В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания на территории Мурманской области на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов (далее - Программа).
2. Признать утратившим силу приказ Министерства социального развития Мурманской области от 21.05.2018 N 230 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания на территории Мурманской области на 2018 год".
3. Управлению социального обслуживания (Хомутова Э.И.) совместно с управлением социальной защиты, опеки и попечительства (Шипилов И.В.):
3.1. Организовать работу по выполнению утвержденной Программы в 2019 году.
3.2. В срок до 15 декабря 2019 года подготовить отчет об исполнении мероприятий Программы за 2019 год.
4. Действие настоящего приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
С.Б. Мякишев |
Программа
профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания на территории Мурманской области на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов
(утв. приказом Министерства социального развития Мурманской области от 27 февраля 2019 г. N 103)
1. Общие положения
1.1. Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания и обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры на территории Мурманской области (далее - Программа) разработана в соответствии с частью 1 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
1.2. Настоящая Программа направлена на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Министерством социального развития Мурманской области (далее - Министерство) при проведении мероприятий по региональному государственному контролю на территории Мурманской области в отношении подконтрольных субъектов:
- по оценке соответствия их деятельности, объемов, качества социальных услуг, порядка и условий их оказания требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Мурманской области в сфере социального обслуживания;
- по оценке соответствия их объектов социальной инфраструктуры и оказываемых услуг требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и Мурманской области в сфере обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов.
1.3. Понятия, используемые в Программе:
а) профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое Министерством в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований;
б) подконтрольные субъекты - государственные областные учреждения социального обслуживания, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания и поставщики социальных услуг, входящие в реестр поставщиков социальных услуг (далее - поставщики социальных услуг);
в) подконтрольные объекты - здания, помещения, оборудование, предметы и иные подобные объекты, используемые поставщиками социальных услуг при осуществлении своей деятельности и (или) совершении действий, предоставляемые поставщиком социальные услуги;
г) охраняемые законом ценности - права и законные интересы граждан при предоставлении социальных услуг;
д) подконтрольная сфера - состояние охраняемых законом ценностей в сфере социального обслуживания и обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, используемых поставщиками услуг;
е) обязательные требования - требования к поставщикам социальных услуг, имеющие обязательный характер и установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области в сфере социального обслуживания и обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, используемых поставщиками услуг.
1.4. Программа рассчитана на краткосрочный (2019) и плановый (2020-2021) периоды.
2. Аналитическая часть
2.1. Виды осуществляемого государственного контроля (надзора)
2.1.1. Министерство является уполномоченным органом по осуществлению регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания на территории Мурманской области.
2.2. Обзор по видам государственного контроля (надзора)
Подконтрольные субъекты
2.2.1. Подконтрольными субъектами являются поставщики социальных услуг - юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Мурманской области социальное обслуживание граждан.
Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора)
2.2.2. Перечень правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования (в части предоставления социальных услуг), утвержден приказом Министерства от 31.01.2019 N 47.
Количество подконтрольных субъектов
2.2.3. В соответствии с реестром поставщиков социальных услуг по состоянию на 01.01.2019 количество подконтрольных субъектов составило 40, из них:
- 22 - государственные областные организации социального обслуживания населения;
- 7 - индивидуальные предприниматели;
- 3 - коммерческие организации;
- 8 - некоммерческие организации.
Проведенные мероприятия по контролю
2.2.4. На 2018 год было запланировано 4 проверки государственных областных учреждений. Прокуратурой Мурманской области План проведения проверок не согласован в связи с некорректным заполнением сведений графы "Основание проведения проверки". Плановые проверки в рамках регионального государственного контроля не осуществлялись.
Проведенные мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований
Приказом Министерства от 21.05.2018 N 230 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания на территории Мурманской области на 2018 год.
В ее рамках реализованы все запланированные мероприятия, направленные на предупреждение нарушения поставщиками социальных услуг обязательных требований, снижение риска причинения вреда, мотивацию к ответственному и добросовестному поведению.
Целевые показатели результативности мероприятий Программы следующие:
- общее количество проведенных профилактических мероприятий - 79;
- доля поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены профилактические мероприятия - 100%;
- количество мероприятий, направленных на информирование граждан и поставщиков социальных услуг по вопросам соблюдения обязательных требований посредством проведения разъяснительной работы в СМИ, на официальном интернет-портале Министерства - 9;
- доля обоснованных жалоб получателей социальных услуг на качество их предоставления % - 0,5% .
В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, используемых поставщиками услуг, проведены 4 информационно-методических семинара для специалистов учреждений социального обслуживания населения по созданию условий безбарьерного доступа на объекты социальной инфраструктуры для граждан из числа инвалидов и других маломобильных категорий населения.
