В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования, в целях повышения уровня владения русским языком, образовательных результатов в рамках внеурочной деятельности рекомендуем ввести "Час чтения" в начальной школе и 5 - 6 классах общеобразовательных организаций.
Основными задачами введения "Часа чтения" являются воспитание уважения к книге, включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся, повышение уровня читательской компетенции всех участников образовательных отношений.
Введение "Часа чтения" в общеобразовательных организациях Мурманской области должно способствовать вовлечению в круг читателей школьников, педагогов, возрождению традиций семейного чтения, позиционированию школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра общеобразовательной организации.
В решении вопросов организации деятельности по привитию любви к чтению рекомендуем использовать ресурсы библиотек системы культуры.
Направляем прилагаемые методические рекомендации для педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций "О введении "Часа чтения" в общеобразовательных организациях Мурманской области", разработанные государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Мурманской области "Институт развития образования" (далее - методические рекомендации).
Просим направить методические рекомендации в адрес муниципальных общеобразовательных организаций для использования в работе.
Вопрос организации детского чтения традиционно будет рассмотрен на региональной научно-практической конференции в марте 2017 года, проводимой совместно с Мурманской областной детско-юношеской библиотекой.
Министр |
Н.Н. Карпенко |
Методические рекомендации
для педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций "О введении "Часа чтения" в общеобразовательных организациях Мурманской области"
Настоящие методические рекомендации разработаны для педагогических и руководящих работников в целях организации деятельности по развитию культуры детского и подросткового чтения, формированию навыков смыслового чтения текста, проектирования планов внеурочной деятельности в начальной школе и 5-6 классах общеобразовательных организаций Мурманской области.
Введение в планы внеурочной деятельности "Часа чтения" предполагает регулярное проведение комплекса мероприятий в целях повышения интереса к чтению всех участников образовательных отношений и улучшения на этой основе образовательных результатов учащихся.
Актуальность введения "Часа чтения" определяется, с одной стороны, общепризнанной значимостью чтения в становлении и формировании личности человека, с другой - проблемами в развитии читательской компетентности и информационной культуры школьников.
В "Национальной программе поддержки и развития чтения" отмечается, что "возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса у населения к чтению. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением".
В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации одними из первых рассматриваются проблемы мотивационного характера: "снижение мотивации обучающихся к чтению", по мнению авторов Концепции, ведет к тому, что на уроках "расцветает имитационная читательская деятельность", поэтому "требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий)".
О необходимости приобщения школьников к чтению свидетельствуют результаты оценки читательской грамотности школьников Мурманской области. Мониторинг читательской грамотности, проведенный в 2013, 2014 годах показал, что каждый второй пятиклассник демонстрирует высокое качество читательской грамотности. Вместе с тем, 40% учащихся не смогли найти один независимый отрывок явно выраженной в тексте информации, соотнести его с формулировкой, данной в задании, и сделать правильный вывод о соответствии - несоответствии высказываний. Каждый третий не сформулировал главную мысль текста. Средняя отметка по области соответствует 3,4 балла.
Результаты оценки читательской грамотности десятиклассников говорят о том, что у школьников в целом сформирован повышенный уровень читательской грамотности. Средняя отметка по области соответствует 4 баллам. Однако каждый пятый не умеет найти, извлечь и интерпретировать как явную информацию, выраженную прямыми номинациями. Значительную сложность представляет для учащихся задание, требующее извлечения неявно выраженной информации: с этим заданием не справилась половина тестируемых. Правильно и полно определить и сформулировать основную мысль текста смогли 44% тестируемых. Найти высказывания, соотносящиеся между собой как тезис и доказательство, не смогли 41% десятиклассников.
Итоги мониторинга читательской грамотности подтверждаются результатами государственной итоговой аттестации выпускников. У выпускников навыки смыслового чтения текста развиты недостаточно, что зачастую приводит к непониманию предлагаемых заданий в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ и ОГЭ. Низкая сформированность данной метапредметной компетенции напрямую влияет на качество образования по всем учебным предметам.
Последствия "пренебрежения чтением" точно охарактеризованы И. Бродским в "Нобелевской лекции": "... ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения, не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое - пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление совершает нация - она платит всей своей историей".
Введение "Часа чтения" в общеобразовательных организациях Мурманской области должно способствовать вовлечению в круг читателей школьников разных возрастов, учителей разных предметов, педагогов дополнительного образования, возрождению традиций семейного чтения, позиционированию школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра общеобразовательной организации.
