В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", распоряжением Правительства Мурманской области от 16.05.2014 N 111-РП "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы Мурманской области, направленные на повышение эффективности образования и науки" и на основании решения коллегии Министерства образования и науки Мурманской области от 15.03.2016, в целях обеспечения получения и распространения объективной информации о качестве образования в Мурманской области для принятия решений по достижению высокого качества образования и совершенствования системы управления качеством образования приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе оценки качества образования.
2. Отделу контроля и надзора (Сергеева И.А.) обеспечить координацию деятельности и осуществление мер по обеспечению функционирования региональной системы оценки качества образования.
3. Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования Мурманской области "Институт развития образования" (Ткач Н.Ф.), государственному бюджетному учреждению Мурманской области "Региональный центр оценки качества образования" (Гориславская Т.А.) осуществить организацию и проведение мероприятий, направленных на реализацию Положения о региональной системе оценки качества образования.
4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования:
4.1. Довести настоящий приказ до сведения руководителей подведомственных образовательных организаций.
4.2. Привести модели муниципальных систем оценки качества образования в соответствие с Положением о региональной системе оценки качества образования, утвержденным настоящим приказом.
5. Признать утратившим силу Положение о региональной системе оценки качества образования Мурманской области, утвержденное приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 08.11.2010 N 1896.
Министр |
Н.Н. Карпенко |
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональной системе оценки качества образования
(утв. приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 20 апреля 2016 г. N 801)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования (далее - Положение) устанавливает единые требования к функционированию региональной системы оценки качества образования на территории Мурманской области (далее - РСОКО).
1.2. Стратегической целью в сфере образования является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Одной из важнейших задач в соответствии с этим является "создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия".
1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия и термины:
Качество образования - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, элементов образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в образовательных организациях, муниципальных системах образования и региональной системе образования государственным образовательным стандартам и требованиям,зафиксированным в нормативных правовых документах, регламентирующих качество образования.
Критерий - признак, на основании которого производится оценка (доступность, качество, эффективность).
Показатель - количественная характеристика свойств оцениваемого объекта или процесса.
1.4. РСОКО рассматривается как совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных организаций и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг и является составной частью общероссийской системы оценки качества образования.
1.5. Цель РСОКО: получение, обработка, интерпретация и распространение объективной информации о качестве образования в Мурманской области для принятия решений по достижению высокого качества образования и совершенствования системы управления качеством образования.
1.6. Задачи РСОКО:
- оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
- оценка результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций;
- разработка, внедрение новых технологий, методов, форм, процедур оценки качества образования;
- создание и развитие системы общественно-профессиональной внешней оценки образовательных организаций и их систем;
- определение направления повышения квалификации кадров системы образования на основе анализа и использования результатов оценочных процедур.
1.7. РСОКО включает региональный, территориальный (муниципальный), институциональный уровни управления образованием.
1.8. Заказчиками РСОКО являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредители образовательных организаций, общественно-государственные органы управления в системе образования, работодатели и их объединения, представители бизнес-структур, общественные и профессиональные объединения, обучающиеся и их родители (законные представители).
1.9. В рамках РСОКО осуществляется внутренняя и внешняя, в том числе независимая, оценка качества образования.
Внешняя оценка качества образования проводится органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, общественными организациями и объединениями.
Внутренняя оценка качества образования проводится образовательными организациями самостоятельно.
1. 10. Принципами функционирования РСОКО являются:
- объективность оценки качества образования;
- реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость;
- адекватность оценочных процедур и показателей качества;
- открытость и прозрачность процедур оценки качества образования;
- открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования;
- гласность при обсуждении процедур, технологий и результатов оценки качества образования;
- единство требований к образовательным результатам;
- независимость процедур оценки, надежность и достоверность полученных результатов.
2. Субъекты РСОКО
2.1. На региональном уровне субъектами оценки качества образования являются Министерство образования и науки Мурманской области, общественные и профессиональные объединения, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской области "Институт развития образования" (далее - ГАУДПО МО "ИРО"), государственное бюджетное учреждение Мурманской области "Региональный центр оценки качества образования" (далее - ГБУ МО РЦОКО), общественные и профессиональные объединения, работодатели и их объединения, представители бизнес-структур.
