Направляем прилагаемые методические рекомендации "Об организации образовательной деятельности на уровне основного общего образования в 2016/2017 учебном году в общеобразовательных организациях Мурманской области" (далее - методические рекомендации).
Просим направить методические рекомендации в муниципальные общеобразовательные организации, муниципальные методические службы.
Предлагаем настоящие методические рекомендации рассмотреть на совещаниях с руководителями, заместителями руководителей общеобразовательных организаций.
Рекомендуем обеспечить неукоснительное соблюдение руководителями общеобразовательных организаций требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре образовательных программ основного общего образования (далее - ОП), рабочих программ учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, проектированию обязательной части учебного плана (образовательные области, предметы), системе оценки достижения планируемых результатов освоения ОП, а также наличию оценочных и методических материалов.
Министр |
Н.Н. Карпенко |
Об организации
образовательной деятельности на уровне основного общего образования в 2016/2017 учебном году в общеобразовательных организациях Мурманской области
Организация образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Мурманской области осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере общего образования федерального и регионального уровней:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 (в редакции приказа от 29.12.2014 N 1644);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (в редакции приказа от 28.05.2014 N 598);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников";
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 N 03255 "О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования";
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 N 03296 "Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
- письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 N 08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России";
- письмо Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2015 года N 08-1228 "О направлении рекомендаций".
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897" внесены изменения в части выделения в самостоятельные предметные области учебных предметов "Русский язык" и "Литература" и "Иностранный язык". Также внесены изменения в части детализации требований к предметным результатам освоения программы учебных предметов "Математика" и "Русский язык" на уровне основного общего образования.
Необходимо внести соответствующие изменения в основную образовательную программу основного общего образования общеобразовательной организации.
С целью сокращения нагрузки на педагогических работников оптимизированы требования к структуре рабочей программы учебных предметов.*(1) Рабочие программы учебных предметов должны быть приведены в соответствие с утвержденными изменениями к началу 2016/2017 учебного года.
Учебный план общеобразовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования (далее - учебный план), определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план:
- фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
Для основного общего образования представлены варианты учебного плана:
- для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется при пятидневной и шестидневной учебной неделе;
- для общеобразовательных организаций, в которых ведется изучение второго иностранного языка.
В таблице 1 представлен примерный учебный план 5 класса общеобразовательных организаций.
Таблица 1
Примерный учебный план 5 класса
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
||
6-дневная учебная неделя |
5-дневная учебная неделя |
6-дневная учебная неделя, второй иностранный язык |
||
Инвариантная часть | ||||
Филология |
Русский язык |
5 |
5 |
5 |
Литература |
3 |
3 |
3 |
|
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
|
Второй иностранный язык |
- |
- |
2 |
|
Математика и информатика |
Математика |
5 |
5 |
5 |
Общественно-научные предметы |
История |
2 |
2 |
2 |
Обществознание |
1 |
1 |
1 |
|
География |
1 |
1 |
1 |
|
Естественнонаучные предметы |
Биология |
1 |
1 |
1 |
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
ИЗО |
1 |
1 |
1 |
|
Технология |
Технология |
2 |
2 |
2 |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
3 |
2 |
3 |
|
Итого: |
28 |
26 |
30 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
4 |
2 |
2 |
|
Максимально допустимая недельная учебная нагрузка |
32 |
28 |
32 |
В общеобразовательных организациях, реализующих образовательную программу основного общего образования, рекомендуется отводить 3 часа в неделю на изучение первого иностранного языка. Не рекомендуется включать изучение второго иностранного языка в учебный план школы в режиме пятидневной учебной неделе. При шестидневной учебной неделе на изучение второго иностранного языка отводится 2 часа в неделю. При изучении второго иностранного языка рекомендуется использовать опыт изучения учащимися первого иностранного языка на уровне начального общего образования, следовать сравнительно-контрастивному подходу и использовать потенциал предметов "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык" (английский, немецкий, французский, испанский)*(2) для формирования универсальных учебных действий. Такой подход позволит обеспечить положительный перенос умений и навыков, сформированных в результате изучения первого иностранного языка, на второй иностранный язык.
