Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 24 октября 2013 г. N 1087
"Об утверждении муниципальной программы "Развитие конкурентоспособной экономики ЗАТО г. Североморск" на 2014 - 2016 годы"
В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Уставом муниципального образования ЗАТО г. Североморск, в целях создания условий для экономического развития, администрация ЗАТО г. Североморск постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие конкурентоспособной экономики ЗАТО г. Североморск" на 2014 - 2016 годы.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Североморские вести" и на официальном сайте администрации ЗАТО г. Североморск.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Главы администрации ЗАТО г. Североморск А.И. Варзугина.
Глава администрации |
И.Л. Норина |
Верно: |
О.А. Шамрай |
Муниципальная программа
"Развитие конкурентоспособной экономики" на 2014 - 2016 годы ЗАТО г. Североморск
(утв. постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 24 октября 2013 г. N 1087)
Паспорт муниципальной программы
Заказчик-координатор программы |
Администрация ЗАТО г. Североморск (Управление экономического развития и стратегического планирования). |
Заказчики муниципальной программы |
- Администрация ЗАТО г. Североморск; - Управление экономического развития и стратегического планирования. |
Цели программы |
Тактическая цель: Создание потенциала для дальнейшего развития конкурентоспособной экономики ЗАТО г. Североморск Цели Подпрограмм: 1. Создание благоприятных условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства, повышения экономической и социальной эффективности его деятельности; 2. Повышение уровня социально-экономической эффективности предприятий потребительского рынка товаров и услуг. |
Задачи программы |
1. Оказание информационно-консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства по различным аспектам ведения предпринимательской деятельности; 2. Повышение квалификационного уровня субъектов малого и среднего предпринимательства; 3. Повышение общественного статуса и популяризация товаров, работ и услуг местных предпринимателей, поддержка новых направлений предпринимательской деятельности, обеспечивающих положительное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования; 4. Содействие развитию деловой активности в молодежной среде и самозанятости населения; 5. Финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; 6. Привлечение предпринимателей к формированию муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, создание условий для конструктивного взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательских структур; 7. Повышение ценовой доступности товаров и услуг; 8. Развитие отраслей инфраструктуры, повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг; 9. Совершенствование правового регулирования в сфере потребительского рынка. |
Важнейшие целевые показатели (индикаторы) реализации программы |
1. Количество действующих на территории муниципального образования субъектов малого и среднего предпринимательства; 2. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым была оказана поддержка в рамках Подпрограммы; 3. Увеличение к 2016 доли предприятий розничной торговли, общественного питания, платных услуг, участвующих в социальных программах в общем объеме стационарных объектов до 12,3%; 4. Ежегодный рост объемов оборота розничной торговли, общественного питания, платных услуг на 0,1 -0,6%. |
Перечень подпрограмм |
1. Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инвестиционной деятельности ЗАТО г. Североморск" (приложение N 1 к Программе); 2. Подпрограмма "Развитие потребительского рынка ЗАТО г. Североморск" (приложение N 2 к Программе). |
Сроки и этапы реализации программы |
2014 - 2016 годы. |
Финансовое обеспечение программы |
Всего по муниципальной программе: 8283,0 тыс. руб., в т.ч.: МБ: 1429,0 тыс. руб., из них: 2014 год - 493,0 тыс. руб. 2015 год - 443,0 тыс. руб. 2016 год - 493,0 тыс. руб. ОБ (ожидаемое финансирование): 6 854,0 тыс. руб., из них: 2014 год - 2318,0 тыс. руб. 2015 год - 2218,0 тыс. руб. 2016 год - 2318,0 тыс. руб. 1. Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инвестиционной деятельности ЗАТО г. Североморск" Всего по подпрограмме: 7 983,0 тыс. руб., в т.ч.: МБ: 1129,0 тыс. руб., из них: 2014 год - 393,0 тыс. руб. 2015 год - 343,0 тыс. руб. 2016 год - 393,0 тыс. руб. ОБ (ожидаемое финансирование): 6 854,0 тыс. руб., из них: 2014 год - 2318,0 тыс. руб. 2015 год - 2218,0 тыс. руб. 2016 год - 2318,0 тыс. руб. 2. Подпрограмма "Развитие потребительского рынка ЗАТО г. Североморск" МБ: 300,0 тыс. руб., в том числе: 2014 г. - 100,0 тыс. руб. 2015 г. - 100,0 тыс. руб. 2016 г. - 100,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Появление новых субъектов МСП и повышение профессионального уровня существующих субъектов предпринимательской среды; 2. Создание благоприятного инвестиционного климата; 3. Увеличение объема продукции, производимой субъектами малого предпринимательства, обеспечение ежегодного роста оборота в сферах розничной торговли, общественного питания, платных услуг; 4. Улучшение самозанятости населения; 5. Укрепление партнерских взаимоотношений между предпринимателями, органами местного самоуправления и организациями, составляющими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства; 6. Увеличение количества предприятий потребительского рынка, участвующих в программах для социально-незащищенных слоев населения; 7. Увеличение количества удовлетворяющих современным требованиям предприятий торговли, общественного питания и услуг; 8. Повышение качества производимых и реализуемых товаров и услуг общественного питания и розничной торговли. |
Раздел 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития ЗАТО г. Североморск
Экономика ЗАТО г. Североморск носит достаточно закрытый характер. Спецификой муниципального образования ЗАТО г. Североморск и его расположением объясняется то, что промышленный комплекс представлен в основном жилищно-коммунальными предприятиями, производящим продукцию для населения и предприятий Министерства обороны РФ и осуществляющим производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Бюджет муниципального образования в значительной степени формируется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, позволяющих компенсировать ограничения на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности, связанные с особым режимом безопасного функционирования ЗАТО. Это отражается на развитии малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка, где спрос формируется только жителями ЗАТО, а также и на инвестиционной активности. Существуют также ограничения по доступу к земельным ресурсам.
К факторам, сдерживающими развитие экономики муниципального образования, помимо статуса ЗАТО, также относятся высокая себестоимость произведенных (либо доставленных) в ЗАТО г. Североморск товаров, работ и услуг; дефицит производственных мощностей хозяйствующих субъектов; слабое развитие транспортной и инфраструктуры; недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов (несоответствие спроса и предложения на рынке труда).
На сегодняшний день в муниципальном образовании на 4% сократилось количество действующих предприятий частной формы собственности и численность индивидуальных предпринимателей. По состоянию на 01 июля 2013 года на территории ЗАТО г. Североморск осуществляют деятельность около 400 юридических лиц, являющиеся коммерческими организациями и более 1440 индивидуальных предпринимателей.
Структура субъектов предпринимательской деятельности по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной, но в тоже время, цены на товары и услуги в муниципальном образовании являются достаточно высокими. Предприятия розничной торговли имеют наибольший удельный вес, который составляет более 60%.
Высокие затраты на транспорт, отопление, электроэнергию и рабочую силу понижают рентабельность промышленных предприятий. При этом в ЗАТО г. Североморск имеется значительный потенциал для развития реального сектора экономики, в том числе малых и средних предприятий: свободная рабочая сила, отходы производства (как ресурс), инновационные разработки и прочее.
Большой потенциал для развития имеет сфера потребительского рынка - это увеличение платежеспособного спроса населения, растущий объем инвестиций предприятий частной формы собственности, внедрение ценовой политики, ориентированной на различные слои населения.
Роль предприятий малого и среднего предпринимательства ЗАТО г. Североморск не ограничивается только лишь обеспечением населения товарами и услугами - это и пополнение доходной части бюджета, создание рабочих мест, повышение конкуренции, уменьшение безработицы, снижение уровня розничных цен.
