Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная программа
"Развитие культуры в Дубенском муниципальном районе на 2016 - 2020 годы"
(утв. постановлением администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 16 декабря 2015 г. N 727)
I. Паспорт
муниципальной программы "Развитие культуры в Дубенском муниципальном районе на 2016 - 2020 годы"
Наименование |
Муниципальная программа "Развитие культуры в Дубенском муниципальном районе на 2016 - 2020 годы".(далее - муниципальная Программа) |
Заказчик |
- администрация Дубенского муниципального района |
Разработчик |
- отдел культуры и туризма управления по социальной работе администрации Дубенского муниципального района. |
Ответственный исполнитель муниципальной Программы |
Заместитель главы - начальник управления по социальной администрации Дубенского муниципального района. |
Соисполнители муниципальной Программы |
- отдел образования управления по социальной работе администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия; - отдел по делам молодежи, спорта и физической культуры управления по социальной работе администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия; - отдел строительства, архитектуры и ЖКХ; - отдел по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям. |
Участники программы |
- учреждения культуры Дубенского муниципального района. |
Подпрограммы муниципальной Программы |
- "Туризм" |
Цели Программы |
- повышение качества жизни населения района путем предоставления возможности саморазвития через регулярные занятия творчеством по свободно выбранному направлению, воспитание (формирование) подрастающего поколения в духе культурных традиций страны, создание условий для развития творческих способностей и социализации современной молодежи, самореализации и духовного обогащения творчески активной части населения, полноценного межнационального культурного обмена; - обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры, как результат повышения качества и количества оказываемых ими муниципальных услуг; - развитие и сохранение кадрового потенциала учреждений культуры; - повышение престижности и привлекательности профессий в сфере культуры; - сохранение культурного и исторического наследия народов Российской Федерации, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации; - создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры, внутреннего и въездного туризма; - укрепление материально-технической базы учреждений культуры и приобретение оборудования. |
Задачи Программы |
- повышение качества и расширение спектра муниципальных услуг в сфере культуры; - укрепления материально-технической базы и технического переоснащения учреждений культуры; - поддержка инновационных и творческих проектов в сфере культуры Дубенского муниципального района; - сохранение объектов культурного наследия, определение приоритетных направлений деятельности в данной сфере; - формирование конкурентной среды в отрасли культуры путем расширения грантовой поддержки творческих проектов; - создание условий для творческой самореализации граждан; - вовлечение населения в создание и продвижение культурного продукта; - участие сферы культуры и туризма в формировании комфортной среды жизнедеятельности населенных пунктов; - совершенствование системы управления туристской отраслью; - развитие инфраструктуры туризма с применением механизмов государственно-частного партнерства. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- уровень удовлетворенности населения Дубенского муниципального района предоставлением муниципальных услуг в сфере культуры, %; - доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, %; -соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", и средней заработной платы в Республике Мордовия, %;- количество обучающихся в образовательных учреждениях дополнительного образования детей Дубенского муниципального района,%;- доля специалистов муниципальных учреждений культуры, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации, от общего числа работников культуры, %. |
Этапы и сроки реализации муниципальной Программы |
- 1 этап - 2016 год; - 2 этап - 2017 год; - 3 этап - 2018 год; - 4 этап - 2019 год; - 5 этап - 2020 год. |
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной Программы |
- общий объем финансирования муниципальной Программы в 2016 - 2020 годах составляет 288881,1 тыс. рублей, Источники финансирования: средства республиканского бюджета Республики Мордовия 64000,0 тыс. руб.; средства муниципальных бюджетов - 223688,1 тыс. руб.; внебюджетные источники 1193,0 тыс. руб., в том числе на реализацию: подпрограммы "Культура" общий объем финансирования составляет 288833,1 тыс. руб., в том числе за счет бюджетных ассигнований из средств, из средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 64000,0 тыс. руб., внебюджетных источников - 1193,0 тыс. руб.; из средств муниципальных бюджетов - 223640,1 тыс. руб.; подпрограммы "Туризм" общий объем финансирования составляет 48 тыс. руб., в том числе из средств муниципальных бюджетов 48 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
1. Повышение уровня удовлетворенности населения Дубенского района качеством предоставления муниципальных услуг в сфере культуры до 85%. 2. Укрепление единого культурного пространства Дубенского муниципального района. 3. Создание благоприятных условий для творческой деятельности самодеятельных художественных коллективов и отдельных исполнителей. 4. Освоение новых форм и направлений культурной деятельности. 5. Увеличение доступности и расширение предложений населению культурных благ и информации в сфере культуры. 6. Оптимизация расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на решении приоритетных задач в области культуры. 7. Увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения на 60,5%. 8. Увеличение количества специалистов муниципальных учреждений культуры, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации, от общего числа работников культуры до 70%. 9. Достижение уровня средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", до 100% от средней заработной платы по Республике Мордовия. |
Подпрограмма "Культура"
Паспорт подпрограммы "Культура" (далее - подпрограмма)
заказчик |
- администрация Дубенского муниципального района |
разработчик |
- отдел культуры и туризма управления по социальной работе администрации Дубенского муниципального района. |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Заместитель главы - начальник управления по социальной администрации Дубенского муниципального района.. |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- не предусмотрены |
Цели подпрограммы |
- сохранение и развитие культурного наследия Дубенского муниципального района, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа населения к культурным благам и информационным ресурсам. |
Задачи подпрограммы |
- обеспечение максимальной доступности для населения Дубенского муниципального района культурных ценностей и услуг, создание условий для повышения их качества; - гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, создание условий для сохранения культур народов, проживающих в Дубенском муниципальном районе, как целостной системы духовных ценностей общества; - поддержка и совершенствование системы дополнительного образования в сфере культуры; - оказание содействия в формировании позитивного мироощущения и идеологии здорового образа жизни, воспитание духовности, патриотизма и творческой активности нового поколения жителей района; - координация деятельности органов местного самоуправления Дубенского муниципального района в сфере культуры и искусства; - участие в реализации федеральных и республиканских программ сохранения и развития культуры, искусства, межнациональных, межрегиональных и международных культурных связей; - осуществление мер по реализации муниципальной политики в сфере культуры и искусства; - укрепление материально-технической базы и техническое переоснащение учреждений культуры; - обеспечение условий для полноценной творческой деятельности творческих коллективов, библиотек, учреждений образования и культурно-досуговых объектов; - регистрация объектов культурного наследия в Едином государственном реестре объектов культурного наследия. |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- количество мероприятий, проводимых учреждениями культурно-досугового типа, ед.; - количество муниципальных библиотек, ед.; - число пользователей библиотек, тыс. чел.; - число посетителей библиотек, тыс. чел.; - удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых учреждениями культуры, %; - количество библиографических записей, ед.; - доля библиотек, оснащенных компьютерами, в общем количестве библиотек, %; - количество объектов культурного наследия, находящихся на территории Дубенского муниципального района, с утвержденными границами зон охраны и границами территорий объектов культурного наследия, ед.; - количество объектов культурного наследия, находящихся на территории Дубенского муниципального района, с утвержденными границами территории и предметами охраны, ед.; -количество фестивалей и конкурсов народного творчества в районе, ед.;- доля учащихся детской школы искусств в творческих мероприятиях (доля участников от общего числа обучающихся детей), %;- количество участия в конкурсах и фестивалях международного и межрегионального значения, ед; - Увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- реализация подпрограммы будет осуществляться в течение 2016 - 2020 годов: - 1 этап - 2016 год; - 2 этап - 2017 год; - 3 этап - 2018 год; - 4 этап - 2019 год; - 5 этап - 2020 год. |
Объемы бюджетных ассигнований |
- объем бюджетных ассигнований на реализацию ассигнований подпрограммы из средств республиканского, районного бюджетов и внебюджетных источников составляет 288833,1 тыс. руб. (в текущих ценах), в том числе по годам: в 2016 году - 40196,9 тыс. руб. в 2017 году - 46988,1 тыс. руб. в 2018 году - 74046,6 тыс. руб. в 2019 году - 75318,4 тыс. руб. в 2020 году -52283,1 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- обеспечить широкий доступ всех социальных слоев населения к ценностям отечественной и мировой культуры; обеспечить сохранение и развитие историко-культурного наследия, традиционного народного творчества; стимулировать развитие всех видов и жанров современной культуры, искусства и народного творчества; обеспечить строительство, ремонт и реставрацию объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности; обеспечить прирост инвестиций в сферу культуры за счет средств федерального, республиканского бюджетов. |
Раздел 1. Сфера реализации подпрограммы, основные проблемы, оценка последствий и прогноз ее развития
В период радикальных социально-экономических преобразований основной целью в сфере культуры являлось сохранение культурного наследия народов России, сложившейся ранее системы институтов культурной жизни страны. Повышение темпов экономического роста, структурные изменения в экономике, связанные со становлением инновационной экономики, требуют качественно нового подхода к традиционной народной культуре, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного, выставочного дела, концертной деятельности, образования в сфере культуры и искусства.
