Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 13
к муниципальной программе "Развитие
образования города Владивостока"
на 2020-2024 годы
Подпрограмма
"Развитие и поддержка педагогических кадров" муниципальной программы "Развитие образования города Владивостока" на 2020 - 2024 годы
Паспорт подпрограммы "Развитие и поддержка педагогических кадров" муниципальной программы "Развитие образования города Владивостока" на 2020-2024 годы"
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, в том числе основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Образование, являясь важнейшим социальным институтом, отражает состояние и тенденции развития общества, влияет на него, от состояния системы образования в значительной мере зависит социально-экономическое развитие государства. Изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на требования нового исторического этапа. В этих условиях возникает необходимость совершенствования муниципальной системы образования города Владивостока и управления образовательным пространством.
Изменения в содержании и организации деятельности образовательных организаций (далее - ОО), их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке педагога. Возникает потребность в расширении инновационной деятельности ОО и новом социальном типе личности руководителя и учителя, способных к ее реализации, выявлении в связи с этим особенностей развития педагогического профессионализма и возможностей повышения его инновационного потенциала в массовой педагогической практике.
Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы мероприятий по профессиональному развитию посредством прохождения повышения квалификации, участия в образовательных стажировках и научно-практических конференциях, других образовательных мероприятий в очной форме, заочной форме и заочной форме с применением дистанционных технологий и профессиональной переподготовки, адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и ОО.
В соответствии с этими важнейшими направлениями кадровой политики являются:
- повышение профессиональной компетенции педагогических и руководящих работников системы образования;
- повышение социального статуса педагогических и руководящих работников;
- удовлетворение потребностей образовательных учреждений в педагогических кадрах.
К 2021 году завершится переход всех уровней общего образования на новые основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС.
Успех реализации новых стандартов напрямую зависит от учителя, который способен модернизировать содержание своей деятельности и применить достижения науки и передового педагогического опыта на практике. Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий дает возможность учителю повысить мотивацию обучающихся через профессионально-практическую направленность своих занятий и добиться запланированных результатов в своей профессиональной педагогической деятельности.
Анализ состояния муниципальной системы образования города Владивостока выявил ряд проблем, которые ведут к необходимости системного развития кадрового потенциала отрасли.
Одним из важных факторов, влияющих на качество предоставления населению услуг в области образования, является укомплектованность образовательных организаций кадрами и их квалификация.
В муниципальной системе образования города Владивостока работают 4996 педагогов. Укомплектованность муниципальных образовательных учреждений города Владивостока педагогическими кадрами, с учетом работы по совместительству, составляет 98,6%, дефицит кадров составляет 14%.
Но если каждый педагог будет работать на одну ставку, то укомплектованность ОО педагогическими работниками составит 69%.
Средний возраст педагогических работников составляет 50 лет, доля педагогов в возрасте до 35 лет составляет 19,5%, а доля молодых педагогов всего 8%. Доля педагогов пенсионного возраста увеличивается - 29% (2016 год), 32% (2017 год), 38% (2018 год). Через пять лет эта возрастная группа будет массово уходить из образовательных организаций. 92,4% педагогических работников - это женщины.
В настоящее время доля директоров школ в возрасте 55 лет и старше составляет 52%. Возрастным руководителям нелегко адаптироваться к вызовам времени, формировать эффективную управленческую команду, разрабатывать перспективные направления развития учреждения. Наблюдается сильное расслоение ОО по достижению качественных и количественных показателей деятельности и развития ОО. Через пять лет эта возрастная группа будет массово уходить с руководящих должностей.
Изучение и анализ распределения педагогических кадров по образовательным организациям позволяет установить, что на конец 2018-2019 учебного года наибольшее число вакантных мест по следующим предметам: начальные классы - 72 вакансии; иностранный язык - 56 вакансий, математика - 31 вакансия, русский язык и литература - 35 вакансий, физическая культура - 12 вакансий. Количество вакансий по должности "воспитатель" составляет 175 (ставки). Наблюдается тенденция к повышению количества вакантных мест в образовательных организациях, особенно в начальных классах, также продолжает оставаться достаточно высоким число вакансий в дошкольных образовательных организациях.
Мониторинг образовательного уровня педагогических работников образовательных организаций показал, что имеют высшее образование 90,5% учителей школ, 69,7% педагогов дополнительного образования и 37,2% педагогов, работающих в детских садах.
Профессиональная компетентность и уровень образования педагогов - главный направляющий фактор качества обучения и воспитания.
Привлечение молодых педагогических кадров в муниципальные образовательные организации и создание для них системы мотивации также является актуальной задачей для городской системы образования.