Анализ и оценка рисков причинения вреда
Социальные услуги в сфере социального обслуживания оказываются лицам, которые в силу различных обстоятельств (инвалидность, пожилой возраст, отсутствие работы и средств к существованию, внутрисемейный конфликт и др.) не в состоянии самостоятельно улучшить условия жизнедеятельности.
Деятельность в данной области направлена не только на поддержку гражданина в непростой для него период, но и на устранение тех условий, которые значительно ухудшают или могут в ближайшее время ухудшить качество его жизни.
Поставщики социальных услуг обязаны предоставлять социальные услуги их получателям качественно, в соответствии с требованиями законодательства в области социального обслуживания и обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры.
Несмотря на принимаемые меры по профилактике нарушений обязательных требований, проблемой в подконтрольной сфере остаются случаи несоблюдения поставщиками социальных услуг законодательства в установленной сфере.
Эти действия снижают уровень безопасности охраняемых прав и законных интересов граждан в процессе предоставления социального обслуживания, увеличивают риск причинения вреда здоровью получателей социальных услуг.
Проверки, проведенные в рамках федерального государственного контроля, выявили факты нарушения областными учреждениями социального обслуживания требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Также не обеспечены (не полностью обеспечены) повышение квалификации отдельных специалистов (несоответствие уровня квалификации занимаемой должности); возможность для самостоятельного передвижения по территории организации, входа, выхода и перемещения внутри такой организации; дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями и др.
Некоторыми государственными областными учреждениями не в полной мере осуществляется внутренний контроль организации, полноты и качества предоставления социальных услуг.
Имеют место отдельные случаи использования специалистами поставщиков информации о получателях социальных услуг в личных целях (нарушение требований законодательства о защите персональных данных).
Мониторинг социального обслуживания граждан в Мурманской области в соответствии с приказом Минтруда России от 18.09.2014 N 651н выявил выявил недостаточное обеспечение негосударственными поставщиками социальных услуг требований законодательства в части информационной открытости и доступности сведений об их деятельности.
Федеральным законом от 25.12.2018 N 480-ФЗ введены "надзорные каникулы" в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2019 - 2020 годах они не могут быть проверены планово. При этом, негосударственные организации и индивидуальные предприниматели являются новыми участниками рынка социального обслуживания. Зачастую они неверно истолковывают содержание обязательных требований, имеют недостаточный уровень правовой грамотности в сфере оказания социальных услуг.
Поэтому профилактические мероприятия, проводимые на регулярной основе, остаются актуальным и востребованным видом деятельности в рамках регионального государственного контроля.
2.3. Цели и задачи Программы
2.3.1. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
- предупреждение нарушения поставщиками социальных услуг обязательных требований;
- снижение риска причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
- разъяснение поставщикам социальных услуг обязательных требований;
- создание системы профилактики нарушений обязательных требований в подконтрольной сфере.
2.3.2. Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения и снижения рисков их возникновения;
- повышение уровня правовой грамотности поставщиков социальных услуг;
- мотивация поставщиков социальных услуг к добросовестному поведению.
3. План-график профилактических мероприятий на 2019 год и проект плана на 2020 - 2021 годы
N |
Вид мероприятия |
Форма мероприятия |
Периодичность/ срок исполнения |
Ответственное структурное подразделение |
1. |
Размещение и поддержание в актуальном состоянии на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования |
Актуализация перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования |
По мере необходимости |
Управление социального обслуживания
Управление социальной защиты, опеки и попечительства |
2. |
Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований |
|
|
|
2.1. |
|
Проведение консультаций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований (в том числе в виде совещаний, семинаров и т.п.) |
По мере необходимости, но не реже 1 раза в полугодие |
Управление социального обслуживания
Управление социальной защиты, опеки и попечительства |
2.2. |
|
Информирование о вступлении в законную силу новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, в том числе посредством размещения на официальном интернет-портале Министерства |
По мере необходимости |
Управление социального обслуживания
Управление социальной защиты, опеки и попечительства |
2.3. |
|
Подготовка и направление методических рекомендаций по соблюдению обязательных требований |
По мере необходимости, но не менее чем 1 раз в полгода |
Управление социального обслуживания
Управление социальной защиты, опеки и попечительства |
2.4. |
|
Подготовка проверочных листов |
1 квартал 2019 года |
Управление социального обслуживания
Управление социальной защиты, опеки и попечительства |
2.5. |
|
Проверка сведений, содержащихся в документах, представленных поставщиками социальных услуг для получения компенсации затрат за оказанные социальные услуги, в пределах компетенции управления социального обслуживания |
Ежемесячно |
Управление социального обслуживания |
2.6. |
|
Подготовка руководства по соблюдению обязательных требований |
При необходимости |
Управление социального обслуживания
Управление социальной защиты, опеки и попечительства |
3. |
Обобщение практики осуществления регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания |
|
|
|
3.1. |
|
Сбор и анализ данных о проведенных мероприятиях по контролю |
Не менее чем 1 раз в полгода |
Управление социального обслуживания
Управление социальной защиты, опеки и попечительства |
3.2. |
|
Подготовка обзора осуществления регионального государственного контроля |
Не реже одного раза в год |
|
3.3. |
|
Участие в публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики исполнительных органов государственной власти Мурманской области по региональным видам государственного контроля (надзора) |
1 раз в полгода |
Мероприятия на 2020 - 2021 годы могут корректироваться по результатам исполнения плана-графика на 2019 год.