В последние годы в сфере культуры заметен рост интереса населения Дубенского муниципального района к различным видам исполнительского и изобразительного искусства. Повысилось качество предоставляемых услуг. Проводятся фестивали, творческие конкурсы. Творческие коллективы, солисты, мастера декоративно-прикладного искусства района достойно представляют традиционную культуру Дубенского муниципального района в соседних районах Республики Мордовия, регионах России. Созданы возможности для приобщения к профессиональному искусству сельского населения через организацию выездных мероприятий и гастролей театрально-концертных учреждений.
В Дубенском муниципальном районе сложилась система традиционных творческих акций по всем жанрам самодеятельного народного творчества. Организуются и проводятся районные праздники, фестивали, смотры, конкурсы и выставки.
Произошли изменения в технологии обслуживания читателей, ресурсной и материально-технической базе библиотек. Внедряются технологии корпоративной каталогизации.
В то же время задачи, стоящие перед учреждениями культуры и искусства, не решаются в полном объеме.
Увеличение расходов, связанных с гастрольной деятельностью, при недостаточном финансировании делает невозможным участие коллективов и отдельных исполнителей в международных, всероссийских и региональных фестивалях, смотрах и конкурсах, создавая реальную угрозу утраты конкурентоспособности национальной культуры.
Сохраняются проблемы несоответствия технического оснащения муниципальных культурно-досуговых учреждений современным требованиям, недостаток финансовых средств на обновление сценических костюмов и музыкальных инструментов.
Качественному библиотечному обслуживанию населения препятствуют несоответствие между объемами, значимостью выполняемой библиотеками работы и их ресурсным обеспечением, недостаточная государственная поддержка их развития, неудовлетворительное состояние материально-технической базы библиотек, особенно в сельской местности.
Отсутствие должного финансирования библиотек влияет на организацию хранения больших массивов документов, тормозит переход на новые технологии, создание новых структурных подразделений, организацию современного библиотечного дизайна, приобретение новых технических средств и оборудования.
В развитии системы дополнительного образования существуют проблемы, связанные со старением педагогических кадров, несовершенством нормативно-правового обеспечения системы художественного образования, внедрением в учебный процесс современных технологий и новых технических средств обучения. Требуется совершенствование системы обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки молодых дарований. Низкая заработная плата, слабая социальная защищенность выпускников, отсутствие законодательной базы закрепления студентов за определенным местом работы, обучающихся на бюджетной основе, приводят к утрате молодых кадровых ресурсов.
Беспокойство вызывает состояние материально-технической базы. Материальная база существующих объектов муниципальных учреждений культуры сильно изношена и не соответствует утвержденным нормативам, инженерная инфраструктура не только морально, но и физически устарела. Поэтому обеспечение устойчивой и надежной работы таких объектов требует значительных капитальных вложений, а в ряде случаев - строительства новых зданий.
Укрепление материально-технической базы, широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволят повысить доступность культурных услуг, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям человека и общества.
Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в сфере культуры, целесообразно решать поставленные задачи с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение проблем за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
Программный подход позволит создать условия для решения общественно значимых задач улучшения социокультурного и информационного обеспечения населения Дубенского муниципального района.
В то же время, несмотря на явные преимущества программно-целевого метода, при реализации подпрограммы могут возникнуть определенные риски, связанные с ее финансированием: сокращение бюджетного финансирования, что повлечет за собой необходимость корректировки мероприятий подпрограммы, нерациональное распределение ее ресурсов и нецелевое их использование. Для предотвращения этого будет принят ряд мер, включая систематический мониторинг реализации мероприятий подпрограммы, широкое привлечение общественности и экспертов к разработке, реализации и оценке результатов подпрограммы, активное участие республиканских и муниципальных учреждений культуры и искусства в конкурсах грантов для дополнительного привлечения средств на реализацию отдельных проектов и проведение мероприятий.
Раздел 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы. Цели, задачи, показатели (индикаторы) и основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации
Глава 1. Приоритеты государственной и муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы.
Приоритетами государственной и муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
создание благоприятных условий для творческой деятельности населения;
освоение новых форм и направлений культурного обмена;
увеличение доступности и разнообразия предлагаемых населению культурных благ и информации в сфере культуры;
активизация экономических процессов развития культуры, роста негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль;
сохранение объектов культурного наследия и развитие национальной культуры.
Цели и задачи подпрограммы соответствуют приоритетам развития, заложенным в государственной программе Республики Мордовия "Развитие культуры и туризма" на 2014 - 2018 годы (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. N 579).
Глава 2. Цели, задачи, показатели (индикаторы) и основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации
Основными целями подпрограммы являются сохранение и развитие культурного наследия Дубенского муниципального района, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа населения к культурным благам и информационным ресурсам.
Для достижения вышеуказанных целей выдвинуты следующие приоритетные задачи:
1) обеспечение максимальной доступности для населения Дубенского муниципального района культурных ценностей и услуг, создание условий для повышения их качества;
2) гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, создание условий для сохранения культур народов, проживающих в Дубенском муниципальном районе, как целостной системы духовных ценностей общества;
3) оказание содействия в формировании позитивного мироощущения и идеологии здорового образа жизни, воспитание духовности, патриотизма и творческой активности нового поколения жителей района;
4) координация деятельности органов местного самоуправления Дубенского муниципального района в сфере культуры;
5) поддержка и совершенствование системы дополнительного образования в сфере культуры;
6) участие в реализации федеральных и республиканских программ сохранения и развития культуры, искусства, межнациональных, межрегиональных и международных культурных связей;
7) осуществление мер по реализации государственной политики в сфере культуры и искусства;
8) укрепление материально-технической базы и техническое переоснащение учреждений культуры;
9) обеспечение условий для полноценной творческой деятельности республиканских концертных организаций, творческих коллективов, библиотек, учреждений образования и культурно-досуговых объектов;
10) регистрация объектов культурного наследия в Едином государственном реестре объектов культурного наследия.
Система показателей (индикаторов) сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения целей и решения задач подпрограммы и включает взаимодополняющие друг друга показатели (индикаторы) реализации подпрограммных мероприятий.
Состав показателей (индикаторов) увязан с задачами и основными мероприятиями подпрограммы, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты и эффективность ее реализации.
Целевыми показателями (индикаторами) подпрограммы являются:
количество мероприятий, проводимых учреждениями культурно-досугового типа, ед.;
количество муниципальных библиотек, ед.;
число пользователей библиотек, тыс. чел.;
число посетителей библиотек, тыс. чел.;
удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых учреждениями культуры, %;
количество библиографических записей, ед.;
доля муниципальных библиотек, оснащенных компьютерами, в общем количестве библиотек, %;
количество объектов культурного наследия, находящихся на территории Дубенского муниципального района, с утвержденными границами зон охраны и границами территорий объектов культурного наследия, ед.;
количество объектов культурного наследия, находящихся на территории Дубенского муниципального района, с утвержденными границами территории и предметами охраны, ед.;
доля учащихся детских школ искусств в творческих мероприятиях (доля участников от общего числа, обучающихся детей), %;
количество участия в конкурсах и фестивалях международного и межрегионального значения, ед.;
увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий, чел.
