Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Первое десятилетие XXI столетия показывает, что туризм стал оказывать воздействие на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни общества. При проведении государственной политики в сфере туризма национальные туристские администрации большинства стран учитывают прогноз развития туризма в мире, составленный Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) - крупнейшей межправительственной организацией, являющейся специализированным учреждением ООН и насчитывающей в своем составе 153 страны. Согласно исследованию ЮНВТО "Туризм - панорама 2020" увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020 гг. прогнозируется более, чем вдвое. Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.
Международная практика подчеркивает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках.
При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений этих средств. Но частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной задачей, что подтверждается мировой практикой.
Согласно действующего законодательства туристская деятельность является одной из приоритетных отраслей экономики современной России. Нормативно- правовые акты на всех уровнях власти предписывают содействовать развитию туристской деятельности, создавая благоприятные условия для ее функционирования, формировать представление о нашей стране, как о территории благоприятной для туризма, осуществлять поддержку и защиту российских и иностранных туристов, отечественных туроператоров, турагентов и их объединений.
Приоритетными направлениями государственного и муниципального регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 941-р, туризм рассматривается как "источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества".
В федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644, отмечается, что "туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации".
Стратегией социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора области от 02.06.2009 N 10, туризм отнесен к числу приоритетных направлений экономического развития региона.
С целью реализации потенциала внутреннего, социального и самодеятельного туризмов, как социально-экономически значимого явления, обеспечивающего доступ широких слоев населения к национальным и культурным достояниям страны и региона, для увеличения внешних и внутренних туристских прибытий, сегодня актуальны следующие задачи, которые можно сформулировать. в том числе, и перед муниципальными образованиями на ближайшее десятилетие:
- повышение общей ответственности и роли координации со стороны исполнительной и законодательной власти, делающих ставку на развитие туризма;
- обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;
- повышение роли государственной (региональной, муниципальной) политики в сфере туризма;
- усиление роли государственно-частных и муниципально-частных партнерств;
- необходимость бюджетных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.
Туризм постепенно начинает оказывать огромное влияние на такие важнейшие отрасли экономики, как транспорт, связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает катализатором экономического развития на всех уровнях государственного устройства.
Александровский район располагает всеми необходимыми условиями для развития туризма и своего туристского потенциала.
Важные конкурентные преимущества района, способствующие дальнейшему повышению его туристской привлекательности:
- Выгодное географическое положение. Александровский район находится в центре европейской части России северо-восточнее Москвы, во Владимирской области. Район граничит с Сергиево-Посадским и Щелковским районами Московской области, с Переславским районом Ярославской области, а также с Киржачским, Кольчугинским и Юрьев-Польским районами Владимирской области. В 12 км от северо-западной границы района проходит граница Калязинского района Тверской области.
Александровский район имеет большие преимущества по транспортной доступности. Узловая железнодорожная станция Александров находится на пересечении стратегических железнодорожных магистралей России (Московская ЖД -Северная ЖД, широтная Санкт-Петербург -Нижний Новгород). Через район проходит автотранспортная магистраль М8 "Холмогоры" (Москва -Ярославль -Вологда - Архангельск). Александровский район удобно расположен относительно многих русских городов, находясь в центре "Золотого кольца".
Расстояние от административного центра района города Александров до других городов: до Москвы - 110 км, до Сергиева Посада - 45 км, до Переславля -75 км, до Владимира - 138 км, до Суздаля - 170 км, до Ярославля - 210 км.
В Александровский район входят 8 муниципальных образований: городские поселения - города Александров, Карабаново, Струнино, поселок городского типа Балакирево и 4 сельских поселения (Андреевское, Каринское, Краснопламенское и Следневское).
Плотность населения на 01.01.2016 - 59 человек на 1 квадратный километр.
Район занимает площадь 1 838 квадратных километров. 49,27% от общей территории - земли государственного лесного фонда, 40,83% - земли сельскохозяйственного назначения, 8,42% - территории населенных пунктов.
Рельеф- всхолмленная равнина восточной части Клинско-Дмитровской гряды. Близ южных границ района моренный рельеф сглаживается, здесь Клинско-Дмитровская гряда граничит с Мещрской низменностью. В Александровском районе находится самая высокая точка Владимирской области- урочище Туханка (271 м).
Минерально-сырьевые ресурсы представлены полезными ископаемыми, используемыми в строительстве: залежи песка, песчано-гравийно-валунного материала и кирпичных глин. В последнее десятилетие преимущественно ведется добыча песка и песчано-гравийных смесей.
