В целях подготовки к поэтапному введению в общеобразовательных организациях Мурманской области второго иностранного языка направляем методические рекомендации "О преподавании учебных предметов "Иностранный язык", "Второй иностранный язык" в общеобразовательных организациях Мурманской области в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", подготовленные ГАУДПО МО "Институт развития образования".
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", учебные предметы "Иностранный язык", "Второй иностранный язык" входят в обязательную предметную область учебного плана. В Примерной основной образовательной программе основного общего образования, размещенной в Реестре примерных основных образовательных программ (http://fgosreestr.ru/), дан вариант учебного плана, в который включен второй иностранный язык.
Обращаем внимание, что вопрос введения второго иностранного языка относится к компетенции общеобразовательной организации.
Просим провести анализ кадровых, материально-технических и иных условий введения второго иностранного языка в муниципальных общеобразовательных организациях. Информацию о планируемом введении второго иностранного языка с 1 сентября 2016 года просим направить в Министерство образования и науки Мурманской области в срок до 20 ноября 2015 года по прилагаемой форме в электронном виде по адресу: shuhat@gov-murman.ru.
Настоящие методические рекомендации просим направить в муниципальные общеобразовательные организации, разместить на сайтах муниципальных методических служб.
Министр |
Н.Н. Карпенко |
Информация
о планируемом введении второго иностранного языка с 1 сентября 2016 года
Наименование общеобразовательной организации |
Количество 5-х классов (всего, из них в которых вводится второй иностранный язык с 01.09.2016) |
Количество учащихся (всего, из них в классах в которых вводится второй иностранный язык с 01.09.2016) |
Кадровая обеспеченность преподавания второго иностранного языка (язык, число педагогических работников) |
Обеспеченность учебниками |
Необходимость повышения квалификации (число педагогических работников/планируемые сроки обучения) |
Предложения по обеспечению введения второго иностранного языка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методические рекомендации
О преподавании учебных предметов "Иностранный язык", "Второй иностранный язык" в общеобразовательных организациях Мурманской области в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
С 1 сентября 2015 года во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации в штатном режиме вводится федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1644. Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
В соответствии с п. 18.3.1. ФГОС основного общего образования (далее - ФГОС ООО) учебные предметы "Иностранный язык", "Второй иностранный язык" входят в обязательную предметную область учебного плана.
Основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции: способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает также развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме. Предметное содержание речи определяется на основе сфер общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой), ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения. В условиях введения и реализации ФГОС сохраняется концентрическая модель обучения иностранному языку, предполагающая цикличность изучения материала, возврат к ранее изученному материалу и его углубление за счет усложнения языкового материала, расширения спектра обсуждаемых проблем или проигрываемых ситуаций общения.
Особенностью ФГОС ООО является определение статуса второго иностранного языка - он впервые включен в перечень обязательных предметов в предметной области "Филология" наряду с предметом "Иностранный язык". В соответствии с разъяснениями, данными в методических рекомендациях по вопросам введения ФГОС ООО (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2015 года N 08-1228), стандарт позволяет общеобразовательным организациям в рамках реализации образовательной программы основного общего образования (предметной области "Филология") вводить изучение второго иностранного языка как обязательного. При составлении основной образовательной программы общеобразовательной организацией может быть использован вариант учебного плана, предусматривающий изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, при наличии соответствующего запроса родителей (законных представителей) учащихся и необходимых условий в школе. В таком случае как учебный предмет второй иностранный язык вводится с 5 класса.
Цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования определяет основная образовательная программа основного общего образования. В соответствии с п. 18.2.2. ФГОС ООО достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать программы отдельных учебных предметов. Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы. Рабочие программы учебных предметов являются компонентом основной общеобразовательной программы (п. 9 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), их разработка и утверждение относится к компетенции образовательной организации (п. 5 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"),
Программы учебных предметов "Иностранный язык", "Второй иностранный язык" должны определять содержание, объем, порядок изучения учебного материала с учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности общеобразовательной организации и контингента учащихся.