Введение учебного предмета "Второй иностранный язык" возможно только с 5 класса.
Введение учебного предмета "Обществознание" возможно или с 5, или с 6 класса. При выборе варианта введения данного учебного предмета необходимо руководствоваться наличием учебно-методического комплекса, соответствующего законченной линии учебников.
В таблице 2 представлен примерный учебный план 6 класса общеобразовательных организаций.
Таблица 2
Примерный учебный план 6 класса
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
||
6-дневная учебная неделя |
5-дневная учебная неделя |
6-дневная учебная неделя, второй иностранный язык |
||
Инвариантная часть | ||||
Филология |
Русский язык |
6 |
6 |
6 |
Литература |
3 |
3 |
3 |
|
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
|
Второй иностранный язык |
- |
- |
2 |
|
Математика и информатика |
Математика |
5 |
5 |
5 |
Общественно-научные предметы |
История |
2 |
2 |
2 |
Обществознание |
1 |
1 |
1 |
|
География |
1 |
1 |
1 |
|
Естественнонаучные предметы |
Биология |
1 |
1 |
1 |
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
ИЗО |
1 |
1 |
1 |
|
Технология |
Технология |
2 |
2 |
2 |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
3 |
2 |
3 |
|
Итого: |
29 |
28 |
31 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
4 |
1 |
2 |
|
Максимально допустимая недельная учебная нагрузка |
33 |
29 |
33 |
В таблице 3 представлен примерный учебный план 7 класса общеобразовательных организаций.
Таблица 3
Варианты Примерного регионального учебного плана 7 класса
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
||
6-дневная учебная неделя |
5-дневная учебная неделя |
6-дневная учебная неделя, второй иностранный язык |
||
Обязательная часть |
|
|
|
|
Филология |
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
Литература |
2 |
2 |
2 |
|
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
|
Второй иностранный язык |
|
|
2 |
|
Математика и информатика |
Алгебра |
3 |
3 |
3 |
Геометрия |
2 |
2 |
2 |
|
Информатика |
1 |
1 |
1 |
|
Общественно-научные предметы |
История |
2 |
2 |
2 |
Обществознание |
1 |
1 |
1 |
|
География |
2 |
2 |
2 |
|
Естественнонаучные предметы |
Физика |
2 |
2 |
2 |
|
Биология |
1 |
1 |
1 |
Искусство |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
ИЗО |
1 |
1 |
1 |
|
Технология |
Технология |
2 |
2 |
2 |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |
Физическая культура |
3 |
2 |
3 |
|
Итого: |
30 |
30 |
32 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
5 |
1 |
3 |
|
Максимально допустимая недельная учебная нагрузка |
35 |
31 |
35 |
В целях повышения качества основного общего образования необходимо учитывать специфику учебных предметов, требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) к метапредметным результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Предметная область "Математика и информатика" представлена в 7 классе тремя предметами - алгебра, геометрия и информатика. Рекомендуемое количество учебных часов в 7 классе на изучение предметов "Алгебра" - 3 часа и "Геометрия" - 2 часа. В целях расширения математического кругозора, развития математического аппарата, математических компетенций учащихся с повышенными образовательными потребностями, возможно увеличение до 4 часов в неделю учебной нагрузки по алгебре за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Дополнительный час по математике можно использовать для расширения образовательной программы или отработки практических умений и навыков учащихся. При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет как список дополнительных дидактических единиц, подлежащих изучению, так и основных видов деятельности учащегося на уровне учебных действий в процессе освоения соответствующего содержания.
С 7 класса возможно изучение курса математики на углубленном уровне в объеме не менее 7 часов. В этом случае рекомендуемое распределение учебной нагрузки может быть следующим: 1 вариант - на изучение учебного предмета "Алгебра" выделяется 5 часов, на изучение учебного предмета "Геометрия" - 2 часа; 2 вариант - 5 часов и 3 часа соответственно на алгебру и геометрию.
Учебный предмет "Алгебра" включает некоторые вопросы арифметики, развивающие числовую линию 5-6 классов, собственно алгебраический материал, элементарные функции, а также элементы вероятностно-статистической линии. Начало изучения соответствующего материала по вероятностно-статистической линии может быть отнесено и к 5-6, и к 7-9 классам.
