Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
Инсарского муниципального района
от 18 декабря 2015 г. N 646
Муниципальная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия на 2016 - 2019 годы"
1. Паспорт муниципальной программы
Наименование |
Муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Инсарского муниципальном районе Республики Мордовия на 2016 - 2019 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Постановление администрации Инсарского муниципального района от 19.10.2015 г. N 502 "Об утверждении перечня муниципальных программ Инсарского муниципального района Республики Мордовия, планируемых к реализации с 1 января 2016 года |
Основные разработчики Программы |
Администрации Инсарского муниципального района |
Цели Программы |
- рациональное использование топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере района; - повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере района; - сокращение бюджетных расходов на обеспечение энергоресурсами |
Задачи Программы |
- проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики территории; - проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов; - обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов; - организация ведения топливно-энергетических балансов; - нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов; - разработка и проведение пропаганды энергосбережения через средства массовой информации, распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения эффективности; - привлечение на цели энергосбережения инвестиций; - повышение энергетической безопасности района. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Затраты при потреблении энергоресурсов газа, воды, теплоэнергии, электроэнергии к 2019 г. снизятся на 12% по отношению к 2015 г. Основными группами показателей являются: - показатели эффективности потребления энергетических ресурсов в бюджетной сфере; - показатели обеспеченности приборами учета и использования их для расчетов; - показатели энергетической эффективности производства и передачи энергетических ресурсов и воды |
Этапы и сроки реализации Программы |
Муниципальная программа реализуется в период с 2016 по 2019 гг. без разбивки на этапы |
Ресурсное обеспечение Программы |
Общий объем финансирования Программы на 2016 - 2019 гг. составит - 6980,0 тыс. рублей (средства местного бюджета) 2016 год - 1800,0 тыс. рублей; 2017 год - 2080,0 тыс. рублей; 2018 год - 2400,0 тыс. рублей; 2019 год - 700,0 тыс. рублей; |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- снижение затрат при потреблении всех видов энергии ежегодно не менее 3 процентов. - наличие в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях: энергетических паспортов; топливно-энергетических балансов; актов энергетических обследований; - сокращение удельных показателей энергопотребления экономики муниципального образования на 10 процентов по сравнению с 2015 годом (базовым годом); - переход на приборный учет при расчетах организаций муниципальной бюджетной сферы; - создание муниципальной нормативно-правовой базы по энергосбережению и стимулированию повышения энергоэффективности. |
Система организации управления и контроль за исполнением Программы |
Администрация Инсарского муниципального района осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы, контроль за выполнением мероприятий Программы и целевых показателей, эффективное и целевое использование бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы. |
2. Характеристика текущего состояния энергетической сферы Инсарского муниципального района, основные показатели и анализ рисков реализации программы
Программа направлена на повышение энергоэффективности экономики Инсарского района и, как следствие, рост конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности территорий муниципального образования.
Энергодефицитные регионы, к которым относится Республика Мордовия, вынуждены отвлекать значительные финансовые средства на закупку топливно-энергетических ресурсов. По-прежнему высокими остаются темпы роста тарифов на энергоресурсы. В этих условиях решение задачи энергосбережения в районе имеет особую актуальность. В настоящее время экономика и бюджетная сфера Инсарского муниципального района характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации. Высокая энергоемкость может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального образования и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
По данным 2014 года объем потребления энергетических ресурсов в бюджетной сфере района составил на сумму 9,396 млн. рублей, в целом на бюджетную сферу района приходится 13% от общего потребления энергоресурсов.
Реализация политики энергосбережения в районе должна осуществляться на комплексной основе в рамках разработанной муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия на 2016 - 2019 годы".
Многие вопросы требуют решения. Необходимо повысить эффективность реализации энергосберегающих мероприятий, а также механизма финансирования энергосберегающей деятельности. В комплексе работ по энергосбережению до этого времени недостаточно активно были задействованы муниципальные образования района.
Принимая во внимание, что решение проблемы энергосбережения требует комплексного и системного подхода, необходимо повысить уровень согласованности действий по ряду направлений: нормативно-правовое обеспечение, организация и управление, технические и технологические меры, тарифное регулирование, приобретение энергосберегающего оборудования, экономическое стимулирование энергосбережения, подготовка кадров. В связи с этим надлежащая координация, создание правовых, экономических и организационных предпосылок, гармонизация интересов основных участников энергосберегающей деятельности становится непременным условием решения проблемы энергосбережения.
Эффективным методом решения проблемы энергосбережения является программно-целевой метод с определением целей и задач, выбором перечня скоординированных энергосберегающих мероприятий, их увязкой с техническими, технологическими и финансовыми возможностями.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена в том числе и недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса мероприятий по энергосбережению и необходимостью координации действий и ресурсов Инсарского муниципального района с мероприятиями комплексной целевой программы в Республике Мордовия.