Программа должна содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета "Иностранный язык" ("Второй иностранный язык");
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета "Иностранный язык" ("Второй иностранный язык");
5) содержание учебного предмета "Иностранный язык" ("Второй иностранный язык");
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета "Иностранный язык" ("Второй иностранный язык").
Специфика рабочей программы каждой общеобразовательной организации (далее - ОО) определяется целями и задачами, планируемыми образовательными результатами основной образовательной программы основного общего образования данной общеобразовательной ор, познавательными интересами учащихся ОО, выбором УМК, объемом учебных часов на изучение предмета.
Структура и содержание рабочей программы учебных предметов "Иностранный язык", "Второй иностранный язык" основного общего образования
Содержание разделов программы учебного предмета "Иностранный язык" |
Источники |
|
1. Пояснительная записка | ||
Пояснительная записка рабочей программы должна в обязательном порядке отражать цели и задачи преподавания предмета. Пояснительная записка рабочей программы может также отражать сведения: - о перечне нормативных документов и материалов, на основе которых составлена, в том числе сведения об авторской программе с указанием ее библиографических данных; - об отличительных особенностях рабочей программы по сравнению с авторской относительно содержания, количества часов на изучение отдельных тем, количества лабораторных работ и др. (если таковые присутствуют) и причинах внесения изменений. В качестве условий для внесения изменений в авторскую программу могут выступать: а) необеспеченность практической части авторской программы лабораторным оборудованием, другими средствами; б) необеспеченность авторской программой в полной мере содержания образования по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО; - об организации учебной деятельности в ОО, технологиях, методах, формах, средствах обучения, которые будут использоваться при реализации программы, режиме занятий |
- "Пояснительная записка" основной образовательной программы основного общего образования ОО; - примерная программа по иностранным языкам (5-9 классы); - авторские программы по предмету |
|
2. Общая характеристика учебного предмета | ||
Общая характеристика учебного предмета: направленность на развитие учащихся, место и роль иностранного языка в формирование ценностных ориентиров, межпредметность, полифункциональность и многоуровневость как основные характеристики предмета, учет возрастных и психологических особенностей развития и т.д. |
- "Пояснительная записка" основной образовательной программы основного общего образования ОО; - примерная программа по иностранным языкам; - авторские программы к УМК |
|
3. Описание места учебного предмета в учебном плане | ||
Количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета (в неделю, за учебный год) |
Учебный план ОО |
|
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты | ||
1. Достижение учащимися личностных результатов; 2. Достижение учащимися метапредметных; результатов 3. Достижение учащимися предметных результатов; |
Предметные, личностные и метапредметные результаты в основной образовательной программе основного общего образования ОО; программа развития универсальных учебных действий; примерная программа по иностранным языкам (5-9 классы) |
|
5. Содержание учебного предмета | ||
Перечень изучаемого учебного материала, описания основных содержательных линий учебного предмета "Иностранный язык", "Второй иностранный язык": - предметное содержание речи; - коммуникативные умения в видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо); - языковые знания и навыки; - социокультурные знания и навыки; - учебно-познавательные и компенсаторные умения; - общеучебные умения и специальные/предметные умения |
- Основная образовательная программа основного общего образования ОО; - примерная программа по иностранным языкам (5-9 классы); - авторские программы к УМК |
|
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся | ||
1. Содержание учебного предмета. 2. Основные виды учебной деятельности учащихся (системно-деятельностный подход в организации учебной деятельности учащихся) |
- Примерная программа по иностранным языкам (5-9 классы); - авторские программы к УМК |
|
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности | ||
- Дидактическое и методическое обеспечение; - материально-техническое обеспечение; - информационно-коммуникационные средства
Дидактическое и методическое обеспечение |
- Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС; - примерная программа по иностранным языкам (5-9 классы) (материально-техническое обеспечение образовательной деятельности) |
|
Дидактическое обеспечение |
Методическое обеспечение |
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение | ||
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
|
|
|
|
Информационно-коммуникационные средства | ||
Видеофильмы |
Электронные образовательные ресурсы |
|
|
|
|
| ||
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса | ||
В данном разделе описываются планируемые результаты освоения программы на трех уровнях (личностном, предметном и метапредметном) и по двум блокам ("выпускник научится", "выпускник получит возможность научиться") |
- Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования ОО; - примерная программа по иностранным языкам (5-9 классы) (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса "Иностранный язык") |
В структуру рабочей программы учебного предмета локальным нормативным актом ОО могут быть включены дополнительные разделы: календарно-тематическое планирование; система контроля, диагностические оценочные материалы и т.д.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается каждым учителем самостоятельно на основе тематического планирования (возможно использование авторских программ) и примерных программ по иностранному языку.
