В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом городского округа Саранск, заслушав отчет о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2015 год, Совет депутатов городского округа Саранск решил:
1. Принять к сведению прилагаемый отчет о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2015 год.
2. Рекомендовать Контрольно-счетной палате городского округа Саранск продолжить работу по обеспечению контроля за законностью и эффективностью расходования бюджетных средств и использованию муниципального имущества.
3. Рекомендовать Администрации городского округа Саранск обеспечить неукоснительное соблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения обоснованности планируемых бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ и недопущения расходования средств бюджета без соблюдения принципа эффективности.
4. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.
Председатель Совета депутатов |
Н.Ф. Бурнайкин |
Отчет
о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2015 год
(утв. решением Совета депутатов городского округа Саранск от 31 марта 2016 г. N 500)
Основные итоги деятельности
В отчетном периоде деятельность Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск осуществлялась в рамках полномочий, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и пунктом 8 решения Совета депутатов городского округа Саранск от 25 ноября 2013 года N 263 "Об утверждении Порядка организации и осуществления муниципального финансового контроля на территории городского округа Саранск".
Утвержденный на 2015 г. план работы Контрольно-счетной палаты, составленный с учетом предложений Главы Администрации и Председателя Совета депутатов городского округа Саранск, выполнен в полном объеме.
Из 12 запланированных на 2015 год контрольных мероприятий все проведены и оформлены отчетами.
Охвачено при проведении контрольных мероприятий 16 объектов, из них 7 органов местного самоуправления, 6 муниципальных учреждений, 3 муниципальных предприятия.
В истекшем году структура проведенных палатой мероприятий изменилась за счет увеличения объема экспертной работы, что выразилось в росте количества экспертных заключений, подготовленных палатой на проекты НПА городского округа. Так если в 2014 году количество подготовленных КСП экспертных заключений составляло 27, то в 2015 году их число достигло 75-и, увеличившись более чем в 2,8 раза.
Одной из причин столь значительного роста экспертной работы послужила необходимость проведения экспертизы вновь утверждаемых муниципальных программ городского округа. Из-за низкого качества подготовки проектов большинства муниципальных программ экспертизу одного и того же проекта приходилось проводить два и более раз. В результате только на проекты муниципальных программ КСП городского округа в 2015 году подготовила 57 заключений.
За истекший год Контрольно-счетной палатой подготовлены и направлены в Совет депутатов городского округа Саранск 14 заключений на проекты решений Совета депутатов, касающиеся бюджетного процесса и местных налогов.
Контрольно-счетной палатой на постоянной основе проводился мониторинг исполнения бюджета городского округа, по результатам которого в Совет депутатов ежеквартально подготавливались и направлялись информационные сообщения.
Контрольная деятельность
В соответствии с утвержденным планом работы на 2015 год были проведены контрольные мероприятия на следующих объектах:
проверка отчета об исполнении бюджета за 2014 год семи главных распорядителей бюджетных средств;
проверка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на выполнение муниципального задания и целевого использования иных субсидий КУ "Многофункциональный центр" и МУ "Конноспортивный комплекс";
проверка соблюдения Департаментом по социальной политике Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием физкультурно-спортивных услуг организациям, осуществляющим основную деятельность в области физической культуры и спорта, и на возмещение части затрат, связанных с проведением мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей, проживающих на территории городского округа Саранск;
проверка целевого и эффективного использования средств бюджета городского округа Саранск на строительство объекта "Детский сад в квартале ограниченном ул. Полежаева, Ботевградская, Терешковой, Пролетарская" КУ "Горкапстройзаказчик" и на реконструкцию автомобильной дороги по ул. Старопосадская КУ "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства";
проверка полноты и своевременности поступления в бюджет городского округа доходов от сдачи в аренду муниципального имущества в КУМИ и КУ "Горнедвижимость";
проверка эффективности и результативности использования средств бюджета городского округа Саранск на реализацию муниципальной целевой программы "Обеспечение территории городского округа Саранск градостроительной документацией " КУ "Градостроительство";
проверка финансово-хозяйственной деятельности и эффективности использования муниципального имущества, предоставленного в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям: "Городская баня N 1", "Зеленое хозяйство" и "Кафе Солнечное".