Показатели (индикаторы) реализации подпрограммы имеют запланированные по годам количественные значения, рассчитываемые по утвержденным методикам на основе данных государственного статистического наблюдения.
Значения целевых показателей и индикаторов подпрограммы по годам ее реализации приведены в приложении 1. Показатели рассчитаны на основе прогноза их динамики с учетом имеющихся тенденций.
Основные ожидаемые результаты реализации подпрограммы определены в соответствии с поставленными задачами и предусмотренным финансированием.
В результате реализации подпрограммы планируется достичь следующих результатов:
обеспечить широкий доступ всех социальных слоев населения к ценностям отечественной и мировой культуры;
обеспечить сохранение и развитие историко-культурного наследия, традиционного народного творчества;
стимулировать развитие всех видов и жанров современной культуры, искусства и народных художественных промыслов и ремесел;
обеспечить строительство, ремонт и реставрацию объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности;
обеспечить прирост инвестиций в сферу культуры за счет средств федерального, республиканского бюджетов.
Подпрограмма реализуется в 2016 - 2020 годах.
Раздел 3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы.
Состав основных мероприятий подпрограммы определен, исходя из необходимости достижения ее целей и задач, может корректироваться по мере решения задач подпрограммы.
Достижение целей и решение задач подпрограммы будет осуществляться путем скоординированного выполнения комплекса мероприятий подпрограммы по следующим направлениям:
1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия Дубенского муниципального района.
2. Развитие культурно-досуговой деятельности Дубенского муниципального района.
3. Развитие народного художественного творчества муниципальных учреждений культуры, образовательных учреждений дополнительного образования детей Дубенского муниципального района.
4. Поддержка и распространение лучших традиций и достижений национальной народной культуры Дубенского муниципального района.
5. Методическая работа по повышению квалификации и оказание практической помощи работникам культуры Дубенского муниципального района.
Перечень и описание подпрограммных мероприятий
Подпрограммные мероприятия предполагают организацию и проведение общерайонных мероприятий и конкурсов, проводимых в целях организации досуга различных возрастных и социальных категорий горожан, сохранения культурных традиций различных этнических и национальных групп, формирования и развития социокультурного пространства района, повышения мотивации специалистов учреждений культуры района, обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений культуры. Перечень подпрограммных мероприятий представляет собой укрупненный список мероприятий сгруппированных по основным целям. Такая группировка позволяет варьировать количество мероприятий в рамках заданных направлений и финансовые ресурсы на их проведение. Конкретный перечень мероприятий уточняется ежегодно при составлении сметы расходов и формировании муниципальных заданий.
Основное мероприятие "Музыкальное искусство, концертная деятельность"
Музыкальное искусство занимает значительное место в исполнительской культуре Дубенского муниципального района. Исполнительские коллективы и сольные исполнители вносят неоценимый вклад в сохранение и развитие лучших традиций национального музыкального искусства, в обеспечение творческой преемственности поколений в музыкальном исполнительском искусстве. Поддержка музыкальных исполнительских коллективов является необходимым условием для обеспечения дальнейшего развития музыкального искусства Дубенского муниципального района, а также концертной деятельности в целом.
В рамках основного мероприятия по развитию музыкального искусства, концертной деятельности предполагается осуществление следующих мероприятий или групп мероприятий:
организация и проведение праздничных концертов;
проведение районных национально-фольклорных праздников, конкурсов и фестивалей народного творчества;
проведение фестивалей художественного творчества инвалидов;
проведение районных фестивалей детского творчества;
проведение районных фестивалей народных мастеров;
организация обменных концертов;
проведение творческих мероприятий в рамках празднования памятных дат в истории и культуре России.
Мероприятия к государственным праздникам проходят обычно в форме митингов, торжественных собраний, концертных программ: День защитника Отечества, Международный женский день, Международный день Весны и Труда, День Победы, День России, День народного единства. Во время проведения государственных праздников будут отмечены жители, внесшие значительный вклад в развитие района.
Проведение общерайонных мероприятий включает в себя такие мероприятия как, День района (торжественное собрание, праздничная программа в парке, выставки, викторины, конкурсы, прием Главы района), Новый год (открытие главной елки района, новогодние утренники для одаренных детей, опекаемых детей, детей из малообеспеченных семей с показом новогодних спектаклей, прием Главы района, новогодняя ночь, конкурсные программы в период зимних каникул).
Профессиональные праздники и юбилейные даты включают в себя проведение мероприятий, приуроченных ко Дню учителя, Дню сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, Дню работника культуры (установлен 25 марта Указом Президента РФ от 27.08.2007), Международному дню музеев (отмечается 18 мая с 1978 г.), Общероссийскому дню библиотек (отмечается 27 мая с 1995 г.), Дню медицинского работника, медицинской сестры, дню муниципальной службы, юбилеям ведущих творческих коллективов района, юбилеям русских и мордовских писателей. В рамках этих праздничных дат запланировано проведение торжественных мероприятий с целью представления населению и общественности района лучших достижений в сфере культуры, с чествованием лучших специалистов сферы культуры в районе, поощрение коллективов и исполнителей, ставших победителями республиканских, российских, международных фестивалей и конкурсов, организация выставок, проведение концертных программ.
Национальные праздники
Предполагается проведение следующих праздников: Проводы Зимы, День эрзянского языка, представляет собой массовой народное гуляние, спортивные состязания, выступления фольклорных коллективов, народные игры, обряды, ритуалы, проведение фестиваля авторской, бардовской песни.
На проведение этих мероприятий запланированы денежные средства из бюджета района:
Инновационная деятельность предполагает проведение конкурса социально-значимых проектов в сфере культуры, который направлен на создание условий для творческого поиска новых форм и технологий в предоставлении учреждениями услуг в сфере культуры и искусств, оказание адресной поддержки проектам, направленным на достижение практических результатов по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Конкурс предполагается проводить по следующим номинациям:
- Народное творчество. Досуг;
- Профессиональное искусство;
- Информационные ресурсы;
- Экспозиционная и выставочная деятельность;
- Историко-культурное наследие.
Будет осуществлено частичное финансирование проектов победителей на основании предоставленных смет. За период реализации программы планируется реализация не менее 3 социально-значимых проектов в сфере культуры ежегодно.
Фестивали, конкурсы включают в себя фестивали и конкурсы, организованные на территории района и участие творческих коллективов и исполнителей в фестивалях и конкурсах за пределами района. Мероприятия этого раздела направлены на обеспечение условий для роста профессионального мастерства исполнителей, поддержку и развитие профессионального и самодеятельного народного творчества, создания эффективной среды обмена опытом, открытия новых имен и дарований.
В 2016 - 2020 гг. на территории Дубенского муниципального района ежегодно будут организованы и проведены следующие фестивали и конкурсы:
- фестиваль декоративно - прикладного творчества "Хоровод культур" (июль)
- фестиваль художественного чтения "Ликующая Муза" (октябрь)
- фестиваль - "Рождественские песни" (январь)
- фестиваль - "Светлая Пасха Христова" (апрель - май)
- фестиваль военно-патриотической песни "Афганское эхо" (февраль)
- фестиваль народного творчества "Играй, гармонь" (январь)
- фестиваль народного творчества "Шумбрат, Мордовия!"
- фестиваль народного творчества "Земли моей талантливые люди";
- фестиваль эрзянской песни "Содо, садоморонькужос!";
- фестиваль эрзянских фольклорных обрядов "Ош Пандо - легенда моего края".
Запланировано участие творческих коллективов и исполнителей в фестивалях и конкурсах за пределами района: в фестивалях декоративно - прикладного творчества, фестивалях хореографического и вокального искусства, изобразительного искусства.