Программа исходит из того, что ЗАТО г. Североморск имеет значительный потенциал для развития экономики и усиления ее конкурентных преимуществ. В то же время поддержание высоких темпов экономического роста и обеспечение качества экономического развития на территории муниципального образования связано с необходимостью создания устойчивых механизмов, консолидирующих усилия всех уровней власти, бизнеса и населения.
Создание условий для развития конкурентоспособной экономики муниципального образования ЗАТО г. Североморск ориентированы на эффективное использование органами местного самоуправления своих полномочий для содействия в развитии предпринимательской деятельности, реализации инвестиционных проектов, продвижении товаров местных производителей, развитии потребительского рынка товаров и услуг.
Раздел 2. Описание основных целей и задач муниципальной программы, прогноз развития соответствующей сферы реализации муниципальной программы
N п/п |
Цель, задачи и показатели (индикаторы) |
Ед. изм. |
Значение показателя (индикатора) |
||||
Отчетный год |
Текущий год |
Г оды реализации программы |
|||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Цель: Создание потенциала для дальнейшего развития конкурентоспособной экономики ЗАТО г. Североморск |
||||||
1.1 |
Количество действующих на территории ЗАТО г. Североморск субъектов МСП |
Единиц |
1970 |
1873 |
1938 |
1984 |
2040 |
1.2 |
Темп роста оборота розничной торговли, общественного питания, платных услуг |
% |
4,2 |
2,9 |
3,0 |
3,2 |
3,6 |
2 |
Задача 1: Создание благоприятных условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства, повышения экономической и социальной эффективности его деятельности |
||||||
2.1 |
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инвестиционной деятельности ЗАТО г. Североморск" |
|
|
|
|
|
|
2.1.1 |
Количество действующих на территории ЗАТО г. Североморск субъектов МСП |
ед. |
1970 |
1873 |
1938 |
1984 |
2040 |
2.1.2 |
Количество субъектов МСП, которым была оказана поддержка в рамках Подпрограммы |
ед. |
200 |
220 |
240 |
260 |
270 |
2.1.3 |
Количество субъектов МСП, получивших информационно-консультационную поддержку по различным аспектам предпринимательской деятельности |
чел. |
283 |
290 |
300 |
310 |
320 |
2.1.4 |
Численность прошедших обучение на семинарах, тренингах (подготовки и переподготовки кадров) |
чел. |
50 |
55 |
65 |
77 |
99 |
2.1.5 |
Количество субъектов МСП, участников мероприятий, направленных на популяризацию предпринимательской деятельности, повышение статуса предпринимателя |
ед. |
120 |
140 |
158 |
173 |
218 |
2.1.6 |
Количество участников мероприятий, проводимых для молодежи и незанятого населения с целью вовлечения в сферу предпринимательства |
чел. |
30 |
40 |
45 |
72 |
80 |
2.1.7 |
Количество субъектов МСП - получателей финансовой и имущественной поддержки |
чел. |
79 |
83 |
86 |
89 |
91 |
2.1.8 |
Организация и проведение рабочих встреч, заседаний Круглых столов по вопросам малого и среднего предпринимательства |
Человек |
63 |
65 |
70 |
74 |
79 |
2.1.9 |
Организация работы Совета по вопросам малого и среднего предпринимательства при администрации ЗАТО г. Североморск |
Единиц |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
|
Задача 2: Повышение уровня социально-экономической эффективности предприятий потребительского рынка товаров и услуг |
||||||
2.2 |
Подпрограмма "Развитие потребительского рынка ЗАТО г. Североморск" |
|
|
|
|
|
|
2.2.1 |
Доля предприятий розничной торговли, общественного питания, платных услуг, участвующих в социальных программах в общем объеме стационарных объектов |
% |
3 |
6 |
8,5 |
9,7 |
12,3 |
2.2.2 |
Темп роста оборота розничной торговли, общественного питания, платных услуг |
% |
4,2 |
2,9 |
3,0 |
3,2 |
3,6 |
2.2.3 |
Количество предприятий-участников социальных программ, направленных на повышение ценовой доступности товаров и услуг |
ед. |
17 |
36 |
40 |
48 |
56 |
2.2.4 |
Численность участников мероприятий, направленных на повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг |
чел. |
- |
15 |
92 |
120 |
160 |
2.2.5 |
Количество контрольных мероприятий в сфере потребительского рынка |
ед. |
- |
- |
4 |
6 |
12 |
Раздел 3. Перечень и краткое описание подпрограмм
В данной муниципальной программе действует две Подпрограммы:
1. Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инвестиционной деятельности";
2. Подпрограмма "Развитие потребительского рынка ЗАТО г. Североморск".
Подпрограмма 1 "Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инвестиционной деятельности" нацелена на создание благоприятных условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства, повышения экономической и социальной эффективности его деятельности.
Подпрограмма направлена на поддержку и развитие начинающих предпринимателей и вовлечение в предпринимательскую деятельность незанятого населения, организацию и проведение тренинг-курсов, семинаров, рабочих встреч, круглых столов со специалистами различных структур, разработку и издание справочной и методической литературы, организацию и проведение встреч предпринимателей - победителей и лауреатов муниципального конкурса "Предприниматель года", организацию методической помощи в разработке бизнес-проектов.
Задачи Подпрограммы:
1. Оказание информационно-консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства по различным аспектам ведения предпринимательской деятельности;
2. Повышение квалификационного уровня субъектов малого и среднего предпринимательства, организация подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
3. Повышение общественного статуса и популяризация товаров, работ и услуг местных предпринимателей, поддержка новых направлений предпринимательской деятельности, обеспечивающих положительное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования;
4. Содействие развитию деловой активности в молодежной среде и самозанятости населения;
5. Финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
6. Привлечение предпринимателей к формированию муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, создание условий для конструктивного взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательских структур.
Реализация подпрограммных мероприятий позволит:
1. Содействовать появлению новых субъектов МСП;
2. Создать благоприятный инвестиционный климат;
3. Увеличить объем продукции, производимой субъектами малого предпринимательства;
4. Улучшить самозанятость населения;
5. Повысить профессиональный уровень субъектов в предпринимательской среде;
6. Укрепить партнерские взаимоотношения между предпринимателями, органами местного самоуправления и организациями, составляющими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
Подпрограмма 2 "Развитие потребительского рынка ЗАТО г. Североморск"
Цель данной Подпрограммы - повышение уровня социально-экономической эффективности предприятий потребительского рынка товаров и услуг.
Достижение цели Подпрограммы направлено на повышение объема предоставляемых товаров и услуг, переподготовку кадров потребительского рынка, организацию конкурсов.
Основными задачами деятельности Подпрограммы являются:
1. Повышение ценовой доступности товаров и услуг;
2. Развитие отраслей инфраструктуры, повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг;
3. Совершенствование правового регулирования в сфере потребительского рынка.
Реализация мероприятий Подпрограммы способствует:
- увеличению предприятий потребительского рынка, участвующих в программах для социально-незащищенных слоев населения;
- обеспечению ежегодного роста оборота в сферах розничной торговли, общественного питания, платных услуг;
- увеличению количества удовлетворяющих современным требованиям предприятий торговли, общественного питания и услуг;
- повышению качества производимых и реализуемых товаров и услуг общественного питания и розничной торговли.
Включение данных Подпрограмм в муниципальную программу обусловлено тем, что их мероприятия ориентированы эффективное развитие конкурентоспособной экономики.