Объем проверенных средств составил 7207372,8 тыс. руб., в том числе бюджетных средств 6931774,8 тыс. руб., выявлено нарушений действующего законодательства на 2380453,4 тыс. руб., в том числе: нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом на 287630,0 тыс. руб., нарушения бюджетного законодательства на 1979012,7 тыс. руб., нарушения законодательства о бухгалтерском учете на 71868,8 тыс. руб., нарушения в сфере закупок на 15571,1 тыс. руб., прочие нарушения действующего законодательства на 26370,8 тыс. руб.
Основные нарушения бюджетного законодательства, выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий, выразились в:
заключении муниципальных контрактов сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств на сумму 317011,3 тыс. руб., из которых 291013,3 тыс. руб. установлены по результатам внешней проверки годовой отчетности Департамента перспективного развития и Департамента городского хозяйства, 20056,6 тыс. руб. - по результатам проверки КУ "Градостроительство", 5941,4 тыс. руб. - КУ "Горкапстройзаказчик";
неэффективном использовании бюджетных средств на содержание пустующих нежилых помещений КУ "Горнедвижимость" в сумме 14249,9 тыс. руб., содержании излишнего количества (16 голов) арендованных лошадей, потребность в которых у муниципального учреждения "Конноспортивный комплекс" отсутствовала в связи с фактическим предоставлением муниципальных услуг лишь 62-м учащимся из 145-и, установленных муниципальным заданием, в сумме 2165,1 тыс. руб.;
неправомерных расходах в сумме 13539,0 тыс. руб., осуществленных КУ "Градостроительство", - по целевой статье расходов, присвоенной муниципальной программе, оплачены работы по мероприятиям, не включенным в программу, Департаментом по социальной политике предоставлены субсидии на возмещение затрат по летнему отдыху детей АНО "Солнечная Мордовия" с нарушением установленного Порядка на сумму 1597,6 тыс. руб., НП "ХК "Мордовия" возмещены расходы, не предусмотренные Порядком, в сумме 4000,0 тыс. руб.;
необоснованно предусмотренных и осуществленных расходах на реализацию муниципальных программ в сумме 1619446,2 тыс. руб., установленных в ходе внешней проверки отчета об исполнении бюджета за 2014 год, превышающих запланированные объемы ресурсного обеспечения муниципальных программ, утвержденные постановлениями Администрации городского округа Саранск;
Департаментом по социальной политике допущено нецелевое расходование бюджетных средств в сумме 107,5 тыс. руб.- возмещены неподтвержденные АНО "Солнечная Мордовия" расходы на летний отдых детей.
Нарушения в порядке управления и использования муниципального имущества выразились в следующем:
фактически эксплуатируемая, но документально не введенная в эксплуатацию вновь построенная автомобильная дорога по ул. Старопосадская стоимостью 280278,9 тыс. руб., числится в учете КУ "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" как объект незавершенного строительства;
транспортные средства в количестве 2-х единиц стоимостью 5059,7 тыс. руб. не зарегистрированы на МП "Зеленое хозяйство";
несоответствие в количестве и стоимости имущества, числящегося в учете МП "Городская баня N 1" и числящегося в Реестре муниципального имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение, на сумму 1232,1 тыс. руб.
Наиболее существенные нарушения законодательства о бухгалтерском учете допущены:
МП "Городская баня N 1" - данные, содержащиеся в первичных учетных документах, не соответствуют данным бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия на сумму 17905,6 тыс. руб., отсутствие инвентарных номеров на объектах основных средств и карточек учета основных средств стоимостью 35692,9 тыс. руб.;
КУ "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" - безосновательно отнесены на увеличение стоимости автодороги по ул. Старопосадская оплаченные работы, не относящиеся к данному объекту, на сумму 14439,0 тыс. руб.
Нарушения законодательства в сфере закупок допущены казенным учреждением "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства " - без заключения контракта оплачены работы на сумму 14439,0 тыс. руб., МП "Кафе "Солнечное" осуществлены закупки с нарушением установленного Порядка на сумму 1157,2 тыс. руб.
По результатам проверок направлено 11 представлений руководителям объектов контроля с требованиями устранения выявленных нарушений. Направлено 11 информационных материалов и предложений по результатам контрольных мероприятий Главе Администрации городского округа Саранск, 11 сообщений - Председателю Совета депутатов городского округа Саранск.
