В целях реализации пункта 1.11 Плана мероприятий ("дорожная карта") по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по повышению эффективности и качества услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного распоряжением Правительством Мурманской области от 30.01.2015 N 17-РП, в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 21.03.2014 N 133-ПП "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Мурманской области" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Примерную программу для замещающих родителей, воспитывающих детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей.
2. Рекомендовать руководителям служб, осуществляющих сопровождение замещающих семей, разработать программу для замещающих родителей, воспитывающих детей-сирот подросткового возраста и детей подросткового возраста, оставшихся без попечения родителей, с учетом положений Примерной программы для замещающих родителей, воспитывающих детей-сирот подросткового возраста и детей подросткового возраста, оставшихся без попечения родителей, утвержденной настоящим приказом.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. министр |
И.А. Ковшира |
Примерная программа
для замещающих родителей, воспитывающих детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей
(утв. приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 28 апреля 2016 г. N 877
1. Цель и задачи Примерной программы для замещающих родителей, воспитывающих детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей
Цель Примерной программы для замещающих родителей, воспитывающих детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей (далее - Примерная программа) - повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей в вопросах воспитания, развития, обучения и социальной адаптации детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей.
Задачи Примерной программы:
- Повышение уровня знаний и представлений замещающих родителей об особенностях развития детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей.
- Формирование эффективной родительской позиции, навыков и стратегий эффективного взаимодействия с приемным ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.
- Профилактика социальной дезадаптации приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья через формирование интереса замещающих родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей.
- Профилактика возвратов детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Тематическое планирование
N |
Наименование блоков и тем |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
теоретических |
практических |
||||
1. |
"Знакомство" |
3 |
- |
3 часа |
рефлексия, наблюдение |
2. |
"Развитие личности" |
3 |
55 мин |
2 часа 5 мин |
рефлексия, наблюдение |
3. |
"Приемный ребенок" |
3 |
40 мин |
2 часа 20 мин |
рефлексия, наблюдение |
4. |
"Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды" |
3 |
30 мин |
2 часа 30 мин |
рефлексия, наблюдение |
5. |
"Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды" |
3 |
30 мин |
2 часа 30 мин |
рефлексия, наблюдение |
6. |
"Покажи мне любовь" |
3 |
30 мин |
2 часа 30 мин |
рефлексия, наблюдение |
7. |
"Семейное воспитание" |
3 |
30 мин |
2 часа 30 мин |
рефлексия, наблюдение |
8. |
"Семейные нормы и правила" |
3 |
30 мин |
2 часа 30 мин |
рефлексия, наблюдение |
9. |
"Уверенный родитель" |
3 |
15 мин |
2 часа 45 мин |
анкета обратной связи |
Общая трудоемкость Примерной программы составляет 27 академических часов, из них 16% - теоретическая часть, 84% - практическая часть.
3. Содержание Примерной программы
Построение учебного содержания Примерной программы осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Содержание Примерной программы структурировано в виде теоретического и практического блоков.
Теоретический блок включает в себя информацию о возрастных и индивидуальных особенностях приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, о тактиках воспитательного воздействия с учетом особенностей ребенка, о способах эффективного общения с приемным ребенком.
Практический блок направлен на отработку полученных знаний, формирование практических навыков, закрепление теоретического материала.
Периодичность проведения занятий - 1 раз в неделю, продолжительность каждого - 3 часа.
Целевая аудитория: замещающие родители, воспитывающие детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей.
Занятие N 1 "Знакомство"
Знакомство участников, выявление ожиданий от тренинга, принятие правил группы. Актуализация состояния "Я - родитель", рефлексия опыта родительства, осознание содержания понятия "родительство", выделение проблемных областей в сфере родительства, осознание собственной самоценности участниками. Отработка навыков рефлексии.
Занятие N 2 "Развитие личности"
Возрастные этапы, возрастные кризисы развития ребенка. Формирование четких представлений о воспитании ребенка с учетом его потребностей на каждом возрастном этапе.
Занятие N 3 "Приемный ребенок"
Привязанность, механизмы ее формирование и развития. Причины нарушения формирования привязанности у детей из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Занятие N 4 "Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды"
Категории "ребенок с ограниченными возможностями здоровья", "ребенок-инвалид". Правовые вопросы защиты интересов детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Занятие N 5 "Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды"
Конструктивное взаимодействие с приемным ребенком. Трудное поведение ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Способы снятия внутреннего напряжения, приемы саморегуляции.
Занятие N 6 "Покажи мне любовь"
Особенности принимающего и не принимающего поведения родителей. Безусловное принятие, как главное условие удовлетворения потребности ребенка в любви. Выражение негативных эмоций в адрес ребенка.
Занятие N 7 "Семейное воспитание"
Стили семейного воспитания, барьеры к пониманию детей. Влияние стиля воспитания на характерологические особенности ребенка в семье.
Занятие N 8 "Семейные нормы и правила"
Понятия "правила и нормы поведения в семье". Функции "поощрения и наказания" в семейной ситуации. Формы позитивного стимулирования с учетом психофизического развития приемного ребенка с ОВЗ.
Занятие N 9 "Уверенный родитель"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 28 апреля 2016 г. N 877 "Об утверждении Примерной программы для замещающих родителей, воспитывающих детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей"
Текст приказа официально опубликован не был