- Богатое культурно-историческое наследие. На территории района расположено 242 памятника истории и культуры, в том числе 47 памятников археологии, 181 -градостроительства и архитектуры, 10 -истории и 4 памятника искусства.
- Наличие развитой системы музейного показа, из них музейный комплекс федерального значения: государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Александровская слобода" (основан в 1921 году), 2 муниципальных музея: Александровский художественный музей (основан в 1990 году), литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых (основан в 1991 году) и частный музей камня ООО "Минерал" (на базе музея "Всероссийского научно-исследовательского института синтеза минерального сырья", основанного в 1957 году).
- г. Александров входит в "Малое золотое кольцо". Название зарегистрировано как товарный знак и создает все предпосылки для включения достопримечательностей района в региональный м всероссийский туристский оборот, разработки новых объектов показа, продвижения существующих представления новых брендов Александровского района
- Богатейшее духовное наследие. В Александровском районе на расстоянии 15 км от районного центра находятся четыре действующих православных монастыря: Успенский женский монастырь в Александрове, Троицкий Стефано-Махрищский монастырь в селе Махра, основанный в 15 веке сподвижником и другом преподобного Сергия Радонежского Стефаном Махрищским, мужской монастырь Смоленская Зосимова пустынь в Арсаках и мужской монастырь Лукианова пустынь в деревне Лукьянцево. Кроме того, действуют 11 православных храмов. Все монастыри являются архитектурно-историческими памятниками. Это позволяет сформировать и активно развивать проекты религиозного и паломнического туризма и паломничества "Духовные скрепы Малого Золотого кольца".
- Александровский район - один из крупных промышленных центров Владимирской области, обладающий высококвалифицированным трудовым, промышленным и научным потенциалом. В структуре обрабатывающих производств Александровского района наибольшую долю -34,8 процента составило производство пищевых продуктов, 21,7 процента - производство машин и оборудования, 16,2 процента -металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, 14 процентов -производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, 3,9 процента -производство резиновых и пластмассовых изделий, 3,5 процента -производство транспортных средств и оборудования, 1,5 процента - обработка древесины и производство изделий из дерева, 1,5 процента -текстильное и швейное производство, 1,2 процента -химическое производство. Структура и состояние промышленного комплекса района создает условия для развития индустриального и делового туризма.
- Наличие сети комфортных гостиниц и кафе, ресторанов. В настоящее время на территории района имеется современный гостиничный комплекс "Александров", включающий в себя корпус туристического класса на 80 мест категории люкс, полулюкс, стандарт и семиэтажный корпус категории "3 звезды" на 105 двухместных номеров первой категории, 4 номера "люкс", 4 -"апартаменты", бильярд, спортзал, фитнес-зал, автостоянку на 60 автомобилей. В гостиничный комплекс входит 6 ресторанных залов, общей вместимостью 250 посадочных мест. Кроме того в районе есть несколько небольших гостиниц: "Ведруссия", "Остров", "Вита", "Уют", "Ирис", гостевой дом "Мария". Всего на территории района 57 общедоступных столовых, кафе, ресторанов, баров, общим количеством посадочных мест 2468. Для развития туризма имеются все экономические и структурные составляющие.
- Наличие уникальных природных ресурсов. Климат на территории района умеренно континентальный. Средняя температура января -10С°, июля +17С°. Средняя продолжительность вегетационного периода 130 - 140 дней. Среднегодовой объм осадков - 450 - 650 мм в год. При этом на июнь, июль и август приходится по 60 мм, а на январь и февраль - лишь по 20 мм. Примерно четверть, а в отдельные многоснежные годы почти половина всех осадков выпадает в виде снега. Устойчивый снежный покров образуется к концу ноября и обычно держится до начала апреля. Преобладают ветры юго-западного и западного направлений. Более частые и более сильные ветры бывают зимой.
Состояние окружающей среды в Александровском районе оценивается как благоприятное. Выбросы вредных веществ в атмосферу в течение последних десяти лет существенно уменьшились, и в расчете на одного жителя по этому показателю район является одним из наиболее благополучных районов Владимирской области наряду с Суздальским районом.
На территории района расположены крупные лесные массивы, имеются особо охраняемые территории.
Александровский район обладает значительными запасами пресной воды, в основном из подземных источников, пригодной как для технического использования, так и питьевого качества.
Основные проблемы развития сферы туризма Александровского района.