В примерной программе по математике дано основное содержание учебных предметов "Алгебра" и "Геометрия" на уровне основного общего образования как на базовом уровне, так и на углубленном.
При формировании вариативной части учебного плана в предметной области "Математика и информатика" необходимо учитывать, что выбор тематики факультативных курсов, спецкурсов и практикумов должен соответствовать уровню и направленности реализуемых образовательных программ и реализовывать следующие цели: привитие и поддержание интереса к предмету (базовый уровень); реализация практико-ориентированной составляющей курса (базовый, углубленный уровни); пропедевтика стереометрической составляющей курса геометрии (базовый, углубленный уровни), в том числе, включая дополнительные дидактические содержательные единицы по курсу элементарная математика (базовый уровень) и модули (углубленный уровень); интеллектуальное развитие учащихся (базовый, углубленный уровни).
Возможно проведение факультативных занятий и спецкурсов по следующим образовательным программам: базовый уровень - "За страницами учебника математика", "Решение нестандартных задач", "Математическая логика", "Основы черчения"; углубленный уровень - "Делимость чисел", "Функционально-графические и аналитические методы решения задач с параметрами", "Геометрия на плоскости" и др.
Для отработки практических умений и навыков учащихся, реализующих основную образовательную программу по математике на уровне основного общего образования на базовом уровне, рекомендуется проведение практикума "Типология и методология решения задач школьного курса математики".
Учебный предмет "Информатика" является составной частью предметной области "Математика и информатика" и изучается в 7 классе в объеме 1 час в неделю.
Предметная область "Филология" в учебном плане общеобразовательной организации может быть представлена тремя учебными предметами ("Русский язык", "Литература" и "Иностранный язык") или четырьмя учебными предметами ("Русский язык", "Литература", "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык").
На освоение предмета "Иностранный язык" предусмотрено 3 часа в неделю. В общеобразовательных организациях, начавших изучение второго иностранного языка в 5 классе, в 7 классе его изучение продолжается в объеме 2 часа в неделю. В 7 классе включать в учебный план и впервые вводить изучение предмета "Второй иностранный язык" не рекомендуется.
На освоение учебного предмета "Литература" в 7 классе рекомендуется выделять 2 часа в неделю, на "Русский язык" - 4 часа. В 7 классе завершается изучение систематического курса морфологии и орфографии, закладываются основы практической орфографической грамотности и соблюдения языковых (словообразовательных и морфологических) норм. Освоение обучающимися литературно-языковых норм обеспечивает основу индивидуальной культуры речи, предупреждает ошибки, связанные с отсутствием систематизированных знаний о нормах формообразования различных частей речи. Учитывая значимость курса 7 класса в формировании практической грамотности учащихся, целесообразно выделить из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополнительно 1 час на изучение русского языка.
Предметная область "Общественно-научные предметы" в 7 классе представлена тремя учебными предметами "История", "Обществознание", "География". Во всех трех вариантах учебного плана на изучение учебного предмета "География" в 7 классе отводится 2 часа в неделю. Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компонентов содержания. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран, расположенных в пределах изучаемого материка, и умений устанавливать взаимосвязи в системе "природа - человек - хозяйственная деятельность", используя различные источники географических знаний.
Преподавание учебного предмета "История" в 7 классе рекомендуется в объеме 2 часа в неделю. В соответствии с концепцией нового УМК при получении основного общего образования изучение предмета "История" начинается с курса всеобщей истории. Изучение предмета истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
При этом курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета "История". Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю Мурманской области (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре - как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик. Наиболее эффективной такая синхронизация представляется в 9 классе, а в 7-м (так же, как в 5,6,8) предполагается, что данные курсы будут изучаться целыми блоками по полугодиям (учитывая, что из 70 часов - 30 часов будет отведено на всеобщую историю, и 40 часов - на изучение истории России). В журнале предмет записывается как "История".
На освоение учебного предмета "Обществознание" в 7 классе рекомендуется отводить 1 час в неделю.
