физических лиц |
27105,0 |
29473,0 |
30185,0 |
102,4 |
111,4 |
Акцизы по подакцизным товарам |
10547,0 |
10282,0 |
10596,6 |
103,1 |
100,5 |
Налоги на совокупный доход |
3529,9 |
4598,0 |
4628,3 |
100,7 |
131,1 |
Налоги на имущество |
10295,9 |
11340,0 |
12413,7 |
109,5 |
120,6 |
Неналоговые доходы |
15854,1 |
9847,0 |
10352,8 |
105,1 |
65,3 |
Наиболее крупными налогоплательщиками по итогам 2015 года стали: ОАО "Кондраковский завод резиновой обуви", ГКС "Владимирский ЛПУ МГ", Муромское райпо, ООО "Борисоглебское", ЗАО "Чаадаевское". На долю указанных организаций в 2015 году приходится 22,5 % мобилизованных на территории района налоговых доходов.
1.2. Принятые изменения нормативных правовых актов района
В целях дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства и снижения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, работающие на территории Муромского района, решением Совета народных депутатов от 18.11.2015 N 27 "О внесении изменений в решение Совета народных депутатов от 04.02.2015 N 5 "О введении на территории Муромского района системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" утверждено значение корректирующего коэффициента базовой доходности в зависимости от особенности места ведения предпринимательской деятельности (К2-2) для исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Значение коэффициента К2-2 установлено равное 0,38 в отношении:
- Розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли для магазинов системы потребительской кооперации;
- Оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Другим хозяйствующим субъектам значение корректирующего коэффициента установлено - 0,8.
1.3. Основные проблемы налоговой политики
Несмотря на относительно устойчивое социально-экономическое развитие района в последние годы существует значительный ряд проблем, решение которых может быть осуществлено на федеральном уровне.
Проблемными для бюджета района остаются вопросы установления на федеральном уровне налоговых льгот по местным налогам, что приводит к сокращению доходов местных бюджетов по имущественным налогам.
Налоговые льготы принимают значительный объем. Так, за 2015 год по причине предоставления федеральным законодательством льгот по местным налогам консолидированный бюджет района недополучил доходов на сумму 4496,0 тыс. рублей, из которых сумма льгот по земельному налогу составляет 4152,0 рублей.
При этом потери бюджетов не компенсируются из федерального бюджета.
Бюджет района несёт потери по причине не своевременного перечисления платежей налогоплательщиками, а также выплаты "теневых" зарплат.
В целях улучшение налоговой дисциплины и усиления налогового администрирования в районе проводится работа по снижению недоимки по платежам в бюджет и по легализации заработной платы. В этих целях в 2015 году проведено 12 заседаний Комиссий по вопросам увеличения поступления налоговых и неналоговых доходов (включая комиссии в сельских поселениях), проведена индивидуальная работа с налогоплательщиками, допустившими недоимку по платежам в бюджет.
Сельскими поселениями к проблемным налогоплательщикам - физическим лицам, организованы рейды (проведено в 2015 году 12 рейдов).
По легализации теневой заработной платы проведено 6 заседаний комиссии. Выявлено 10 нелегально работающих граждан, которые в дальнейшем были официально трудоустроены.
В целях пресечения выплаты работодателями заработной платы в "конвертах" при администрации района в финансовом управление открыта "горячая линия" - "Сообщите о "конвертных выплатах" заработной платы".
Кроме того, опубликована в газете "Муромский край" от 25.03.2015 N 32(3784) статья под названием "Пресечение выплаты работодателями заработной платы в "конвертах".
Недоимщикам неналоговых доходов администратором доходов (КУМИЗ) предъявлено 148 претензий на сумму 1553,9 тыс. рублей по погашению задолженности по арендным платежам, из которых 86 претензий удовлетворено на сумму 375,6 тыс. рублей.
В результате проведенной работы перечислено платежей в бюджеты разных уровней на сумму 8943,1 тыс. рублей, включая претензионную работу с недоимщиками, проведенной комитетом по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации района в сумме 375,6 тыс. рублей, в том числе в консолидированный бюджет района 5257,9 тыс. рублей.