Для измерения достижения учащимися планируемых (метапредметных и предметных) результатов в разделе "Оценочные материалы" рекомендуется использовать валидные контрольно-измерительные материалы. Данные контрольно-измерительные материалы используются для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Оценочные материалы должны соответствовать возрасту учащихся и учитывать цели и задачи по формированию речевых, языковых, социокультурных, компенсаторных и учебно-познавательных компетенций школьников.
При проектировании системы мониторинга и контроля достижения планируемых результатов, заданий учителю иностранного языка следует взять за основу пособие Иностранный язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы. / М.З. Биболетова, М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, Н.Н. Трубанева и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2012. - 123 с.
Учебно-методическое обеспечение преподавания иностранного языка в условиях введения ФГОС ООО
Дидактическое обеспечение рабочих программ по учебным предметам, соответствующее требованиям ФГОС ООО, определено федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Выбор учебников осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей основной образовательной программы и контингента учащихся. При этом следует отметить, что в условиях реализации концентрического подхода к обучению, на протяжении уровня обучения необходимо придерживаться одной выбранной линии УМК, в целях сохранения преемственности дидактических единиц, методологических и методических подходов. Выбор УМК по иностранному языку производится независимо от систем обучения в начальной школе.
УМК для изучения учебного предмета "Иностранный язык" (английский)
Базовый уровень
УМК |
Примечания |
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. ("Spotlight") [Просвещение] Методическая поддержка: http://www.prosv.ru/umk/spotlight/default.aspx |
Основные особенности УМК данного этапа обучения: - наличие аутентичных языковых материалов; - использование английского языка как средства изучения других дисциплин; - знакомство учеников с рациональными приемами изучения иностранного языка (Study Skills); - включение материала о странах изучаемого языка (Culture Corner) и России (Spotlight on Russia); - большой набор дополнительных интерактивных учебных пособий, входящих в состав УМК, позволяющих создать условия для личностного ориентированного обучения; - наличие текстов для дополнительного чтения (Extensive Reading); - включение материалов для подготовки к различным формам итоговой аттестации |
Вербицкая М.В., Эббс Б., Уорелл Э. и др. / Под ред. Вербицкой М.В. Английский язык. 5 кл. ("Forward") [Вентана-Граф] Методическая поддержка: http://vgf.ru/pedagogu/Metod.aspx |
УМК нового поколения "Forward" для 5-9 классов нацелен на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов освоения программы по иностранному языку на ступени основного общего образования; реализует учет планируемых результатов, системно-деятельностный подход к обучению, новые подходы к оцениванию, принцип дифференциации требований к подготовке учащихся. Содержит материалы для резервных уроков для реализации дифференцированного подхода к обучению и обеспечения возможности построения индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося. Содержание основано на сюжетной основе. Сюжет - создание персонажами учебника школьного журнала "Forward". |
Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Курасовская Ю.Б., Робустова В.В. Английский язык. ["Favourite"] [Академкнига] Методическая поддержка: http://www.akademkniga.m/catalog/16/1357/ |
Обеспечивает обучение в контексте коммуникативно-деятельностного, социокультурного и личностно ориентированного подходов к развитию школьников; включает естественные ситуации общения; создает мотивацию, интерес на уроках английского языка с помощью коммуникативных творческих заданий. УМК серии "Favourite", созданные на основе данной программы, призваны способствовать выполнению требований ФГОС к развитию фундаментального ядра содержания общего образования средствами английского языка, а также обеспечить преемственность результатов образования в начальной, основной и полной средней школе. Принципиально важным для данной программы представляется осуществление соразвития универсальных учебных действий и иноязычных коммуникативных умений школьников. |
Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Грейнджер К. Английский язык. 5 кл. [Русское слово] Рабочая программа и книга для учителя: http://www.russkoe-slovo.ru/new/metodics/53.html |
Данный УМК имеет следующие отличительные особенности: современный английский язык, задания, направленные на формирование и развитие коммуникативных умений в реальных ситуациях общения; - системный подход к формированию у школьников артикуляционных, слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков; - осуществление межпредметных связей как фактора оптимизации процесса обучения английскому языку; знакомство учащихся с социокультурными реалиями и бытом разных стран; - формирование и развитие у учащихся навыков и умений самостоятельного чтения текстов различных жанров; - формирование у учащихся умений оценки своих успехов в изучении языка; обучающие игры и проектные работы, стимулирующие интерес учащихся к изучению английского языка; - англо-русский словарь с транскрипцией; - подробные методические рекомендации на русском языке в книге для учителя |
Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П. и др. Английский язык. 5 кл. ("English") [Просвещение] Методическая поддержка: http://www.prosv.ru/umk/we/default.aspx |
УМК разработаны на основе методической концепции коммуникативного иноязычного образования, которая обеспечивает не только обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. |
Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Английский язык (в 2 частях) [Дрофа] Методическая поддержка: http://www.drofa.ru/26/ |
Обучение английскому языку в основной школе с помощью УМК серии "Rainbow English" можно условно разделить на два этапа. Первый включает в себя обучение в 5-7 классах, второй охватывает 8 и 9 классы. Каждый из этих этапов имеет свои особенности. Основной целью первого этапа является более целенаправленное развитие коммуникативной компетенции у учащихся. При этом больше внимания уделяется обучению устной речи в ее монологической и диалогической формах. Важной отличительной особенностью второго этапа является активная предпрофильная подготовка школьников, а также подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА). На обоих этапах обучения английскому языку преследуются развивающие, образовательные и воспитательные цели. Важнейшими из них являются формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие интереса к филологии, а также развитие языковой и контекстуальной догадки, чувства языка. |
УМК для изучения учебного предмета "Иностранный язык" (английский)
Углубленный уровень
УМК |
Примечания |
Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык. 5 кл. ("English") [Просвещение] Методическая поддержка: http://www.prosv.ru/umk/vereshchagina/default.aspx |
УМК предназначен для школ с углубленным изучением английского языка, рассчитан на обучение предмету не менее 5 ч. в неделю. В УМК нашли свое отражение как новые тенденции в преподавании языка, так и традиционная, классическая школа, в которой язык изучается глубоко и основательно, а все навыки и умения владения им получают свое постепенное развитие. Вместе с тем следует иметь в виду специфическую организацию учебного материала в УМК, частичное несоответствие предметного содержания речи требованиям примерных программ. |
Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. "Английский язык" (Starlight) [Просвещение] Методическая поддержка: http://www.prosv.ru/umk/starlight |
Совместный проект российского издательства "Просвещение" и британского издательства "Express Publishing", в котором нашли отражение современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку; УМК рассчитан на 4 часа английского языка в неделю. Основными отличительными характеристиками курса являются: - аутентичность языковых материалов; - адекватность методического аппарата традициям российской школы; - модульное построение учебника; соответствие структуры учебного материала модулей полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивация - постановка цели - деятельность по достижению цели - (само) контроль - (само) оценка - (само) коррекция - рефлексия способов деятельности; - современные, в том числе информационно-компьютерные технологии; - практико-ориентированный характер; - система работы по формированию метапредметных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической деятельности, ценностных ориентаций; - межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средство познания мира; - возможности дифференцированного подхода к организации образовательной деятельности, в том числе с учетом индивидуального стиля учебной деятельности школьников; - наличие системы заданий, последовательно готовящих к Государственной итоговой аттестации (ГИА) |
