Постановление Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 3 ноября 2015 г. N 1525
"Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в Ковылкинском муниципальном районе на 2016 - 2019 годы"
6 июня, 23 сентября, 15 декабря 2016 г., 2 июня 2017 г.
В целях дальнейшего повышения качества и обеспечения доступности образования, усиления его соответствия ориентирам образовательной политики Российской Федерации, повышения роли консолидации общества Администрация Ковылкинского муниципального района постановляет
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие образования в Ковылкинском муниципальном районе на 2016 - 2019 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы - начальника управления по социальной работе администрации Ковылкинского муниципального района И.Н. Моисееву.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И. о. Главы администрации |
Н.П. Комусов |
Постановлением Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 15 декабря 2016 г. N 1929 настоящая Программа изложена в новой редакции
Программа
"Развитие образования в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия на 2016 - 2019 годы"
(утв. постановлением администрации Ковылкинского муниципального района от 3 ноября 2015 г. N 1525)
6 июня, 23 сентября, 15 декабря 2016 г., 2 июня 2017 г.
Паспорт
муниципальной программы Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
"Развитие образования в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия на 2016 - 2019 годы"
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие образования в Ковылкинском муниципальном районе" на 2016 - 2019 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке муниципальной программы, дата утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление администрации Ковылкинского муниципального района N 1277 от 24.09.2015 года "Об утверждении перечня муниципальных программ Ковылкинского муниципального района, подлежащих к реализации в 2016 году" |
заказчик программы |
Администрация Ковылкинского муниципального района |
Ответственный исполнитель муниципальной программы, основные разработчики муниципальной программы |
Управления по социальной работе администрации Ковылкинского муниципального района |
Участники муниципальной программы |
Общеобразовательные и дошкольные учреждения МБУ "Центр культуры Ковылкинского муниципального района" МБОУ "Центр физической культуры и молодежной политики" ГУ "Центр занятости населении Ковылкинского района" МБУ "Центр информационно-методического и технического обеспечения муниципальных учреждений Ковылкинского муниципального района" Управление по социальной работе Учреждения дополнительного образования |
Подпрограммы муниципальной программы |
отсутствуют |
Программно - целевые инструменты |
Государственная программа Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы" |
Цель программы |
Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества и каждого гражданина; повышение роли образования в социальном пространстве |
Задачи программы |
модернизация образования как института социального развития; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; обеспечение безопасности образовательного пространства и создания условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. |
Целевые показатели(индикаторы) эффективности реализации муниципальной программы |
целевыми индикаторами Программы являются: уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от места жительства и состояния здоровья; уровень соответствия образования современным стандартам. Основные показатели Программы, отражающие ход ее реализации: удельный вес численности детей, охваченных дошкольным образованием; удельный вес педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; доля педагогических работников, применяющих инновационные образовательные технологии в процессе обучения и воспитания учащихся; доля детей-инвалидов, получающих общее образование на дому в дистанционной форме; доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (усыновление, опека, попечительство, приемная семья); доля учащихся, занимающихся по программам углубленного изучения предметов; доля школьников, охваченных дополнительным образованием; доля образовательных организаций района, реализующих программы духовно-нравственной направленности, от их общего количества удельный вес количества обучающихся, прошедших независимую оценку академических достижений, компетенций и способностей |
Сроки реализации программы |
2016 - 2019 гг. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
Программа рассчитана на 2016 - 2019 годы и реализуется в три этапа. |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы Объем и источники финансирования программы |
Прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составит 1955482,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2016 год - 443524,4 тыс. рублей; 2017 год - 451080,1 тыс. рублей; 2018 год - 499269,50 тыс. рублей; 2019 год - 563057,7 тыс. рублей; Указанный объем носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней. - денежные средства являются прогнозными. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы (указать результат) |