Планируется привлечение добровольных пожертвований на проведение фестивалей, конкурсов на территории района: сувениры, реклама, полиграфические услуги, услуги привлеченных специалистов, проживание, проезд питание, организационные взносы и др. За период реализации программы планируется организация и поведение на территории района не менее 8 фестивалей и конкурсов ежегодно. Перечень конкурсов, фестивалей, мероприятий, концертов приведены в приложении 7.
Основное мероприятие "Изобразительное искусство и выставочная деятельность"
Дубенский муниципальный район вовлечен в активную художественную деятельность. Педагогами и учениками ДШИ, народными мастерами созданы многочисленные художественные полотна, произведения декоративно-прикладного творчества, которые гармонично вписываются в культурное пространство района.
Выставки формируют особую культурную среду, имеющую широкие возможности для профессиональных занятий художественным образованием и творчеством, приобщения детей и молодежи к различным видам изобразительного искусства и творческого досуга.
В рамках основного мероприятия по развитию изобразительного искусства и выставочной деятельности предполагается осуществление следующих мероприятий или групп мероприятий:
организация и проведение персональных выставок художников;
организация и проведение творческих проектов в области современного изобразительного искусства, краеведения, дизайна, включая поддержку творческих проектов молодых авторов;
организация выставочных проектов в области современного народного искусства (приложение 9).
Основное мероприятие "Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия"
Памятники истории и культуры составляют важную часть национального достояния Дубенского муниципального района. Они являются визитной карточкой района, формируя его культурно-исторический облик.
В рамках основного мероприятия по охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия предполагается осуществление следующих мероприятий или групп мероприятий:
разработка проектов зон охраны объектов и документации по определению границ территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории Дубенского муниципального района;
организация историко-культурной экспертизы проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Основное мероприятие "Сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры, поддержка народного творчества и культурно-досуговой деятельности"
В Дубенском муниципальном районе уделяется большое внимание проблемам возрождения, сохранения и популяризации национальной культуры. В рамках этой деятельности проводятся многожанровые мероприятия (фестивали, праздники), что в совокупности способствует обеспечению преемственности поколений в трансляции национальных культурных ценностей.
В рамках основного мероприятия по сохранению, возрождению и развитию традиционной народной культуры, поддержке народного творчества и культурно-досуговой деятельности планируется осуществление следующих мероприятий или групп мероприятий:
расходы по содержанию подведомственных учреждений.
Основное мероприятие "Развитие библиотечного дела"
Выполняя важные социальные и коммуникативные функции, библиотеки являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры района, которые предоставляют накопленные ресурсы в пользование обществу.
В рамках основного мероприятия по развитию библиотечного дела планируется проведение следующих мероприятий или групп мероприятий:
расходы по содержанию подведомственных учреждений;
обновление книжного фонда;
организация и проведение республиканских семинаров, конкурсов, конференций и круглых столов;
издательская деятельность библиотек;
проведение мероприятий по доступности для инвалидов и маломобильных групп населения
участие библиотек в совещаниях, семинарах в области библиотечного дела.
Основное мероприятие "Дополнительное образование"
Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал художественно-эстетического воспитания. В настоящее время художественно-эстетическое воспитание в системе дополнительного образования детей решает сегодня социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга, восполняет "пробелы" общего образования, создает условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях искусства. В силу своих преимуществ: разнообразия сфер деятельности, индивидуального подхода к личности учащегося, дополнительное образование предоставляет детям и подросткам более широкие, чем школьное образование, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов.
В рамках основного мероприятия по развитию дополнительного образования планируется проведение следующих мероприятий:
расходы по содержанию подведомственных учреждений;
организация и проведение республиканских, районных семинаров, конкурсов, конференций и круглых столов (приложение 8).
Основное мероприятие "Развитие инфраструктуры сферы культуры и искусства"
Уровень развития инфраструктурной базы сферы культуры и искусства (библиотек, концертных и выставочных залов, домов культуры, домов досуга и творчества, культурно-досуговых центров, ДШИ) является одним из важнейших критериев эффективности функционирования данного направления общественной жизни. Проведение запланированных мероприятий по строительству новых, а также реконструкции и капитальному ремонту имеющихся объектов и учреждений культуры является необходимым условием дальнейшего прогресса отрасли в Дубенском муниципальном районе.
В рамках основного мероприятия по развитию инфраструктуры сферы культуры и искусства предполагается осуществление следующих мероприятий или групп мероприятий:
- организация и проведение строительства и реконструкции объектов культуры муниципальной собственности;
- проведение капитального ремонта муниципальных учреждений культуры;
- проведение проектно-изыскательских работ;
- приобретение музыкального, звукоусилительного, светового, технологического и др. оборудования, спортивного инвентаря, мягкого инвентаря, концертных костюмов, обуви;
- проведение противопожарных мероприятий;
- проведение мероприятий по доступности для инвалидов и маломобильных групп населения (приложение 10,11).
Основное мероприятие "Выплата денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам"
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 30 "О порядке распределения и предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для последующего предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на выплату денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам" Министерство культуры и туризма Республики Мордовия производит выплаты денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам, предусмотренные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 22 марта 2013 г. N 266 "О количестве денежных поощрений лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территории сельских поселений, и их работникам и размере иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на их выплату для каждого субъекта Российской Федерации на 2013 год", за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Министерство объявляет конкурс на получение денежного поощрения лучшими муниципальными учреждениями культуры, находящимися на территориях сельских поселений Республики Мордовия, и их работникам в целях:
- повышения роли учреждений культуры в обеспечении прав граждан на свободу творчества и участие в культурной жизни своей территории;
- привлечения широких масс общественности к активному участию в культурной жизни своего населенного пункта;
- приобщения подрастающего поколения к лучшим образцам отечественного и зарубежного искусства, истокам народной культуры, любительскому творчеству, нравственно-эстетическим ценностям.
Основное мероприятие "Государственная поддержка (грант) комплексного развития муниципальных учреждений культуры"
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2014 г. N 1909-р распределены иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку (грант) комплексного развития региональных и муниципальных учреждений культуры в рамках подпрограмм "Наследие" и "Искусство" государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 3 декабря 2014 г. N 583 утвержден Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений Республики Мордовия на государственную поддержку (грант) комплексного развития учреждений культуры.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "1 декабря 2014 г."
Порядок определяет случаи и правила предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений Республики Мордовия средств на государственную поддержку (грант) комплексного развития учреждений культуры в форме иных межбюджетных трансфертов (далее - трансферты).
Трансферты предоставляются в целях:
- обновления материально-технической базы;
- обеспечения специализированным автотранспортом.
Трансферты предоставляются бюджетам муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений Республики Мордовия, (далее - муниципальное образование) прошедшим конкурсный отбор в порядке, утвержденном Министерством культуры и туризма Республики Мордовия (далее - Министерство), на основании приказа Министерства о распределении государственной поддержки (грант) комплексного развития учреждений культуры в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии Министерства.
С прошедшими конкурсный отбор организациями культуры и искусства заключается соглашение между Министерством и администрацией соответствующего муниципального образования.
Трансферты носят целевой характер и не могут быть направлены на другие цели.
Основное мероприятие "Иные межбюджетные трансферты на проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек Дубенского муниципального района к сети "Интернет" и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий оцифровки"
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 июля 2012 г. N 290 "О Порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений в Республике Мордовия на проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек Республики Мордовия к сети "Интернет" и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки" утвержден Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений в Республике Мордовия на проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек Республики Мордовия к сети "Интернет" и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки.
Порядок устанавливает правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений в Республике Мордовия (далее - муниципальные образования) на проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек Республики Мордовия к сети "Интернет" и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки за счет средств, поступивших из федерального бюджета (далее - иные межбюджетные трансферты).