Основными задачами введения "Часа чтения" являются:
- формирование и развитие у учащихся мотивации к чтению;
- воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;
- повышение уровня читательской компетенции всех участников образовательных отношений;
- создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.
Для решения обозначенных задач рекомендуется обеспечить соблюдение ряда условий и реализовать комплекс мероприятий.
Важным фактором, определяющим результативность "Часа чтения", является наличие у всех участников образовательных отношений осознанной личной позиции по данной проблеме и сформированного отношения к предлагаемой системе мероприятий как к комплексу мер, действительно обеспечивающих повышение интереса к чтению и способствующих интеллектуальному и духовному развитию учащихся. Формирование личной заинтересованность невозможно без активного участия в обсуждении данной проблемы и совместной работы, направленной на уточнение и конкретизацию способов ее решения. Поэтому введению "Часа чтения" должно предшествовать обсуждение указанных проблем на педагогическом совете образовательной организации, а также общешкольном и классных родительских собраниях.
Форматы подготовки и проведения педагогического совета и родительских собраний общеобразовательная организация определяет самостоятельно. Однако представляется целесообразным предусмотреть в качестве обязательных следующие этапы:
1) проблематизация (формулирование проблемы снижения мотивации к чтению, не-чтения и уяснение ее значимости) для создания мотивации к ее решению;
2) изучение состояния читательской среды в конкретной школе или в семьях учащихся;
3) обсуждение возможных путей решения (в том числе на основе опыта, имеющегося в общеобразовательной организации);
4) принятие зафиксированного протоколом решения.
Для обсуждения на педсовете целесообразно предложить следующие вопросы:
1. Чтение как общенациональная и государственная проблема.
2. Чтение как универсальное учебное действие, роль и место чтения среди планируемых результатов освоения образовательной программы.
3. Формирование читательской компетенции средствами учебной и внеурочной деятельности: от приемов к стратегиям чтения.
4. Ученик - учитель - родители - библиотека: организация сотрудничества.
В качестве примерной тематики родительских собраний рекомендуются следующие формулировки: "Как хорошо уметь читать!", "Как и что читать детям!", "Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребенка-читателя", "Читающие родители - читающий ребенок", "Книга в руках мамы", "Читать вместе с папой - это классно!" и др.
Примерные вопросы для обсуждения на родительских собраниях:
1. Стратегии формирования семейной библиотеки.
2. Как помочь ребенку стать квалифицированным читателем?
3. Книги для семейного чтения: как выбрать, как читать?
4. Друзья и враги семейного чтения.
Результатом педагогических советов и родительских собраний будет являться разработка комплексной программы "Час чтения" в образовательной организации, обязательными составляющими которой должны стать:
- список произведений для чтения и обсуждения с учащимися;
- план образовательных мероприятий по развитию чтения (с определением их формата, тематики, содержания, а также частоты и периодичности проведения).
При формировании списка для общешкольного чтения необходимо соблюдать следующие принципы:
- учет возрастных и этнокультурных особенностей учащихся;
- учет культурных и образовательных потребностей и интересов учащихся;
- оптимальное соотношение объема материала для чтения и времени, предусмотренного на его чтение;
- обязательное наличие в предлагаемом материале потенциала для формирования мотивации к чтению и совершенствования читательских компетенций всех участников образовательных отношений.
В списке должны быть в определенных пропорциях представлены тексты разных стилей и жанров: научно-популярные (об истории научных открытий в разных областях, судьбах ученых, писателей, общественных деятелей, о явлениях современной жизни), публицистические, художественные, литература "нон-фикшн" (non-fiction). Рекомендуется включение в этот список произведений, входящих в "Перечень "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению" (письмо Минобрнауки России N НТ-41/08 от 16.01.2013 г. "О перечне "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению" http://минобрнауки.рф/documents/2977/file/1546/13.01.16-НТ-41.08-Перечень _100_книг.pdf). Обязательным является включение в рекомендательный список научно-популярной, публицистической и художественной литературы краеведческой направленности - произведений, написанных писателями, публицистами, учеными Кольского Севера.
Важным аспектом реализации программы "Час чтения" является включенность всех педагогов в формирование списка общешкольного чтения. По предложению учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования в общешкольные списки для чтения могут быть включены произведения с учетом специфики образовательной программы школы (например, направленность предпрофильной подготовки и профильного обучения, особенности программы воспитания и социализации данной общеобразовательной организации). Рекомендуется формирование списков книг для чтения методическими объединениями педагогов по каждой предметной области.