В результате выполнения программы в системе образования будет обеспечено: Повышение результативности образования за счет: уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от места жительства и состояния здоровья, до 96%. уровень соответствия образования современным стандартам, до 95% Основные показатели Программы, отражающие ход ее реализации: удельный вес численности детей, охваченных дошкольным образованием, до 1321 чел.; удельный вес педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, до 135 чел.; доля педагогических работников, применяющих инновационные образовательные технологии в процессе обучения и воспитания учащихся, до 75%; доля детей-инвалидов, получающих общее образование на дому в дистанционной форме, до 4 чел.; доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (усыновление, опека, попечительство, приемная семья), до 78%; доля учащихся, занимающихся по программам углубленного изучения предметов, до 7%; доля школьников, охваченных дополнительным образованием, до 94,5%; удельный вес количества обучающихся, прошедших независимую оценку академических достижений, компетенций и способностей, до 20%; Повышение удовлетворенности населения качеством образования путем: информирования населения о состоянии образования в районе; совершенствования деятельности управляющих советов образовательных учреждений; обновление и повышение эффективности использования материально-технической базы системы образования, позволяющей на принципиально новом уровне решать образовательные и воспитательные задачи; увеличение доли образовательных организаций республики, реализующих программы духовно-нравственной направленности до 100% создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей. |
Система организации управления и контроль за исполнением муниципальной программы |
Заказчик программы организует управление реализацией Программы, проведение мониторинга в ходе реализации |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа.
Система образования Ковылкинского муниципального района сохраняет основные параметры и динамично развивается, обеспечивая конституционные права граждан на образование, на выбор учебного заведения, учебной программы, дополнительных образовательных услуг, формируя интеллектуальный и профессиональный потенциал района. Основными характеристиками районной образовательной системы являются стабильность и доступность, достаточная для удовлетворения образовательных запросов населения в получении образования всех уровней в соответствии с возрастом, интересами, способностями и возможностями личности.
Сеть образовательных учреждений района включает в себя 16 учреждений дошкольного образования; 22 средних общеобразовательных школы, 5 основных общеобразовательных школ , 2 начальных общеобразовательных школ и 3 учреждения дополнительного образования. Всего в общеобразовательных учреждениях обучаются 2919 школьников. Из 28 школ - 22 (78%) сельскиx, 78% школ являются малокомплектными.
Образовательная политика в районе строится с учетом направлений, намеченных в программе развития системы образования Ковылкинского муниципального района на 2016 - 2020 годы. Их суть - обеспечение современного уровня качественного образования, его доступности для всех слоев населения, повышение эффективности деятельности системы образования, формирование человеческого капитала исходя из необходимости обеспечения инновационного развития.
Разработка Программы вызвана необходимостью дальнейшего повышения качества и расширения доступности образования, усиления его соответствия стратегическим ориентирам образовательной политики Российской Федерации, основным направлениям развития экономики республики и муниципального района, запросам и ожиданиям граждан.
Реализация Программы развития системы образования Ковылкинского муниципального района на 2016 - 2020 годы и участие в федеральных и республиканских проектах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" обеспечили определенные условия для успешной реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и позволили получить ряд важных результатов, характеризующихся повышением результативности деятельности в системе образования.
Вместе с тем, в системе образования муниципального района сохраняется комплекс проблем, решение которых требует использования программных методов. Наиболее актуальными проблемами в сфере образования района, на решение которых направлена Программа, являются:
1) охват дошкольным образованием детей сельской местности;
2) создание необходимых условий для получения обучающимися качественного образования современного уровня;
3) ограниченность материально-технических ресурсов (недостаточное технологическое, учебно-методическое обеспечение, высокий износ основных фондов) образовательных учреждений.
Главной задачей системы дошкольного образования является обеспечение реальной доступности дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения, гарантия прав родителей на выбор учреждений и вариативных образовательных программ с учетом состояния здоровья детей, их способностей, перспектив развития и индивидуальных особенностей.
В очередь на прием в дошкольные образовательные учреждения в возрасте от 0 до 7 лет стоят 197 человек, из них в возрасте от 0 до 1,5 лет - 112, от 1,5 - 3-85.