Раздел 4. Сведения об объемах финансирования муниципальной программы
Наименование |
Всего, тыс. руб. |
В том числе по годам реализации, тыс. руб. |
||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Всего по муниципальной программе: |
8283,0 |
2811,0 |
2661,0 |
2811,0 |
||
| ||||||
В том числе муниципальный заказчик: Администрация ЗАТО г. Североморск |
8283,0 |
2811,0 |
2661,0 |
2811,0 |
||
в том числе за счет: |
|
|
|
|
||
средств бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск |
1422,0 |
494,0 |
434,0 |
494,0 |
||
средств областного бюджета |
6854,0 |
2318,0 |
2218,0 |
2318,0 |
||
средств федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
||
внебюджетных средств |
- |
- |
- |
- |
||
|
В том числе Подпрограмма 1 "Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инвестиционной деятельности ЗАТО г. Североморск" |
7983,0 |
2711,0 |
2561,0 |
2711,0 |
|
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
средств бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск |
1129,0 |
393,0 |
343,0 |
393,0 |
|
средств областного бюджета |
6854,0 |
2318,0 |
2218,0 |
2318,0 |
||
средств федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
||
внебюджетных средств |
- |
- |
- |
- |
||
|
В том числе Подпрограмма 2 "Развитие потребительского рынка ЗАТО г. Североморск" |
300,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
средств бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск |
300,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
|
средств областного бюджета |
- |
- |
- |
- |
|
|
средств федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
|
|
внебюджетных средств |
- |
- |
- |
- |
Раздел 5. Механизм реализации муниципальной программы, включающий в себя механизм управления рисками
Механизм реализации муниципальной программы основан на скоординированных по срокам и направлениям действиях координатора программы, муниципальных заказчиков программы, исполнителей и участников программных мероприятий по достижению намеченных задач.
Управление и контроль реализации муниципальной программы осуществляется заказчиком-координатором Администрацией ЗАТО г. Североморск.
Текущее управление реализацией Подпрограмм осуществляется заказчиками Подпрограмм.
Заказчик-координатор муниципальной программы:
- осуществляет внесение изменений в муниципальную программу;
- организует и координирует реализацию муниципальной программы, несет ответственность за достижение показателей муниципальной программы в целом, а также конечных результатов ее реализации;
- осуществляет подготовку отчетов о реализации муниципальной программы в соответствии с установленным порядком.
- несет ответственность за реализацию Подпрограммы;
- несет ответственность за достижение показателей целей и задач Подпрограммы, конечных результатов реализации, в части его касающейся;
- направляет Заказчику-координатору муниципальной программы предложения по разработке проекта муниципальной программы, внесению изменений в муниципальную программу;
- осуществляет реализацию мероприятий муниципальной программы в рамках своей компетенции.
Заказчики муниципальной программы:
- обеспечивают реализацию мероприятий Подпрограмм, в отношении которых является заказчиком;
- несет ответственность за достижение плановых значений показателей Подпрограмм;
- осуществляется реализацию мероприятий муниципальной программы.
Реализация муниципальной программы позволит повысить уровень жизни
и качества населения территории, а также решить проблемы указанные в программе при максимально эффективном управлении государственными финансами.
1) Законодательные риски:
Законодательная база, регламентирующая деятельность отрасли, требует постоянного совершенствования. Для минимизации данного вида рисков необходимо оперативно реагировать на изменения законодательства, касающиеся части муниципальных программ.
2) Финансовые риски:
Финансовые риски могут быть вызваны недостаточным финансированием мероприятий муниципальной программы, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей муниципальной программы. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей программы, через институционализацию механизмов софинансирования.
3) . Экономические риски:
Экономические риски могут быть связаны с инфляцией в стране.
Для того этого необходимо принять меры по оптимизации расходов муниципальной программы.
4) . Организационные риски:
Организационные риски могут быть представлены в виде недостаточно точной проработки и несвоевременной реализации мероприятий Подпрограмм; несогласованности действий учреждений, структурных подразделений администрации ЗАТО г. Североморск, вовлеченных в процесс реализации программы.
Меры, направленные на снижение организационных рисков:
- своевременный мониторинг;
- использование внутренних и внешних источников информации о потребностях населения в предоставляемых услугах;
- обучение и повышение уровня квалификации участников программных мероприятий;
- проведение совещаний с участниками программных мероприятий.
Ежегодное планирование выполнения мероприятий программы и объемов
финансирования приведет к минимуму финансовых, организационных и иных рисков.
Раздел 6. Оценка эффективности муниципальной программы
Оценка эффективности муниципальной программы осуществляется в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации муниципальных программ ЗАТО г. Североморск (приложение N 5 к Методическим указаниям), утвержденным Постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 28.08.2013 N 870 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ ЗАТО г. Североморск".
Оценка эффективности реализации муниципальной программы осуществляется на основании отчетов заказчиков Подпрограммам, предоставленных в управление экономического развития и стратегического планирования.
Реализация подпрограммных мероприятий создает реальные предпосылки для повышения эффективности управления социально-экономическим развитием муниципального образования ЗАТО г. Североморск в условиях, осуществляемых в Российской Федерации реформ.
Выполнение предусмотренных муниципальной программой мероприятий обеспечит достижение положительного эффекта по следующим направлениям:
- увеличение предприятий потребительского рынка, участвующих в программах для социально-незащищенных слоев населения;
- обеспечение ежегодного роста оборота в сферах розничной торговли, общественного питания, платных услуг;
- появление новых субъектов малого и среднего предпринимательства;
- увеличение объема продукции, производимой субъектами малого предпринимательства;
- создание благоприятного инвестиционного климата;
- повышение профессионального уровня субъектов в предпринимательской среде.
Приложение N 1
к Муниципальной программе
"Развитие конкурентоспособной экономики ЗАТО г.
Североморск" на 2014 - 2016 годы,
Подпрограмма
"Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инвестиционной деятельности ЗАТО г. Североморск" на 2014 - 2016 годы
Паспорт подпрограммы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма муниципальной программы
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инвестиционной деятельности ЗАТО г. Североморск" на 2014 - 2016 годы разработана в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Законом Мурманской области "О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" от 27.05.2008 N 977-01-ЗМО.
Подпрограмма представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых администрацией ЗАТО г. Североморск совместно с организациями инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательской деятельности в целях создания благоприятных условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства, повышения экономической и социальной эффективности его деятельности.
Подпрограмма направлена на поддержку и развитие начинающих предпринимателей и вовлечение в предпринимательскую деятельность незанятого населения, организацию и проведение тренинг-курсов, семинаров, рабочих встреч, круглых столов со специалистами различных структур, разработку и издание справочной и методической литературы, организацию и проведение встреч предпринимателей - победителей и лауреатов муниципального конкурса "Предприниматель года", организацию методической помощи в разработке бизнес-проектов.
В настоящее время в муниципальном образовании ЗАТО г. Североморск можно обозначить следующие организации, составляющие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства и являющиеся участниками и исполнителями подпрограммы:
1. Администрация ЗАТО г. Североморск;
2. ГОБУ "Центр занятости населения ЗАТО г. Североморск";
3. Некоммерческая организация "Союз предпринимателей ЗАТО г. Североморск";
По данным органов государственной статистики на территории ЗАТО г. Североморск в 2012 году численность индивидуальных предпринимателей составляла 1 603 человека, функционировало 364 малых и 3 средних предприятия.
В 2013 году численность индивидуальных предпринимателей сократилась, и по данным Мурманскстата составила по состоянию на 01.07.2013 г. составила 1442 предпринимателя (негативное влияние оказало введение с 01.01.2013 года более высокого размера взносов в ПФ РФ), число малых предприятий увеличилось на 2, а число средних предприятий остается на прежнем уровне.