По результатам рассмотрения представленных материалов привлечены к дисциплинарной ответственности 9 должностных лиц, 1 работник уволен, направлено в органы прокуратуры 2 акта проверки.
Информация о проведенных контрольных мероприятиях регулярно размещалась на странице Контрольно-счетной палаты сайта Администрации городского округа Саранск, освещалась в периодической печати.
По представленной информации проверенных организаций с приложением подтверждающих документов, устранено нарушений по результатам проверок за 2015 год на сумму 344642,5 тыс. руб. или 14,5% выявленных нарушений, в т. ч.: нарушений установленного порядка управления и распоряжения имуществом на сумму 284891,7 тыс. руб., финансовых нарушений на сумму 59750,8 тыс. руб. Устранено нарушений по результатам проверок, проведенных в предыдущие периоды на сумму 16452,4 тыс. руб.
Экспертно-аналитическая работа
Экспертно-аналитические мероприятия Контрольно-счетной палаты в 2015 году были направлены на обеспечение контроля, реализуемого на трех последовательных стадиях:
предварительного контроля в рамках проведения экспертизы проекта бюджета городского округа Саранск на 2016 год, проектов решений Совета депутатов городского округа Саранск и постановлений Администрации, предусматривающих расходы, осуществляемые за счет средств бюджета городского округа;
текущего контроля за исполнением бюджета городского округа Саранск в 2015 году;
последующего контроля за исполнением бюджета городского округа Саранск за 2014 год.
При проведении экспертизы проекта бюджета городского округа Саранск на 2016 год Контрольно-счетной палатой выявлено, что при составлении данного документа Департаментом финансов не учтены изменения, внесенные в бюджетную классификацию Российской Федерации приказом Минфина России от 08.06.2015 г. N 90н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н", обязательные к применению при составлении бюджетов всех уровней на 2016 год., в результате чего целевые статьи расходов бюджета городского округа сформированы без соблюдения вышеуказанного приказа, не обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к программным и непрограммным расходам бюджета городского округа, в них не нашли отражение направления расходов на осуществление бюджетных инвестиций в разрезе объектов капитального строительства, целей предоставления субсидий, мероприятия программ, что не обеспечивает соблюдение принципа открытости бюджета в соответствии со статьей 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данные замечания были отражены в заключении Контрольно-счетной палаты на проект бюджета городского округа Саранск на 2016 год и в основном учтены при утверждении решения в окончательной редакции.
При проведении экспертизы проектов постановлений Администрации городского округа Саранск об утверждении новых муниципальных программ и внесении изменений в действующие муниципальные программы задачей Контрольно-счетной палаты было определение данных программ на соответствие действующему Порядку разработки и реализации муниципальных программ и проверка обоснованности запланированных средств на реализацию программы, что относится к этапу предварительного контроля за эффективностью использования бюджетных средств.
Причем в большинстве своем проекты постановлений по утверждению муниципальных программ и внесению изменений в них рассматривались Контрольно-счетной палатой по несколько раз по причине их низкого качества и непонимания разработчиками программ того, что муниципальные программы - основной инструмент результативного использования бюджетных средств, т. к. именно в муниципальных программах отражаются проблемы той или иной сферы деятельности, определяются цели их решения, ставятся задачи по достижению цели, разрабатываются мероприятия по решению задач с объемом средств на их реализацию, и устанавливаются показатели, отражающие достижение цели и решение поставленных задач.
Например экспертиза проекта постановления "Об утверждении муниципальной программы "Развитие системы образования городского округа Саранск" проводилась Контрольно-счетной палатой 4 раза, подготовлены 4 заключения на проект данной программы, в которых указывалось на несоответствие предлагаемой к утверждению программы действующему Порядку, отсутствие финансово-экономического обоснования программных мероприятий, предлагалось включить в перечень программных мероприятий все объекты строительства учреждений образования, на которые предусмотрено выделение бюджетных средств.
В ходе проводимых экспертиз наиболее часто устанавливались следующие несоответствия установленному Порядку:
отсутствие значений целевых показателей на момент разработки программы, установление плановых значений показателей, имеющих заранее очевидную динамику;
зачастую значения показателей рассчитываются на основе ведомственной отчетности, в результате чего невозможна или существенно затруднена внешняя оценка достоверности фактических значений показателей;
отсутствие связи муниципальной программы со Стратегией социально-экономического развития городского округа Саранск;
отсутствие документов, подтверждающих обоснованность средств, запланированных на реализацию программных мероприятий либо несоответствие представленных смет ресурсному обеспечению программы, что создает риски возникновения неэффективного расходования бюджетных средств.