II. Основные направления налоговой политики района на 2017-2019 годы
В трехлетней перспективе будет продолжена работа по укреплению доходной базы бюджета района за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов.
Основные усилия должны быть направлены на мобилизацию всех резервов повышения налоговых поступлений.
Для обеспечения устойчивого роста налоговых поступлений необходимо определить пути расширения налоговой базы основных видов налогов.
Рост бюджетных поступлений планируется достичь за счет:
- создания благоприятных условий для расширения производства, новых рабочих мест, инвестиционной активности;
- осуществления содействия среднему и малому бизнесу для развития предпринимательской деятельности;
- усиления работы по неплатежам в местные бюджеты;
- выявления и пресечения схем минимизации налогов, совершенствования методов контроля легализации "теневой" заработной платы;
- совершенствования методов налогового администрирования, повышения уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в бюджет района;
- проведения оценки социальной и бюджетной эффективности местных налоговых льгот и отмены неэффективных налоговых льгот;
- совершенствования управления муниципальной собственностью путем:
а) повышения эффективности управления муниципальным имуществом и земельными участками;
б) обеспечения сохранности муниципального имущества;
в) проведения инвентаризации муниципального недвижимого имущества и внесения предложений по результатам инвентаризации в части дальнейшего использования имущества;
г) обеспечения надлежащего контроля над деятельностью руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
На 2017-2019 годы сохраняется преемственность следующих направлений налоговой политики.
2.1. Совершенствование налогообложения
Налоги на прибыль, доходы
Особое место в налоговой политике района занимает регулирование основной группы налогов - "налоги на прибыль, доходы", которые относятся к федеральным налогам.
В целях совершенствования налогообложения на федеральном уровне предусматривается внесение изменений в действующее налоговое законодательство по налогу на доходы физических лиц:
- в целях снижения административной нагрузки на налогоплательщиков - физических лиц предусматривается освобождение от налогообложения доходов физических лиц в виде процентов, выплачиваемых российскими организациями по обращающимся облигациям;
- освобождение от налогообложения доходов, получаемых от некоммерческих организаций спортсменами за призовые места на Олимпийских и Паралимпийских играх;
- уточнение порядка освобождения от налогообложения доходов, получаемых при увольнении гражданскими служащими, военнослужащими и судьями;
- совершенствование законодательства Российской Федерации о добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках в рамках деофшоризации.
Для исчисления налога на доходы иностранных граждан от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента принят Закон Владимирской области от 27 ноября 2015 года N 161-ОЗ, устанавливающий на 2016 год коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда во Владимирской области, в размере 1,651. В результате стоимость патента для иностранных граждан с учетом установленного коэффициента составляет три тысячи рублей в месяц.
Акцизы по подакцизным товарам
Федеральным законом от 29 февраля 2016 года N 34-ФЗ на 2017 год снижены ставки акцизов:
- на автомобильный бензин 5 класса - на 23%;
- на автомобильный бензин, не соответствующий 5 классу, и прямогонный бензин - на 6%;
- на дизельное топливо - на 4%;
- на моторные масла - на 10%.
Предусматривается изменение нормативов распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 145-ФЗ.
В федеральный бюджет норматив зачисления составит 12%, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 88%.
Налоги на совокупный доход
В целях стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса предполагается на федеральном уровне:
- увеличение пороговых размеров дохода для применения специальных налоговых режимов налогообложения с 60 до 120 млн. рублей;
- корректировка механизма установления значения коэффициента-дефлятора, используемого в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;
- обеспечение продления действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход до 2020 года;
- введение для граждан, осуществляющих приносящую доход деятельность и незарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, возможности добровольного уведомления об осуществлении указанной деятельности с освобождением их на три года от уплаты налогов и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, а также освобождение указанных граждан от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности;
- введение налоговых вычетов в части понесенных расходов в связи с приобретением контрольно-кассовой техники нового образца индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы в виде единого налога на вмененный доход и патентной системы налогообложения, деятельность которых ранее не требовала применения контрольно-кассовой техники.