На 01.07.2013 года в ЗАТО г. Североморск осуществляли деятельность около 400 коммерческих организаций - юридических лиц.
В сфере торговли и общественного питания за 2013 год число организаций уменьшилось на 3,6% и составило 108 организаций, в сфере обрабатывающего производства - на 10% (36 организаций), в сфере производства и распределения электроэнергии, газа, воды - на 14,3% (6 организаций), в сфере услуг гостиниц и ресторанов - на 8% (осуществляет деятельность 23 организации).
Число организаций незначительно увеличилось в сфере транспорта и связи - на 2,5% (41 организация), в сфере строительства - на 1,9% (55 организаций), в сфере операций с недвижимостью - на 2% (104 организации).
По данным анкетирования предпринимателей, проводимого управлением экономического развития и стратегического планирования в 2013 году, большая часть субъектов предпринимательской деятельности (52,4% опрошенных) считает условия для развития предпринимательства, сложившиеся в муниципальном образовании, удовлетворительными. В качестве основных проблем, мешающих развитию бизнеса, предприниматели отмечают завышенные ставки налогообложения и высокую арендную плату (при субаренде).
Как и в предшествующие годы, большая часть предпринимателей (63%) осуществляет деятельность в сфере торговли. Благодаря этому потребительский рынок ЗАТО г. Североморск стремительно развивается. Как показал опрос жителей города, проводимый управлением экономического развития и стратегического планирования в 2013 году, большинство респондентов (55%) считают распределение объектов торговли в муниципальном образовании рациональным, а их количество - достаточным. Среди товаров, на которые сохраняется неудовлетворенный спрос, североморцы выделили фирменную одежду и обувь, мебель, оргтехнику и бытовую технику.
Благодаря реализации на территории ЗАТО г. Североморск социальных программ удается сдерживать рост цен на рыбу, хлеб и молоко.
Также немаловажной проблемой для муниципального образования является отсутствие предприятий, способных обеспечить занятость молодым людям, а также гражданам, оставшимся без работы вследствие организационно-штатных мероприятий организаций Министерства обороны РФ. Данные категории безработных граждан являются резервом для развития сферы предпринимательства. Вовлечение незанятого населения в предпринимательскую деятельность будет способствовать экономическому развитию муниципального образования, росту благосостояния населения, увеличению доходной части бюджета.
Для решения данной проблемы подпрограммой предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на развитие деловой активности в молодежной среде и самозанятости населения.
Как показывают регулярно проводимые исследования, ключевыми проблемами ведения предпринимательской деятельности в муниципальном образовании являются:
- недостаток финансовых ресурсов;
- нехватка нежилых помещений для ведения бизнеса;
- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
- недостаточные возможности стимулирования сбыта, формирования деловых связей, обеспечения конкурентоспособности продукции.
Данные проблемы являются препятствием для предпринимательства, развитие которого и так сдерживается статусом ЗАТО, высокими затратами на транспорт, отопление, электроэнергию и рабочую силу. Особенно остро эти проблемы чувствуют молодые предприниматели.
Основной задачей администрации является формирование условий, стимулирующих развитие предпринимательской деятельности.
Поставленная задача реализуется в рамках подпрограммы развития малого и среднего предпринимательства стимулирование инвестиционной деятельности ЗАТО г. Североморск на 2014 - 2016 годы.
Подпрограмма предусматривает финансовую поддержку начинающим предпринимателям в виде предоставления грантов.
Для формирования условий, стимулирующих развитие предпринимательской деятельности и уменьшения налоговой нагрузки на муниципальном уровне, сохраняется минимальный по Мурманской области коэффициент К2. В принятии данного решения, учитывалась социальная значимость предпринимательской деятельности и ее роль в социально-экономическом развитии ЗАТО г. Североморск.
В рамках подпрограммы субъекты предпринимательской деятельности будут привлекаться к участию в реализации комплексно-инвестиционного плана ЗАТО г. Североморск.
Данные меры будут способствовать: увеличению объема промышленного производства; увеличению количества объектов среднего и малого предпринимательства на 2,1%; росту оборота малых предприятий на 7,9%; увеличению в 2 раза объема инвестиций в основной капитал организаций различных форм собственности; развитию потребительского рынка, а, следовательно, и улучшению условий жизни населения.
Решение проблем развития предпринимательства невозможно без взаимодействия всех заинтересованных сторон и оптимизации всех необходимых для развития малого и среднего предпринимательства ресурсов.
Программно-целевой метод поддержки малого и среднего предпринимательства обеспечивает комплексное решение проблемных вопросов в предпринимательстве, а также определяет приоритеты в развитии малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании.
2. Основные цели и задачи подпрограммы, целевые показатели (индикаторы) реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы является создание благоприятных условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства, повышения экономической и социальной эффективности его деятельности.
Для достижения намеченной цели определены следующие задачи:
1. Оказание информационно-консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства по различным аспектам ведения предпринимательской деятельности.
2 Повышение квалификационного уровня субъектов малого и среднего предпринимательства, организация подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Повышение общественного статуса и популяризации товаров, работ и услуг местных предпринимателей, поддержка новых направлений предпринимательской деятельности, обеспечивающих положительное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.
4. Содействие развитию деловой активности в молодежной среде и самозанятости населения.
5. Оказание имущественной и финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
6. Привлечение предпринимателей к формированию муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, создание условий для конструктивного взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательских структур.
Целевые показатели (индикаторы) реализации подпрограммы
N п/п |
Цель, задачи и показатели (индикаторы) |
Ед. изм. |
Значение показателя (индикатора) |
||||||
Отчетный год 2012 год |
Текущий год 2013 год (оценка) |
Г оды реализации подпрограммы |
|||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
|
Цель: Создание благоприятных условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства (МСП), повышения экономической и социальной эффективности его деятельности |
||||||||
|
1. Количество действующих на территории ЗАТО г. Североморск субъектов МСП |
Единиц |
1970 |
1873 |
1938 |
1984 |
2040 |
||
2. Количество субъектов МСП, которым была оказана поддержка в рамках подпрограммы |
Единиц |
200 |
220 |
240 |
260 |
270 |
|||
1 |
Задача 1: Оказание информационно-консультационной поддержки субъектов предпринимательской деятельности МСП по различным аспектам |
||||||||
1.1 |
Количество субъектов МСП, получивших консультации |
Человек |
283 |
290 |
300 |
310 |
320 |
||
2 |
Задача 2: Повышение квалификационного уровня субъектов МСП, организация подготовки и переподготовки кадров для субъектов МСП |
||||||||
2.1 |
Численность прошедших обучение на семинарах, тренингах |
Человек |
50 |
55 |
65 |
77 |
99 |
||
3 |
Задача 3: Повышение общественного статуса и популяризации товаров, работ и услуг местных предпринимателей, поддержка новых направлений предпринимательской деятельности, обеспечивающих положительное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования |
||||||||
3.1 |
Количество субъектов МСП, участников мероприятий, направленных на популяризацию предпринимательской деятельности, повышение статуса предпринимателя |
Единиц |
120 |
140 |
158 |
173 |
218 |
||
4 |
Задача 4: Содействие развитию деловой активности в молодежной среде и самозанятости населения |
||||||||
4.1 |