Формы, тематика и содержание мероприятий по поддержке и продвижению чтения в общеобразовательной организации могут быть самыми разнообразными. Положительно зарекомендовали себя регулярные мини-акции "Читаем вслух", "Книга на уроке", внеклассные события, самостоятельная работа школьника ... возрождение и развитие в новых форматах студий, клубов, творческих объединений читателей и других проектов, направленных на поддержку и развитие детского, подросткового и молодежного чтения"*(1), клубы семейного чтения в образовательных организациях и библиотеках области ("Живой родник", "Книголюбы", "Книгочеи", клуб-театр семейного чтения "Вместе в мире книг" и пр.), Дни общения в школьной библиотеке "Я с книгой открываю мир", конкурсы, буккроссинги и др.
В зависимости от возраста и интересов учащихся могут быть реализованы следующие формы проведения мероприятий: урок-сказка с использованием инсценировки, театрализации; урок-театр (спектакль, драматизация) с последующим обсуждением; урок-портрет литературного героя; урок-конкурс "Суперчитатель"; урок-встреча (пресс-конференция, интервью) с писателями и журналистами или авторами и персонажами литературных произведений в исполнении учащихся старших классов, родителей; урок-викторина, урок-КВН по прочитанным произведениям; урок - литературный турнир; "Литературная гостиная"; конференция "Советую почитать"; литературный клуб или форум на странице школьного сайта; экскурсии в литературные места; проведение народных праздников, посиделок, народных забав.
В рамках проводимых мероприятий возможна организация деятельности учащихся в таких видах, как:
- составление кроссвордов и викторин по прочитанным произведениям;
- моделирование обложки книги;
- написание эссе;
- участие в конкурсах чтецов прозы и стихов;
- подготовка устных журналов;
- создание иллюстраций, плакатов;
- оформление книжек-малышек с мини-сочинениями;
- выпуск классной литературной газеты;
- создание буктрейлеров - коротких видеороликов о книге;
- презентация прочитанных книг в любой форме.
Очень важным моментом является отсутствие формальных оценочных критериев читательской деятельности школьника в рамках "Часа чтения". Так, например, критерии оценки на уроке нестандартной формы разрабатываются учителем или учителем совместно с учащимися заранее и объявляются до урока или в самом его начале. Отметка за такой урок может выставляться за работу на подготовительном этапе, работу непосредственно на уроке, а может быть суммарной из двух названных видов отметок.
Рекомендовано также проведение в течение учебного года нескольких "часов тихого чтения", когда дети и педагоги приносят с собой в школу книги, которые они "сейчас читают", им предоставляются общее для всех членов школьного коллектива время, когда каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу. В конце учебного дня вывешивается список читаемых учащимися и учителями книг ("Что сегодня мы читаем" и "Что читали учителя"). Таким образом создается соответствующая задачам эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний. Идея "часа тихого чтения" может быть перенесена в семью в целях приобщения родителей к чтению книг.
Периодичность мероприятий может быть различной: положительно зарекомендовали себя как еженедельные 15-минутные акции по чтению вслух, так и ежемесячные общешкольные мероприятия по продвижению чтения в общеобразовательной организации.
На уровне начального общего образования за счет часов внеурочной деятельности рекомендуется запланировать 1 час в неделю для организации и проведения "Часа чтения", разработать рабочую программу, которая является дополнением начального курса литературного чтения в школе и рассчитана в первом классе на 33 часа, во 2-4 классах - на 34 часа.
На уровне основного общего образования могут быть разработаны как программы внеурочной деятельности межпредметного или тематического характера "Час чтения" для учащихся каждой параллели, рассчитанные на 34 часа в год, так и система мероприятий для развития детского чтения. Возможные формы планирования "Часа чтения" в общеобразовательной организации (общее и по возрастным группам) приводятся в Приложении 1.
Таким образом, "Час чтения" призван стать одним из способов формирования читательской компетентности, развития навыков самообразования и самовоспитания учащихся. Успешность обучения в школе тесно связана с осознанием учащимися ценности чтения и активной читательской деятельностью. Накопление читательского опыта может и должно рассматриваться учащимся как личностно значимый результат, определяющий, в том числе и дальнейшую профессиональную востребованность человека, его признание в обществе.
________________________
*(1) Письмо Минобрнауки России N НТ-41/08 от 16.01.2013 г. "О перечне "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению"
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки Мурманской области от 26 августа 2016 г. N 17-02/7760-НК "О направлении методических рекомендаций о проведении "Часа чтения"
Нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти Мурманской области, вступают в силу со дня их официального опубликования
Текст письма официально опубликован не был