Но проблема заключается не только в привлечении молодых выпускников высших и средних учебных заведений в ОО, но и в наличии для них условий для закрепления. Создание для молодых педагогов в образовательной организации благоприятной коммуникативной, методической, эмоциональной среды имеет большое значение для их профессионального становления. Решением данной проблемы может стать работа "Школы молодых педагогов", где будет оказана поддержка начинающим педагогам в преодолении профессиональных затруднений, через оказание методической и психологической помощи.
Конкурсы педагогического мастерства - одно из средств повышения профессионализма педагога. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку. Важна атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия требуют огромных интеллектуальных затрат, рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.
На основании вышесказанного основными задачами кадрового обеспечения учреждений образования города Владивостока, требующими решения, являются:
- формирование нового социального типа личности руководителя и учителя;
- совершенствование системы мероприятий по профессиональному развитию педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений города Владивостока посредством прохождения повышения квалификации и профессиональной переподготовки, участия в образовательных стажировках и научно-практических конференциях, других образовательных мероприятий в очной форме, заочной форме и заочной форме с применением дистанционных технологий;
- создание стимулов для закрепления молодых педагогов, выпускников учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования, в муниципальных образовательных учреждениях города Владивостока;
- предотвращение оттока квалифицированных педагогических работников из муниципальных образовательных учреждений города Владивостока в иные сферы деятельности;
- создание условий педагогическим работникам, для участия в национальной системе профессионального роста.
Все эти проблемы требуют комплексного решения посредством использование программно-целевого метода. Программно-целевой метод (метод целевых программ) предполагает разработку важнейших социально-экономических целевых программ. Он основан на подчинении распределения ресурсов, намечаемых мероприятий на каждом уровне планирования и управления достижению определенной цели.
Актуальность подпрограммы заключается в необходимости обеспечить благоприятные условия для качественного удовлетворения потребностей педагогов в социально-экономической поддержке своей деятельности и реализации своего профессионального потенциала, для обеспечения системы образования города Владивостока высококвалифицированными кадрами для предоставления качественного и доступного образования.
В то же время использование программно-целевого метода при решении проблем связано с определенными рисками, прежде всего финансово-экономическими.
Финансово-экономические риски могут быть связаны с сокращением ранее выделенного бюджетного финансирования подпрограммы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет реструктуризировать подпрограмму, разрабатывать и реализовывать механизмы приостановления ряда уже начатых изменений.
Решение о сокращении бюджета подпрограммы независимо от времени его принятия может привести к падению эффективности расходов подпрограммы.
С целью минимизации влияния вышеперечисленных рисков на достижение цели и задачи подпрограммы планируется принятие следующих мер:
- введение мониторинга реализации мероприятий подпрограммы;
- открытость и подотчетность процесса реализации мероприятий подпрограммы;
- экспертно-аналитическое и информационное сопровождение реализации мероприятий подпрограммы.
2. Приоритеты муниципальной политики города Владивостока в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи подпрограммы
Кадровые ресурсы отрасли образования - одно из приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, Приморского края, города Владивостока. Основные ориентиры развития педагогических кадров определены документами:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (Национальный проект РФ "Образование");
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на период 2018 - 2025, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. N 1642;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года";
- Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2030 года, утвержденная постановлением Администрации Приморского края от 28.12.2018 N 668-па;
- Государственная программа Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2013-2024 годы", утвержденная постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 N 395-па.
В связи с вышеизложенным целью подпрограммы является обеспечение системы образования города Владивостока высококвалифицированными кадрами для предоставления качественного и доступного образования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачу по созданию условий для удовлетворения потребностей педагогов в социально-экономической поддержке своей деятельности и реализации своего профессионального потенциала.
3. Целевой индикатор, показатель подпрограммы
Целевой индикатор, характеризующий достижение цели подпрограммы:
- повышение качества образования обучающихся с 53,3% в 2019 году до 55,6% в 2024 году.
Показатель, характеризующий решение задачи подпрограммы:
- увеличение доли педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников, с 0% в 2019 году до 50% в 2024 году.
Сведения о целевом индикаторе, показателе подпрограммы с расшифровкой плановых значений по годам и этапам ее реализации представлены в приложении N 1 к муниципальной программе.
4. Описание мероприятий подпрограммы
Для достижения цели и решения задачи, поставленной подпрограммой, предусматривается реализация ряда мероприятий, направленных на совершенствование, поддержку и развитие кадрового потенциала отрасли в рамках основных мероприятий:
"Организация и проведение мероприятий по развитию и поддержке педагогических кадров", в том числе мероприятий: "проведение городского конкурса "Молодой специалист года"; "организация и проведение "Школы молодого педагога"; "мероприятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений города Владивостока"; "организация и проведение городского фестиваля образовательных инноваций, городского августовского педсовета"; "проведение конкурсов педагогического мастерства"; "организация и проведение торжественного собрания, посвящённого Международному дню учителя".
"Предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций", в том числе мероприятий: "предоставление единовременной денежной выплаты молодому специалисту"; "назначение ежемесячной денежной выплаты молодому специалисту"; "назначение ежемесячной денежной выплаты наставнику"; "предоставление компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения молодому специалисту"; "предоставление педагогическому работнику компенсации части стоимости путевки на санаторно-курортное лечение".
Перечень основных мероприятий и мероприятий по подпрограмме, наименование ответственного исполнителя, соисполнителя подпрограммы, сроки и ожидаемые результаты их реализации, последствия нереализации подпрограммы, связь с показателями муниципальной программы представлены в приложении N 2 к муниципальной программе.
5. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы направлен на эффективное планирование мероприятий, координацию действий участников подпрограммы, обеспечение контроля исполнения программных мероприятий.
Механизм реализации основан на осуществлении мероприятий в соответствии с финансовыми средствами, предусмотренными в бюджете Владивостокского городского округа на финансирование подпрограммы.
Мероприятия по проведению конкурса "Молодой специалист года" осуществляются на основе Положения о проведении конкурса, утвержденного постановлением администрации города Владивостока.
Проведение "Школы молодого педагога" предусматривает приобретение информационных материалов для молодых специалистов.
Организация и проведение городского фестиваля образовательных инноваций осуществляется путем проведения на базе ресурсного центра муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 1 г. Владивостока" пленарного заседания, научно-методической конференции педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Владивостока и др.
Проведение августовских мероприятий с педагогическими кадрами и торжественных мероприятий, посвященных Международному дню учителя, осуществляется путем организации собраний, подготовки информационных материалов и др.
"Предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций" осуществляется в соответствии с Законом Приморского края от 23.11.2018 N 389-КЗ
"О предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций Приморского края" через предоставление субсидий на основании постановления Администрации Приморского края от 18.12.2018 N 619-па
"О порядке предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций Приморского края".
Управление подпрограммой осуществляется ответственным исполнителем - Управлением по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока, соисполнителем: управлением культуры администрации города Владивостока.
6. Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы и сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы
Применение мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы в виде налоговых, тарифных, кредитных мер не планируется.
Реализация мероприятий подпрограммы не требует дополнительного применения мер правового регулирования.
7. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными и автономными учреждениями по подпрограмме
Муниципальные услуги в рамках подпрограммы не оказываются.
Выполнение муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными и автономными учреждениями города Владивостока в рамках подпрограммы не предусмотрено (приложение N 5 к муниципальной программе).
8. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы за счет средств бюджета Владивостокского городского округа, а также по годам реализации подпрограммы
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы составляет 347 796,25 тыс. рублей, в том числе:
- общий объем средств бюджета Владивостокского городского округа - 7 586,25 тыс. рублей, в том числе:
2020 год - 1 517,25 тыс. руб.;
2021 год - 1 517,25 тыс. руб.;
2022 год - 1 517,25 тыс. руб.;
2023 год - 1 517,25 тыс. руб.;
2024 год - 1 517,25 тыс. руб.;
- общий объем средств краевого бюджета - 340 210,00 тыс. рублей, в том числе:
2020 год - 68 042,00 тыс. руб.;
2021 год - 68 042,00 тыс. руб.;
2022 год - 68 042,00 тыс. руб.;
2023 год - 68 042,00 тыс. руб.;
2024 год - 68 042,00 тыс. руб.
Информация по ресурсному обеспечению реализации подпрограммы за счет средств бюджета Владивостокского городского округа по годам реализации подпрограммы представлена в паспорте подпрограммы, с расшифровкой по главным распорядителям средств бюджета Владивостокского городского округа, основным мероприятиям и входящим в их состав мероприятиям, а также по годам реализации подпрограммы представлена в приложении N 6 к муниципальной программе.
Информация по ресурсному обеспечению реализации подпрограммы за счет средств вышестоящих бюджетов (краевого) по годам реализации подпрограммы представлена в паспорте подпрограммы, с расшифровкой по основным мероприятиям и входящим в их состав мероприятиям, а также по годам реализации подпрограммы представлена в приложении N 7 к муниципальной программе.
Привлечение на реализацию цели подпрограммы средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, иных внебюджетных источников не предусмотрено (приложение N 7 к муниципальной программе).
Оценка степени влияния выделения дополнительных объемов ресурсов на целевой индикатор, показатель, на сроки и ожидаемые непосредственные результаты подпрограммы приведена в приложениях N 8, 9 к муниципальной программе.
Мероприятия подпрограммы и объемы ее финансирования уточняются ежегодно при формировании проекта бюджета Владивостокского городского округа на соответствующий финансовый год и плановый период.
9. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в 2020 - 2024 годах в один этап.
Начальник Управления по работе с муниципальными |
Л.В. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.