Использование данного метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях решения проблемы.
До настоящего времени мероприятия в области повышения экономической эффективности носили разовый характер и финансировались в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций.
Решение основных задач программы носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений в сфере энергопотребления, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
3. Приоритеты и цели социально-экономической политики в энергетической сфере, описание основных целей и задач программы
Основной проблемой, решению которой способствует Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста, в т. ч. за счет экономии средств, высвобождаемых в результате реализации энергосберегающих мероприятий.
В ходе ее выполнения должны быть решены задачи по переводу района на энергоэффективный путь развития. Реализация мероприятий по более эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов должна позволить снизить затраты на коммунальные услуги в бюджетной сфере.
Для устранения энергетических барьеров (нехватка энергомощностей, высокий износ основных фондов и т. п.) социально-экономического развития Инсарского муниципального района и использования потенциала энергосбережения необходимо значительное снижение энергоемкости валового внутреннего продукта.
Целями Программы являются:
- обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере района и снижения энергоемкости;
- повышение энергетической эффективности в бюджетной сфере района;
- сокращение бюджетных расходов на обеспечение энергоресурсами.
Задачами Программы являются:
- проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики территории;
- проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов;
- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов;
- организация ведения топливно-энергетических ресурсов;
- нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов;
- разработка и проведение пропаганды энергосбережения через средства массовой информации, распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения эффективности;
- привлечение на цели энергосбережения инвестиций;
- повышение энергетической безопасности района.
4. Прогноз конечных результатов программы, характеризующих целевое состояние уровня и качества жизни населения, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в энергетической сфере
В ходе выполнения Программы должны быть решены задачи по переводу района на энергоэффективный путь развития. Реализация мероприятий по более эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов должна позволить снизить затраты на коммунальные услуги в бюджетной сфере.
Суммарное потребление электрической энергии в бюджетной и коммунальной сфере района за 2015 год составило 499290 квт/ч, природного газа - 490603,0 куб. м., воды 7644,4 куб. м., теплоэнергии 3186,97 Г/кал. (приложение 1).
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- снижение затрат при потреблении всех видов энергии ежегодно не менее 3 процентов.
- наличие в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях:
- энергетических паспортов;
- топливно-энергетических балансов;
- актов энергетических обследований;
- сокращение удельных показателей энергопотребления экономики муниципального образования на 10 процентов по сравнению с 2015 годом (базовым годом);
- переход на приборный учет при расчетах организаций муниципальной бюджетной сферы;
- создание муниципальной нормативно-правовой базы по энергосбережению и стимулированию повышения энергоэффективности.
5. Сроки реализации программы
Программа реализуется в период с 2016 по 2019 гг. без разбивки на этапы.
6. Перечень основных мероприятий программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов
В целях повышения эффективности использования энергетических ресурсов учреждениями Инсарского муниципального района планируется провести ряд мероприятий в рамках Программы. Мероприятия по достижению целей и показателей Программы представлены в приложении 2.
7. Основные меры правового регулирования
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 512-р, во исполнение распоряжения Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 г. N 380-р, с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия", Постановление администрации Инсарского муниципального района от 19.10.2015 N 502 "Об утверждении перечня муниципальных программ Инсарского муниципального района Республики Мордовия, планируемых к реализации с 1 января 2016 года. Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определил новый этап в развитии законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Российской Федерации. Значительные изменения в системе мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности потребовали скорейшей разработки и принятия большого числа подзаконных нормативных правовых актов. Было произведено разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что позволило создать условия для развития соответствующей нормативной правовой базы на всех уровнях государственного и муниципального управления и определить правовые основы их взаимодействия. Практика исполнения поручений, предусмотренных планом мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1830-р, подтверждает необходимость актуализации и совершенствования мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Совершенствование соответствующей нормативной правовой базы должно осуществляться регулярно с учетом накопленного опыта правоприменения и последовательного повышения требований, предъявляемых к деятельности, связанной с реализацией мер в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергии.
8. Перечень целевых индикаторов и показателей программы
Основными группами показателей являются:
- показатели эффективности потребления энергетических ресурсов в бюджетной сфере;
- показатели обеспеченности приборами учета и использования их для расчетов;
- показатели энергетической эффективности производства и передачи энергетических ресурсов и воды.
Подробный перечень целевых индикаторов представлен в Приложении 3.
9. Информация по ресурсному обеспечению за счет средств бюджета Инсарского муниципального района программы
Общий объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий настоящей Программы оценивается 6980,0 тыс. руб.;
2016 год - 1800,0 тыс. руб., 2017 год - 2080 тыс. руб., 2018 год - 2400,0 тыс. руб., 2019 год - 700,0 тыс. руб.
Источниками финансирования для осуществления мероприятий Программы являются средства местного бюджета.
Объем финансирования мероприятий уточняется ежегодно.