Количество участников мероприятий, проводимых для молодежи и незанятого населения с целью вовлечения в сферу предпринимательства |
Человек |
30 |
40 |
45 |
72 |
80 |
||
5 |
Задача 5: Оказание имущественной и финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. |
||||||||
5.1 |
Количество субъектов МСП - получателей финансовой и имущественной поддержки |
Человек |
79 |
83 |
86 |
89 |
91 |
||
6. |
Задача 6: Привлечение предпринимателей к формированию муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства |
||||||||
6.1 |
Организация и проведение рабочих встреч, заседаний Круглых столов по вопросам малого и среднего предпринимательства |
Человек |
63 |
65 |
70 |
74 |
79 |
||
6.2 |
Организация работы Совета по вопросам малого и среднего предпринимательства при администрации ЗАТО г. Североморск |
Единиц |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3. Перечень основных мероприятий подпрограммы
N п/ п |
Цель, задачи, основные мероприятия |
Срок выполнения (квартал, год) |
Источники финансирования |
Объемы финансирования, тыс. руб. |
Показатели (индикаторы) результативности выполнения основных мероприятий |
Исполнители, перечень организаций, участвующих в реализации основных мероприятий |
|||||||
всего |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Наименование , ед. измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
|
Цель: Создание благоприятных условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства (МСП), повышения экономической и социальной эффективности его деятельности |
||||||||||||
1 |
Задача 1: Оказание информационно-консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства по различным аспектам предпринимательской и инвестиционной деятельности |
||||||||||||
1.1 |
Проведение мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства в ЗАТО г. Североморск с целью объективной оценки его состояния, выявления тенденций развития и основных проблем |
ежегодно 1 квартал |
- |
- |
- |
- |
- |
Наличие аналитического материала Да - 1 Нет - 0 |
1 |
1 |
1 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
1.2 |
Анкетирование предпринимателей с целью определения вопросов, по которым необходима информация и консультации специалистов |
ежегодно 1 квартал |
- |
- |
- |
- |
- |
Кол-во субъектов, участвующих в анкетировании человек |
100 |
100 |
100 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
1.3 |
Взаимодействие со структурами, занимающимися вопросами развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Мурманской области |
2014 - 2016 г.г. |
- |
- |
- |
- |
- |
Количество структур, занимающимися вопросами поддержки и развития МСП |
4 |
5 |
6 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
1.4 |
Взаимодействие с кредитно-финансовыми и другими структурами, составляющими инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в ЗАТО г. Североморск |
2014 - 2016 г.г. |
- |
- |
- |
- |
- |
Привлечение кредитно-финансовых структур к реализации подпрограммы Да - 1 Нет - 0 |
1 |
1 |
1 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
1.5 |
Периодическое освещение в СМИ информации по вопросам предпринимательской деятельности |
2014 - 2016 г.г. |
- |
- |
- |
- |
- |
Количество информационных материалов |
4 |
6 |
8 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
1.6 |
Поддержка на официальном сайте администрации ЗАТО г. Североморск страницы управления экономического развития и стратегического планирования |
2014-2016 г. г. |
- |
- |
- |
- |
- |
Ежемесячное обновление информации для МСП, Да - 1 Нет - 0 |
1 |
1 |
1 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
1.7 |
Ведение реестра инвестиционных проектов на официальном сайте |
2014 - 2016 г.г. |
- |
- |
- |
- |
- |
Да - 1 Нет - 0 |
1 |
1 |
1 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
|
Итого по задаче 1 |
|
Всего: |
Задача не требует финансирования |
|
|
|
|
|
||||
2 |
Задача 2: Повышение квалификационного уровня субъектов малого и среднего предпринимательства, организация подготовки и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства |
||||||||||||
2.1 |
Организация проведения тренинг-курса "Начинающий предприниматель" |
ежегодно 4 квартал |
- |
- |
- |
- |
- |
Численность субъектов, прошедших обучение на тренинг-курсах, человек |
35 |
37 |
39 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
2.2 |
Организация и проведение обучающих семинаров и тренингов(совместно с организациями, оказывающими услуги субъектам малого и среднего предпринимательства) |
ежегодно 2 и 4 кварталы |
Местный бюджет |
294,0 |
98,0 |
98,0 |
98,0 |
Численность субъектов, прошедших обучение на семинарах, человек |
30 |
40 |
60 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
2.3 |
Оказание методической и практической помощи предпринимателям по вопросам социально-трудовых отношений, охраны труда |
ежегодно 4 квартал |
Местный бюджет Областной бюджет |
30.0 264.0 |
10,0 88,0 |
10,0 88,0 |
10,0 88,0 |
Численность субъектов, которым была оказана помощь, человек |
20 |
30 |
40 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
2.4 |
Организация встреч предпринимателей с представителями контролирующих организаций (по заявкам предпринимателей) |
ежегодно по мере поступления заявок |
- |
- |
- |
- |
- |
Численность предпринимате лей, посетивших встречи, человек |
30 |
40 |
60 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
|
Итого по задаче 2 |
|
Всего: в т.ч.: МБ ОБ |
588.0 324.0 264.0 |
196.0 108.0 88,0 |
196.0 108.0 88,0 |
196.0 108.0 88,0 |
|
|
|
|
|
|
3 |
Задача 3: Повышение общественного статуса и популяризации товаров, работ и услуг местных предпринимателей, поддержка новых направлений предпринимательской деятельности, обеспечивающих положительное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования |
||||||||||||
3.1 |
Информирование предпринимателей о проведении областных и всероссийских конкурсов, об обучающих мероприятиях, проводимых на региональном уровне |
ежегодно |
- |
- |
- |
- |
- |
Наличие информации в свободном доступе Да - 1 Нет - 0 |
1 |
1 |
1 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
3.2 |
Организация участия субъектов малого и среднего предпринимательства в региональных и федеральных конкурсах, конкурсах- выставках, ярмарках |
ежегодно |
- |
- |
- |
- |
- |
Кол-во субъектов МСП, принявших участие в мероприятиях, человек |
9 |
12 |
20 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
3.3 |
Организация и проведение ежегодного муниципального конкурса "Предприниматель года" |
ежегодно 4 квартал |
Местный бюджет Областной бюджет |
150.0 450.0 |
50.0 150.0 |
50.0 150.0 |
50.0 150.0 |
Кол-во субъектов МСП, принявших участие в конкурсе, человек |
12 |
14 |
16 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
3.4 |
Организация и проведение муниципального конкурса журналистских работ "Предпринимательство глазами СМИ" |
ежегодно 4 квартал 2014 года 2016 года |
Местный бюджет Областной бюджет |
100,0 200,0 |
50.0 100.0 |
- |
50.0 100.0 |
Кол-во участников конкурса, человек |
12 |
- |
20 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
3.5 |
Организация и проведение ежегодного муниципального конкурса бизнес- проектов для участия в Арктическом Мурманском международном экономическом форуме |
ежегодно 4 квартал |
Местный бюджет |
30,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
Кол-во субъектов МСП, принявших участие в конкурсе, человек |
5 |
7 |
12 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
3.6 |
Организация и проведение "Дней предпринимательства в ЗАТО г. Североморск" |
ежегодно 2 квартал |
Местный бюджет |
150,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
Кол-во субъектов МСП, принявших участие в мероприятии, человек |
120 |
140 |
150 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
|
Итого по задаче 3 |
|
Всего: в т.ч.: МБ ОБ |
1080,0 430.0 650.0 |
410,0 160,0 250,0 |
260,0 110,0 150,0 |
410,0 160,0 250,0 |
|
|
|
|
|
|
4 |
Задача 4: Содействие развитию деловой активности в молодежной среде и самозанятости населения |
||||||||||||
4.1 |
Участие в работе независимой экспертной комиссии по рассмотрению заявлений безработных граждан о предоставлении им субсидий для открытия собственного дела совместно с ГОБУ "Центр занятости населения ЗАТО Североморск" |
ежегодно по мере поступления заявок |
- |
- |
- |
- |
- |
Кол-во участников мероприятия, человек |