2.2. На муниципальном уровне - муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, общественные и профессиональные объединения.
2.3. На институциональном уровне - образовательные организации (в том числе участники образовательных отношений), общественные и профессиональные объединения.
3. Объекты и предметы РСОКО
Объектами и предметами оценки в РСОКО являются: региональная и муниципальные образовательные системы; образовательные организации; индивидуальные образовательные достижения обучающихся; образовательные программы; профессиональная деятельность педагогических работников; кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение образовательной деятельности; публичные источники информации.
4. Процедуры оценки качества образования
4.1. Оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, показателей, характеризующих основные аспекты качества образования (качество условий образовательной деятельности, качество образовательной деятельности и качество результатов образовательной деятельности, качество образовательных систем).
4.2. Процедурами РСОКО в оценке качества обеспечения условий образовательной деятельности являются:
- процедуры регламентации деятельности образовательных организаций;
- мониторинги и исследования качества образования;
- оценка профессиональной деятельности педагогических работников;
- независимая оценка качества;
- профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ.
4.3. Оценка эффективности региональной и муниципальных образовательных систем осуществляется на основании оценки условий, созданных для деятельности образовательных организаций и (или) достигнутых результатов качества образования.
При проведении оценочных процедур может быть использован кластерный подход, при котором образовательные организации, образовательные системы группируются по ряду контекстных характеристик, равнозначные объекты оценки входят в один кластер.
4.4. Оценка качества условий образовательной деятельности в образовательных организациях осуществляется через процедуры оценивания кадрового, материально-технического, нормативно-правового, финансового обеспечения; информационной открытости; комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
4.5. Оценка и контроль качества образовательной деятельности образовательных организаций включает процедуры установления соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС (государственная аккредитация образовательной деятельности); проверки соблюдения требований законодательства РФ в сфере образования (государственный контроль (надзор) в сфере образования); оценки качества образовательных программ, применяемых форм обучения, образовательных технологий, методик обучения и воспитания.
4.6. Оценка качества результатов образовательной деятельности включает следующие процедуры:
- международные исследования качества образования: PISA, TIMSS и другие;
- Национальные исследования качества образования;
- Всероссийские проверочные работы;
- государственная итоговая аттестация;
- мониторинги и исследования качества образования.
4.7. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников (аттестация) проводится с учетом данных РСОКО.
4.8. Независимая оценка качества осуществляется через процедуры оценивания качества подготовки обучающихся, образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
4.9. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ направлена на признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
5. Организационно - функциональная модель РСОКО
5.1. Министерство образования и науки Мурманской области:
- осуществляет нормативное правовое регулирование процедур оценки качества образования в части установления порядка и форм их проведения, обеспечивает их реализацию;
- создает при Министерстве образования и науки Мурманской области научные, общественные и другие советы и комиссии, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития РСОКО;
- обеспечивает проведение работ по созданию информационных систем образования региона;
- формирует заказ на проведение мониторингов и исследований и обеспечивает их проведение на основе ежегодно утверждаемого плана проведения мониторингов и исследований;
- проводит анализ результатов самообследования государственных образовательных организаций;
- координирует деятельность структур, осуществляющих оценку качества образования на территории региона;
- обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Мурманской области;
- осуществляет лицензирование, государственную аккредитацию образовательной деятельности, федеральный государственный контроль качества образования, федеральный государственный надзор в сфере образования;
- организует проведение процедуры аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с действующим законодательством;
- создает условия для организации проведения независимой оценки качества;
- разрабатывает систему мер и принимает управленческие решения по вопросам совершенствования качества образования, в т.ч. разрабатывает и утверждает программы (планы) повышения качества образования;
- обеспечивает на своем официальном сайте в сети Интернет техническую возможность выражения мнений граждан о качестве образовательной деятельности организаций.