Основная проблема дошкольного образования - это охват детей сельской местности. Сложившаяся ситуация заставляет не только развивать традиционные формы дошкольного образования, но и искать новые. Это вариативное дошкольное образование, развитие сети дошкольных групп на основе кратковременного пребывания.
Для обеспечения общедоступности дошкольного образования в сельской местности необходимо строительство дошкольных учреждений - пристроя и реконструкция ОП "Шингаринский д /сад", строительство д /сада в с. Мамолаево на 30 мест, реконструкция части здания МБОУ "Вечкенинская СОШ" под д /сад на 20 мест, здания МБОУ "Самаевская СОШ" под д/сад на 20 мест.
В связи с введением ФГОС дошкольного образования главным принципом стандарта стало - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. Поэтому в рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, ведущее место среди которых отводится игре и прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возможностей и интересов с учетом возраста.
По-прежнему, одним из основных направлений деятельности остается повышение качества образования. Малочисленность класса является главным фактором, ограничивающими решение проблемы доступности качественного образования в условиях сельской школы. Эффективное функционирование образовательных учреждений невозможно без оптимизации сети сельских малокомплектных и укрупнения средних школ. Анализ структуры сети сельских школ Ковылкинского муниципального района показывает, что контингент учащихся в 13 школах составляет от 20 до 40 чел. (46%), в 2 школах - от 40 до 60 чел. (7%) и в 10 школах - от 60 до 100 чел. и выше (35%).
В районе работа проводится по оптимизации школьной сети.
За последние 5 лет количество муниципальных образовательных учреждений уменьшилось.
Программа развития системы образования Ковылкинского муниципального района предусматривает разработку и принятие правовых актов развития и деятельности экспериментальных моделей образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия, социальной поддержке граждан, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Расширение нормативно-правовой базы в районе позволит создать единое пространство для координации действий всех учреждений образования, повысить эффективность экспериментальной и инновационной деятельности, привлечь внебюджетные источники финансирования в систему образования.
Качественное образование - это не только качественные учебные программы и эффективные методы обучения, и отвечающая современным требованиям материально-техническая база образовательных учреждений.
За последние пять лет образовательные учреждения района в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" дополнительно получили более 10 млн. рублей. Большая часть этой суммы была направлена именно на укрепление материально-технической базы школ.
В последние годы в районе развивается профильное обучение и предпрофильная подготовка. Однако преобладающей моделью реализации профильного обучения является внутришкольная профилизация, что не всегда соответствует современным требованиям к качеству подготовки выпускника на старшей ступени.
Одним из приоритетных направлений остается работа с одаренными детьми. В рамках материальной поддержки и стимулирования талантливой и способной молодежи, в возрасте от 14 до 18 лет, обучающейся в общеобразовательных учреждениях и имеющей позитивную динамику личностного развития, в районе учреждаются премии Главы администрации Ковылкинского муниципального района.
В районе разработаны механизмы муниципальной поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми. В целях дальнейшего стимулирования педагогов в работе с одаренными детьми учреждены ежемесячные премии для учителей, подготовивших призеров республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников, Межрегиональной олимпиады по мордовскому (мокша) языку и мордовской литературе.
Общеобразовательные учреждения Ковылкинского муниципального района, по работе с одаренными детьми осуществляют взаимодействие с факультетом дополнительного образования ГОУ ВПО "Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева". В рамках сотрудничества организована "Малая школьная академия" при ГОУ ВПО "Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева"; сотрудничество с ФМГУ им. Н.П. Огарева. Преподавателями института, университета проведен цикл лекций и практических занятий с учителями-предметниками, работающими с одаренными детьми; на базе пединститута проводятся индивидуальные консультации учителей - предметников.
Эффективно ведется работа с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей. С каждым годом увеличивается занятость обучающихся дополнительными образовательными услугами в учреждениях дополнительного образования детей, так в 2014-2015 учебном году охват учащихся дополнительным образованием составил 85%. Образовательная деятельность представлена 47 программами дополнительного образования, которые имеют различные направленности, а также отличаются друг от друга по срокам и уровням реализации.