10 |
12 |
15 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
4.2 |
Проведение мониторинга рынка труда по выявлению граждан, желающих организовать собственное дело |
ежегодно 1 и 4 квартал |
- |
- |
- |
- |
- |
Наличие аналитической информации Да - 1 Нет - 0 |
1 |
1 |
1 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
4.3 |
Организация и проведение ежегодного муниципального конкурса учащихся образовательных учреждений ЗАТО г. Североморск на лучшую бизнес-идею "Я хочу начать свое дело" (в рамках проведения дней предпринимательства) |
ежегодно 4 квартал |
Местный бюджет Областной бюджет |
60,0 240,0 |
20,0 80,0 |
20,0 80,0 |
20,0 80,0 |
Кол-во участников мероприятия, человек |
15 |
20 |
25 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
4.4 |
Организация и проведение встреч предпринимателей - победителей и лауреатов муниципального конкурса "Предприниматель года" (в рамках проведения дней предпринимательства) |
ежегодно 2 квартал |
- |
- |
- |
- |
- |
Кол-во участников мероприятия, человек |
20 |
40 |
40 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
4.5 |
Организация и проведение экскурсий на предприятия предпринимателей - победителей и лауреатов муниципального конкурса "Предприниматель года" (в рамках проведения дней предпринимательства) |
ежегодно 2 квартал |
Местный бюджет |
15,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
Кол-во участников мероприятия, человек |
|
|
|
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
|
Итого по задаче 4 |
|
Всего: в т.ч.: МБ ОБ |
315.0 75.0 240.0 |
105.0 25.0 80.0 |
105.0 25.0 80.0 |
105.0 25.0 80.0 |
|
|
|
|
|
|
5 |
Задача 5: Финансовая и имущественная поддержка |
||||||||||||
5.1 |
Предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса на конкурсной основе |
ежегодно |
Местный бюджет Областной бюджет |
300.0 5700.0 |
100,0 1900,0 |
100,0 1900,0 |
100,0 1900,0 |
Кол-во начинающих предпринимате лей получивших гранты, человек |
|
|
|
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
5.2 |
Предоставление во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) объектов муниципального нежилого фонда субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
ежегодно |
- |
- |
- |
- |
- |
Кол-во субъектов МСП - получателей поддержки, человек |
86 |
89 |
91 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
|
Итого по задаче 5: |
|
Всего: в т.ч.: МБ ОБ |
6000,0 300.0 5700.0 |
2000,0 100,0 1900,0 |
2000,0 100,0 1900,0 |
2000,0 100,0 1900,0 |
|
|
|
|
|
|
6 |
Задача 6: Привлечение предпринимателей к формированию муниципальной политики в области развития малого и среднего предпринимательства |
||||||||||||
6.1 |
Организация и проведение рабочих встреч, заседаний Круглых столов по вопросам малого и среднего предпринимательства. |
ежегодно |
- |
- |
- |
- |
- |
Кол-во участников мероприятия, человек |
20 |
22 |
24 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
6.2 |
Организация работы Совета по вопросам малого и среднего предпринимательства при администрации ЗАТО г. Североморск. |
по мере необходимости |
- |
- |
- |
- |
- |
Кол-во мероприятий, единиц |
2 |
2 |
2 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
6.3 |
Участие в заседаниях актива НО "Союз предпринимателей ЗАТО г. Североморск". |
ежегодно |
- |
- |
- |
- |
- |
Кол-во участников мероприятия, человек |
50 |
52 |
55 |
Администрация ЗАТО г. Североморск |
|
|
Итого по задаче 6 |
|
Всего: |
Задача не требует финансирования |
|
|
|
|
|
||||
|
Всего по подпрограмме, в т.ч. |
|
Всего: в т.ч.: МБ ОБ |
7983.0 1129.0 6854.0 |
2711.0 393.0 2318.0 |
2561.0 343.0 2218.0 |
2711.0 393.0 2318.0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Муниципальные услуги (работы) |
|
Всего: в т.ч.: МБ ОБ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Публичные обязательства |
|
Всего: в т.ч.: МБ ОБ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мероприятия по содержанию имущества |
|
Всего: в т.ч.: МБ ОБ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иные мероприятия |
|
Всего: в т.ч.: МБ ОБ |
7983.0 1129.0 6854.0 |
2711.0 393.0 2318.0 |
2561.0 343.0 2218.0 |
2711.0 393.0 2318.0 |
|
|
|
|
|
4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Софинансирование мероприятий подпрограммы возможно за счет средств областного бюджета в рамках участия администрации ЗАТО г. Североморск в проводимом Министерством экономического развития Мурманской области конкурсе (на основании Программы "Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области" на 2013 - 2015 годы") по отбору муниципальных образований для предоставления субсидий из областного бюджета на реализацию мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Объем возможной субсидии определяется ежегодно на конкурсной основе.
Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий подпрограммы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании мероприятий.
5. Механизмы реализации подпрограммы
Ежегодно в установленном порядке будет уточняться перечень финансируемых мероприятий подпрограммы, определяться сроки их реализации и объемы финансирования, оцениваться возможность достижения целевых индикаторов и показателей.
Управление и контроль за выполнением мероприятий подпрограммы осуществляет Заказчик - администрация муниципального образования ЗАТО г. Североморск.
Формы и методы организации управления реализацией подпрограммы определяются Заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Координатором подпрограммы является управление экономического развития и стратегического планирования администрации ЗАТО г. Североморск.
Основные исполнители и участники Подпрограммы:
- структурные подразделения администрации ЗАТО г. Североморск;
- ГОБУ "Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор";
- НКО "Государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области";
- ГОБУ "Центр занятости населения ЗАТО г. Североморск";
- НКО "Союз предпринимателей ЗАТО г. Североморск".
План конкретных мероприятий на каждый год составляется основным разработчиком подпрограммы - управлением экономического развития и стратегического планирования - на основании анализа состояния малого и среднего предпринимательства, тенденций его развития, прогноза выделяемых финансовых ресурсов,
в соответствии с настоящей подпрограммой и внесенными при необходимости дополнениями и изменениями в нее.
6. Оценка эффективности подпрограммы, рисков ее реализации
Экономическая и социальная эффективность реализации мероприятий подпрограммы будет заключаться в позитивных изменениях в социально-экономической сфере муниципального образования.
В рамках реализация подпрограммы к концу 2016 года планируется:
- оказать содействие в появлении новых субъектов МСП;
- создать благоприятный инвестиционный климат;
- увеличить объем продукции, производимой субъектами малого предпринимательства;
- улучшить самозанятость населения;
- повысить профессиональный уровень субъектов в предпринимательской среде;
Прогнозируется, что в результате спланированной муниципальной политики,
направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, к концу 2016 года произойдет увеличение числа хозяйствующих субъектов на 30 единиц.
Кроме того, немаловажным результатом подпрограммы должно стать укрепление партнерских отношений между бизнесом и органами местного самоуправления. Созданный для этих целей Совет по вопросам малого и среднего предпринимательства при администрации ЗАТО г. Североморск позволит предпринимателям представлять свои интересы в органах законодательной и исполнительной власти, а также реально повлиять на принимаемые решения в целях создания благоприятных условий для развития бизнеса на территории муниципального образования.
На реализацию подпрограммы могут повлиять внешние риски, а именно: изменение законодательства, регулирующего вопросы развития малого и среднего бизнеса.
Механизм минимизации рисков - оперативное реагирование на изменение законодательства.
Планирование мероприятий подпрограммы и объемов финансирования приведет к минимуму финансовых, организационных и иных рисков.
Оценка эффективности реализации мероприятий подпрограммы производится в соответствии с Постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 28.08.2013 N 870 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ ЗАТО г. Североморск".