В сфере туризма, стратегическими ориентирами выступает-повышение престижа турпродукта Александровского района и сопряженных туристических услуг и увеличение информационного потока об услугах потенциальным туристам, создание дополнительных мотиваций для целевого посещения района туристами. вовлечение малого и среднего предпринимательства в развитие видов экономической деятельности, сопряженных с туристическим комплексом, развитие гастрономического, пешеходного, спортивного, экологического, религиозного, паломнического и иных, экономически привлекательных и культурно укорененных видов туризма.
Усложнение задач, встающих перед туристской индустрией района, и повышение конкуренции со стороны соседних регионов, общие тенденции изменения потребительского спроса на туристические услуги вызывают необходимость применения различных мер муниципального стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Александровского района.
При эффективном внедрении современных механизмов поддержки отрасли можно говорить о выходе района на новый этап в развитии туристской индустрии.
Отсутствие муниципальной поддержки в сфере туризма может привести к негативным последствиям:
- рост конкуренции со стороны соседних областей и снижение конкурентоспособности туристского продукта Александровского района на внешнем и внутреннем туристских рынках;
- переориентация внутренних и въездных туристских потоков в направлении регионов с более развитой туристской инфраструктурой;
- сокращение объема услуг, налоговых и иных поступлений в областной и местные бюджеты;
- снижение уровня занятости населения в сфере туризма и смежных с ним отраслях, а также к уменьшению доходов населения.
SWOT-анализом, проведенным в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Александровского района на период до 2027 года и Программы, среди проблем развития туризма района отмечены:
- недостаточно высокий уровень подготовки специалистов всех уровней, особенно управленческого звена (уровень подготовки ниже среднеевропейского);
- необходимость льготного налогообложения до выхода туристических и рекреационных предприятий на проектный уровень;
- долгий срок окупаемости объектов туристический инфраструктуры;
- нет "комплексности" развития объектов туристической инфраструктуры бизнесом (реализация единичных, не связанных друг с другом проектов);
- неготовность бизнеса к модернизации объектов, имеющих длительный срок окупаемости;
- необходимость постоянного инвестирования в поддержание объектов туристического показа (памятники архитектуры);
- отсутствие достаточной согласованности действий по развитию туристической инфраструктуры между областными органами государственной власти и органами
местного самоуправления;
- неразвитая логистика и инфраструктура туризма как сдерживающий фактор притока инвестиций и туристов;
- отсутствие туристических проектов, рассчитанных на длительное пребывание туристов;
- отсутствие полного спектра туристских услуг: слабая диверсификация, упор на познавательный туризм;
- отсутствие бренда (ов) Александровского района, который позволит сделать узнаваемым как туристский продукт района, так и товары, производимые различными отраслями промышленности;
- конкуренция со стороны соседних областей, обладающих схожим туристским потенциалом;
Наиболее значимые проблемы в развитии туризма в районе:
- отсутствие полноценной нормативно-правовой базы на муниципальном уровне по стимулированию развития туризма и рекреации;
- недостаточно развитая система муниципального стимулирования развития туризма и рекреации слабый поток инвестиций в туристскую сферу, особенно ресурсов малого и среднего бизнеса;
- недостаток системных информационно-рекламных ресурсов и мероприятий, направленных на планомерное разноуровневое продвижение регионального туристического продукта;
- недостаточно развита инфраструктура развлечений, которая должна сопутствовать туристическому продукту, чтобы удержать туристов на несколько дней;
- дисбаланс в распределении туристического потока между городами "Малого Золотого кольца";
- не реализован потенциал развития гастрономического, религиозного, паломнического, пешеходного, спортивного, лечебно-оздоровительного, делового, экологического туризма, хотя такие специализированные виды отдыха пользуются спросом.
Решение этих и других проблем в проекции на муниципальное образование Александровский район, предполагается осуществить в рамках настоящей Программы. Программа подготовлена на основе накопленных знаний и практического опыта развития туристической сферы района. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан и гостей района. Основными механизмами достижения цели и реализации задач Программы, в совокупности с бюджетным финансированием, является государственно-частное и муниципально-частное партнерство, как основные подходы и способы решения практических задач развития туризма в Александровском районе.
Реализация Программы позволит скоординировать работу всех субъектов туристской инфраструктуры района, мобилизовать необходимые ресурсы, сконцентрировать усилия органов местного самоуправления, учреждений, организаций, представителей малого и среднего бизнеса, общественных и волонтерских организаций, а также достигнуть прогнозируемых значений показателей настоящей муниципальной программы, указанных в приложении N 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.