Иные межбюджетные трансферты из республиканского бюджета Республики Мордовия предоставляются бюджетам муниципальных образований Республики Мордовия на основании соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, заключаемых Министерством с администрациями муниципальных образований.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам муниципальных образований, имеющих как самостоятельные библиотеки, так и библиотеки, входящие в состав учреждений культуры муниципальных образований Республики Мордовия в качестве структурных подразделений.
Бюджетные средства, выделенные на проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек муниципальных образований к сети "Интернет" и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки, носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные настоящим Порядком.
Раздел 4. Обоснование объема финансирования ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы.
Ресурсное обеспечение подпрограммы осуществляется за счет средств республиканского и районного бюджетов. Финансирование мероприятий осуществляется через исполнительные органы муниципальной власти Дубенского муниципального района, ответственные за их реализацию.
Ресурсное обеспечение подпрограммы на 2016 - 2020 годы приведено в приложении 5.
Исходя из возможностей республиканского и районного бюджетов, объемы средств, направляемых на реализацию подпрограммы, могут уточняться.
Подпрограмма "Туризм"
Паспорт подпрограммы "Туризм" (далее - подпрограмма)
заказчик |
- администрация Дубенского муниципального района |
разработчик |
- отдел культуры и туризма управления по социальной работе администрации Дубенского муниципального района. |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Заместитель главы - начальник управления по социальной администрации Дубенского муниципального района. |
Цели подпрограммы |
- Формирование на территории Дубенского муниципального района конкурентоспособной туристической отрасли в качестве одной из отраслей экономики муниципального образования, обеспечивающей в одной стороны, спрос потребителей на удовлетворение потребностей в туристических услугах, а с другой стороны, увеличение вклада в социально-экономическое развитие муниципального образования за счет притока инвестиций, создания новых рабочих мест, увеличение доходной части районного бюджета, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия. |
Задачи подпрограммы |
- создание условий для эффективного развития сферы туризма и отдыха; - формирование конкурентоспособного туристического продукта, обеспечивающего позитивный имидж и узнаваемость Дубенского муниципального района; - проведение рекламной деятельности, направленной на продвижение туристических ресурсов Дубенского муниципального района на туристическом рынке; - развитие приоритетных видов туризма с целью формирования конкурентоспособного районного туристского продукта; - поддержка развития предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего предпринимательства; - содействие обеспечению развития инфраструктуры туризма путем привлечения инвестиций для реконструкции и создания новых туристических объектов; - содействие созданию условий для развития гостиничных, сервисных услуг на территории Дубенского муниципального района; - увеличение количества объектов инфраструктуры туризма и отдыха; - увеличение въездного туристического потока в район. |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- объем предоставленных экскурсионных услуг жителям и гостям Дубенского муниципального района; - количество вновь сформированных и апробированных туристических маршрутов; - рост числа занятых в туристической деятельности - число публикаций о туризме в Дубенском муниципальном районе на официальных Интернет-портале и в средствах массовой информации. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- реализация подпрограммы будет осуществляться в течение 2016 - 2020 годов без выделения этапов |
Объемы бюджетных ассигнований |
- объем бюджетных ассигнований из республиканского и районного бюджетов на реализацию подпрограммы составляет 48 тыс. руб. (в текущих ценах), в том числе по годам: в 2016 году - 30 тыс. руб.; в 2017 году -18 тыс. руб. в 2018 году -0,0 тыс. руб.; в 2019 году -0,0 тыс. руб.; в 2020 году -0,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- улучшение образа Дубенского муниципального района как района, благоприятного для туризма и отдыха; - повышение информированности местного населения и жителей других районов и регионов о возможностях и преимуществах туристского комплекса района; увеличение доходов районного бюджета за счет прямых поступлений налогов и обязательных платежей; - стимулирование развития отдельных секторов экономики (строительства, торговли, общественного питания, народных промыслов), связанных с развитием туризма; - увеличение объема въездного туризма, повышение уровня обслуживания, увеличение объема и разнообразия транспортных услуг, удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе; - создание условий для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия района; - главный социальный эффект подпрограммы будет состоять в росте числа рабочих мест и доходов граждан, занятых в сфере туризма; - социальный эффект: создание условий для удовлетворения широкого спектра потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, развлечении, спорте, общении, образовании, культурном просвещении, в деловых, религиозных и иных связях, повышение качества жизни, укрепление нравственного и физического здоровья местного населения. |
Раздел 1. Сфера реализации подпрограммы, основные проблемы, оценка последствий и прогноз ее развития
В то время, как по всей России туристическая индустрия рассматривается как одна из наиболее динамично развивающихся сфер современной экономики, в Дубенском муниципальном районе туризм практически не развивается. В Дубенском муниципальном районе развитие туризма должно выполнять ряд важных функций:
- играть важную роль в патриотическом воспитании;
- способствовать укреплению положительного имиджа Дубенского муниципального района;
- являться средством для обеспечения занятости населения;
- содействовать укреплению отраслей хозяйства, обслуживающих сферу туризма.
- являться источником денежных поступлений.
Туризм - это рынок туристических услуг, который регулируется спросом и предложением. К туристической услуге относится все, что может быть использовано для удовлетворения туристического спроса: гостиницы, рестораны, учреждения развлекательного характера, музеи, памятники, климат, ландшафт и так далее. Услуга должна быть предназначена для широкого круга потребителей с разным уровнем дохода с целью охвата большей доли рынка.
Анализ показывает, что развитие туризма в Дубенском муниципальном районе позволяет не только сохранить имеющийся богатый культурный и исторический потенциал района, но и использовать его как постоянный источник пополнения местного бюджета.
С экономической точки зрения въездной туризм имеет важное значение. Поток туристов - это дополнительная клиентура для многих предприятий сферы обслуживания. Туристы являются одним из наиболее платежеспособных сегментов потребителей. Благодаря туристским расходам (проживание в гостинице, экскурсионное обслуживание, питание, обмен валюты, сувениры, разнообразные покупки, пользование транспортом и пр.) в экономику района будут поступать дополнительные денежные средства. Часть этих средств поступит в виде налогов в бюджет Дубенского муниципального района.
Дубенский муниципальный район входит в состав Приволжского региона, расположен в восточной части Республики Мордовия, территория 896 кв. км. Население района многонациональное: 70% - эрьзя, 27% русские,3% татары, проживают украинцы, белорусы, чуваши, удмурты и др. Гидрографическую сеть составляют р. Сура и ее притоки Чеберчинка, Штырма, Лаша и др. Леса занимают 25% территории района. В лесах много озер и болот. Дубенская земля имеет большое и славное историческое прошлое. Следы освоения наших земель человеком прослеживаются со 2-го тысячелетия до нашей эры. Становление и развитие сел района тесно связано с именами Государственных и военных деятелей России - графа-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского и князя Плещеева.
Экскурсионный потенциал района достаточный: в Дубенском муниципальном районе существуют краеведческий музей, музей материальной культуры.
Богатое архитектурное наследие обязывает наших современников заботиться о его сохранности и своевременной реставрации. Для этого планируется привлечение меценатов к реставрации.
Таким образом, можно выделить следующие позитивные факторы, способствующие развитию туризма в Дубенском муниципальном районе:
- выгодное географическое положение района и относительно благоприятные природно-климатические условия;
- богатое историческое и культурное наследие Дубенского муниципального района;
- наличие транспортных магистралей для транзитных остановок во время туристских маршрутов;
- наличие событийных мероприятий;
- существует масса легенд связанных с селами и районом.
Несмотря на то, что есть объекты для развития въездного туризма, существует большой ряд проблем, сдерживающих рост объема оказанных туристских услуг, а именно:
- отсутствие указателей, карт маршрутов;
- недостаточная оборудованность автостоянок для парковки туристического транспорта;
- отсутствие единой политики в реализации сувенирной продукции, не все ремесленники имеют возможность реализовать свою продукцию;
- отсутствие разработанного сувенирного "бренда" территории;
- существует необходимость в создании новых маршрутов;
- отсутствие событийного туризма, фестивалей разного музыкального направления, фольклорных фестивалей;
- отсутствие инвестиций в туристскую индустрию.