Приложение N 2
к Муниципальной программе "Развитие
конкурентоспособной экономики ЗАТО г. Североморск"
на 2014 - 2016 годы
Подпрограмма
"Развитие потребительского рынка ЗАТО г. Североморск" на 2014 - 2016 годы
Паспорт подпрограммы
- обеспечению ежегодного роста оборота в сферах розничной торговли, общественного питания, платных услуг;
- увеличению количества удовлетворяющих современным требованиям предприятий торговли, общественного питания и услуг;
- повышению качества производимых и реализуемых товаров и услуг общественного питания и розничной торговли.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма муниципальной программы
Главными задачами развития потребительского рынка на территории ЗАТО г. Североморск является создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления, обеспечение доступа к товарам и услугам для всех социальных групп жителей области.
Потребительский рынок составляет сферу непосредственного экономического воздействия на человека и фактор социальной стабильности в обществе. Его сбалансированность по ценам, товарным потокам, количеству и качеству товаров и услуг является необходимой составляющей оценки качества жизни населения.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики муниципального образования.
На потребительском рынке ЗАТО г. Североморск более активно развиваются торговля и общественное питание. В 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюю- дается устойчивый характер роста объемов продаж на 14%.
В целях стабилизации потребительских цен на социально значимые продукты и предотвращения роста социальной напряженности, в рамках своих полномочий, выполняя рекомендации Правительства Мурманской области, администрация ЗАТО г. Североморск проводит следующую работу:
1. В целях снижения напряженности на потребительском рынке ЗАТО г. Североморск, реализуются социальные программы:
- "Дешевый хлеб";
- "Дешевое молоко", в которых занято 17 предприятий торговли.
2. Реализуется проект "Социальная карта "Добрый город" на территории ЗАТО г. Североморск", направленного на предоставление адресного социального дисконта на товары и услуги предприятиями потребительского рынка ЗАТО г. Североморск.
3. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 15.07.2010 N 530, в соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 27.09.2010 N 262-РП, на территории ЗАТО г. Североморск ежемесячно проводится мониторинг потребительских цен на социально значимые продукты питания по утвержденному перечню с учетом минимальной и максимальной стоимости. По результатам сравнительного анализа в течение всего периода наблюдается умеренный рост цен (не более 3%).
4. Во исполнение Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ и приказа Министерства экономического развития Мурманской области от 27.12.2010 N ОД-238, утверждающего Порядок организации работы по сбору сведений для формирования и ведения торгового реестра, специалистами управления экономического развития и стратегического планирования администрации ЗАТО г. Североморск продолжается работа с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по сбору сведений для ведения торгового реестра Мурманской области на территории
ЗАТО г. Североморск. Внесение в торговый реестр сведений о хозяйствующих субъектах и основных показателях, характеризующих состояние торговли на территории муниципального образования ЗАТО г. Североморск осуществляется по форме, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Данные сведения передаются в Министерство экономического развития Мурманской области.
5. Для обеспечения населения ЗАТО г. Североморск плодоовощной продукцией нового урожая, в целях социальной защиты населения разрешена уличная торговля плодоовощной продукцией нового урожая. Торговля осуществляется практически во всех районах города и поселках ЗАТО г. Североморск. В период поступления плодоовощной продукции в большегрузных машинах в ЗАТО г. Североморск снижаются цены на ассортимент товара, который поступает в массовом количестве. Эффективность работы плодоовощных площадок заключается в том, что во время функционирования сезонной торговли овощами на площадках, в отделах торговых центров и магазинах происходит сдерживание цен на данный вид продукции, что направленно на поддержку малообеспеченных слоев населения.
В настоящее время на территории ЗАТО г. Североморск открыты и работают магазины таких сетей, как:
- "Дикси";
- "Семья";
- "Евророс";
- объект общественного питания сети трактиров "Кружка".
Ведется реконструкция цеха по переработке рыбной продукции ООО "Акватория" расположенного на 2 км автодороги Североморск - Североморск-3, реконструкция универсального розничного рынка по ул. Гвардейской. Строится развлекательный центр с кинотеатром на улице Советская.
В настоящее время в ЗАТО г. Североморск особенно востребованы такие услуги, как: спортивно-оздоровительные, медицинские, туристические.
Недостаточно развиты услуги нотариальные, ветеринарные услуги, дополнительного образования, прачечные, химчистки.
Оптовое звено торговли в ЗАТО г. Североморск отсутствует ввиду недостатка торговых площадей для ведения данного вида бизнеса, неразвитость транспортных и логистической инфраструктуры.
Значительное увеличение денежного довольствия военнослужащих, проживающих в ЗАТО г. Североморск выявило незаполненную нишу предпринимательства - реализацию легковых автомобилей.
В связи с вышеизложенным появилась необходимость в разработке подпрограммы "Развитие потребительского рынка ЗАТО г. Североморск" на 2014 - 2016 годы.
Раздел 2. Основные цели и задачи подпрограммы, целевые показатели (индикаторы), реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы является повышение уровня социально-экономической эффективности предприятий потребительского рынка товаров и услуг.
Для достижения намеченной цели определены следующие задачи:
1. Повышение ценовой доступности товаров и услуг;
2. Развитие отраслей инфраструктуры, повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг;
3. Совершенствование правового регулирования в сфере потребительского рынка.
Сроки реализации подпрограммы - 2014 - 2016 годы.
Осуществление программных целей предлагается обеспечить проведением комплекса мероприятий, представленных в Разделе 3 настоящей подпрограммы.
Основные целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы
N п/п |
Цель, задачи и показатели (индикаторы) |
Ед. изм. |
Значение показателя (индикатора) |
||||
Отчетный год 2012 год |
Текущий год 2013 год (оценка) |
Г оды реализации подпрограммы |
|||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Цель: Повышение уровня социально-экономической эффективности предприятий потребительского рынка товаров и услуг |
||||||
|
- доля предприятий розничной торговли, общественного питания, платных услуг, участвующих в социальных программах в общем объеме стационарных объектов |
% |
3 |
6 |
8,5 |
9,7 |
12,3 |
- темп роста оборота розничной торговли, общественного питания, платных услуг |
% |
4,2 |
2,9 |
3,0 |
3,2 |
3,6 |
|
1 |
Задача 1: Повышение ценовой доступности товаров и услуг |
||||||
1.1 |
Количество предприятий-участников социальных программ |
ед. |
17 |
36 |
40 |
48 |
56 |
2 |
Задача 2: Развитие отраслей инфраструктуры, повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг |
||||||
2.1 |
Численность участников мероприятий, направленных на повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг |
чел. |
- |
15 |
92 |
120 |
160 |
3 |
Задача 3: Совершенствование правового регулирования в сфере потребительского рынка |
||||||
3.1 |
Количество контрольных мероприятий |
ед. |
- |
- |
4 |
6 |
12 |
Раздел 3. Перечень основных подпрограммных мероприятий
Реализация подпрограммы предусматривает выполнение конкретных мероприятий, скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям:
1. Повышение ценовой доступности товаров и услуг:
- ведение социального мониторинга потребительского рынка и услуг;
- развитие сети социально-ориентированных предприятий потребительского рынка и услуг;
- увеличение объемов услуг и расширение сети предприятий общественного питания и бытового обслуживания, участвующих в обеспечении мер социальной защиты жителей ЗАТО г. Североморск;
- организация системы социального мониторинга в сфере потребительского рынка и услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Комплекс мероприятий призван обеспечить интересы жителей города в товарах и услугах по ценам, соответствующим среднему и ниже среднего уровням.