Участие ученика каждой конкретной школы и его результативность в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях - это не просто основа для формирования рейтинга школ. Это один из ключевых показателей муниципальной системы оценки качества образования.
В 2014-2015 на республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников показали результат - 1 победитель и 13 призеров. Достигнутые результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития на муниципальном уровне системы поиска и поддержки талантливых детей.
Сегодня востребовано дальнейшее стимулирование раннего выявления и поддержки детской одаренности, развитие олимпиадного движения, охват данным движением большего числа школьников, построение разветвленной системы поиска и поддержки одаренных детей, а также сопровождения в течение всего периода становления личности, что невозможно без использования программно-целевого метода.
Внедрение здоровьесберегающих технологий на ступенях дошкольного образования продолжается и в общеобразовательной школе, однако, учебные перегрузки учащихся приводят к значительному снижению числа практически здоровых детей. Поэтому одной ведущих задач, стоящей перед педагогическими коллективами образовательных учреждений, является сохранение здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через организацию здорового питания, физическое развитие детей являются приоритетными направлениями и необходимой гарантией успеха всех социальных и экономических реформ.
Во всех школах района введен 3-й час уроков физической культуры, работают 2 специализированных спортивных класса, в 6 школах района реализуется проект "Спортивная суббота".
Приоритетными направлениями последних лет остаются патриотическое и гражданское воспитание в рамках районной программы "Патриотическое воспитание граждан Ковылкинского муниципального района на 2011 - 2015 годы", одним из составляющих которого является кадетское движение.
Кадетские классы есть в Гимназии N 1, в школах N 2 и N 6. Воспитанники данных учреждений принимают активное участие в кадетском движении Республики.
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть единого образовательного процесса должно обеспечивать профессиональную успешность личности. С этой целью требуется реализация комплекса мер по инновационному развитию системы образования детей, ориентированного на поддержку технического творчества обучающихся, инженерно-конструкторской и изобретательской деятельности.
Однако, несмотря на все принимаемые меры, остается много нерешенных проблем, требующих дополнительных финансовых вливаний. Во многих образовательных учреждениях требуется ремонт кровли - МБОУ "Парапинская СОШ", МБОУ "Ст-Дракинская СОШ", МБОУ "Вечкенинская СОШ", реконструкция кровли МБОУ "Ковылкинская СОШ N 4, Дома детского творчества, капитальный ремонт спортивных залов - МБОУ "Парапинская СОШ", МБОУ "Примокшанская СОШ", МБОУ "Ковылкинской СОШ N 3". Требует дальнейшего совершенствования материально-техническое обеспечение образовательных учреждений современным учебным и спортивным оборудованием, инвентарем, информационно-техническими средствами базовые сельские школы - МБОУ "Ст. Дракинская СОШ", МБОУ "Вечкенинская СОШ", МБОУ "Троицкая СОШ", МБОУ "Шингаринская СОШ" и другие.
В качестве приоритетных на 2016 - 2019 годы ставятся следующие задачи:
модернизация образования как института социального развития;
создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.
К проблемам развития системы образования Ковылкинского муниципального района относятся:
недостаточное финансирование системы образования;
"старение" кадров в системе образования;
слабая материально-техническая база образовательных учреждений;
отдаленность образовательных учреждений от базовых образовательных учреждений.
Одним из важнейших задач развития системы образования является укрепление материальной базы образовательных учреждений района, удовлетворяющих современным требованиям, а также оснащение образовательных учреждений самыми современными средствами обучения.
Актуальной является проблема совершенствования и развития системы работы по предоставлению дополнительных, в том числе платных образовательных услуг с учетом запросов родителей.
Остается нерешенным вопрос организации сетевого взаимодействия в профильном обучении с применением дистанционных технологий.