Очевидно, что решение вопросов развития туризма в нашем районе возможно только программными методами учитывая тот факт, что туризм - это сфера, в которой сопряжена деятельность субъектов различных отраслей экономики и социальной сферы. Поэтому подпрограммой предусмотрено взаимодействие структурных подразделений администрации, турфирм, музеев и других субъектов туристской деятельности.
При этом функции участников распределяются следующим образом:
Администрация района:
- обеспечивает проведение организационно-правовой и методической работы по реализации подпрограммы;
- выделяет целевые средства на реализацию мероприятий подпрограммы, направленных на продвижение турпродукта Дубенского муниципального района и улучшение инфраструктуры муниципальных объектов показа;
- привлекает внебюджетные средства и направляет их на реализацию подпрограммных мероприятий, в первую очередь, на формирование благоприятного туристского имиджа района;
- осуществляет благоустройство зон, привлекательных для туристов.
Организации культуры, спорта, социальной сферы:
- участвуют в реализации подпрограммных мероприятий;
- проводят семинары: обучающие, познавательные.
Предприниматели, промышленность:
- изготовление сувенирной продукции;
- организация экскурсий на предприятия.
Редакция газеты "Новая жизнь":
- проведение конкурсов "Легенды земли Дубенской", "Дубенки глазами детей";
- выпуск и тиражирование сувенирной и печатной продукции для туристов.
- продвижение турпродукта на рынке туристических услуг.
Общественность Дубенского муниципального района:
- изготовление и продажа сувенирной продукции
Таким образом, реализация подпрограммы позволит объединить усилия различных субъектов туристической деятельности по совершенствованию используемого турпродукта.
Раздел 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы. Цели, задачи, показатели (индикаторы) и основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации
Глава 1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы
Потенциал историко-культурного наследия Дубенского муниципального района довольно широк, который позволит развивать на его территории несколько видов туристско-рекреационной деятельности, в первую очередь это культурно-познавательный, этнографический, паломнический, природный, событийный туризм. Дубенский муниципальный район является одной из представляющих интерес для туристов территорий Республики Мордовия. На федеральном и региональном учете и охране в районе значится 37 памятника археологии, архитектуры, истории и культуры, из них 10 объекта входят в охранный список на федеральном уровне. Район сохранил самобытность тихой, сельской жизни, патриархальности устоев. Дубенский муниципальный район связан с яркими эпизодами отечественной истории, с жизнью и деятельностью многих выдающихся людей. Это родина генерала армии Максима Алексеевича Пуркаева, Героя России Сергея Бурнаева.
Чистая экологическая обстановка, богатый природный потенциал территории позволяет говорить о развитии агротуризма, экологического направления в туризме, природного направления. Богатый животный мир, редкие представители флоры, интересный ландшафт территории позволяет создать интересный туристический продукт.
Можно выделить следующие особенности историко-культурного наследия Дубенского муниципального района, которые позволяют раскрыть его культурный потенциал и активно использовать в перспективе не только в социально-культурной, но и в экономическом развитии территории:
- наличие памятников культуры (археологии, архитектуры, истории, искусства);
- наличие природных памятников;
- связь территории с именами выдающихся исторических личностей;
- наличие богатого набора исторических достопримечательностей.
Туристическая инфраструктура на территории района развита крайне слабо. Наличие одной частной гостиницы и 4 объектов общественного питания для туристов говорит о слабом развитии инфраструктуры. Исходя из сложившейся ситуации необходимо привлечение инвестиции под строительство гостинично-туристического комплекса.
Принимая во внимание благоприятную экологическую обстановку, географическое расположение и природный потенциал территории возможно создание баз отдыха, туристических лагерей.
В настоящее время на территории района действует филиал мордовского объединенного краеведческого музея им. И.Д. Воронина. Посещения организованных туристов в общем потоке составляет не более 10%. Проводимая работа сотрудниками музея по привлечению посетителей, разработка новых программ и экспозиций, не приносит ощутимых результатов, так как посещение объекта не входит в туристические маршруты по Республике Мордовия.
Есть перспективы у паломнического туризма. В Дубенском районе 13 церквей и 1 мечеть, из них - 10 действующих. Среди недействующих храмов есть в с. Чеберчино уникальный комплекс застройки центра села: Казанская церковь, 1798 г.; Мавзолей, 1790 г., Церковь во имя архистратига Михаила (Казанская), вторая половина XIX в. Все они связаны с именем фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского и его матерью Е. румянцевой, фавориткой Петра I. В с. Енгалычево уникальный храм "Всех скорбящих радости", построенный в 1820 г. штабс-капитаном Жилиным. Архитектура церкви является характерным примером провинциального классицизма начала XIX века. Вс. Неклюдово храм во имя Святителя Николая, построенный в 1871 году без единого гвоздя. Имеется святое место, где в 1900 находился Успенский женский монастырь. На его развалинах появился святой родник. В 40 км от с. Дубенки находится Никольская гора. Никольская гора (Белая гора) - меловой холм с плоской вершиной у северо-восточной окраины р.п. Сурское на левом берегу реки Суры. Абсолютная высота 176 м, высота от уреза реки Суры 76 м. У подножья, с восточной стороны находится родник. Прежнее название - Белая гора - связано с цветом холма, сложенного верхнемеловыми светлыми отложениями. Нынешнее название связывают с легендой явления Николая Чудотворца на вершине горы во время набега ногайцев. Считается, что стояла их орда перед острогом Промзино-Городище (так в те времена назывался р. п. Сурское), готовая ринуться в бой. Но "появился на горе старец огромного роста, и убоялись ногайцы и отступили". Так ли это было на самом деле, или не так, неизвестно - нет на то документального подтверждения, но со времени постройки на вершине горы часовни в 1862 году, у горы появилось ещё одно название - Никольская.
Как перспективное туристическое направление можно рассматривать рыболовный туризм. Характерная черта рыбного туризма - его сезонность. Главные сезонные ограничения связаны с периодом нереста рыб. Поэтому организация рыболовного туризма возможна практически круглый год. Главным сдерживающим фактором в этом смысле являются сезонные колебания "клева" рыбы, известные как организаторам рыболовных туров, так и рыболовам-туристам. Услуги рыболовного туризма можно условно разделить на летние и зимние. Организация зимних туров гораздо сложнее, к тому же в зимнее время характерен спад спроса на рыболовные туры.
Природа Дубенского района предоставляет большие потенциальные возможности для развития экологического туризма. Экотуризм - это путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью, не нарушая целостности экосистем, получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной территории. Экотуризм создает такие экономические условия, когда охрана природы становится выгодной местному населению. В нашем районе есть особо охраняемая природная территория - это "Николаевский заказник" на сегодняшний день - единственная особо охраняемая природная территория. Пойменная территория является местом обитания редких растений и животных, занесенных в региональную Красную книгу. На территории села Сайнино имеется многослойный археологический памятник I тыс. до н.э. и I тыс. н.э. "Ош пандо", расположенный на высоком меловом мысу. Сохранились оборонительные сооружения: вал и ров.
Урочище Од мода- памятник природы - живописное место с родниками (в 43 квартале Дубенского лесничества), расположенное недалеко от поселка с таким же названием - Од мода. Площадь 36 га. Леса различного типа. Место имеет большое эстетическое значение, а также играет водоохранную роль.
Глава 2. Цели, задачи, показатели (индикаторы) и основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации
Основная цель подпрограммы заключается в формировании на территории Дубенского муниципального района современной конкурентоспособной туристской отрасли в качестве одной из отраслей территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей в туристко-рекреационных услугах, с другой стороны, вклад в социально-экономическое развитие муниципального образования за счет увеличения доходной части районного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, сокращения и рационального использования культурно-исторического и природного потенциала территории.