нечеткость, абстрактность формулировок целей и задач, индикаторов и ожидаемых результатов программ;
отсутствие установленной системы управления реализацией программы с четким разграничением полномочий и ответственности соисполнителей и участников программы и механизма их взаимодействия;
в муниципальных программах социальной сферы, предусматривающих средства на строительство и капитальный ремонт объектов - отсутствует перечень этих объектов и т. д.
Контрольно-счетной палатой городского округа Саранск по предложению Союза муниципальных контрольно-счетных органов проведена оценка эффективности и результативности муниципальных программ, финансирование которых в 2014 году осуществлялось с использованием средств бюджета городского округа Саранск.
На основе представленных ответственными исполнителями данных о реализации муниципальных программ в 2014 году, Контрольно-счетной палатой в соответствии с действующим Порядком разработки и реализации муниципальных программ проведена оценка эффективности 41-й муниципальной программы, финансируемой из бюджета в 2014 году по степени реализации мероприятий, степени соответствия запланированному уровню затрат, степени достижения целей и общей оценки эффективности реализации муниципальных программ, в результате чего выявлены следующие результаты:
18 муниципальных программ с общей оценкой эффективности выше 0,81 и объемом средств, затраченных на их финансирование в сумме 798218,5 тыс. руб., признаны эффективными;
эффективность 3-х муниципальных программ с общей оценкой эффективности от 0,5 до 0,79 и объемом затраченных средств в сумме 330949,3 тыс. руб., оценена как удовлетворительная.
9 муниципальных программ со степенью оценки эффективности программ менее 0,5 признаны неэффективными, т. е. средства бюджета, направленные на их реализацию в сумме 98337,6 тыс. руб. потрачены без достижения запланированного результата, что не соответствует ст. 34 Бюджетного кодекса;
11 муниципальных программ не оценены по причине непредставления отчетов о реализации 3-х муниципальным программам с объемом затраченных средств на их реализацию в сумме 2748940,7 тыс. руб., и отсутствия запланированных значений показателей по 8-и муниципальным программам с объемом средств на их реализацию средств в сумме 37445,6 тыс. руб.
Таким образом, в результате проведенной оценки эффективности реализации муниципальных программ, с общим объемом средств, направленных в 2014 году на их финансирование в сумме 4013891,7 тыс. руб.,
1129167,8 тыс. руб. или 28,1% общего объема средств, направленных на реализацию программ, оценены как эффективные и соответствующие ст. 34 Бюджетного кодекса РФ (28 программ);
98337,6 тыс. руб. или 2,4%% общего объема средств, направленных на реализацию программ, использованы без соблюдения принципа эффективности, изложенного в статье 34 Бюджетного кодекса (9 программ);
2786386,3 тыс. руб. или 69,5% общего объема средств, направленных на реализацию программ, не оценены по причине непредставления отчетов о реализации 3-х муниципальных программ и отсутствия запланированных значений показателей по 8-и муниципальным программам.
Организационно-методическая работа
В 2015 году во исполнение Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Указа президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" в Контрольно-счетной палате создана Комиссия и утвержден план мероприятий по противодействию коррупции, утверждено новое Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей, и лицами, замещающими должности муниципальной службы в Контрольно-счетной палате городского округа Саранск, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Разработаны и утверждены: Стандарт финансового контроля "Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд", мероприятия по которому запланированы к проведению в 2016 году, и Методика проверки главных администраторов доходов бюджета в части поступления средств от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности городского округа Саранск, в соответствие с которой в декабре 2015 проведена проверка администраторов данных доходов.
Отчет о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2015 год направлен в Союз муниципальных контрольно-счетных органов Приволжского федерального округа.
Информация о проведенных контрольных мероприятиях систематически размещалась в сети "Интернет" на странице Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск сайта Администрации городского округа Саранск, отчет о деятельности за 2014 год опубликован в средствах массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 31 марта 2016 г. N 500 "Об отчете о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа Саранск за 2015 год"
Текст решения опубликован в газете "Информационный бюллетень Совета депутатов и Администрации г. о. Саранск" от 6 апреля 2016 г. N 12