Кадровое и материально-техническое обеспечение Программы осуществляют профильные подрядные организации, заключившие договоры с организациями-участниками Программы.
10. Описание мер регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей программы
В ходе реализации Программы возможно возникновение некоторых рисков, приводящих к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных целей и задач Программы.
Негативный фактор |
Способы минимизации рисков |
Недостаточное финансирование мероприятий Программы |
определение приоритетов для первоочередного финансирования; привлечение средств областного и федерального бюджета и внебюджетных источников |
Несоответствие (в сторону уменьшения) фактически достигнутых показателей эффективности реализации муниципальной программы запланированным |
проведение ежегодного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий программы; анализ причин отклонения фактически достигнутых показателей эффективности реализации муниципальной программы от запланированных; оперативная разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий программы |
Для предотвращения и минимизации данных рисков планируется принять определенные меры:- организовать мониторинг хода реализации мероприятий Программы и выполнения Программы в целом, позволяющий своевременно принять управленческие решения о более эффективном использовании средств и ресурсов Программы;- провести экономический анализ использования ресурсов Программы, обеспечивающий сбалансированное распределение финансовых средств на реализацию основных мероприятий Программы в соответствии с ожидаемыми результатами. При реализации Программы могут возникнуть непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике области и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
Для минимизации непредвиденных рисков будет осуществляться прогнозирование реализации Программы с учетом возможного ухудшения экономической ситуации. Кроме того, существует социальный риск, связанный с низкой информированностью образовательного сообщества, а также общества в целом, о ходе реализации Программы. Если социально-экономические последствия выполнения мероприятий не будут понятны общественности, то в обществе может возникнуть безразличие, а в крайнем своем проявлении - неприятие и негативное отношение граждан как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам. Для предотвращения и минимизации социального риска планируется организовать широкое привлечение общественности и образовательного сообщества к обсуждению проекта Программы, к реализации и оценке ее результатов, а также обеспечить публичность отчетов и итогового доклада о ходе реализации Программы.
11. Методика оценки эффективности программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно на основе оценки достижения показателей эффективности реализации Программы, а также с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию Программы.
Оценка достижения показателей эффективности реализации Программы осуществляется путем сопоставления фактически достигнутых и плановых значений показателей эффективности реализации Программы за отчетный период и рассчитывается по формуле:
где: Пэф - степень достижения показателей эффективности реализации Программы (в долях единицы);
Пi - степень достижения i-го показателя эффективности реализации Программы (в долях единицы);
n - количество показателей эффективности реализации Программы.
Степень достижения i-го показателя эффективности реализации Программы рассчитывается по следующим формулам:
для показателей, желаемой тенденцией развития которых является рост значений:
для показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
где: Пi - степень достижения i-го показателя эффективности реализации Программы (в долях единицы);
Пплi - фактическое значение i-го показателя эффективности реализации Программы (в соответствующих единицах измерения);
Пфi - плановое значение i-го показателя эффективности реализации Программы (в соответствующих единицах измерения).
В случае, если значения показателей эффективности являются относительными (выражаются в процентах), при расчете эти показатели отражаются в долях единицы).
Оценка объема ресурсов, направленных на реализацию Программы, определяется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования Программы в целом за счет всех источников финансирования за отчетный период по формуле:
где: Фкоэф - оценка объема ресурсов, направленных на реализацию Программы в целом (в долях единицы);
Фф - фактический объем финансовых ресурсов за счет всех источников финансирования, направленный в отчетном периоде на реализацию мероприятий Программы (тыс. рублей);
Фпл - плановый объем финансовых ресурсов за счет всех источников финансирования на реализацию мероприятий Программы на соответствующий отчетный период, установленный Программой (тыс. рублей).
Оценка эффективности реализации Программы рассчитывается по формуле:
где: Эпр - оценка эффективности реализации Программы (в долях единицы);
Пэф - степень достижения показателей эффективности реализации Программы (в долях единицы);
Фкоэф - уровень финансирования Программы в целом (в долях единицы).
В целях оценки эффективности реализации Программы устанавливаются следующие критерии:
если значение показателя Эпр от 0,8 до 1,0 и выше, то эффективность реализации Программы оценивается как высокая;
если значение показателя Эпр от 0,7 до 0,8, то такая эффективность реализации Программы оценивается как средняя;
если значение показателя Эпр ниже 0,7, то такая эффективность реализации Программы оценивается как низкая.
Ожидаемый бюджетный эффект от реализации Программы выражается в повышении эффективности расходования бюджетных средств за счет сокращения неэффективных расходов.
Сокращения неэффективных расходов планируется достичь за счет координирующей деятельности ответственных исполнителей.
Ежегодно ответственным исполнителем осуществляется оценка эффективности реализации Программы, и в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации Программы представляется в отдел по экономике и прогнозированию, финансовое управление.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.