Основными задачами подпрограммы являются:
- создание условий для эффективного развития туристской отрасли;
- формирование конкурентоспособного туристского продукта, обеспечивающего позитивный имидж и узнаваемость Дубенского муниципального района на туристском рынке;
- поддержка развития предпринимательства в сфере туризма, прежде всего - малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение развития инфраструктуры туризма путем содействия привлечению инвестиций для реконструкции и создания новых туристских объектов;
- содействие созданию условий для развития гостиничных, сервисных, транспортных услуг;
- содействие развитию межмуниципальных связей на основе взаимной выгоды;
- увеличение количества объектов инфраструктуры туризма и отдыха;
- увеличение въездного туристского потока в район;
- разработка районной символики и коммерческого бренда Дубенского муниципального района;
- возрождение народных промыслов на территории муниципального образования.
Раздел 3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Система программных мероприятий включает разделы, реализация которых позволит сформировать туристический продукт Дубенского муниципального района, отвечающий потребностям и возможностям муниципального образования, а также основным тенденциям развития туризма. План мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 2.
Основное мероприятие "Совершенствование институциональной структуры управления и поддержки туризма"
Основными направлениями деятельности структурных подразделений Администрации Дубенского муниципального района являются:
- участие в региональной программе по развитию туризма и отдыха, реализация муниципальной программы развития сферы туризма в Дубенском муниципальном районе;
- осуществление информационно-туристской деятельности по продвижению туристского продукта Дубенского муниципального района.
Для достижения этих целей необходимо осуществлять следующие виды деятельности в сфере туризма, как на возмездной, так и безвозмездной основах:
- информационно-аналитическая деятельность и маркетинговые исследования;
- выставочная деятельность;
- регулярный мониторинг объектов туризма;
- развитие, практическое распространение и применение туризма современных информационных технологий;
- организация методической помощи для экскурсоводов в целях совершенствования качества экскурсий на туристских маршрутах по территории Дубенского муниципального района;
- предоставление сопутствующих платных услуг (реализация сувенирной продукции, буклеты и т.п.).
Разработка концепции развития туризма в районе в целях осуществления скоординированной работы с заинтересованными структурными подразделениями администрации района по созданию и развитию приоритетных направлений развития туризма.
Разработка предложений по приведению в эстетически привлекательный вид туристских объектов.
Основное мероприятие "Совершенствование информационной базы туристской отрасли"
Изучение туристических ресурсов Дубенского муниципального района. Пополнение и обновление баз данных о туристических ресурсах муниципального образования: ведение реестра туристических ресурсов, формирование ежегодного календаря туристических событий. Отслеживание достоверности баз данных и их публикация на различных носителях.
Совершенствование статистического учета. Сбор, анализ статистических данных о развитии туристской отрасли в районе. Организация и проведение мероприятий, направленных на повышение качества сбора и анализа статистических данных на территории района.
- рекламно-издательская деятельность: выпуск тематических буклетов, каталогов и брошюр о туристских ресурсах Дубенского муниципального района;
- создание и ведение электронных источников информации;
Создание официального сайта района, разработка и обновление страницы "Туризм".
Изготовление туристско-информационных маршрутов о районе. Разработка и выпуск рекламно-информационной продукции. Издание тематических буклетов, туристских карт, каталогов, сборников, брошюр о туризме и туристских ресурсах района.
Основное мероприятие "Содействие привлечению инвестиций в туристическую индустрию Дубенского муниципального района"
Содействие привлечению инвестиций в туристическую индустрию Дубенского муниципального района по следующим основным направлениям:
- стимулирование частных инвестиций в сфере туризма;
- разработка предложений по развитию исторических центров районного центра и населенных пунктов с точки зрения туристской привлекательности (благоустройство, создание и восстановление парковых зон, строительство объектов туристской инфраструктуры);
- привлечение средств из республиканского бюджета и внебюджетных источников на реконструкцию и восстановление объектов туристского интереса.
Основное мероприятие "Развитие различных видов и форм туризма"
Событийный туризм опирается на привлечение массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием культурной, исторической жизни региона. Разработка ключевого события (событий) года и своевременное информирование о нем. Разработка и проведение крупных мероприятий, праздничных программ, "круглых столов", привлекающих большое количество участников и гостей, реализация проектов, мероприятий в приоритетных видах туризма для Дубенского муниципального района. Реализация мероприятий и участие в реализации республиканских проектов и мероприятий по развитию туризма и отдыха в Республики Мордовия, мероприятий по событийному туризму. Развитие различных форм и видов туризма будет осуществляться по следующим основным направлениям:
- разработка новых экскурсионных маршрутов (турпродуктов);
- содействие развитию производства и реализации рекламно-сувенирной продукции с местной тематикой;
- содействие развитию народных промыслов. Содействие развитию "зимнего" направления в туризме.
Участие в реализации межрайонных мероприятий в сфере развития туризма.
Раздел 4. Ресурсное обеспечение и источники финансирования Программ
Основными ресурсами реализации подпрограммы являются финансовые, материально-технические и трудовые.
Основными источниками финансирования подпрограммы являются бюджетные средства, а так же средства, полученные в ходе реализации мероприятий.
Финансовые ресурсы, необходимые для реализации подпрограммы, за счет средств местного бюджета:
всего 48 тысяч руб., из них:
в 2016 году - 30 тыс. руб.;
в 2017 году -18 тыс. руб.
в 2018 году -0,0 тыс. руб.;
в 2019 году -0,0 тыс. руб.
в 2020 году -0,0 тыс. руб.
Источниками финансирования подпрограммы могут служить следующие виды ресурсов: средства республиканского бюджета, средства инвесторов, средства туристских фирм, средства, привлекаемые на основе получения грантов.
Расчет необходимого ресурсного обеспечения реализации подпрограммных мероприятий из местного бюджета выполнен на минимальной потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий подпрограммы.
Раздел 5. Социально-экономический эффект от реализации подпрограммы
Основной социальный эффект реализация мероприятий подпрограммы - рост благосостояния населения Дубенского муниципального района. В результате реализации мероприятий подпрограммы возрастет в 2 раза общее число туристов, посещающих район.
Важнейшим результатом осуществления подпрограммы станет финансирование предпосылок сознания современного высокоэффективного туристического комплекса района. Главный социальный эффект подпрограммы будет состоять в росте рабочих мест и доходов граждан, занятых в сфере туризма. В результате осуществления подпрограммы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия Дубенского муниципального района. Развитие туристической сферы позволит обеспечить поступление доходов в муниципальный бюджет, прежде всего за счет увеличения доходов от туристических услуг и связанных с ними видов деятельности.
Проведение последовательной и осознанной политики по развитию туризма в Дубенском муниципальном районе должно повысить его привлекательность как сферы предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока в экономику района дополнительного капитала.
Даже если выполнение всех мероприятий подпрограммы не будет достигнуто полностью, его реализация позволит поднять значимость района в сфере туризма, улучшить качество жизни жителей и повысит его инвестиционную привлекательность.
Мероприятий, предусмотренные подпрограммой позволят закрепить положительные тенденции в развитии туризма в Дубенском муниципальном районе, что повлечет за собой создание новой и обновление существующей туристской инфраструктуры.
Раздел 6. Управление подпрограммой и контроль за ее реализацией
Контроль за ходом реализации мероприятий подпрограммы осуществляется администрацией Дубенского муниципального района.
Общий контроль возлагается на заместителя Главы администрации района, начальника управления по социальной работе.
Отделу культуры и туризма:
- не реже двух раз в год проводить анализ выполнения мероприятий подпрограммы совместно с исполнителями подпрограммы, готовить отчет о выполнении мероприятий и представлять его Главе муниципального района; - осуществлять оперативный контроль за реализацией подпрограммных мероприятий;
- разрабатывать информационные письма.
Для осуществления оперативного контроля за выполнением мероприятий подпрограммы руководители учреждений и организаций, участвующих в ней, представляют ежеквартально в отдел сведения о выполнении мероприятий.
