Направляем прилагаемые методические рекомендации "Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных стандартов начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Мурманской области" (далее - методические рекомендации).
Просим направить методические рекомендации в муниципальные общеобразовательные организации, муниципальные методические службы.
Приложение: на 5 л.
Первый заместитель министра |
И.А. Ковшира |
Методические рекомендации
Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных стандартов начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Мурманской области
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 (в редакции от 31 декабря 2015 года N 1576), и ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 (в редакции от 31 декабря 2015 года N 1577), основные образовательные программы начального общего и основного общего образования реализуются образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях.
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. (1)
Организация внеурочной деятельности осуществляется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого учащегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом его занятости во второй половине дня. Учащимся должна быть предоставлена возможность посещать занятия в организациях дополнительного образования системы образования, культуры и спорта, других организациях по выбору учащихся, родителей (законных представителей). Требование общеобразовательной организацией обязательного посещения учащимися максимального количества занятий внеурочной деятельности недопустимо.
Общеобразовательная организация обеспечивает обязательное информирование всех участников образовательных отношений об образовательной программе общеобразовательной организации, в том числе учебном плане и плане внеурочной деятельности. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования определяет общеобразовательная организация самостоятельно. Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным учебным графиком образовательной организации. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки учащихся.
Общеобразовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, рабочие программы курсов внеурочной деятельности.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности включают (2):
- результаты освоения курсов внеурочной деятельности;
- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
- тематическое планирование.
Обязательной частью рабочей программы внеурочной деятельности является описание планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности и форм их учета. Реализация внеурочной деятельности осуществляется без балльного оценивания результатов освоения курса.
При разработке и утверждении режима внеурочной деятельности общеобразовательной организации необходимо учитывать санитарно-эпидемиологических требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательной деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательная организация определяет самостоятельно. Содержание занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности, должно осуществляться в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы, отличные от урочных.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для учащихся (до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования, до 1750 часов за пять лет обучения, в год - не более 350 часов на уровне основного общего образования). План внеурочной деятельности в первую очередь должен быть направлен на достижение учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
План внеурочной деятельности может включать в себя: план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе объединений по интересам, клубов, детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.; план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, школьные научные общества, школьные олимпиады но учебным предметам); план работы по организации педагогической поддержки учащихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов); план воспитательных мероприятий и другое.
В зависимости от возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность, особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться по различным схемам, в том числе:
непосредственно в образовательной организации;
совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования детей, спортивными объектами, учреждениями культуры;
в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в общеобразовательной организации заключается в создании условий для полноценного пребывания учащегося в образовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебной, воспитательной и развивающей деятельности в рамках основной образовательной программы общеобразовательной организации.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в общеобразовательной организации предполагается, что в этой работе принимают участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, тьюторы и др.).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность (3).
На уровне основного общего образования во внеурочной деятельности с учетом положений Программы воспитания и социализации учащихся проходят занятия в рамках предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Урочные занятия по "Основам духовно-нравственной культуры народов России" также возможны за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. Кроме того, занятия по данной предметной области могут проводиться с учетом планов внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации учащихся. Вопросы духовно-нравственной культуры народов России могут рассматриваться при изучении учебных предметов других предметных областей (4).
При организации внеурочной деятельности могут использоваться как программы линейных курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя), так и программы нелинейных (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя). Программы линейных курсов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, школьные спортивные клубы и секции, предметные кружки, факультативы и т.д. Программы нелинейных (тематических) курсов могут быть реализованы при использовании таких форм внеурочной деятельности как сетевые сообщества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Программы нелинейных (тематических) курсов разрабатываются из расчета общего количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности. Образовательная нагрузка программ нелинейных (тематических) курсов может распределяться в рамках недели, четверти (полугодия), года, переноситься на каникулярное время.
Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года (5).
Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Для этого в общеобразовательной организации оформляются журналы учета занятий внеурочной деятельности. Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем руководителя образовательной организации.
Законом Мурманской области от 19.12.2005 N 706-01-ЗМО "О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности в Мурманской области" предусмотрено финансирование затрат на внеурочную деятельность при реализации ФГОС общего образования из расчета 5 часов на одного обучающегося. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре". При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника.
(1) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования"
(2) Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373", от 31 декабря 2015 года N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897".
(3) Примерная основная программа начального общего образования, http://fgosreestr.ru/registry/primemaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-program ma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/
(4) Примерная основная программа основного общего образования, http://fgosreestr.ru/registry/primemaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programm a-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-З/
(5) Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки Мурманской области от 8 сентября 2016 г. N 17-02/8128-ИК "О направлении Методических рекомендаций "Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных стандартов начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Мурманской области"
Настоящее письмо вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст письма официально опубликован не был