Особого внимания требует ситуация в сфере реализации права на образование детей и молодежи из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, других категорий детей и молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Необходимо развивать систему инклюзивного образования. Обеспечение доступа детей-инвалидов к дистанционному обучению предполагает техническую оснащенность лицензионным программным обеспечением, высокое качество оказываемых Интернет-услуг, подготовку педагогов к осуществлению дистанционного обучения.
Не менее актуальной остается проблема эффективного развития школ с преобладающим контингентом учащихся мордовской (мокша) национальности, для решения которой необходима реализация комплекса мер, в том числе:
сохранение и развитие мордовского языка как языка воспитания и обучения в системе общего образования;
формирование этнокультурного и языкового самосознания учащихся;
развитие олимпиадного движения по мордовскому языку, мордовской литературе, истории и культуре мордовского народа;
укрепление учебно-материальной базы национальной школы для совершенствования образовательного процесса;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения.
Особого внимания требует ситуация в сфере реализации права на образование детей и молодежи из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, других категорий детей и молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Одним из важнейших направлений деятельности на сегодняшний день является профилактика социального сиротства.
В настоящее время в районе разработан и успешно реализуется комплекс мер, направленный на устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на различные формы семейного воспитания, как приоритетного направления в решении проблем социального сиротства. Совершенствуются и предпринимаются все методы сохранения ребенка в кровной семье. Специалистами отдела опеки и попечительства несовершеннолетних проводится большая работа с приемными семьями. Ежеквартально проходят заседания Клуба с целью выявления трудностей, с которыми встречаются приемные родители в воспитании детей, решение данных проблем, а также обмен опытом между приемными родителями.
В условиях реализации перехода общеобразовательных учреждений на новые федеральные государственные образовательные стандарты необходимо принять меры по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, оснащению образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.
В муниципальной образовательной сети намечены перспективы интеграции системы дополнительного образования и системы общего образования с точки зрения поставленных перед ними задач.
Продолжает оставаться актуальным совершенствование качества образования, развитие его доступности и эффективности, обладание выпускников образовательных учреждений ключевыми знаниями, умениями и компетентностями, необходимыми для продолжения самообразования и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда.
Обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в образовательных учреждениях района - важная задача Программы.
Реализация программы позволит объединить усилия органов местного самоуправления, учреждений образования, общественности, что поможет обеспечить новый уровень качества образования.
Реализация Программы развития образования в Ковылкинском муниципальном районе на 2016 - 2019 годы будет способствовать устранению существующих в образовании противоречий, решению многих стоящих перед ним задач.
Решение названных проблем программно-целевым методом более эффективно по сравнению с планово-нормативным, поскольку обеспечивает возможность учета стратегических приоритетов социально-экономического развития района, снижает риск неэффективного использования финансовых ресурсов, создает условия для комплексной реализации мер по развитию учебно-материальной базы образовательных учреждений, способствует внедрению механизмов, направленных на усиление связи заработной платы педагогических работников с результативностью и качеством труда.
2. Основная цель и задачи программы, целевые индикаторы и показатели, отражающих ход ее выполнения
Целью программы является обеспечение на территории района доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики и потребностям граждан, повышение роли образования в социальном пространстве. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- модернизация образования как института социального развития;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг;
- развитие учебно-материальной базы муниципальных образовательных учреждений;
- создание условий, обеспечивающих успешную социализацию детей;
- развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг;
- создание условий в дошкольных образовательных учреждениях для организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
Степень достижения целей и задач Программы будет определяться на основе целевых индикаторов и показателей. (Приложение N 1)
3. Прогноз конечных результатов
Прогноз состояния сферы образования базируется как на демографических прогнозах о количестве детей школьного возраста и молодежи, на прогнозах развития экономики, рынка труда, технологий, представленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Определяющее влияние на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей окажут четыре внешних тенденции. Во-первых, при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность 25 детей школьного возраста. Во-вторых, продолжит меняться структура расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население города. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов. В-третьих, недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе - отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности. В-четвертых, будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций. Особенностью сети организаций дошкольного образования станет то, что в нее будут включены организации разных форм собственности, будет организована государственная поддержка вариативных форм дошкольного образования, что позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста. Организации дошкольного образования будут осуществлять также функции поддержки семей по вопросам раннего развития детей. Сеть школ в сельской местности будет иметь сложную структуру, включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования. Многие сельские школы станут интегрированными учреждениями и организациями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.). В городе школы будут включать ступени начальной, средней и старшей школы с особыми условиями обучения и воспитания для детей разных возрастов. Они будут интегрированы в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры и спорта.