2. Развитие отраслей инфраструктуры, повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг:
- подготовка и переподготовка кадров потребительского рынка и услуг;
- организация конференций по вопросам развития потребительского рынка и сферы услуг;
- размещение в средствах массовой информации и сети Интернет информации о состоянии и перспективах развития потребительского рынка и сферы услуг;
- размещение в сети Интернет информации об инвестиционных проектах в сфере потребительского рынка и услуг;
- организация участия и проведение конкурса на лучшее предприятие торговли;
- организация участия предприятий потребительского рынка в муниципальных ярмарках, выставках.
3. Совершенствование правового регулирования в сфере потребительского рынка:
- проведение мероприятий по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами муниципальных правовых актов в сфере торговой деятельности;
- совершенствование Схемы размещения нестационарных объектов розничной торговли на территории ЗАТО г. Североморск с учетом результатов мониторинга торговой деятельности, предложений органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере потребительского рынка и услуг;
- повышение эффективности использования городского имущества на потребительском рынке.
Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Наименование |
Всего, тыс. руб. |
В том числе по годам реализации, тыс. руб. |
||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Всего по подпрограмме: |
300,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
средств бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск |
300,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
средств областного бюджета |
- |
- |
- |
- |
||
средств федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
||
внебюджетных средств |
- |
- |
- |
- |
||
|
в том числе по Заказчикам: |
|
|
|
|
|
|
Администрация ЗАТО г. Североморск |
300,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
|
средств бюджета муниципального образования ЗАТО г. Североморск |
300,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
|
средств областного бюджета |
- |
- |
- |
- |
|
|
средств федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
|
|
внебюджетных средств |
- |
- |
- |
- |
Раздел 5. Механизмы реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы обеспечивается комплексом мероприятий по правовому, организационному, финансовому, информационному и методическому обеспечению.
В период проведения подпрограммы ежегодно оценивается перечень запланированных и выполненных мероприятий.
Заказчиком подпрограммы является администрация ЗАТО г. Североморск, заказчиком-координатором - управление экономического развития и стратегического планирования.
Исполнители мероприятий подпрограммы ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 20 февраля до 2016 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы в управление экономического развития и стратегического планирования.
Муниципальный заказчик-координатор - управление экономического развития и стратегического планирования - несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию подпрограммы в целом, обеспечивает эффективное целевое использование и контроль средств, выделяемых на ее реализацию.
В ходе выполнения задач подпрограммы предусматривается персональная ответственность исполнителей за исполнение закрепленных за ними мероприятий.
Информация о ходе и итогах реализации подпрограммы открыта для широкой аудитории и размещается на сайте администрации ЗАТО г. Североморск.
Раздел 6. Оценка эффективности подпрограммы, рисков ее реализации
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных подпрограммой обеспечит проведение целенаправленной государственной политики, направленной на интенсивное развитие сферы потребительского рынка и услуг, повышение качества и безопасности производимых товаров и оказываемых услуг, обеспечение доступности товаров и услуг на территории ЗАТО г. Североморск.
Социальный эффект от реализации подпрограммы выражается в повышении качества жизни населения, создании дополнительных рабочих мест, совершенствовании системы подготовки и переподготовки кадров для сферы потребительского рынка и услуг.
Совокупность мероприятий, предусмотренных подпрограммой, обеспечит внедрение современных передовых технологий в сфере услуг и прирост доли объектов, предлагающих прогрессивные методы продажи и новые виды услуг, ежегодно на более чем 5 процентов.
Социальная эффективность подпрограммы также обусловлена улучшением здоровья населения путем повышения качества и безопасности реализуемых товаров и оказываемых услуг, улучшением питания детей в средних общеобразовательных учреждениях, повышением уровня знаний населения о защите своих прав, а также снижением стоимости основных видов продовольственных товаров путем сокращения звеньев товародвижения и т.д.
Мероприятия, представленные в настоящей подпрограмме, соответствуют наиболее вероятному сценарию развития потребительского рынка ЗАТО г. Североморск. В частности, предусматриваемые темпы развития материально-технической базы торговли, общественного питания и бытового обслуживания обеспечивают возможности достижения целевых социально-экономических показателей подпрограммы, в том числе ожидаемого роста объемов розничного товарооборота и реализации бытовых услуг.
Выполнение подпрограммы на среднесрочную перспективу связано с наличием ряда рисков. Источниками их существования является зависимость конъюнктуры потребительского рынка, темпов и пропорций его развития от внешних макроэкономических и социальных факторов.
На развитие сферы торговли и на объем потребления услуг в ЗАТО
в первую очередь влияют:
- динамика численности населения города, включая временное;
- динамика реальных доходов населения;
- изменение степени дифференциации населения города по уровню доходов;
- темпы инфляции на потребительские товары и услуги;
- изменение курса рубля;
- увеличение социальных выплат населению.
При существенных изменениях факторов развития отрасли предусматривается соответствующая корректировка подпрограммы в рамках создаваемого механизма ее управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 24 октября 2013 г. N 1087 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие конкурентоспособной экономики ЗАТО г. Североморск" на 2014 - 2016 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 24 октября 2013 г.
Текст постановления опубликован в газете " Североморские вести" N 44 от 01 ноября 2013 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 1 декабря 2020 г. N 1954
Изменения вступают в силу с 3 декабря 2020 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 9 ноября 2020 г. N 1788
Изменения вступают в силу с 13 ноября 2020 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 28 сентября 2020 г. N 1530
Изменения вступают в силу с 2 октября 2020 г. и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 10 августа 2020 г. N 1290
Изменения вступают в силу с 14 августа 2020 г. и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 19 февраля 2020 г. N 252
Изменения вступают в силу с 28 февраля 2020 г. и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморск Мурманской области от 20 декабря 2019 г. N 2730
Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморск Мурманской области от 9 декабря 2019 г. N 2640
Изменения вступают в силу с 20 декабря 2019 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморск Мурманской области от 28 августа 2019 г. N 1664
Изменения вступают в силу с 6 сентября 2019 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморск Мурманской области от 20 августа 2019 г. N 1580
Изменения вступают в силу с 30 августа 2019 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 27 мая 2019 г. N 1019
Изменения вступают в силу с 31 мая 2019 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 13 мая 2019 г. N 890
Изменения вступают в силу с 17 мая 2019 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска от 28 февраля 2019 г. N 346
Изменения вступают в силу с 22 марта 2019 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 29 декабря 2018 г. N 2305
Изменения вступают в силу с 15 февраля 2019 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 20 июня 2018 г. N 1071
Изменения вступают в силу с 6 июля 2018 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 23 марта 2018 г. N 460
Изменения вступают в силу с 13 апреля 2018 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморск Мурманской области от 11 декабря 2017 г. N 2007
Изменения вступают в силу с 2 февраля 2018 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 13 ноября 2017 г. N 1763
Изменения вступают в силу с 17 ноября 2017 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморск Мурманской области от 7.декабря 2016 г. N 1636
Изменения вступают в силу с 16 декабря 2016 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 13 октября 2016 г. N 1328
Изменения вступают в силу с 21 октября 2016 г., за исключением пункта 1.2 изменений, вступающего в силу с 1 января 2017 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 23 марта 2016 г. N 264
Изменения вступают в силу с 25 марта 2016 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 29 октября 2015 г. N 1066
Изменения вступают в силу с 13 ноября 2015 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 11 ноября 2014 г. N 1243
Изменения вступают в силу с 21 ноября 2014 г.
Постановление Администрации ЗАТО г. Североморска Мурманской области от 30 сентября 2014 г. N 1052
Изменения вступают в силу с 3 октября 2014 г.