2.2. Совершенствование методов налогового администрирования
В последние годы вопросам совершенствования методов налогового администрирования уделяется много внимания на федеральном, региональном и местном уровнях.
На федеральном уровне планируется:
- в целях повышения открытости и прозрачности российских компаний дополнить статью 102 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрев перечень сведений о налогоплательщике, которые не должны относиться к режиму налоговой тайны;
- для улучшения налогового администрирования и расширения информационного взаимодействия урегулировать вопросы об ограниченном доступе налоговых органов к документам, составляющим аудиторскую тайну, касающимся исчисления и уплаты налогов, которые не представлены налогоплательщиком в налоговый орган, что будет способствовать выявлению налоговых правонарушений, борьбе с уклонением от уплаты налогов и финансовыми мошенничествами;
- закрепить в Налоговом кодексе Российской Федерации общие правила, запрещающие налогоплательщикам учитывать в целях налогообложения факты хозяйственной жизни, основной целью которых является неуплата или неполная уплата сумм налога;
- установить пределы осуществления прав и исполнения обязанностей налогоплательщиками в налоговых правоотношениях, в связи с чем ввести принцип добросовестности налогоплательщика, определить понятие "злоупотребление правом", а также условие ограничения налоговым органом налогоплательщика в правах, предусмотренных законодательством о налогах и сборах в случае неправомерного уменьшения им своих налоговых обязательств;
- ввести механизм ежегодного проведения анализа и оценки налоговых льгот в порядке, устанавливаемом соответствующим финансовым органом в соответствии с общими требованиями Министерством финансов Российской Федерации;
- передать администрирование страховых взносов в налоговые органы, что позволит создать "одно окно" для страхователей и налоговых агентов, уплачивающих различные платежи с фонда оплаты труда, минимизировать отчетность и количество платежных документов, создать единый орган контроля за полнотой и правильностью уплаты налогов и страховых взносов, повысить эффективность процедур и правил нормативно-правового регулирования.
Налоговая политика трехлетнего периода, так же как и предыдущих лет, будет направлена на проведение целенаправленной и эффективной работы с федеральными, областными и местными администраторами доходов бюджета района с целью пополнения доходами бюджета района, выявления скрытых резервов, повышения уровня собираемости налогов, сокращения недоимки, усиления налоговой дисциплины путем:
- установления главным администраторам (администраторам) доходов бюджета района годового задания по мобилизации администрируемых ими налоговых и неналоговых доходов;
- проведения индивидуальной работы на заседаниях межведомственных комиссий (комиссий) в Межрайонной инспекции ФНС России N4 по Владимирской области и в администрации Муромского района с организациями, имеющими задолженность по платежам в бюджет района и средняя заработная плата которых ниже среднеотраслевого уровня;
- установления телефонов горячей линии для сообщения жителями района о недобросовестных работодателях.
2.3. Определение параметров налоговых и неналоговых доходов бюджета Муромского района на 2017-2019 годы
2.3.1. Основные параметры налоговых и неналоговых доходов бюджета Муромского района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
Основные направления налоговой политики Муромского района определяют параметры налоговых и неналоговых доходов бюджета Муромского района на 2017-2019 годы (таблица 2).
Таблица 2. Прогноз поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета Муромского района на 2017-2019 годы
Показатели |
План на 2016 год |
Утвержденный РСНД Муромского района план на 2017 год |
Уточненный прогноз на 2017 год |
Отклонение уточненного прогноза от утвержденного решением плана |
Утвержденный РСНД Муромского района план на 2018 год |
Уточненный прогноз на 2018 год |
Отклонение уточненного прогноза от утвержденного решением плана |
2019 год (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Налоговые и неналоговые доходы бюджета района с учетом доходов дорожного фонда, тыс. руб. |
52463,0 |
51497,0 |
51497,0 |
0,0 |
53573,0 |
53679,0 |
+106,0 |
53679,0 |
% роста (снижения) к соответствующему периоду прошлого года |
100,1 |
98,2 |
98,2 |
|
104,0 |
104,2 |
|
0 |
Доходы дорожного фонда, тыс. руб. |
12286,0 |
13024,0 |
12556,0 |
-468,0 |
13675,0 |
13183,0 |
-492,0 |
13183,0 |
% роста (снижения) к соответствующему периоду прошлого года |
115,9 |
106,0 |
102,2 |
|
105,0 |
105,0 |
|
0,0 |
Налоговые и неналоговые доходы бюджета района без учета доходов дорожного фонда, тыс. руб. |
40177,0 |
38473,0 |
38941,0 |
468,0 |
39898,0 |
40496,0 |
598,0 |
40496,0 |
% роста (снижения) к соответствующему периоду прошлого года |
96,1 |
95,8 |
96,9 |
|
103,7 |
104,0 |
|
0 |
Решением Совета народных депутатов Муромского района от 16.12.2015 N 37 "О бюджете Муромского района на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" утверждены налоговые и неналоговые доходы на 2017 год в сумме 51497,0 тыс. рублей, на 2018 год 53573,0 тыс. рублей.