Формирование естественнонаучного мировоззрения обучающихся продолжается в 7 классе в рамках предметной области "Естественнонаучные предметы", которая включает учебные предметы "Биология" и "Физика".
Рекомендуемое количество учебных часов на усвоение учебного предмета "Физика" в 7 классе - 2 часа в неделю. В целях формирования научного мировоззрения, развития естественнонаучной грамотности для учащихся с повышенными образовательными потребностями возможно увеличение учебной нагрузки по физике до 3 часов в неделю за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. При этом необходимо учитывать потребность таких учащихся в соответствующей математической подготовке. Освоение учебного предмета "Физика" должно обеспечивать ознакомление учащихся с физическими и астрономическими явлениями, формирование научной картины мира.
Изучение учебного предмета "Биология" в 7 классе обеспечивает формирование биологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях, многообразии и эволюции живой природы, формирование интеллектуальных, коммуникационных, информационных, гражданских компетенций обучающихся. Особое внимание необходимо сосредоточить на овладение учащимися научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Региональная составляющая содержания биологического образования в 7 классе обеспечивает воспитание любви к родному краю, развитие ценностного, ответственного отношения к объектам живой природы, формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Предметная область "Искусство" представлена в 7 классе двумя учебными предметами "Музыка" и "Изобразительное искусство".
Учебные предметы "Музыка" и "Изобразительное искусство" в рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности способствует формированию у учащихся потребности в общении с искусством в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли искусства в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.
Изучение предметов "Музыка" и "Изобразительное искусство" в части формирования у учащихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: "Литература", "Русский язык", "Изобразительное искусство", "История", "География", "Математика" и др.
Связующим звеном предмета "Изобразительное искусство" с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Учебные предметы "Музыка" и "Изобразительное искусство" нельзя заменять учебным предметом "Мировая художественная культура".
Предметная область "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" в 7 классе представлена одним учебным предметом "Физическая культура".
При 5-дневной учебной неделе количество часов на физическую культуру составляет 2 часа, третий час может быть реализован образовательной организацией за счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений, и/или за счет посещения обучающимися спортивных секций. При 6-дневной учебной неделе количество часов на физическую культуру составляет 3 часа.
При формировании учебных планов необходимо учесть, что в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки, а также включать при наличии возможности для увеличения двигательной активности учащихся в учебные планы предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
Предметная область "Технология" в 7 классе представлена учебным предметом Технология.
Рекомендуемое количество учебных часов в 7 классе - 2 часа в неделю. В целях обеспечения процесса развития творческой деятельности, учащихся в процессе решения прикладных учебных задач, овладения средствами и формами графического отображения объектов или процессов, методами моделирования, конструирования рекомендуется сохранение двух направлений реализации "Технологии" как учебного предмета: "Технология. Технология ведения дома (обслуживающий труд)", "Технология. Индустриальные технологии (технический труд)". При проведении занятий по предмету "Технология" возможно деление класса на две группы.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) и "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР) предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы.
Предметная область ОДНКНР в 5 - 6 классах может быть реализована через:
1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей;
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
Преподавание предметной области ОДНКНР должно быть отражено в образовательной программе конкретной образовательной организации и включено в учебный план.
Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.
Утратили силу:
- приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 N 1089";
- приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. N 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312" в части реализации предметной области "Основы религиозных культур и светской этики";
- приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 г. N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089";
- приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. N 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 1312" в части реализации предметной области "Основы религиозных культур и светской этики":
- приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 30.06.2006 N 811 "Об утверждении Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования";
- приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 22.10.2008 N 1614 "О внесении изменений в Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Мурманской области, утвержденный приказом комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 N 811";
- приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 20.10.2010 N 1772 "О внесении изменений в Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования";
- приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 30.08.2011 N 1614 "О внесении изменений в Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования".
__________________
*(1) Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 N 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов"
*(2) Письмо Министерства образования и науки РФ от 13.03.2007 N 03-513 "Об изучении редких иностранных языков"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки Мурманской области от 1 июля 2016 г. N 17-02/6289-НК "О направлении методических рекомендаций"
Настоящее письмо вступают в силу со дня его официального опубликования
Текст письма официально опубликован не был