4. Сроки реализации муниципальной программы
Программа рассчитана на 2016 - 2019 годы и реализуется в три этапа.
На первом этапе (2016 - 2017 годы) будут реализованы мероприятия, направленные на развитие и внедрение результатов Программы развития образования, создание новых моделей и технологий развития образования по различным направлениям, апробацию и экспериментальное внедрение результатов. На данном этапе будут осуществлены также мероприятия, направленные на завершение строительства и реконструкции объектов образования.
На втором этапе (2017 - 2018 годы) предполагается провести мероприятия по доработке моделей и технологий развития образования с учетом результатов первого этапа по различным направлениям.
На третьем этапе (2019 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Программы.
5. Перечень основных мероприятий программы
Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий по направлениям Программы (приложение 2).
С учетом анализа проблем, стоящих перед системой образования в районе, и в соответствии с направлениями, обозначенными в Концепции Программы, объемы финансирования рассчитаны по следующим основным направлениям:
- Реализация общих подходов к осуществлению национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
- Мероприятия по модернизации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей;
- Внедрение образовательных, организационно-финансовых и нормативно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей;
- Обеспечение современного качества образования за счет внедрения с участием профессионально-педагогических сообществ электронных образовательных ресурсов, адекватных механизмов оценки и стимулирования деятельности учителей;
- Внедрение независимой системы измерений качества образования, позволяющей оценить на всех ступенях и уровнях образования результаты деятельности образовательной системы и учреждений, индивидуальных образовательных достижений:
- Обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений.
6. Основные меры правового регулирования
В течение 2016 - 2019 годов в рамках программы будут приняты нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию Закона. При разработке нормативных правовых документов их содержание будет основываться в том числе на тех изменениях, которые запланированы в программе. Будут учитываться требования к формированию муниципального задания образовательным организациям и порядку установления нормативов финансового обеспечения с учетом качества работы образовательной организации. Будут разработаны и утверждены ФГОС дошкольного образования. Будут разработаны и утверждены нормативные правовые акты, касающиеся организации образовательного процесса с учетом повышения его качества. С целью обеспечения информационной открытости образовательных организаций будут приняты нормативные правовые акты, касающиеся предоставления общественности информации об образовательной организации, развития государственно-общественного управления, общественного контроля, системного мониторинга и т.д. Планируемые меры правового регулирования в сфере молодежной политики направлены на дальнейшее совершенствование форм и методов реализации государственной молодежной политики и обеспечивают достижение задач: вовлечения молодежи в общественную деятельность; обеспечения эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи; обеспечения эффективного взаимодействия с молодежными общественными объединениями. Перечень основных нормативных правовых актов в рамках Законопроекта, нормативных правовых актов, направленных на реализацию задач, поставленных в программе, приведен в таблице 4 приложения
7. Перечень целевых индикаторов и показателей
Целевыми индикаторами Программы являются:
уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья;
уровень соответствия образования современным стандартам.
Основные показатели Программы, отражающие ход ее реализации:
удельный вес численности детей, охваченных дошкольным образованием;
удельный вес педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
доля педагогических работников, применяющих инновационные образовательные технологии в процессе обучения и воспитания учащихся;
доля детей-инвалидов, получающих общее образование на дому в дистанционной форме;
доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье);
доля учащихся, занимающихся по программам углубленного изучения предметов;
доля школьников, охваченных дополнительным образованием;
удельный вес количества обучающихся, прошедших независимую оценку академических достижений, компетенций и способностей;
увеличение доли образовательных организаций Ковылкинского муниципального района, реализующих программы духовно-нравственной направленности до 100%.
8. Обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей муниципальной программы
Для оценки целевых значений индикаторов были использованы доступные данные прошлых лет (по возможности, количественные), которые затем при помощи экспертных оценок были уточнены для получения итоговых показателей.
Что касается количественных данных базовых значений (значений индикаторов и показателей на начало реализации Программы), были использованы результаты реализации муниципальной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы. По возможности были использованы исторические данные для определения общей направленности изменений и получения оценочных сведений, в частности демографического характера, социально-экономического развития, динамики в промышленности и отдельных отраслях и т.д.
9. Ресурсное обеспечение
В рамках Программы наряду с финансовым обеспечением муниципального задания, управления сетью образовательных организаций - участников Программы планируется финансовое обеспечение мероприятий, направленных на стимулирование повышения качества образовательных услуг, развитие перспективных направлений и образовательных организаций и так далее.
Планируемые мероприятия, начиная с 2016 года, в рамках бюджетного процесса будет уточняться финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие системы образования и повышение качества образовательных услуг.
Реализация мероприятий Программы, финансируемых из бюджетов всех уровней.
2016 год - 443524,4 тыс. рублей;
2017 год - 451080,1 тыс. рублей;
2018 год - 499269,50 тыс. рублей;
2019 год - 563057,7 тыс. рублей;
10. Описание мер регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижения целей муниципальной программы
Меры регулирования управленческого характера, в том числе направленные на снижение рисков реализации мероприятий Программы, включают:
стратегическое планирование и прогнозирование. Соисполнители Программы разрабатывают долгосрочные стратегии обеспечения формирования условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствующих сферах нормативного правового регулирования и обеспечивают контроль их исполнения;
применение правовых методов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующих решению задач Программы на всех уровнях исполнительной власти;
определение организационной структуры управления реализацией Программы (состав, функции и согласованность звеньев всех уровней управления).
Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.
Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от соисполнителей Программы.
Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы является неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.
Ответственный исполнитель Программы в ходе ее реализации:
осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы, координирует деятельность соисполнителей Программы;
разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы;
подготавливает в установленном порядке план реализации Программы, содержащий перечень мероприятий Программы, включая мероприятия ведомственных целевых программ, с указанием сроков их реализации, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников;
уточняет механизм реализации Программы и размер затрат на реализацию ее мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
подготавливает годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности Программы;
организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы (контентное обеспечение специализированного сайта);
взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы.
Реализация мероприятий Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Оценка эффективности муниципальной программы
Для обеспечения оценки результатов эффективности целевых программ в Ковылкинском муниципальном районе разработаны целевые индикаторы, то есть количественные показатели эффективности реализации целевой программы, отражающие степень достижения цели и решения задач целевой программы. Проведенный на основании индикативных показателей сравнительный анализ отражает влияние Программ на уровень социально - экономического развития района, позволяет своевременно корректировать механизм реализации Программы, уточнять основные целевые показатели.