При уточнении утвержденных решением района налоговых и неналоговых доходов в 2015 году (50008,0 тыс. рублей) увеличены первоначально прогнозируемые поступления налога на доходы физических лиц на сумму 2061,0 тыс. рублей, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения на сумму 195,0 тыс. рублей, единого сельскохозяйственного налога на сумму 124,0 тыс. рублей, налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения на сумму 75,0 тыс. рублей. Увеличены налоговые доходы на сумму 2455,0 тыс. рублей или на 4,9 %.
При определении параметров налоговых и неналоговых доходов бюджета Муромского района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов учитывались изменения в налоговое и бюджетное законодательство, а также передача с областного бюджета:
- налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов по нормативу 33%;
- доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в бюджеты муниципальных образований по дифференцированным нормативам отчислений исходя из зачисления в местные бюджеты 10% налоговых доходов консолидированного бюджета Владимирской области от указанного налога;
- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты муниципальных районов по нормативу 15%.
Поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета района с учетом доходов дорожного фонда в 2017 году составят 51497,0 тыс. рублей (98,2 % к 2016 году). Без учета доходов дорожного фонда поступления налоговых и неналоговых доходов составят в 2017 году 38941,0 тыс. рублей или 96,9% к уровню 2016 года.
На плановый период 2018 - 2019 годы уточненный объем налоговых и неналоговых доходов составит сумму по 53679,0 тыс. рублей ежегодно (104,2% к 2017 году)
Параметры налоговых и неналоговых доходов могут быть изменены в случае уточнения показателей социально-экономического развития района и внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство.
2.3.2. Основные параметры доходов дорожного фонда Муромского района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
Источниками формирования дорожного фонда Муромского района являются:
- доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в местный бюджет;
- неналоговые доходы;
- безвозмездные поступления.
Прогноз доходов дорожного фонда Муромского района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов представлен в таблице 3.
Таблица 3. Прогноз доходов дорожного фонда Муромского района на 2017-2019 годы
тыс. рублей
Наименование вида дохода |
2016 год |
2017 год |
% роста (снижения) |
2018 год |
% роста (снижения) |
2019 год |
% роста (снижения) |
Итого доходов дорожного фонда |
12286,0 |
12556,0 |
102,1 |
13183,0 |
105,0 |
13183,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты |
12286,0 |
12556,0 |
102,1 |
13183,0 |
105,0 |
13183,0 |
100,0 |
Субсидии |
5445,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Основным доходным источником дорожного фонда являются доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты, которые до 01 июня 2016 года зачислялись в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100%, с 01 июня 2016 года - по нормативу 88%. С 2014 года акцизы распределяются в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 328 Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства.
С 1 января 2014 года созданы муниципальные дорожные фонды. Источником доходов этих фондов являются доходы от акцизов на нефтепродукты по нормативу 10% от доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет области, и распределяются в бюджеты муниципальных образований в виде дифференцированного норматива исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований.
В 2017 году доходы дорожного фонда района ожидаются в сумме 12556,0 тыс. рублей или 102,1% к уровню 2016 года. В 2018 и 2019 годах объем дорожного фонда составит по 13183,0 тыс. рублей ежегодно (105,0 % к уровню 2017 года).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.