5.2. ГАУДПО МО "ИРО":
- организует и проводит научные исследования по вопросам оценки качества образования;
- разрабатывает и проводит мониторинги и исследования качества образования;
- осуществляет анализ информации, полученной на основе процедур оценки качества образования, готовит аналитические отчеты и выработку предложений по использованию результатов оценки качества образования;
- организует и проводит повышение квалификации по вопросам оценки качества образования;
- организует и проводит консультации, семинары, научно-методические конференции, форумы по вопросам оценки качества образования;
- обеспечивает научно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных, стажировочных площадок по вопросам оценки качества образования; готовит к публикации материалы о состоянии качества образования.
5.3. ГБУ МО РЦОКО:
- осуществляет организационно-технологическое и информационное сопровождение мониторингов и исследований качества образования;
- обеспечивает развитие единой информационно-технологической платформы системы оценки качества образования;
- осуществляет получение и распространение информации о качестве образования, организует изучение информационных запросов о качестве образования Мурманской области;
- осуществляет организационно-технологическое и информационное сопровождение государственной итоговой аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного и среднего общего образования;
- осуществляет организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение проведения процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
- осуществляет организационно-технологическое и информационное сопровождение процедур аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории;
- осуществляет сбор информации о системе образования на региональном уровне, обработку, систематизацию и хранение полученной информации;
- готовит к публикации материалы по итогам проведенных мероприятий в рамках РСОКО.
5.4 Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования:
- в пределах своей компетенции обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации на территории муниципальных образований;
- принимают участие в реализации инновационных проектов по совершенствованию качества образования;
- проводят совещания, семинары, конференции по вопросам развития качества образования;
- принимают участие в организации мониторингов и исследований по оценке качества образования;
- проводят анализ результатов самообследования муниципальных образовательных организаций;
- разрабатывают систему мер и принимают управленческие решения по вопросам совершенствования качества образования, в т.ч. разрабатывают и утверждают программы (планы) повышения качества образования;
- организуют проведение процедуры аттестации руководящих работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с действующим законодательством;
- создают условия для организации проведения независимой оценки качества;
- обеспечивают на своем официальном сайте в сети Интернет техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности муниципальных образовательных организаций;
- координируют деятельность по созданию условий для обеспечения информационной открытости муниципальных образовательных организаций.
5.5. Образовательные организации:
- принимают участие в мониторингах и исследованиях качества образования;
- проводят самообследование;
- разрабатывают и утверждают программы (планы) повышения качества образования;
- обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества образования;
- организуют и проводят совещания, семинары, конференции по совершенствованию качества образования;
- предоставляют статистические данные и другую информацию в рамках РСОКО;
- организуют участие обучающихся, родительской общественности, педагогических работников в процедурах оценки качества образования;
- обеспечивают на своем официальном сайте в сети Интернет техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности муниципальных образовательных организаций;
- обеспечивают информационную открытость деятельности образовательной организации в публичных источниках информации.
5.6. Общественность, общественные и профессиональные объединения:
- принимают участие в формировании информационных запросов по оценке качества образования региона;
- участвуют в проведении независимой оценки качества образования и общественно-профессиональной экспертизы качества образования;
- проводят общественные обсуждения критериев планируемых оценочных процедур, итогов независимой оценки качества образования, готовят предложения по улучшению качества услуг, предоставляемых образовательными организациями;
- оказывают содействие деятельности рейтинговых агентств, организаций и отдельных экспертов, осуществляющих оценочные процедуры, социологические исследования при реализации процедур независимой оценки качества образования;
- координируют деятельность по организации общественной экспертизы предлагаемых и реализуемых методик независимой оценки качества образования.
6. Анализ и использование результатов оценки
Результаты оценки используются при планировании и проведении контрольно-надзорных процедур.
Результаты оценки используются для принятия управленческих решений на институциональном, муниципальном, региональном уровнях управления образованием.
Использование результатов оценки должно приводить к решениям, ориентированным на выработку и реализацию адресных мер поддержки образовательных организаций, образовательных систем.
Информация о качестве образования размещается на официальных сайтах Министерства образования и науки Мурманской области, ГБУ МО РЦОКО, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 20 апреля 2016 г. N 801 "Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования"
Текст приказа официально опубликован не был