4. Лица, уполномоченные на выдачу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований
4.1. Лицами, уполномоченными на выдачу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, являются консультант и главные специалисты управления социального обслуживания Министерства, главный специалист управления социальной защиты, опеки и попечительства Министерства.
4.2. Выдача поставщику социальных услуг предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения".
5. Целевые показатели результативности мероприятий Программы
5.1. Целевыми показателями результативности мероприятий Программы являются:
N |
Наименование показателя |
Формула расчета |
Комментарии |
Базовое значение показателя (2018 год) |
Целевое значение показателя (2019 год) |
Плановое значение показателя (2020 год) |
Плановое значение показателя (2021 год) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Количество несчастных случаев, произошедших с получателями услуг в ходе предоставления социальных услуг |
|
Показатель учитывает общее количество несчастных случаев, произошедших с получателями услуг в ходе предоставления социальных услуг |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Общее количество проведенных профилактических мероприятий |
|
Показатель учитывает суммарное количество проведенных профилактических мероприятий |
79 |
Не менее 80 |
Не менее 80 |
Не менее 80 |
3. |
Доля поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены профилактические мероприятия |
- количество поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены профилактические мероприятия; - общее количество поставщиков социальных услуг |
100% |
100% |
100% |
100% |
|
4. |
Количество мероприятий, направленных на информирование граждан и поставщиков социальных услуг по вопросам соблюдения обязательных требований посредством проведения разъяснительной работы в СМИ, на официальном интернет-портале Министерства |
|
Показатель учитывает суммарное количество мероприятий, направленных на информирование граждан и поставщиков социальных услуг по вопросам соблюдения обязательных требований |
9 |
Не менее 10 |
Не менее 10 |
Не менее 10 |
5. |
Доля обоснованных жалоб получателей социальных услуг на качество их предоставления |
- количество обоснованных жалоб; - количество жалоб всего |
0,5 |
0 |
0 |
0 |
5.2. Ожидаемые конечные результаты Программы:
- повышение эффективности обеспечения соблюдения обязательных требований в сфере социального обслуживания;
- повышение доступности информации об обязательных требованиях, предъявляемых к деятельности в сфере социального обслуживания, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- отсутствие обоснованных жалоб получателей социальных услуг на качество их предоставления.
5.3. Управление социального обслуживания в срок до 15 декабря 2019 года готовит отчет о проведенной профилактической работе за 2019 год, включающий также оценку результативности мероприятий Программы.
5.4. Достижение целей Программы осуществляется путем оценки показателей результативности мероприятий Программы, определенных в пункте 5.1.
5.5. Отчет о проведенной профилактической работе за 2019 год размещается на интернет-сайте Министерства интернет - портала "Правительство Мурманской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания и обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, устранения причин, факторов и условий, способствующих этим нарушениям, Министерством социального развития Мурманской области утверждена программа профилактики нарушений.
Соблюдение обязательных требований оценивается Министерством социального развития путем проведения мероприятий регионального государственного контроля:
- по оценке соответствия деятельности объектов контроля, объемов, качества социальных услуг, порядка и условий их оказания требованиям законодательства в сфере социального обслуживания;
- по оценке соответствия объектов социальной инфраструктуры и оказываемых услуг требованиям нормативных правовых в сфере обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов.
Программа рассчитана на краткосрочный (2019 г.) и плановый (2020-2021 г.г.) периоды.
Определены лица, уполномоченные на выдачу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, а также целевые показатели результативности мероприятий программы.
В результате реализации программы планируется повысить эффективность обеспечения соблюдения обязательных требований в сфере социального обслуживания и доступность информации об обязательных требованиях, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- отсутствие обоснованных жалоб получателей социальных услуг на качество их предоставления.
Действие настоящего приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
Приказ Министерства социального развития Мурманской области от 27 февраля 2019 г. N 103 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания на территории Мурманской области на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2019 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года
Текст приказа опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Мурманской области (http://npa.gov-murman.ru/) в электронном бюллетене "Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области" 1 марта 2019 г.