Приложение N 1
к Программе
"Развитие образования в
Ковылкинском муниципальном районе
на 2016 - 2019 годы"
Целевые индикаторы оценки эффективности Программы "Развитие образования в Ковылкинском муниципальном районе на 2016 - 2019 годы"
N |
Индикаторы и показатели |
Базовое значение (2015 год) |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Конечное значение (2019 год) |
1. |
Уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья, % |
91 |
96 |
96 |
96 |
96 |
96 |
2. |
Уровень соответствия образования современным стандартам, % |
85 |
88 |
90 |
92 |
94 |
95 |
3. |
Удельный вес численности детей, охваченных дошкольным образованием, чел |
человек |
1290 |
1300 |
1310 |
1321 |
1321 |
|
Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен от числа выпускников участвовавших в нем, % |
100 |
99 |
99 |
99 |
99,5 |
99,5 |
|
Доля учащихся, не получивших аттестаты о среднем (полном) общем образовании, % |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Удельный вес педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, чел |
чел |
118 |
120 |
128 |
135 |
135 |
5. |
Доля детей-инвалидов, получающих общее образование на дому в дистанционной форме, от общей численности детей-инвалидов, которым это показано, чел |
чел |
0 |
3 |
4 |
4 |
4 |
6. |
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (усыновление, опека, приемная семья), % |
75 |
78 |
78 |
79 |
78 |
78 |
7. |
Доля одаренных детей, участвующих в мероприятиях республиканского, всероссийского и международного уровней (от общего количества детей школьного возраста), % |
70 |
72 |
72 |
72,5 |
73 |
73 |
8. |
Доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием (от общего количества детей школьного возраста), % |
94,1 |
94,3 |
94,3 |
94,5 |
94,5 |
94,5 |
9. |
Удельный вес детей, занимающихся по программам углубленного изучения предметов, % |
1,5 |
2 |
3,5 |
5 |
7 |
7 |
10 |
Доля призеров и победителей республиканского этапа всероссийской олимпиады школьников от общего числа участников данного этапа, % |
10.9 |
11.0 |
11.1 |
11.2 |
11.3 |
11.4 |
11 |
Количество педагогов, получивших муниципальную поддержку по результатам участия их воспитанников в олимпиадах регионального, межрегионального и федерального уровней, чел. |
6 |
6 |
8 |
9 |
9 |
9 |
12 |
Доля педагогических работников, применяющих инновационные образовательные технологии в процессе обучения и воспитания учащихся, % |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
75 |
13 |
Удельный вес количества преподавателей, использующих электронные образовательные ресурсы в профессиональной деятельности, % |
60 |
70 |
70 |
75 |
78 |
78 |
14 |
Удельный вес количества педагогических кадров, прошедших повышение квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий в течение трех лет, % |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
80 |
15 |
Доля руководителей и специалистов управленческого корпуса системы образования, прошедших повышение квалификации в области методов управления в системе образования, соответствующих современным требованиям, % |
45 |
65 |
80 |
90 |
100 |
100 |
16 |
Удельный вес количества обучающихся, прошедших независимую оценку академических достижений, компетенций и способностей, % |
0 |
5 |
10 |
15 |
17 |
20 |
17 |
Доля учреждений, охваченных независимой системой оценки качества образования, % |
0 |
6 |
12,5 |
25 |
50 |
70 |
18 |
Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся, % |
93 |
93,5 |
94 |
95 |
95,5 |
95,5 |
19 |
Удельный вес учащихся, которым предоставлена возможность пользоваться современными столовыми, в том числе получать качественное горячее питание, % |
75 |
78 |
78 |
79 |
80 |
85 |
20 |
Доля молодых педагогов от общего числа педагогических работников (до 35 лет), % |
44 |
45 |
47 |
46 |
48 |
48 |
21 |
Удельный вес количества обучающихся, охваченных разного вида занятостью и отдыхом в оздоровительных лагерях в каникулярное время, % |
86 |
87 |
87 |
88 |
88 |
88 |
22 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, руб |
23984 |
27773 |
32272 |
37596 |
39663 |
39663 |
23 |
Доля образовательных организаций республики, реализующих программы духовно-нравственной направленности, от их общего количества |
% |
50 |
65 |
75 |
90 |
100 |
Постановлением Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 2 июня 2017 г. N 681 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к муниципальной Программе
"Развитие образования в Ковылкинском
муниципальном района РМ на 2016 - 2019 г.г.".
Мероприятия Программы
2 июня 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 3 ноября 2015 г. N 1525 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в Ковылкинском муниципальном районе на 2016 - 2022 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 21 августа 2020 г. N 812
Изменения вступают в силу после опубликования названного постановления
Постановление Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 6 сентября 2018 г. N 925
Изменения вступают в силу с 6 сентября 2018 г.
Постановление Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 2 июня 2017 г. N 681
Постановление Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 15 декабря 2016 г. N 1929
Постановление Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 23 сентября 2016 г. N 1440
Постановление Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия от 6 июня 2016 г. N 863