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации муниципальной программы"
Паспорт подпрограммы "Обеспечение условий реализации муниципальной программы" (далее - подпрограмма)
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- Заместитель главы - начальник управления по социальной администрации Дубенского муниципального района. |
|
|
Программно-целевые инструменты |
- не предусмотрены |
Цели подпрограммы |
- создание условий для эффективной реализации муниципальной программы |
Задачи подпрограммы |
- обеспечение эффективного исполнения муниципальных функций и муниципальных услуг в сферах культуры и туризма; повышение эффективности бюджетных расходов в сферах реализации муниципальной программы; |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- доля муниципальных служащих отдела культуры и туризма управления по социальной работе администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия, прошедших повышение квалификации в течение последних 3 лет, от их общей численности, %; укомплектованность должностей муниципальной службы отдела культуры и туризма управления по социальной работе администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия, %. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- реализация подпрограммы будет осуществляться в течение 2016 - 2020 годов без выделения этапов |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
- объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств районного бюджета составляет ___________ тыс. руб. в текущих ценах. Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы за счет средств районного бюджета по годам составляет: 2016 год - _________ тыс. руб.; 2017 год - _________ тыс. руб.; 2018 год - __________ тыс. руб. 2019 год - __________ тыс. руб.; 2020 год - __________ тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- создание эффективной системы управления реализацией муниципальной программы, эффективное управление отраслями культуры и туризма; обеспечение выполнения целей, задач и показателей муниципальной программы в целом, в разрезе подпрограмм и основных мероприятий; повышение эффективности бюджетных расходов в сферах культуры и туризма. |
Раздел 1. Сфера реализации подпрограммы, основные проблемы, оценка последствий и прогноз ее развития
Сферой реализации подпрограммы является обеспечение управления реализацией мероприятий муниципальной Программы и создание эффективной системы управления отраслями культуры и туризма.
Практика реализации целевых программ указывает на высокую эффективность использования программно-целевых методов повышения эффективности использования средств, выделяемых на развитие отрасли. Вместе с тем сохраняется проблема обеспечения выполнения финансирования основных мероприятий муниципальной Программы, достижения прогнозных показателей.
Все это требует дальнейшего совершенствования организации и управления реализацией муниципальной программы, создания условий для более эффективного управления сферами культуры и туризма.
Прогноз реализации подпрограммы предполагает дальнейшее совершенствование взаимоотношений исполнительных органов муниципальной власти, ответственных за выполнение муниципальной Программы, что позволит обеспечить повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на финансовое обеспечение ее подпрограмм и основных мероприятий, и достижение предусмотренных в подпрограмме показателей.
Раздел 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы. Цели, задачи, показатели (индикаторы) и основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации
Глава 1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы
В соответствии с задачами, стоящими перед сферами культуры и туризма, в число основных приоритетов при реализации подпрограммы входят:
укрепление единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народа Дубенского района как многонациональной цивилизационной общности, сохранение единого культурного кода народа;
сохранение культурного и духовного наследия Дубенского муниципального района, самобытных традиций ее народов;
обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства;
создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга;
продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
обеспечение инновационного развития отраслей культуры и туризма в Дубенском муниципальном районе;
совершенствование организационных и правовых механизмов, направленных на оптимизацию деятельности организаций и учреждений;
предотвращение противоправных посягательств на объекты культурного наследия в Дубенском муниципальном районе;
укрепление имиджа Дубенского муниципального района с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой;
раскрытие культурного потенциала Дубенского муниципального района и поддержка местных инициатив в сферах культуры и туризма;
создание самобытных культурных кластеров и туристических брендов;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры и туризма;
повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание), системы подготовки кадров и их социального обеспечения;
формирование единого туристического пространства на территории Дубенского муниципального района, вовлечение в процесс содействия развитию туризма всех уровней управления: государственного и муниципального;
максимальное вовлечение туризма в популяризацию и использование историко-культурного наследия;
формирование представления о Дубенском муниципальном районе как о районе благоприятном для туризма;
повышение эффективности мер безопасности туризма, защиты прав и законных интересов туристов в Дубенском муниципальном районе и за его пределами, своевременное обеспечение туристов необходимой информацией.
Приоритеты деятельности в отдельных секторах сфер культуры и туризма описаны в соответствующих подпрограммах муниципальной программы.
Глава 2. Цели, задачи, показатели (индикаторы) и основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации
Целью подпрограммы является создание условий для эффективной реализации муниципальной Программы.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение эффективного исполнения муниципальных функций и муниципальных услуг в сферах культуры и туризма;
повышение эффективности бюджетных расходов в сфере реализации муниципальной Программы.
В качестве индикаторов успешности достижения цели и решения задач подпрограммы предполагается использовать следующие показатели, характеризующие выполнение входящих в нее основных мероприятий:
- доля муниципальных служащих отдела культуры и туризма управления по социальной работе администрации Дубенского муниципального района, прошедших повышение квалификации в течение последних 3 лет, от их общей численности, %;
- укомплектованность должностей муниципальной службы отдела культуры и туризма управления по социальной работе администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия, %.
Значения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы по годам ее реализации приведены в приложении 1. Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы являются:
создание эффективной системы управления реализацией муниципальной Программы, эффективное управление отраслями культуры и туризма;
обеспечение выполнения целей, задач и показателей муниципальной Программы в целом в разрезе подпрограмм и основных мероприятий;
повышение эффективности бюджетных расходов в сферах культуры и туризма;
Подпрограмма реализуется в течение 2016 - 2020 годов без деления на этапы.
Раздел 3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма предусматривает реализацию одного основного мероприятия - совершенствование обеспечения реализации муниципальной программы.
Планируемые объемы финансирования основного мероприятия подпрограммы приведены в приложении 5.
Глава 1. Основное мероприятие "Совершенствование обеспечения реализации муниципальной Программы"
Целью основного мероприятия является обеспечение деятельности и выполнение функций отдела культуры и туризма управления по социальной работе администрации Дубенского муниципального района по осуществлению муниципальной политики и нормативному правовому регулированию в сферах культуры и туризма, обеспечению муниципального и государственного учета и сохранения объектов культурного наследия, находящихся на территории Дубенского муниципального района, управлению подведомственными организациями в пределах предоставленных полномочий, контролю за эффективным использованием муниципального имущества Дубенского муниципального района, находящегося у них в оперативном управлении, а также других функций, отнесенных к компетенции Отдела.
Выполнение основного мероприятия предусматривает:
осуществление деятельности отдела культуры и туризма управления по социальной политики администрации Дубенского муниципального района как ответственного исполнителя (муниципального заказчика) муниципальной Программы во взаимодействии с другими исполнительными органами муниципальной власти по реализации подпрограмм и основных мероприятий муниципальной Программы;
финансирование расходов на содержание отдела культуры и туризма управления по социальной политики администрации Дубенского муниципального района за счет средств, предусмотренных в районном бюджете Дубенского района.
Результатами реализации мероприятия станут:
создание эффективной системы управления реализацией муниципальной Программы, эффективное управление отраслями культуры и туризма;
обеспечение выполнения целей, задач и показателей муниципальной Программы в целом, в разрезе подпрограмм и основных мероприятий;
повышение эффективности бюджетных расходов в сферах культуры и туризма.
Мероприятие выполняется в течение всего периода действия подпрограммы - с 2016 по 2020 год.
Раздел 4. Обоснование объема финансирования ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств районного бюджета Дубенского района составляет __________тыс. руб. в текущих ценах, в том числе по годам:
в 2016 году - ___________ тыс. руб.;
в 2017 году - ____________ тыс. руб.;
в 2018 году - _____________ тыс. рублей
в 2019 году - ______________ тыс. руб.;
в 2020 году - ______________ тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение подпрограммы приведено в приложении 6.
Исходя из возможностей районного бюджета Дубенского района, объемы средств, направляемых на реализацию подпрограммы, могут уточняться.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.