УМК для изучения учебного предмета "Второй иностранный язык"
УМК |
Примечания |
Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. и др. Немецкий язык. Второй иностранный язык. ("Горизонты") [Просвещение] Методическая поддержка http://www.prosv.ru/umk/horizonte/ |
"Горизонты" - это новая серия по немецкому языку как второму иностранному, совместный проект издательства "Просвещение" и немецкого издательства "Comelsen" (г. Берлин). "Горизонты" созданы интернациональным авторским коллективом с учетом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по иностранным языкам и документов Совета Европы по изучению иностранных языков (Общеевропейских компетенций владения иностранным языком). Основные характеристики УМК: построен по модульной системе, то есть имеет единую типовую структуру, что позволяет учителю легко ориентироваться в компонентах; учебник рассчитан на 2 часа в неделю, обучение начинается с 5 класса; - целостность комплекта позволяет учителю пользоваться только материалами комплекта, не обращаясь к дополнительным источникам; - материалы содержат дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки; - возможность использования при обучении по УМК технологии работы в форуме, работы над проектами; - материалы серии включают современный страноведческий компонент по немецкоязычным странам и России; - содержит задания игрового и творческого характера |
Береговская Э.М., Белосельская Т.В. Французский язык. Второй иностранный язык. В 2-х частях. ("Синяя птица") [Просвещение] Методическая поддержка www.prosv.ru/umk/5-9 |
Обновленные УМК адресованы учащимся, начинающим изучать французский с 5 класса в качестве второго иностранного языка. Особенности УМК: - современная концепция обучения французскому языку, предполагающая тесную взаимосвязь прагматического и культурологического аспектов содержания с решением задач образовательного и воспитательного характера; преемственность всех этапов обучения французскому языку, а также повторение и закрепление пройденного материала; - овладение учащимися всеми составляющими коммуникативной компетенции в соответствии с уровнем обучения; - реализация обучения на основе диалога культур России и Франции; особая форма подачи страноведческого материала, способствующего формированию социокультурной компетенции учащихся; - ориентация на общечеловеческие нравственные и культурные ценности, а также гуманистическое и эстетическое воспитание школьников; - наличие сюжетной канвы в подаче учебных материалов; - разворотный принцип построения учебного материала; - сбалансированный комплекс тренировочных и творческих заданий, развивающих умения учащихся во всех видах речевой деятельности при постоянном акценте на процесс речевого взаимодействия; использование в процессе обучения современных, в т. ч. информационно-компьютерных технологий, формирование у учащихся мультимедиакомпетенции. |
При выборе учебника по второму иностранному языку желательно обратить внимание также на такие критерии, как:
- насколько учебник позволяет активизировать лингвистический опыт школьника, имеющийся из первого иностранного языка;
- насколько данные учебные материалы стимулируют интерес к изучению нового языка и культуры;
- соответствуют ли они социальному опыту учащегося и его межкультурным умениям, полученным при овладении первым иностранным языком;
- имеется ли в данном учебнике достаточно разнообразных текстов, заданий и упражнений для проведения прямого биполярного и триполярного сравнения языков и культур;
- наличие заданий проблемного творческого характера;
- сочетание различных форм работы: индивидуальной/парной/фронтальной /дискуссий/проектов/игрового обучения;
- циклическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость;
- педагогическое, а не лингвистическое изложение грамматики (индуктивное).
Рекомендации по организации и содержанию внеурочной деятельности по иностранному языку
Внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы основного общего образования ОО. Внеурочная деятельность так же, как и деятельность учащихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов учащихся, выбора их родителей (законных представителей). Формы, способы и направления организации внеурочной деятельности определяются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы. Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности.
Внеурочная работа по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа призвана не только углублять знания иностранного языка, но также способствовать расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышения мотивации к изучению языка и культуры другой страны. Немаловажное значение имеет тот факт, что внеурочное образование способствует разумной организации досуга учащихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу. Учащиеся являются субъектами внеурочной работы. Их желания и интересы являются определяющими при выборе форм и содержания внеурочной работы.
Можно выделить основные подходы к моделированию внеурочной деятельности в обучении иностранному языку:
- тематические игровые вечера;
- кружки страноведения стран, изучаемых языков;
- видеоклубы (видеозанятия как способ постижения иноязычной культуры);
- театральные постановки на иностранном языке;
- марафон по иностранным языкам;
- литературные гостиные;
- диспуты, дискуссии;
- соревнования, олимпиады, викторины;
- предметные лаборатории (речевые, языковые);
- виртуальный туризм;
- выставки;
- общественные смотры знаний;
- образовательные экскурсии;
- сюжетно-ролевые игры;
- лингво-театральные проекты;
- конкурсы рисунков;
- конкурсы чтецов.
При проектировании внеурочной деятельности учителю иностранного языка следует обратить внимание на следующие пособия:
1. Моделируем внеурочную деятельность учащихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-сост.: Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др. - М: Просвещение, 2013. - 96 с.
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
Преподавание предметов "Иностранный язык", "Второй иностранный язык" в общеобразовательных организациях, реализующих ФГОС ООО, определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.
Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 13.07.2015).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 1644 от 29 декабря 2014 года "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. N 253 "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. N 729 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях".
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. N 2 "О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях".
8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15).
Методические рекомендации
1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / http://ipk74.ru/news.
2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / http://ipk74.ru/news.
3. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / http://ipk74.ru/news.
4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для учащихся 8-11 классов / http://ipk74.гu/news.
5. Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Министерства образования и науки РФ (Письмо от 07 августа 2015 года N 08-1228).
Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности по предметам "Иностранный язык", "Второй иностранный язык"
1. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://минобрнауки.рф
2. Официальный сайт Министерства образования и науки Мурманской области http://minobr.gov-murman.ru
3. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки http://obmadzor.gov.ru
4. Официальный сайт ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" http://www.fipi.ru
5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
7. Интернет-портал "Исследовательская деятельность школьников" http://www.researcher.ru
8. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
9. Сайт издательства "Макмиллан" http://www.macmillan.ru/
10. Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
11. Сайт общественной экспертиза нормативных документов в области образования http://edu.crowdexpert.ru
12. Государственный реестр примерных основных образовательных программ http://fgosreestr.ru
13. Официальный сайт ГАУДПО МО "ИРО" http://iro51.ru
14. Официальный сайт информационной поддержки ГИА в Мурманской области http://gia.edunord.ru
15. Федеральный перечень учебников http://фпу.рф/
Официальные сайты (порталы) издательств учебной и методической литературы
1. Издательство "Просвещение" http://www.prosv.ru/,
2. Издательство "Вентана-Граф" http://www.vgf.ru/,
3. Издательство "Дрофа" http://wvvw.drofa.ru/,
4. Издательство "Мнемозина" http://www.mnemozina.ru/,
5. Издательство "Академия" http://www.academia-moscow.ru/
6. Издательство "Владос" http://www.vlados.ru
7. Издательство "Вита-Пресс" http://www.vita-press.ru
8. Издательство "Русское Слово" http://www.russkoe-slovo.ru/
9. Издательство "Первое сентября. Английский язык" http://eng.1september.ru/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки Мурманской области от 26 октября 2015 г. N 17-02/7929-НК "О направлении методических рекомендаций"
Текст письма официально опубликован не был